Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

Сущность изобретения: с целью повышения достоверности контроля теплового состояния двигателя, в способе определяют угловое -положение коленчатого вала и градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя только у тех цилиндров, поршни которых находятся на такте расширения при закрытых органах газораспределительного механизма , а в устройстве к блоку анализа и сравнения данных 1 подключен датчик угла поворота 12 коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. 2 н.п. ф-лы. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК (st)s G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4855937/06 (22) 08.08.90 (46) 23.05.93, Бюл, М 19 (71) Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта им. M, T. Åëèçà ðîâà (72) Д.Я.Носыров и С.А.Серпов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1437717, кл. G 01 М 15/00, 1986. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГО АНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,,5U „„1816985 А1 (57) Сущность изобретения; с целью повышения достоверности контроля теплового состояния двигателя, в способе определяют. угловое положение коленчатого вала и градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя только у тех цилиндров, поршни которых находятся на такте расширения при закрытых органах газораспределительного механизма, а в устройстве к блоку анализа и сравнения данных 1 подключен датчик угла поворота 12 коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, 2 н.п, ф-лы. 1 ил.

Q0 о

О

ОО (Л

1816985

Изобретение относится к диагностированию двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в частности, к контролю его теплового состояния и может быть использовано при оценке технических параметров двигателя в целом.

Целью изобретения является повышение достоверности контроля теплового состояния двигателя.

Цель достигается тем, что в способе контроля теплового состояния ДВС, при котором измеряют температуру продуктов сгорания и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся тепловом режиме работы двигателя, после чего выключают двигатель и определяют градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из рубашки охлаждения цилиндра и по соотношению между температурой продуктов сгорания, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом температуры и их эталонными значениями оценивают техническое состояние двигателя, дополнительно после остановки двигателя определяют угловое положение его коленчатого вала, а измерение параметров производят по отношению к цилиндру, поршень которого находится на такте расширения при закрытых органах газораспределения, а в устройство. содержащее первый и второй датчики температуры (ДТ), установленные на входе охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения, третий ДТ вЂ” на выходе охлаждающей жидкости из нее четвертый ДТ, установленный в выходном пэтрубке, и связанные с ними три преобразователя сигналов, выходы которых и выход эадатчика времени подключены к входам функционального преобразователя, а выход последнего подключен к первому входу блока анализа и сравнения, второй вход которого соединен с блоком хранения эталонных и расчетных значений контролируемых параметров, а выход блока анализа и сравнения связан с блоком индикации, дополнительно введен датчик углового положения коленчатого вала двигателя, выход которого подключен к дополнительному третьему входу блока анализа и сравнения.

Способ осуществляют следующим образом.

Измеряют температуру продуктов сгорания и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся тепловом режиме работы двигателя, Затем выключают двигатель и определяют градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя только у тех цилиндров, поршни которых находятся нэ такте расширения при закрытых органах газораспределительного механизма.

По соотношению между температурой продуктов сгорания, подогревом охлаждаю5 щей жидкости, градиентом температуры и их эталонными значениями у соответствующих цилиндров контролируют техническое состояние двигателя, Способ осуществляют несколько раз с целью определения гради"0 ента температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя при выключенном состоянии и при нахождении поршня каждого цилиндра поочередно в такте расширения, 15 На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство содержит датчики 1 и 2 температуры на входе охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения, датчик 3 температу-

20 ры на выходе охлаждающей жидкости иэ нее, датчик 4 температуры продуктов сгорания,соединенные с входами вторичных преобразователей 5, б, 7, выходы которых соединены с входом функционального преобразователя 9, Один из входов функционального преобразователя 9 соединен с задатчиком времени 8, а выход — с входом блока 11 анализа и сравнения, один вход которого соединен с блоком 10 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров, другой вход соединен с датчиком 12 угла поворота коленчатого вала двигателя, а выход — с блоком 13 индикации и отображения реэультэ35 тов измерений.

Устройство работает следующим образом.

