Способ определения тяги газотурбинного двигателя на самолете
Способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя с регулируемым реактивным соплом при испытании его в наземных условиях на самолете, заключающийся в изменении атмосферного давления воздуха, давления воздуха перед двигателем и за вентилятором, давления газа за турбиной или в камере смешения и площади сечения реактивного сопла с последующим сравнением характерного параметра с наперед заданным значением по их эталонным зависимостям, отличающийся тем, что, с целью расширения возможностей контроля, предварительно определяют эталонные зависимости путем испытаний на стенде партии, состоящей из 3-5 однотипных двигателей, изменяя атмосферное давление воздуха, давление воздуха на входе в двигатель, давление воздуха за вентилятором или в камере смещения, или за турбиной, площадь сечения реактивного сопла и тягу на нескольких режимах и по измеренным параметрам определяют зависимость между отношением тяги двигателя к атмосферному давлению и к площади сечения реактивного сопла и степенью повышения давления в вентиляторе или отношением давления газа в камере смешения или за турбиной к давлению воздуха перед двигателем, далее испытывают эту же партию двигателей на самолете в наземных условиях, устанавливают при этом такие же значения степени повышения давления в вентиляторе, как на стенде и, измеряя площадь сечения реактивного сопла, по измеренным значениям определяют зависимость между отношением площадей сечения реактивного сопла при испытаниях на самолете и на стенде и степенью повышения давления в вентиляторе или отношением давления газа в камере смешения или за турбиной к давлению воздуха перед двигателем, а затем при испытаниях контролируемого двигателя на самолете в наземных условиях измеряют давление воздуха на входе в двигатель, давление воздуха за вентилятором или в камере смешения, или за турбиной, определяют площадь реактивного сопла, а затем определяют абсолютное значение тяги по полученной зависимости между отношением тяги к атмосферному давлению и площади сечения реактивного сопла и отношением давлений воздуха за вентилятором и перед двигателем, используя значение площади реактивного сопла, полученное по определенной зависимости между отношением площадей реактивного сопла, измеренных на самолете и на стенде, и отношением давления воздуха за вентилятором и перед двигателем, и судят о техническом состоянии, а в качестве характерного параметра выбирают величину тяги и ее отклонение от наперед заданной величины, получаемой для стендовых условий.