Самоустанавливающееся зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности самоустанавливзющегося зубчатого колеса. Колесо состоит из ступицы 1, на которой размещается венец 2 с возможностью самоустановки в осевой плоскости колеса. Компенсационная муфта, со- . 3. Д единяющая венец 2 со ступицей 1, выполнена в виде стержневых канатных элементов 3 с жестко закрепленными на концах втулками 4, установленными с возможностью перемещения вдоль своей оси одним концом в отверстиях внутренних радиальных выступов 5 венца 2, а другим концом - в отверстиях наружных радиальных выступов 6 ступицы 1. Стержневые канатные элементы 3 расположены рядами равномерно по окружности. Самоустановка венца 2 на ступице 1 обеспечивается за счет установленных между ними сферических подшипников 7, 8 с общим центром О сферических опорных поверхностей. Пространство для размещения стержневых элементов 3 и подшипников 7, 8 герметизировано за счет плавающих поджимных колец 9, 10 и 11. 12,атакже-установленнымисторцоввенца 2 крышками 13 и 14. Через резьбовое отверстие в крышке 14, закрываемое пробкой 15, подается смазка. 2 ил. 562 I-L / СЛ со го со XI го

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 1/26, 55 /17

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

f2

10 (21) 4862777/28 (22) 23.08.90 (46) 30.04.93. Бюл. ¹ 16 (71) Опытно-конструкторское бюро "Параметр" при Коммунарском горно-металлургическом институте (72) A;M,Лаврик, В.Ю.Скуратов, В,Ю.Савенко и В.В.Анисимов (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N 1620732, кл. F 16 Н 1/26, 1989, 2. Авторское с«идетельство СССР № 1702013, кл. F 16 Н 1/26, 1989, (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕСЯ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и долговечности самоустанавливающегося зубчатого колеса. Колесо состоит из ступицы 1, на которой размещается венец 2 с возможностью самоустановки в осевой плоскости колеса. Компенсационная муфта. со.!Ж „, 1812372 А1 единяющая венец 2 со ступицей 1, выполнена в виде стержневых канатных элементов

3 с жестко закрепленными на концах втулками 4, установленными с возможностью перемещения вдоль своей оси одним концом в отверстиях внутренних радиальных выступов 5 венца 2, а другим концом — в отверстиях наружных радиальных выступов

6 ступицы 1. Стержневые канатные элементы 3 расположены рядами равномерно по окружности. Самоустановка венца 2 на ступице 1 обеспечивается за счет установленных между ними сферических подшипников

7, 8 с общим центром О сферических опорных поверхностей. Пространство для размещения стержневых элементов 3 и подшипников 7. 8 герметизировано за счет

"плавающих" поджимных колец 9, 10 и 11, 12, а также-установленными с торцов венца

2 крышками 13 и 14. Через резьбовое отверстие в крышке 14, закрываемое пробкой 15, подается смазка. 2 ил.

1812372

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и долговечности.

На фиг.1 изображено предлагаемое самоустанавливающееся зубчатое колесо; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1, Самоустанавливающееся зубчатое колеса содержит устанавливаемую на валу(не показан) ступицу 1, размещенный на ней с возможностью самоустановки в осевой плоскости колеса венец 2 и соединяющую венец 2 со ступицей 1 в окружном направлении компенсационную муфту. Последняя выполнена в виде расположенных рядами равномерно по окружности стержневых канатных элементов 3 с жестко закрепленными на концах {например, опрессовкай) втулками 4, установленными с возможностью перемещения вдоль своей оси в отверстиях, образованных в поперечных радиальных выступах 5 и б на внутренней поверхности венца 2 и наружной поверхности ступицы 1. Для обеспечения сборкл конструкции между торцами смежных втулок 4 предусмотрен монта>кный за.зор, а радиальные выступы 5 и б выполнены в виде шлицев, позволяющих свободно надевать венец 2 на ступицу 1, Сгмоустанавка венца 2 на ступице 1 обеспечивается за счет установленных между ступицей 1 M венцом 2 сферических подшипников 7, 8 с общим центром 0 сферических опорных поверхностей.

Пространство, в котором размещены стержневые канатные элементы 3 и подшипники 7, 8, герметизировано торцовыми уплотнениями, выполненными в виде "плавающих" и поджлмных колец 9, 10 и 11. 12 соответственно со сферическими уплотнительными поверхностями взаимного контакта, имеющими общий центр 0 со сферическими опорными поверхностями подшипников 7, 8, а также установленными со стороны обоих торцов венца 2 крышками

13 и 14. Смазка в упомянутое пространство вводится через резьбовое отверстие в крышке 14, закрываемое пробкой 15.

Колесо работает следующим образом, Находясь в зацеплении с парным зубчатым колесом (не показано), венец 2 самоустанавливается относительно ступицы 1 на

5 сферических опорных поверхностях подшипников 7 и 8.

Крутящий момент от венца 2 к ступице

1 передается через радиальные выступы 5 и

6, втулки 4 и стержневые канатные элемен"О ты 3. В процессе самоустановки и передачи крутящего момента происходит изгиб стержневых канатных элементов 3 с одновременным осевым перемещением втулок 4 в отверстиях радиальных выступов 5 и 6, "5 Применение в описанной конструкции стержневых канатных элементов 3, обладающих высокой несущей способностью и большим демпфированием, позволит повысить передаваемые зубчатой передачей моменты, снизить динамические нагрузки в зубчатом зацеплении, а наличие осевого перемещения втулок 4 практически исключит дополнительные осевые нагрузки на опоры.

Таким образом, описанная конструкция самоустанавливающегося зубчатого колеса обеспечивает его высокую нагрузочную способность и долговечность, малые габариты и снижение дополнительных нагрузок на

3О опары вала.

Формула изобретения

Самоустанавливающееся зубчатое колесо, содержащее устанавливаемую на валу ступицу, размещенный на ней с возможностью самоустановки восевой плоск,ости колеса венец и соединяющую венец со ступицей в окружном направлении компенсационную муфту, о т л и ч а ю щ е е с я тем; что, с целью повышения нагрузочной спо4О собности и долговечности, наружная поверхность ступицы и внутренняя поверхность венца выполнены с радиальными выступами, расположенными равномерно по окружности, так, что выступы венца размещены

45 между выступами ступицы, в выступах выполнены отверстия, а компенсационная муфта выполнена в виде втулок, установленных в упомянутых отверстиях и соединяющих втулки стержневых канатных

5О элементов.

1812372

Составитель Е.Родионова

Техред M,Moðãåíòàë Корректор И.Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1567 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Самоустанавливающееся зубчатое колесо Самоустанавливающееся зубчатое колесо Самоустанавливающееся зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано во всех видах зубчатых зацеплений и передач машин, механизмов и устройств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с высокой точности и плавностью хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отсчетно-силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к деталям машины , а именно к конструкциям зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для бесступенчатого изменения скорости вращения вала и крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах станков, используемых для позиционирования

Вариатор // 1807271

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве плавной коробки скоростей автомобиля, управление которой может быть автоматизировано

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх