Кулачковая муфта свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода. Целью изобретения является повышение долговечности за счет обеспечения безударного и четкого включения. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) 2 и подпружиненную к ней ведомую П 4, установленную на ведомом валу посредством винтовых шлиц. П 4 и 2 взаимодействуют друг с другом посредством торцевых кулачков (К) 6 трапецеидального сечения. Рабочая поверхность 9 К 6 выполнена с углом наклона к оси муфты, меньшим угла наклона винтовых шлиц на величину, при которой обеспечивается следующее соотношение - > 2+3, где - угол наклона рабочей поверхности кулачка; b - угол наклона винтовых шлиц; r2 - угол трения рабочей поверхности кулачка; 3 - угол трения на поверхности винтовых шлиц. Часть рабочей поверхности 9 К 6, примыкающая к донной части К 6 полумуфты 2, выполнена под таким углом, что обеспечивается соотношение -1< 2+3, где 1 - угол наклона участка сопряжения рабочей поверхности кулачка, примыкающей к основанию кулачка ведущей полумуфты. Такая геометрия К 6 позволяет избежать ударного включения П 2 и 4 и обеспечивает четкое их включение, а следовательно, повышает долговечность муфты. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции муфт свободного хода. Целью изобретения является повышение долговечности за счет обеспечения безударного и четкого включения. На фиг.1 изображена предлагаемая кулачковая муфта свободного хода, установленная для привода зарядного генератора дизеля; на фиг.2 то же, в сборе (продольный разрез); на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 развертка торцевых трапецеидальных кулачков (разрез Б-Б на фиг.3); на фиг.5 и 6 пример выполнения кулачка с гашением импульса силы в момент включения. Кулачковая муфта свободного хода содержит вал 1, на котором свободно установлена ведущая полумуфта 2, упирающаяся в торец 3 вала 1, и ведомая полумуфта 4, соединенная с валом 1 посредством винтовых шлицев 5 под углом наклона к оси вала 1. Ведущая 2 и ведомая 4 полумуфты соединены между собой посредством торцевых кулачков 6 одинакового трапецеидального профиля. Для обеспечения постоянного контакта между торцевыми кулачками 6 ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт имеется следящая пружина 7, которая одним концом упирается в торец ведомой полумуфты 4, а другим концом во втулку 8, напрессованную на конец вала 1. Торцевые кулачки 6 полумуфт 2 и 4 имеют рабочую поверхность 9 под углом наклона относительно оси вала, меньшим угла наклона винтовых шлицев 5 соединения, поверхность 10, перпендикулярную оси вращения вала 1, поверхность 11 под углом наклона относительно оси вращения вала 1 (при условии > ), которая работает в случае выключения муфты. От вала 1 получает привод агрегат 12 зарядный генератор дизеля. Угол наклона винтовых шлицев 5 больше угла наклона рабочих поверхностей торцевых кулачков 9 на величину, превышающую сумму углов трения в винтовых шлицах 5 (3) и рабочих поверхностях 9 торцевых кулачков 6 (2), что определяется из соотношения > 2 + 3 В варианте исполнения муфты часть рабочей поверхности 9 кулачка 6, поверхность 13, примыкающая к основанию кулачка 6 ведущей муфты 2, а также и к вершине кулачка 6 ведомой муфты 4, выполнена под углом 1 к оси вала при соотношении -1 <2 + 3, где 2 и 3 углы трения соответственно в торцевых кулачках и винтовых шлицах муфты. Поверхности 10 и 13 сопряжены поверхностью 14 фаской. Остальная часть рабочей поверхности 9 кулачка 6, примыкающая к основанию кулачка 6 ведомой муфты 4 (а также к вершине кулачка 6 ведущей муфты 3) выполнена под углом 2 к оси вала, при соотношении 2 > 2 + 3, т.е. фактически 2= . Предлагаемая кулачковая муфта свободного хода работает следующим образом. При вращении ведущей полумуфты 2 и взаимодействии рабочих поверхностей 9 торцевых кулачков 6 происходит разворот ведомой полумуфты 4 относительно вала 1 по винтовым шлицам 5, в результате чего ведомая полумуфта 4 поджимается к ведущей полумуфте 2 независимо от усилия следящей пружины 7. Ведущая полумуфта 2 упирается при этом в торец 3 вала 1. Происходит передача крутящего момента через рабочую поверхность 9 торцевых кулачков 6 и винтовые шлицы 5 вала 1. При возникновении обратного момента (импульс нагрузки), в случае замедления вращения ведущей полумуфты 2 относительно вала 1, происходит взаимодействие поверхностей 11 торцевых кулачков 6, при этом ведомая полумуфта 4, преодолевая сопротивление следящей пружины 7, выходит из зацепления с ведущей полумуфтой 2. Проскальзывание ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 2 будет происходить при незначительных усилиях обратных моментов, однако при этом не происходит ударов поверхностей кулачков, так как кулачки 6 имеют трапецеидальное сечение. В момент включения муфты ведущая полумуфта 2 опережает ведомую 4, происходит взаимодействие поверхностей 9 торцевых кулачков 6, где за счет разности углов - > 2 + 3 (2 и 3 угол трения на поверхности 9 торцевых кулачков 6 и угол трения поверхности винтовых шлицев 5 возникает усилие, вводящее ведомую полумуфту 4 в зацепление с ведущей полумуфтой 2, т.е. происходит включение муфты и передача крутящего момента. Особенностью данной муфты является то, что поверхность 9 торцевых кулачков 6 имеет угол наклона относительно оси вала 1, что при взаимодействии с торцевыми кулачками ведомой полумуфты 4 в сочетании с винтовыми шлицами 5 под углом наклона относительно оси вала 1 приводит к заклиниванию муфты, преодолевая силы трения, возникающие в шлицах 5 и поверхностях 9 торцевых кулачков 6. Пружина 7 выполняет следящую роль, обеспечивая постоянный контакт между поверхностями торцевых кулачков 6 ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт и может иметь незначительное усилие. Изменяя соотношение углов > 2+ + 3, можно обеспечить условие, при котором при включении муфты будет происходить торможение ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 2 за счет сил трения, возникающих в шлицах 5 и торцевых кулачках 6, чем дополнительно достигается гашение импульса нагрузки. На фиг. 5 показано положение кулачка в момент заклинивания муфты, где рабочая поверхность 12 проходит участок А, который расположен под углом наклона к оси вала. На данном участке кулачка за счет преодоления сил трения между данной поверхностью 13 кулачков и в шлицах ведомой полумуфты 4 происходит некоторое выравнивание скоростей вращения ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт. Под действием результирующей силы R1 полумуфта 4 проходит участок А1, преодолевая сопротивление следящей пружины 7 и в работу вступает участок А2 рабочей поверхности кулачка с углом наклона 2. На данном участке кулачка на ведомую полумуфту 4 действует результирующая сила R2, которая прижимает ее к ведущей полумуфте 2. На участке А2 ведущих поверхностей 9 кулачков с углом наклона 2 происходит передача крутящего момента. При условии замыкания рабочих поверхностей 9 кулачков первоначально на участке А2, ведомая полумуфта 4 за счет действия силы R2 будет прижиматься к ведущей полумуфте 2 и после прохождения участка А1 произойдет последующее торможение ведомой полумуфты 4 на участке А2. При проскальзывании ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 3 контакт кулачков осуществляется по поверхности 11, 10, 13, 9, 14, 10, имеющих плавные переходы, что также предохраняет торцевые кулачки от ударных нагрузок. В предложенной муфте свободного хода с трапецеидальными торцевыми кулачками исключается ударный характер включения, а измененный профиль рабочей поверхности 9 торцевого кулачка 6 обеспечивает гашение импульса нагрузок за счет сил трения. В данной муфте передача крутящего момента происходит за счет действия нормальных сил, исключается также дискретный характер включения муфты.

Формула изобретения

1. КУЛАЧКОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содержащая ведущую полумуфту, подпружиненную к ней ведомую полумуфту, установленную на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и связанную с ведущей полумуфтой торцевыми кулачками, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности за счет обеспечения безударного и четкого включения, ведомая полумуфта связана с валом посредством винтовых шлицев, рабочая поверхность кулачков расположена под углом к оси полумуфт меньшим угла наклона винтовых шлиц на величину, определяемую из следующего соотношения: - > 2+3, где угол наклона рабочей поверхности кулачков; b угол наклона винтовых шлицев; r2 угол трения на рабочей поверхности кулачков; 3 угол трения на поверхности винтовых щлиц. 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что рабочая поверхность кулачков ведомой полумуфты сопряжена с их вершиной посредством участка, величина наклона которого определяется из соотношения -1< 2+3
где 1 угол наклона участка сопряжения рабочей поверхности с вершиной кулачка;
угол наклона винтовых шлиц;
r2 угол трения на рабочей поверхности кулачков;
3 угол трения на поверхности винтовых шлиц;
а часть рабочей поверхности кулачков ведущей полумуфты сопряжена с их основанием, аналогичным участкам.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 31-2000

Извещение опубликовано: 10.11.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве спицевых колес велосипедов

Изобретение относится к машиностроению , а более конкретно к обгонным муфтам, передающим вращение в двух направлениях , применяемым в частности во втулках велосипедов и т.д Цель изобретения повышение надежности упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения передачи вращения в двух направлениях Механизм содержит ведущее 1 и ведомое 2 звенья, а также промежуточный элемент в виде эксцентриково о кольца (ЭК) 3 ЭК 3 выполнено с центром тяжести, совпадающим с круговой цилиндрической поверхностью контакта ведущего звена 1 с ЭК 3, что позволяет не создавать момент вращения ЭК 3 относительно звена 1 Для увеличения момента инерции ЭК 3 на нем закреплен маховик Пара ведущее звено - ЭК выполнена с коэффициентом трения превышающим коэффициент трения ЭК - ведомое звено 2 з.п ф-лы, 1 ил ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2Рисунки:Страница 3 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 10-1994 (73) Патентообладатель: СЕМЕНОВ Б.П

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в бесступенчатых импульсных вариаторах скорости

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам свободного хода редуктора пускового двигателя

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания, в импульсных вариаторах, в приводах велосипедов, мопедов и др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах и трансмиссиях различных машин и устройств

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх