Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства

 

Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с злектропневматическим..упр.авлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера, имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил. .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 В 60 К 41/20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4856661/11 (22) 25.07.90 (46) 15.03,93. Бюл. ¹ 10. (72) Ю.M.Íàãîðíîâ и Г,M.Øèòóåâ (56) Авторское свидетельство СССР

N 328010, кл, В 60 К 19/6, 1972. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с электропневматическим,управлением коробкой передач и

„„5U 1801805 А1 сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил.

1801805

Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с электропневматическим управлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства, Цель изобретения — повышение надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач.

На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2— устройство контроллера; на фиг.3 — принципиальная схема механизма блокировки; на фиг.4 — устройство датчика управления; на фиг,5 — схема кнопки выключения сцепления; на фиг.6 — схема пневмодатчика.

Устройство содержит контроллер 1 с сектором 2, датчики 3 управления, электропиевмоклапаиа 4 передач и электропневмоклапан 5 сцепления, источник 10 давления, механизм переключения передач(не показан) с сервоцилиндрами 6 передач с пневмодатчиками 7 и сервоцилиидр 8 сцепления, механизм блокировки передач, включающего датчик 9 механизма блокировки и соленоид

11 со штоком, кнопкой 14 выключения сцепления и фиксаторов 15 фиксации передач и нейтралей, указательную пластину 16.

Контроллер с сектором 2 предназначен для выбора передачи и связан с датчиками

3 управления, которые соединены с электропиевмоклапаиами 4 и 5 и блоком питания системы.

Датчик 3 управления состоит (см. фиг.4) из штока с контактом, пружины и контактов.

Сектор 2 контроллера 1 при перемещении замыкает выступом через шток датчика 3 управления контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана б сцепления, При дальнейшем перемещении контроллера 1 сектор 2 размыкает впадиной, под действием пружины на шток датчика 3 управления, контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмокла пана 5 сцепления и замыкает контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапаиа 4 передачи. Электропневмоклапаны 4 и 5 соединены с источником 10 давления и сэрвоцилиндрами 6 механизма переключения передач и сервоцилиидром 8 сцепления. Механизм блокировки сектора 2 контроллера 1 предназначен для последовательного переключения передач, включающего датчик 9 механизма блокировки, установленного на корпусе сервоцилиндра

8 сцепления и связанного одним выводом с блоком питания системы, а вторым с обмоткой соленоида 11; который через шток взаимодействует со стопорящими пазами 13 сектора 2 контроллера 1.

Пневмодатчик 7 имеет подвижный контакт (см. фиг.б), закрепленный иа диафрагме, а с другой стороны установлен в направляющую и поджат пружиной. Диафрагма, направляющая и пру>кина установлены в корпусе.

Корпус имеет контактное устройство для взаимодействия с подвижным контактом диафрагмы, установлены на корпусах сервоцилиндров

6 передач и соединены одним выводом с датчи"0 ком 3 управления, а вторым с обмоткой элект- ропневмоклапана 5 сцепления. Кнопка 14 . выключения сцепления предназначена для установки контроллера 1 в нейтральное положение (между первой передачей и переда15 чей заднего хода) и расположена на рукоятке контроллера 1. Фиксаторы 15 предназначены для фиксации контроллера

1 при включении на кронштейне контроллера 1 и взаимодействуют с его пазом.

20 Устройство работает следующим обра. зом.

При перемещении контроллера 1 из нейтрального положения в положение первой передачи сектор 2 контроллера 1 вначале перемещения своим выступом (см, фиг.4) воздействует на датчик 3 и замыкает нижние контакты, соединяя обмотку электрОпневмоклапаиа 5 с блоком питания, Сжатый воздух, необходимый для работы устройст30 ва, поступает в сервоцилиндр 8 сцепления, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки выходит из паза штока сервоцилиндра 8 сцепления и соединяет обмотку ..соленоида 11 с блоком питания. Шток соленоида 11 входит в стопорящий паз 13сектора 2 контроллера 1. При дальнейшем

i: перемещении контроллера шток соленоида

11 фиксирует сектор 2 в положение включенной передачи, а этб положение соответ40 ствует впадине на секторе 2 контроллера, при котором нижние контакты датчика 3 размыкаются, а верхние., управляющие" включением передачи, замыкаются, соединяя обмотку электропневмоклапана 4 пере45. дачи с блоком питания, сжатый воздух, поступающий от источника 10 давления в сервоцилиндр 6 передачи, замыкает контак- ты пневмодатчика 7, продлевая включение сцепления (удержание сцепления в выклю50 ченном состоянии Осуществляется в незначительном времени прерывания электрической цепи и разностью диаметров впускных и выпускных каналов электропиевмоклапана

5 сцепления).

При поступлении сжатого воздуха под диафрагму, она прогибается и перемещает подвижный контакт к контактному устройству корпуса, и замыкает электрическую цепь. Дальнейшее возрастание давления воздуха, необходимое для переключения

1801805 передачи, уравновешивается пружиной и длиной контактного устройства корпуса. После включения передачи. дальнейшее повышение давления воздуха увеличивает усилие на диафрагме и сжимает пружину, контакты перемещаются в сторону пружины и размыкают электрическую цепь электропневмоклапана 5 сцепления. Шток сервоцилиндра 8 сцепления под воздействием пружины возвращает его в исходное положение, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки, попадая в паз на штоке сервоцилиндра 8 сцепления, размыкает контакт датчика 9 механизма блокировки, отключает обмотку соленоида 11 от блока питания.

Передача включена, механизм блокировки выключен, возможен переход на следующую передачу.

При остановке на второй и последующих передачах контроллер 1 переводится в . нейтральное положение между передачами, соответствующее метке на указательной планке 16, и фиксируется фиксатором 15.

Для установки контроллера 1 в нейтрал ьйое положение между первой передачей и передачей заднего хода служит кнопка 14 контроллера 1. Электропневмоклапан 5 сцепления имеет две независимые обмотки. Одна соединена с блоком. питания через пневмодатчики 7 и датчики 3 управления, а другая через кнопку

14 выключения сцепления (см.фиг.5). При нажатии на кнопку 14 выключения сцепления размыкаются (контакты, соединяющие блок питания с системой управления коробкой передач,(т.е, с датчиками 3 управления и механизмом блокировки передач), а замыкаются контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5

5 сцепления, Контроллер 1 переводится в указанное положение, кнопка 14 отпускается.

Предложенное устройство повышает надежность управления и переключения передач за счет введения механизма блоки10 ровки и кнопки выключения. сцепления, что исключает возможность выхода из строя синхронизаторов коробки передач, Формула изобретения

Устройство управления коробкой пере15 дач и сцеплением транспортного средства, содержащее контроллер, соединенный с источником питания, электромагнитными клапанами управления сервоцилиндрами, штоки которых соединены с механизмом пе20 рекл ючения передач и сцеплением, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач, оно снабжено

25 механизмом блокировки контроллера, включающим в себя датчик механизма блокировки, соленоид, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен

30 на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами сектора контроллера, 35

1801805

z,4. е системе упра5пения кар к обмотке эпектроинеЬвотаана сцеппени

om Ипата аийаниа

1801805

Составитель Г.Шитуев

Техред M.Mîðlåíòàë . Корректор H.Ñëoáoäíÿê

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 821 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5

Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, Цель изобретения повышение надежности путем предотвращения ложного срабатывания реле снятия нагрузки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильной и тракторной промышленности как устройство для получения постоянной скорости движения, транспортного средства

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к устройствам для управления акселератором и тормозом транспортного средства

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано в процесса.х управления двигателем и тормозами транспортных средств и обеспечивает повышение эффективности путем увеличения быстродействия работы устройства

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигательным установкам с поршневыми двигателями внутреннего сгорания, предназначенным для эксплуатации на автомобилях

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тормозных системах троллейбусов, автомобилей, тракторов и других транспортных средств с электрической трансмиссией

Изобретение относится к устройству автомобилей, а именно к устройству органов управления автомобилем

Изобретение относится к области транспортных средств
Наверх