При работе двигателя часть тепла от продуктов сгорания передается в стенку

40 цилиндровой гильзы, а оттуда в охлаждающую жидкость. Максимальное количество тепла передается на такте расширения при закрытых органах газораспределительного механизма, Соответственно при

45 выключенном двигателе максимальное количество теплоты от стенок цилиндровой гильзы к воде будет передаваться также при положении поршня в цилиндре нэ такте расш рения и при закрытых органах

50 гаэораспределительного механизма, т.е, будут отсутствовать посторонние утечки теплоты от цилиндровых гильз, Температуру охлаждающей жидкости на входе в рубашку охлаждения измеряют датчиками 1

55 и 2 на выходе из нее — датчиком 3. Сигналы от датчиков 1, 2 и 3 температуры поступают нэ входы вторичных преобразователей

5 и 6. Температуру продуктов сгорания измеряют датчиком 4, сигналы которого поступают на вход вторичного

1816985

Составитель B.3oëîòoa

Техред М.Моргентал!

Редактор T.Èâàíîâà

Корректор С.йекмар . .

Заказ 1718 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 преобразователя 7. Усиленные и нормированные сигналы с выходов вторичных преобразователей 5, 6, и 7 поступают на вход функционального преобразователя 9, один из входов которого соединен с задат- 5 чиком времени 8, сигналы которого используются при вычислении градиента нарастания температуры охлаждающей жидкости в охлаждающей рубашке цилиндровой гильзы. Из функционального пре- 10 образователя 9 сигналы поступают в блок

11 анализа и сравнения, где вычисленные подогрев, градиенты температуры, отношения градиентов температуры к подогреву и измеренные температуры 15 сравниваются с эталонными значениями, которые хранятся s блоке 10 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров, Результаты выводятся на блок индикации 13, причем, 20 выводятся параметры тех цилиндров, поршни которых находятся на такте расширения при закрытых органах газораспределительного механизма. Сигнал о рабочих процессах, происходящих в ци- 25 линдрах двигателя в зависимости от угла поворота коленчатого вала будет поступать с ° датчика 12 угла поворота коленчатого вала на блок 11. По измеренным параметрам от каждого цилиндра, а имен- 30 но, температуре отработавших газов (Tr) в выпускном коллекторе, подогреву охлаждающей жидкости (Л T>„), градиенту нарастания температуры (dT®/dò) охлаждающей жидкости и отношению гра- 35 диента нарастания температуры к подогреву (dT®/d t / ЛТ) судят о тепловом состоянии двигателя путем сравнения их значений с эталонными значениями.

Способ и устройство позволяют контро- 40 лировать тепловое состояние ДВС при положении поршня на такте расширения при закрытых органах газораспределения и по сравнению с прртотипом осуществлять более достоверный контроль, эа счет введения 45 в устройство датчика углового поворота коленчатого вала.

Формула изобретения

1. Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, при котором измеря ют температуру продуктов сгорания и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся тепловом режиме работы двигателя, после чего выключают двигатель и определяют градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из рубашки охлаждения цилиндра и по соотношению между температурой продуктов сгорания, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом температуры и их эталонными значениями оценивают техническое состояние двигателя, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности результата оценки, дополнительно после остановки двигателя определяют угловое положение его коленчатого вала, а измерение параметров производят по отношению к цилиндру. поршень которого находится на такте расширения, при закрытых органах газораспределения.

2, Устройство для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащее первый и второй датчики температуры, установленные на входе охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения, третий датчик температуры — на выходе охлаждающей жидкости из нее, четвертый датчик температуры, установленный в выхлопном патрубке, и связанные с ними три преобразователя сигналов, выходы которых и выход задатчика времени подключены к входам функционального преобразователя, а выход последнего подключен к первому входу блока анализа и сравнения, второй вход которого соединен с блоком хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров, а выход блока анализа и сравнения связан с блоком индикации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности результата оценки, устройство снабжено датчиком углового положения коленчатого вала двигателя, выход которого подключен к дополнительному третьему входу блока анализа и сравнения.

Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх