Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры

 

Изобретение относится к автоматике и предназначено для выработки у обуча ющихся практических навыков по правильной и качественной стыковке наиболее часто встречающихся штепсельных разъемов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства 2 за счет возможности контроля качества. Устройство содержит блок коммутации заданий , содержащий штепсельные разъемы с гермоконтзктами, блок набора электрических соединений, содержащий штепсельные рззъемы с постоянными магнитами, блок контроля соединений, блок ввода эталонов , блок задания времени монтажа, блок контроля времени монтажа,-блок регистрации и оценки, блок установки исходного соогойии, е;шратср s-шпуяьсов и блок контроля качества соединений. Устройство позволяет автоматически формировать оценку нзг-ыкоо обучаемых по трем.параметрам: по правильности адресации стыкуемых разьймов согласно карте задания, по времени выполнения задания, по качеству стыковки заданны:-; групп рззьемов. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>я 6 09 В 9/ОО. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБPETEНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4901820/24 . (22) 07.12.90 . (46) 07.06.93. Бюл. M 21 (72) И.В. Гречушкин, В, E. Перев слав, И, A. Маш.кин и C.В. Мармцаили (56) Авторское свидетельство СССР

М 847337, кл. 6 09 В 9/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР . hL 1695358, кл, 6 09 В 9/09, 1989.

:,. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МО!+

ТАЖНИКА ЗЛГКТРОАПг!АРАТУРЬ! (57) Изобретение относится Y автоматике N .предназначенодля выработки уабучающи.:ся практических навыков по правильной и качественной стыковке наиболее часто встречающихся штепсельных разъемов, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства

Изобретение относится к автоматике, в .частности еустройствам для обучения профессиональным навыкам, и предназначено для выработки у обучающихся практических навыков по правильной стыковке наиболее

:часто встречающихся штепсельных разьемов злектроаппаратуры.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства за счет возможности контроля качества соединений.

На фиг. 1 показана структурная схема устройства; на фиг, 2 — его принципиальная схема.

Устройство содержит монтажную стойку. 1 (фиг. 2), на корпусе которой размещено

N групп разнотипных штепсельных разъемов 2 блочных частей блока коммутации заданий {фиг, 1), расположенных рядами и содержащих по два действующих коммута,,Ж3.(Ä> 182Î4ß А1 за счет воэможности контроля качества. Устройство содержит блок коммутации заданий, содержащий штепсельные разъемы с гермаконтактами, блок набора электрических среди; ений, содержащий штепсельные разъе! 3Ь с Ilостоянными магнитами, цлок кон гроля соединений, блок вводи эта лонов., блок задания времени монтажа, блОк контроля времени монтал:а,. блок регистраq;,:.,;I .:, r;;,I .::I,, пк Установки исходного со., i ОЛ Н Ill, . - .. : I< Ál) Ñ СP И Iil !ll ÜC06 И Л ОК контроля качества соединений. Устройство по;:::оляст aa омат!!:Iccки формировать о, :енку на-.ккое об чуемых по трем параметрам. по ((;авил ьности адресации стыку

:;:.Гых рая-.ямов со:ласна карте задания, по вре". ::.Ни в -.полнения задания, по качеству стыковки эаданны.-: групп разъемов. 2 ил. цИОННЫХ гНЕЗда 3, В КОтОРЫХКажДЫй ВторОй вход N-й группы ШР соединен перемычкой с первым входом последующего разъема. первый вход первого разъема группы соединен с нулевой шиной 4 источника питания, "второй вход последнего разъема соединен .с выходной клеммой 5 И-й группы ШР.

На корпусе размещено N групп штепсельных разъемов 6 кабельных частей блока

1! набора электрических соединений, содержащих двоичные коммутационные вилки 7, при зтам к корпусу каждого ШР 6 прикреплены постоянный магнит 8 (он может быть выполнен в виде накидной гайки каждого

ШР 6.

Устройство также содержит блок !)! Контроля соединений, блок Х контроля качества соединений, каждый из которых выполнен в виде мультиплексоров 9 и !О, у которых шины кодирования подключены через резисто1820401

3 ры Й1, R2, ВЗ соответственно к источнику питания и к выключателям В1, В2, ВЗ. Блок

- Х также содержит гермоконтакты 11, установленные с внутренней стороны монтажной . стойки 1 напротив каждого штепсельного разъема 6. Расстояние между . постоянным магнитом 8 и гермоконтактом

11 выбрано таким образом, что при качественном подключении ШР (полная затяжка накидной гайки по резьбе) гермоконтакт 11 замкнут под воздействием постоянного магнита 8. Выключатели 81, В2. ВЗ обьединены в блок IV ввода эталонов и предназначены .для подключения разных групп и типов разъемов к схемам контроля блоков Ш и Х. .. Блок Ч задания времени монтажа выполнен в виде многокаскадного счетчика, составленного из четырех счетчиков 12, соединенных последовательно, и элемента И 13. Блок

М контроля времени монтажа выполнен в виде четырех логических элементов И-НЕ

14. Блок И! регистрации и оценки выполнен

s виде повторителя 15 с транспарантом 16 регистрации выполнения задания, четырех транспарантов оценок 17 — 20, элемента И.НЕ 21, элемента И 22, элемента И-НЕ 23. элемента НЕ 24, элемента ИЛИ 25и элемента НЕ 28.

Для выработки заданных импульсов устройство содержит генератор импульсов 27 с регулятором 28 частоты, блок VN установки исходного состояния предназначен для установки в исходное состояние счетчиков блока V и управления подачи импульсоа от генератора 27 на счетчики блоке V и содер. жит выключатель "Пуск" 29, сопротиалейие

Р4 и конденсатор С1. Все блоки пщрслючены к источнику питания, «оторый вместе с элементами управления помещен в отдельном корпусе (на чертеже не показан).

При этОИ выходы И групп разнотипных штепсельных разьемов блочных частей и соответствующие им гермо«онтакты 11 соединены с соответствующими входами мультиплексоров 9, -N, выход мультиплексора 9 соединен с первым входом элемента

И 22, с первым входом элемента И.23 и . входом повторителя 15, выход которого со...единен с транспарантом 18 регистрации 9bl полнения задания. Выход мультиплексора

10 соединен с вторым входом элемента И

22. выход которого соединен с входами че тырех элементов И-НЕ 14, входом элемента

HE 24, выход которого соединен с вторым входом элемента И-НЕ 23, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ

25. Выход гейератора импульсов 27 соединен с элементом И 13 блока V, выход кото. рого соединен с входом первого счбтчика 12 блока V. Счетчики 12 могут представлять собой счетчики типа К-155, ИЭ4, К-155, ИЭ5, на выходе которых генерируется высокий уровень потенциала "1", Выход первого счетчика 12 соединен с входами первого элемента И-НЕ 14 и второго счетчика 12, выход второго счетчика 12 — с входами второго элемента И-НЕ 14 и третьего счетчика

12, выход третьего счетчика 12 — с входами

10 третьего элемента И-НЕ 14 и четвертого счетчика I2, а выход четвертого счетчика 12 — с входом четвертого элемента И-НЕ 14, "

Выход первого элемента И-НЕ-14 блока И соединен с первым транспарантом оценок

15 17 блока ЧИ и с входом элемента И-НЕ 21, выход которого через элемент НЕ 26 соединен с вторым входом элемента И 13 блока V, Выход второго элемента И-НЕ 14 соединен с входом первого элемента И-НЕ 14, с вхо20 дом второго транспаранта оценок 18 и входом элемента И-НЕ 21. Выход третьего элемента И-.НЕ 14 соединен с входами пер-: . ваго и второго элементов И-НЕ 14, входом третьего транспаранта оценок 19 и входом

25 элемента И-НЕ 21.

Выход четвертого элемента И-НЕ 14 со-: единен с входами первого, второго и третьего элементов И-НЕ 14, вторым входом элемента ИЛИ 25, выход которого соединен

30 с четвертым транспарантом оценок 20 и входом элемента И-HE 21.

Для сброса счетчикдв 12 на. "нуль" один из «онтактов выключателя 29 (пус«) подключен к первой шине источника питания (плю35 совой шине), второй контакт выключателя

29.подключен к первому выводу Р4: и треть-.ему входу элемента И 13. Второй вывод ре зистора Р4 подключен к первой обкладке . «онденсаторе С1 и входам 8 (сброс)счетчи40 кое 12 импульсов, вторая обкладка конденсаторе С1 подключена к второй шине источника питания. штепсельные разьемы 5 блоке II при. креплены к кабелям (на чертеже не показа45 ны}, которые являются имитаторами реальных связей с аппаратурой и закреплены во группам на корпусе монтажной стойки I, а их выводы не имеют электрической связи с остальными блоками устройства.

50 Штепсельные разъемы-2 блОка 1 содержат только по два действующих коммутационных гнезда, причем каждое второе гнездо соединено перемычкой с первым гнездом последующего штепсельного разъема блока

55 1, а штепсельные разъемы 5 содержат по два действующих штыря,. которые закорочены между собой, образуя вилку, и располо-. жены напротив соответствующих гнезд разъемов 2, При этом фиксируется подключение не отдельных разьемов, а подключе-.

1820401 ние целой группы разъемов, скоммутированной преподавателем с помощью выключателей 81 —. 83 блока 1У.

Корпус монтажной стойки выполнен рельефным, т. е. имеет ряд углублений, что обеспечивает разнообразие условий стыковки штепсельных разъемов при сборке электроаппаратуры, причем условия стыковки максимально приближены к реальным, Выбор программы обучения позволяет

- учитывать трудности стыковки для разных категорий обучаемых с помощью выключателей 81 — 83 блока 1V, а регулятор 28 частаты позволяет изменять нормативное 15 время заданий.

Качество стыковки ШР 6 с ШР 2 фикси.руется с помощью гермоконтакта 11 и постоянного магнита 8. При качественной магнита 8. . Устройство работает следующим образон. 25, Перед началом работы обучаемому выдается карта-задание, s которой указаны номера Ul P Ьой группы,, которые он должен правильно(без перепутывания) и качественно состыковать. После этого преподаватель

30 подает питание на все блоки устройства с помощью выключателя (на чертеже не показан), устанавливает заданную частоту импульсов генератора 27 рукояткой 28 в зависимости от сложности вопросов и тем самым интервал времени ответа на поставленный вопрос. Затем преподаватель набирает с помощью переключателей 81 — 83 заданную группу ШР, включает выключатель 29 (пуск), дает команду на начало сты- 40 ковки ШР. flpvi включении выключателя 29 (пуск) конденсатор С1 разряжен и на вход и счетчиков 12 подается низкий уровень потенциала; при этом все счетчики 12 приходят в исходное состояние, а импульсы со схемы И 13 первым счетчиком 12 восприниматься не будут. Но после зарядки конденсатора С1 на входах счетчиков 12 появится высокий уровень потенциала и счетчики ro50 товы к работе во время выполнения задания обучаемым. Счетные импульсы генератора

27 через элемент И 13 поступают к первому счетчику 12 блока V, на выходе которого генерируется высокий уровень потенциала

"1", а затем уже с другой частотой начинают поступать на вход второго счетчика 12 блока

:V и первый элемент И-НЕ 14.

В исходном состоянии на первый логический элемент И-НЕ 14 с первого счетчика

12 и с выхода элемента И 22 подается низстыковке разъемов (полное вхождение эле- 20

" ментов 7 в элемент 3) гермоконтакт 11 замкнут под воздействием постоянного кий уровень потенциала "0" и сигналы "1" с

2-го, 3-го и 4-го элементов И-НЕ 14. На вы.ходе первого элемента И-НЕ 14 будет сигнал "1", но транспарант 17 при.этом будет погашен. Таким же образом сигналы "1" будут на выходах 2-го, 3-го и 4-ro элементов

И-НЕ 14, При этом транспаранты 18,,19 будут также погашены. а транспарант 20 будет погашен, т. к. на обоих входах элемента

ИЛИ 25 сигнал "1". После того как первый счетчик 12 насчитает определенное количество импульсов, на его выходе появится сигнал "1", который поступает на первый логический элемент И-НЕ 14. Если к этому времени обучаемый произведет стыковку всех ШР заданной k-ой группы правильно и качественно, на выходе мультиплексоров 9, 10 формируется сигнал "1". 8 результате этого сигнал "1" поступает на вход повторителя 15, а с выхода повторителя 15- на вход транспаранта 16 регистрации выполнения задания, Кроме того, сигнал "1" с выхода элемента И 22 поступает на входы всех элементов И-HE 14 блока lV, что приводит к появлению сигнала "0" на выходе первого элемента И-HE 14 и происходит. включение транспаранта 17с оценкой "отлично". Одновременно сигнал "0" с выхода первого элемента И-НЕ 14 поступает на вход элемента

И-НЕ 21. Сигналом с элемента И-HE 21 через элемент HE 26 блокируется генерато-ром импульсов 27.

Если к приходу сигнал "1" с первого счетчика 12 не придет. сигнал "1" с элемента

И 22, на вь.ходе перво-о элемента И-HF 14 будет сигнал "1", и транспарант 17 незагорится.

Если с приходом сигнала "1" с второго счетчика 12 на второй элемент И-НЕ 14 придет сигнал "1" с элемента И 22; появляется сигнал "0" на выходе второго элемента ИНЕ 14, что приведет к включению транспаранта 18 и блокировке первого элемента

И-НЕ 14, что исключает возможность загорания транспаранта 17. Одновременно блокируется генератор импульсов 27 сигналом с выхода элемента И-НЕ 21 через элемент

HE 26, Таким же образом включение третьего элемента И-НЕ 14 приводит к блокировке первого и второго элементов И-НЕ 14 и исключению загорания транспарантов 17, 18. Аналогично включением четвертого элемента.И-HE 14 блокируются первый, второй и третий элементы И-НЕ 14. В случае некачественной стыковки хотя бы одного ШР

k-сй группы на выходе мультиплексора 10 ,формируется сигнал "0". При этом сигнал

"0" с выхода элемента И 22 поступает на входы элементов И-НЕ 14, что приводит к блокировке срабатывания этих элементов

1820401 . от счетчиков 12. Кроме этого,сигнал ".0" с блок задания времени монтажа, блок уставыхода мультиплексора 10 прйводит к сра- новки исходного состояния; выход которого . бвтыввнию элементов 24 — 2S и включению подключен к первому входу блока задания . транспаранта 20 с оценкой "неудовлетвори- времени монтажа, второй вход которого сотвльно"..:. . 6 единен.с.выходом генератора импульсов, : После выполнения задания обучаемый: третий вход-с выходом Вгока регистрации отстыковывает. разьемы. а преподаватель . и оценки, а выход соединен с пером вховыключает электропитание. Устройство . дом блока контроля еремеич монтажа, выищ вновь готово к работе.: ..: .. котором подключен к первому вхо блокв .:; Изобретение позволяет евтомэтически 10 регистрации и оценки,-второй вход которого ировать оценку наамкеа обучаемых по ащключен к аврому входу бяока контроля т рем параметрай по правильности адреса-, . времени юеетажа и вводами блока контроля ции стыкуемых eieiae (перепутывал соединений, еадм которюгбсоедииейысоо-: тн) согласмю карте задания, что аетстееииес аыхедами блока ееоаа амлонов обеспвчиааетсв устойчиамм сеечениеве 15 и блока коммутации заданий, eragt иящего ., транспаранта "Правиаьнесть. выполнения авщииен с Мвищом блока набора злектриче- . задания", по еремейи выпоаиаиив задания,, саик саадинейий. от л и ча в ще е с я там;

naaaeemyetseoeaI аадайиыхтруп6 рМь- что.: e Мввв расширения фуйкциоиавьных В и Ю9Ю М еммх чаатеа ШР).: .Креме. iего. -20 оти каитравкачестаасоедийаиийв негеввекоиструктиаиее амйе ие еаакев-3 м 2 дан Ьвк «аифел» качества со®дииений,. соответствует:аеааьиему арецеесу-сбавки ащврваций мермекеитакты и муамййлек .«В! 46 В ность.оценки наемке В6учаемых.:, неим с иепедаижнмми контактами

«у В ° у :.:. : . И ЮФ щ

Yeqmlieree д>е обучения ментажййка .;:yaet сеедееим е Миной источника питания

М м щВВ :: .В В ЮВ Ю Ф м боре еаектрических еоединейиФ. ба кем- . ребич еащы"э@аьтипаексофасеединены с мутации эадеииа, генератор имп ое, выхине ба©ка авода этакое, а ам еды

9®к еведе зталонев эа®аииа,бил коитраля 30 подкл1очеий к третьему ващу блока регист- . соедииемй, блок реювтрврю и оценки, рациии оценки.

Фиг.I

1820401

Составитель С,Маргиввили

Техред М.Моргентал Корректор: C.Ïåêàðü

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2032 . Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры Устройство для обучения монтажника электроаппаратуры 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тренажерам, которые могут быть использованы в учебных центрах для подготовки рулевых и операторов, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения вертикальных перемещений, повышения надежности и компактности конструкции имитатора

Изобретение относится к и женернбпсихологическим исследованиям, в частности к системам человек-машина, и может быть использовано для инженерно-психологической оЦенкй пультов управления техническими объектами и технологическими процессами

Изобретение относится к тренажерной технике, предназначено для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей речного флота

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к тренажерам оператора котельных установок

Изобретение относится к области механики взаимодействия движущегося тела с неподвижной поверхностью, например к механике соударения летательного аппарата с земной поверхностью в

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к области авиационного оборудования для наземной отработки и испытания систем управления летательных аппаратов, и может быть использовано в качестве тренажера для обучения и тренировки летного состава

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к подвижным пилотажным стендам консольного типа

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх