Гибкий вал

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: гибкий вал содержит цепь передающих вращение силовых элементов , соединенных гибким тросом, пропущенным через центральные отверстия силовых элементов. Один конец троса жестко соединен с конечным силовым элементом , а другой - через регулировочную пружину. Силовые элементы выполнены в виде цилиндров, на взаимодействующих торцах которых имеются конические зубья. Боковая поверхность силовых элементов выполнена в виде выпуклого цилиндра второго порядка. Высоту силового цилиндра определяют по предложенной зависимости. 2 ил.

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л F 16 С 1/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

О

Ю

О (21) 4918278/27 (22) 12.03.91 (46) 07.02.93, Бюл, N. 5 (71) Западно-Сибирский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии глубокого разведочного бурения (72) Б.Ю.Хайруллин, Б,Ю.Рытиков и

А.П. Клевцур (73) Западно-Сибирский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии глубокого разведочного бурения (56) Авторское свидетельство СССР

N. 457823, кл, F 16 С 1/02, опубл. 1975, (54) ГИБКИЙ ВАЛ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям гибких валов.

Известны гибкие валы, содержащие цепь шарнирно связанных звеньев типа муфт Гука-Кардана. Недостатком этих валов является сложность конструкции и невысокая нагрузочная способность.

Известен гибкий вал, содержащий соединенную посредством шарниров и стяжек цепь звеньев, взаимодействующих между собой зубчатыми секторами, выполненными на торцах звеньев во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем стяжки расположены в обхват звеньев параллельно секторам и связаны шарнирами со звеньями в точках геометрических центров секторов, Недостатком этого вала является сложность конструкции и невозможность передачи через вал осевой нагрузки.

„.,5U„„1794207 А3 (57) Использование: машиностроение. Сущность изобретения; гибкий вал содержит цепь передающих вращение силовых элементов, соединенных гибким тросом, пропущенным через центральные отверстия силовых элементов. Один конец троса жестко соединен с конечным силовым элементом, а другой — через регулировочную пружину. Силовые элементы выполнены в виде цилиндров, на взаимодействующих торцах которых имеются конические зубья.

Боковая поверхность силовых элементов выполнена в виде выпуклого цилиндра второго порядка. Высоту силового цилиндра определяют по предложенной зависимости.

2 ил.

Известен гибкий вал, содержащий цепь шарнирных элементов, соединенных гибким валом, выполненным в виде троса, один конец которого заделан непосредственно в тело соответствующей части вала, а другой через регулировочную пружину.

Основным недостатком известного вала, кроме сложности конструкции, является его плохая гибкость, что ограничивает его применение, например, в устройствах сверлящего типа для вскрытия пласта в скважинах, обсаженных колонной, где гибкий вал должен изгибаться на угол до 90 в неограниченных габаритах цилиндрического корпуса устройства, диаметр которого ограничивается внутренним диаметром обсадной колонны, спущенной в скважину. Это обусловлено тем, что шарнирное соединение элементов известного вала обеспечивает их взаимный поворот лишь в одной плоскости, перпендикулярной продольной

1794207

Н =2Rcos д, где R — радиус кривизны изгиба гибкого вала по центральной оси; д — угол делительного конуса конических зубьев. 35

На фиг,1 показан общий вид гибкого вала в разрезе.

Гибкий вал содержит цепь силовых элементов, состоящих из ведомого конечного элемента 1, элементов 2 — 5, ведущего эле- 40 мента 6 и конечного элемента 7, соединенных гибким тросом 8, жестко заделанным в элементы 1 и 7. Передача вращения и осевой нагрузки на ведущий элемент 6 от приводного вала (не показан) осуществляется муфтой 9 посредством шпоночного соединения 10, Поджим силовых элементов между собой и регулировка усилия поджатия осуществляется гайкой 11 и пружиной 12, для опоры которой в муфте 9 установлена разрезная шайба 13, Криволинейный уча. сток гибкого вала размещен в направляющем желобе 14, соединенном с корпусом 15 устройства для сверления отверстий в скважине. С этой целью с конечным элементом 55 ., 1 соединена режущая головка 16. На торцах силовых элементов гибкого вала выполнены конические зубья 17, благодаря зацеплению которых через вал передается вращение. оси шарнира, вследствие чего зна ительно .увеличивается радиус изгиба. Кроме того, известный вал не может обеспечить сохранение направления и прямолинейности высверливаемого отверстия при передаче через вал осевой нагрузки и крутящего момента на режущий инструмент, что обусловлено возможностью неориентированного изгиба элементов вала относительно друг друга благодаря шарнирным соединениям.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей гибкого вала.

Гибкий вал содержит цепь передающих вращение силовых элементов, соединенных гибким тросом, пропущенным через центральные отверстия силовых элементов, с возможностью взаимодействия между собой и изгиба относительно продольной оси вала, один конец троса жестко соединен с конечным силовым элементом, а другой— через регулировочную пружину, кроме того, силовые элементы выполнены в виде цилиндров, на взаимодействующих торцах которых выполнены конические зубья, боковая поверхность силовых элементов выполнена в виде выпуклого цилиндра второго порядка, а высоту силового цилиндра определяют по зависимости, 5

Боковая поверхность силовых элементов выполнена в виде выпуклого цилиндра второго порядка 18, т.е. "бочкообразной", Длина прямолинейного участка L (фиг.2) гибкого вала, расположенного над криволинейным направляющим желобом 14, должна быть не менее предполагаемой глубины сверления отверстия в стенке скважины (не показана), Гибкий вал работает следующим образом.

При сборке вал без муфты 9, гайки 11, пружины 12 и шайбы 13, соединенный с режу цей головкой 16, вставляется в направляющий желоб 14 снаружи корпуса 15, После выхода из желоба 14 элемента 6 его соединяют с муфтой 9, в которую под элемент 11 устанавливают разрезную шайбу

13, Головку 16 устанавливают в корпус 15, в муфту 9 ча элемент 7 устанавливают пружину 12 и поджимают ее гайкой 11, стягивая силовые элементы вала на тросе 8 в положении, показанном на чертеже. Муфта 9 соединяется с приводным валом (не показан) и через нее на гибкий вал передается вращение и осевая нагрузка. При этом вращение от муфты 9 передается через шпонку 10 на ведущий элемент 6, от которого через цепь силовых элементов 5, 4, 3, 2 и 1, на взаимодействующих торцах которых выполнены конические зубья 17., крутящий момент передается на режущую головку 16. Осевая нагрузка от муфты передается непосредственно на элемент б, от которого через цепь элементов 5, 4. 3, 2 и 1, взаимодействующих между собой коническими зубьями 17, осуществляется подача головки 16. По мере углубления головки 16 в стенку скважины (не показана) силовые элементы 2 и 3 и последующие будут выходить иэ направляющего желоба 14, а на их место в желоб 14 будут перемещаться силовые элементы 4, 5 и последующие, расположенные на длине прямолинейного участка вала над желобом 14, При этом у силовых элементов 2 и 3, взаимодействующих между собой коническими зубьями 17 как конические колеса, изменится характер зацепления. По мере выхода As криволинейного направляющего желоба 14 межосевой угол передачи будет стремиться к 180О, продольные оси элементов 2 и 3 совпадут и конические зубья 17 будут взаимодействовать между собой все одновременно как кулачковая сцепная муфта. Одновременно с этим элементы 4 и 5, все конические зубья 17 которых находились в зацеплении, при входе в криволинейный направляющий желоб 14 изменят характер своего взаимодействия и будут находится в зацеплении как конические колеса. Благо1794207

Н =2R. cos д

Н =2R. сов д, 6 даря стягиванию элементов тросом 8 и пружиной 12, а также одновременным зацеплением конических зубьев 17 на участках вала перед и после желоба 14 будет сохраняться прямолинейность оси, чем обеспечивается 5 сохранение направления и прямолинейности высверливаемого отверстия. Желоб 14 и выполнение соотношения обеспечивают ориентирование вала и выбор конструктивных параметров, при которых изогнутый участок вала может разместиться внутри корпуса 15. 15. Формула изобретения

Гибкий ввл, содержащий цепь передающих вращение силовых элементов, соеди- 20 ненных гибким тросом, пропущенным через центральные отверстия силовых элементов, с возможностью взаимодействия между собой и изгиба относительно продольной оси вала, один конец троса жестко соединен с 25 конечным силовым элементом, а другой — через регулировочную пружину. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, силовые элементы выполнены в виде цилиндров, на 30 взаимодействующих торцах которых выполВыполнение боковой поверхности силовых элементов в виде выпуклого цилиндра второго порядка 18 обеспечивает снижение энергетических затрат на трение и возможность размещения в желобе элементов.

Применение заявляемого гибкого вала обеспечивает расширение его эксплуатационных воэможностей, благодаря тому, что через вал можно передавать осевую нагрузку и, следовательно, использовать в устройствах сверлящего типа; конструктивные параметры валу можно минимизировать в соответствии с соотношением H=2R . cos д, что позволяет разместить вал в ограниченных габаритах. нены конические зубья, боковая поверхность силовых элементов выполнена в виде выпуклого цилиндра второго порядка, а высоту силового цилиндра определяют по зависимости где R — радиус кривизны изгиба гибкого вала по центральной оси; д — угол делительного конуса конических зубьев.

1794207

Составитель В,Смердова

Техред М. Моргентал . Корректор А, Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 530 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Гибкий вал Гибкий вал Гибкий вал Гибкий вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к приводам управления фрикционных устройств

Гибкий вал // 1677385
Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям гибких валов, и может быть использовано для передачи вращения от одного несоосного вала к другому

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения от одного механизма к другому

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления троса Боудена, и может быть использовано при изготовлении гибких приводных устройств в автомобилестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования движения, например, поступательного во вращательное

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к соединению вращающихся валов электрических машин

Гибкий вал // 1539407
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям гибких валов для передачи крутящего момента между несоосными валами

Гибкий вал // 2106546

Вал // 2110704
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к конструкциям валов, в частности карданных, и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Гибкий вал // 2117192
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в установках для врезки в труднодоступные точки трубопроводов

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах, трамваях и т.д

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано преимущественно в автомобильной и тракторной технике для защиты шарниров, валов, опор, втулок и других вращающихся деталей от внешних загрязнений (пыли, грязи и др.)

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано преимущественно в автомобильной и тракторной технике для защиты шарниров, валов, опор, втулок и других вращающихся деталей от внешних загрязнений (пыли, грязи и др.)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изделиям из композиционных материалов, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изделиям из композиционных материалов, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Гибкий вал // 2181448
Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано при бурении боковых каналов в стенках скважины
Наверх