Дозаполюсная передача с зацеплением новикова

 

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении зубчатых передач. Сущность: зубчатая передача типа Новикова содержит зубчатые колеса 1 и 2, зубья которых в торцовом сечении имеют выпуклые рабочие профили 3ibi и Э202 на головках и вогнутые рабочие профили CiEi и С2Е2 на ножках. Выпуклый профиль зуба одного колеса контактирует с вогнутым профилем зуба другого колеса. 5 Я-А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 1/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (213 4ф86839/28 (22) 29.11.90 (46) 1 .02.93. Бюл. М 6 (71) Луганский машиностроительный институт (72) .В.Д.Зайцев, А.Ф.Линьков, А.М.Флеер, В.П.шестопал и В.П.Шишов (56) А торское свидетельство СССР

М 73 852, кл. F 16 Н 1/00, 1980. (54) ОЗАПОЛЮСНАЯ ПЕРЕДАЧА С 3АЦЕП ЕНИЕМ НОВИКОВА Ы„, 1795197 А1 (57) Использование; изобретение относится к машиностроению и может быть использо. вано при проектировании и изготовлении зубчатых передач. Сущность, зубчатая передача типа Новикова содержит зубчатые колеса 1 и 2, зубья которых в торцовом сечении имеют выпуклые рабочие профили а1Ь и arbor на головках и вогнутые рабочие профили С1Е1 и СгЕ2 на ножках. Выпуклый профиль зуба одного колеса контактирует с вогнутым профилем зуба другого колеса. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых пеоелач.

Известны доэаполюсные зубчатые передачи с зацеплением Новикова, содержащие зубчатые колеса, исходный контур зубьев которых выполнен в виде выпуклой головки, вогнутой ножки и переходного участка, сопряженного с: ними, Недостатком известных дозаполюсных передач с зацеплением Новикова является их недостаточно высокая йагрузочная способность из-за малых размеров мгновенного пятна контакта рабочих поверхностей по

Длюнв ЗУбьЕВ.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является. дозаполюс ная:зубчатая передача с зацеплением

Новикова с исходным контуром с выпуклой головкой со с4иещением центра ее профиля от делительной прямой.

Недостатком известной передачи является ее пониженная нагрузочная способность вследствие распространения мгноаемног© вика контакта рабочих поверхкостей aIIft нф атее длину зуба, Целью изобретения является повышение нагрузочибй. способности и снижение виброактиеВОсти передачи.

Это достйгается тем. что зубья передачи выполняются с геометрическими параметрамй, удовлетворяющими следующей зависимости!

h2 И Жа м ° °

c0sO,5(Щ -Ю1 ) cos Р где а - модуль в нормальном сечении; ю3, щ минимальный и максимальный углы зацепления профилей зубьев в нормальном сечении.

Параметры h t. hz определяют из соотношений (Оабдв) " (п2+Оюбб) + л 2 стЯ QZ соз p (0,5бг)2 ". (h1 + О,5d)z + Ь12 ctgz a> со$2 Р ; где ᮠ— диаметр вершин зубьев; бг- диаметр, характеризующий положе. we ближайшей к оси начального цилиндра точки рабочего участка профиля зуба; д — диаметр начального цилиндра; ф- угол наклона зубьев на начальном цилиндре.

На фиг. 1 изображена зубчатая передача; на фиг, 2 — профили зубьев в торцовом сечении А-А зацепляющихся колес; на фиг.

3 - зуб одного из колес неприработанной передачи с площадками контакта на его noверхности; на фиг. 4 — зуб одного из колес приработанной передачи с площадками контакта на его поверхности; на фиг, 5— профиль зуба одного иэ колес в нормальном сечении 8-8.

Зубчатая передачи (фиг.1) содержит зацепляющиеся зубчатые колеса 1 и 2. Зубья зубчатых колес 1 и 2 в торцовом сечении (фиг.2) имеют выпуклые рабочие профили

10 atbt u azbz на головках и вогнутые рабочие профили С1Е1 и С2Е2 на ножках. Выпуклый профиль зуба одного колеса контактирует с вогнутым профилем зуба другого колеса.

При этом кривизна выпуклого профиля

15 больше, чем кривизна вогнутого. Рабочие профили головок и ножек зубьев соединены между собой переходными кривыми btCt u

bzCz, пересекающими начальные цилиндры с осями 01 и О2 и диаметрами dq и б2, соот2@ ветственно. Точки а1, а2 рабочего профиля расположены на цилиндрах с диаметрами бз), бэ2, точки b1, Ь2, ближайшие к начальным цилиндрам колес, расположены на цилиндрах с диаметрами dn. dfz. Нормаль.З к

25 выпуклому профилю зуба в точке а (фиг.5) пересекается с начальным цилиндром 5 в точке П2 и с касательной и к начальному цилиндру в этой точке. Угол между касательной г и HopMBJlblo 3 равен а2 — макси мальйому углу зацепления. Нормаль 4 к выпуклому профилю зуба в точке Ь (фиг.5) пересекается с начальным цилиндром 5 в очке fit и с касательной 1 к начальному цилиндру в этой точке, Угол между касательЭ5 ной г1 и нормалью 4 равен a< — минимальному углу зацепления. Расстояние точки а до касательной т2 равно hz, а расстояние точки Ь до касательной т1 равно ht.

Выпуклые и вогнутые участки зубьев контактируют в точках К и Kz. Под нагрузкой зубья взаимодействуют по эллиптическим мгновенным площадкам контакта (фиг,З) с центрами в точках К1 и Kz, располо-. женным на головках и ножках зубьев. При вращении колес 1 и 2 (фиг,2) эти площадки контакта перемещаются по линии К1К1 и

К2К2(фиг.3) отодного торца колеса к другому в направлениях, указанных стрелками.

В процессе работы передачи, после приработки, мгновенные площадки контакта распространяются на всю рабочую высоту головки ab и ножки зуба с СЕ (фиг.4), 55 имеют по ширине колеса длины tr и Ií, pas ные не менее половины осевого шага. Это обеспечивает более равномерное распределение напряжений изгиба по длине зубьев, повышает иэломную прочность зубьев пере1795197 дачи и, следовательно, ее нагрузочную способность.

Увеличенная длина пятна контакта обеспечивает также более плавное переФормула изобретения

Дозаполюсная передача с зацеплением

Норикова, содержащая колеса, боковые профили зубьев которых выполнены в виде выйуклой головки, вогнутой ножки и переходного участка, сопряженного с ними, о тл ич а, ю щ а я с я тем; что, с целью повышения нагрузочной способности и снижения вибро ктивности, параметры профилей зубьев колес удовлетворяют соотношению .

32 h1 > Жв, cos0,5 Щ+Щ з!и Щ ЭЬ Щ 2 cos 0.5 (٠—.Щ ) со82Р

l сопряжение зубьев из-за большего значения реального коэффициента перекрытия, что способствует снижению виброактивности передачи.

5 где а1, а — минимальный и максимальный углы зацепления профилей зубьев в нормальном сечении;

m — модуль в нормальном сечении;

Ь), h2 — расстояние крайних соответствующих углам точек рабочего участка профиле зубьев до касательных к начальному цилиндру в нормальном сечении;

P — угол наклона зубьев колес на начальных цилиндрах.

1795197

Составитель В.Шитов

Техред М.Моргентал Корректор М.Самборская

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент",. г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 418 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Дозаполюсная передача с зацеплением новикова Дозаполюсная передача с зацеплением новикова Дозаполюсная передача с зацеплением новикова Дозаполюсная передача с зацеплением новикова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах с высокими нагрузками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх