Гидромеханическая передача транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных машин и средств. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения маневренности транспортного средства за счет введения режима заднего хода, а также введения режима стояночного тормоза. Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче транспортного средства, содержащей гидротрансформатор , включающий насосное колесо, осевое и центростремительные турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор , и планетарную передачу, наружная обойма муфты свободного хода центростремительного турбинного колеса снабжена управляемым тормозом, планетарная передача выполнена с двумя однородными зубчатыми зацеплениями и положительным внутренним передаточным отношением, причем центральные шестерни планетарной передачи соединены с центростремительным турбинным колесом и выходным валом передачи, а водило планетарной передачи соединено с осевым турбинным колесом и снабжено серим управляемым тормозом. 1 ил. т С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5й)5 В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР. (ГОСПАТЕНТ СССР) М и033ДЯ л< Й1"."3-,,"-„"р" ух т

БQ ь 1Я(Т ..

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4908935/11 (22) 07.02.91 (46) 30;05,93. Бюл. йг 20 (71) Тульский политехнический институт (72) H.Н. Трушин (56) Авторское свидетельство СССР

N 650848, кл. В 60 К 17/10, 1979.

Авторское свидетельство СССР

hh 887850, кл, F 16 Н 47/08, 1981. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных машин и средств. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения маневренности транспортного средства за счет введения режима заднего хода, а также введения режима стояночного тормоза. Указанная цель достигается тем, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных средств.

Цель изобретения — расширение экс- : плуатационных возможностей гидромеханической передачи с двухтурбинным гидротрансформато ром.

Предлагаемая конструкция гидромеханической передачи позволяют осуществить режимы переднего и заднего хода транспортного средства, а также режим динамического тормоза с помощью двух элементов управления.

На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемой передачи.,, Ж„„1818259 А1 что в гидромеханической передаче транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, включающий насосное колесо, осевое и центростремительные турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, и планетарную передачу, наружная обойма муфты свободного хода центростремительного турбинного колеса снабжена управляемым тормозом, планетарная передача выполнена с двумя однородными зубчатыми зацеплениями и положительным внутренним передаточным отношением, причем центральные шестерни планетарной передачи соединены с центростремительным турбинным колесом и выходным валом передачи, а водило планетарной передачи соединено с осевым турбинным колесом и снабжено своим управляемым тормозом, 1 ил.

Гидромеханическая передача содержит корпус 1, в котором установлен гидротрансформатор 2, включающий насосное колесо

3, осевое и центростремительное турбинные колеса 4 и 5 соответственно с муфтой свободного хода 6 и установленный на своей муфте свободного хода 7 реактор 8, Насосное колесо 3 связано с входным валом

9. Гидротрансформатор 2 соединен с планетарной зубчатой передачей 10, имеющей шестерни внешнего зацепления. Планетарная передача 10 содержит центральные шестерни 11 и 12, водило 13 с сателлитами 14 и 15, Центральная шестерня 11 соединена с центростремительным турбинным колесом

5. водило 13 — с осевым турбинным колесом

1818259

4, центральная шестерня 12 — с выходным валом 16. Для управления гидромеханической передачей предназначены два тормоза; тормоз 17 — для водила 13 и тормоз 18— для наружной обоймы муфты свободного хода 6, связанной с центростремительным турбинным колесом 5.

Планетарная передача 10 может быть выполнена также с двумя внутренними зацеплениями или с парными сателлитами, тормоза 17 и 18 могут быть выполнены как в нормально замкнутом исполнении, так и в нормально разомкнутом.

Гидромеханическая передача работает следующим образом.

Выключенному состоянию трансмиссии соответствует опорожнение гидротрансформатора 2.

На режиме стоянки транспортного средства с работающим двигателем оба тормоза 17 и 18 включены. Не показанный на схеме двигатель приводит во вращение входной вал 9 и насосное колесо 3, но крутящий момент на выходной вал 16 не передается, тэк как турбинные колеса 4 и 5 остановлены, причем последнее — через муфту свободного хода 6.

На режиме переднего хода тормоз 17 выключен, тормоз 18 включен. Приводимое от входного вала 9 насосное колесо 3 создает поток и напор рабочей жидкости, которая направляется на осевое турбинное колесо 4 и создает на нем крутящий момент, направленный в ту же сторону, в которую вращается насосное колесо 3. Благодаря этому крутящему моменту турбинное колесо 4 приходит во вращение. Далее жидкость поступает на центростремительное турбинное колесо 5. При этом при неподвижном положении колеса 5 или при сравнительно малой скорости его вращения поток жидкости со. здает на колесе 5 отрицательный крутящий момент, направленный в сторону, противоположную направлению вращения насосного колеса 3. Этот крутящий момент воспринимается муфтой свободного хода 6.

Центральная шестерня 11 планетарной передачи 10 неподвижна, водило 13 — ведущее . звено, центральная шестерня 12 — ведомое.

Ilo мере роста скорости вращения осевого турбинного колеса 4 момент на центростремительном турбинном колесе 5 меняет .. евой знак — становится положительным и

: направленнйм в ту же сторону, что и на, правление вращения насосного колеса 3. Крутящие моменты турбинных колес 4 и 5 суммируются планетарной передачей 10.

При больших передаточных отношениях гидротрансформатора 2 — порядка 0,8—

0,85 — муфта свободного хода 7

25

30 ющих свойств имеет более широкие эксплуатационные возможности и компакт35

40 портного средства, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо, осевое и центростремительное турбинные колеса с муфтой свободного хода и установ, ленный на своей муфте свободного хода ре45

50 снабжена управляющим тормозом, планетарная передача выполнена с двумя однородными зубчатыми зацеплениями и положительным внутренним передаточным отношением, причем центральные шестер55 ни планетарной передачи соединены с центростремительным турбинным колесом и выходным валом передачи, а водило планетарной передачи соединено с осевым турбинным колесом и снабжено отдельным управляемым тормозом.

15 расклинивается, и реактор 8 начинает свободно вращаться в потоке рабочей жидкости — гидротрансформатор 2 переходит на режим гидромуфты, С целью снижения потерь мощности на этом режиме насосное 3 и турбинные колеса 4 и 5 могут блокироваться, а тормоз 18 выключаться.

Одновременное включение тормозов 17 и 18 во время движения транспортного средства позволяет осуществить режим гидродинамического торможения, Замедление скорости транспортного средства происходит за счет торможения турбинного колеса

5 потоком рабочей жидкости, выходящего из неподвижного турбинного колеса 4.

На режиме заднего хода включен mpмоз 17, тормоз 18 выключен. Неподвижное турбинное колесо 4, играющее теперь роль осевого реактора, направляет поток рабочей жидкости на турбинное колесо 5, на котором возникает отрицательный крутящий. момент. Тэк как муфта свободного хода 6 отключена, то этот момент передается центральной шестерне 11 планетарного механизмэ 10, а далее — через шестерни 14,15 и

12 — выходному валу 16; водило при этом остановлено.

Предлагаемая гидромеханическая передача при сохранении высоких преобразуную конструкцию за счет более полного использования возможностей двухтурбинного гидротрансформаторэ и планетарной.передачи, Применение ее позволит уменьшить массу и стоимость трансмиссии самоходного транспортного средства.

Формула изобретения

Гидромеханическая передача трансактор, и планетарную передачу, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, наружная обойма муфты свободного хода центростремительного турбинного колеса

1818259

Составитель Н.Трущин

Техред M.Моргентал

Корректор E.Ïàéï

Редактор Т.Пигина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород; ул.Гагарина, 101

Заказ 1921 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при 4 КНТ СССР

113035, Москва: Ж-35, Раушская наб., 4/5

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим ходоуменьшителям, используемым в трансмиссии самоходных регулирования их скорости

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх