Устройство для индикации усилия затяжки резьбового соединения

 

Сущность изобретения: в устройстве для индикации усилия затяжки резьбового соединения с полым корпусом на гайке, соединенным с ней RO резьбе, и с средством индикации осевого усилия, размещенным в упомянутом корпусе, он (корпус) выполнен в виде колпачка, средство индикации - в виде полого цилиндра м перекрывающего его поршня, один из которых выполнен на торце стержня, а другой - на днище колпачка , при этом в поршне выполнено осевое капиллярное отверстие, в полости цигиндра размещено пластичное вещество, а днище колпачка размещено по отношению к торцу стержня с зазором. Цилиндр может быть выполнен на торцевой поверхности стержня , а перекрывающий его поршень в виде осевого выступа выполнен на днище колпачка . Возможно выполнение цилиндра в днище колпачка, а перекрывающий его поршень выполнен в виде выступа на торцовой поверхности стержня. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 31/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4951481/27

t (22) 28,06.91 (46) 15.06,93. Бюл. М 22 (71) Опытный завод энергетического машиностроения (72) Г,А.Голубев и В.А,Смирнов (56} Авторское свидетельство СССР

М 072812, кл. F 16 В 31/02, 19?9. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДИКАЦИИ УСИЛИЯ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ (57) Сущность изобретения: в устройстве для индикации усилия затяжки резьбового соединения с полым корпусом на гайке, соединенным с ней по резьбе, и с средством индикации осевого усилия, размещенным в

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, преимущественно, в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки.

Технический результат от использования изобретения состоит в укрощении операций контроля усилия и расширения области применения устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство включает в себя резьбовой стержень, гайку, установленную на последнем, полый корпус, размещенный на гайке и соединенный с ней на резьбе, и средство индикации осевого усилия, размещенное в корпусе, причем корпус выполнен в виде колпачка, средство индикации — в виде цилиндра и перекрывающего

„„5U „„1821569 А1 упомянутом корпусе, он (корпус) выполнен в виде колпачка, средство индикации — в виде полого цилиндра и перекрывающего

его поршня, один из которых выполнен на торце стержня, а другой — на днище колпачка, при этом в.поршне выполнено осевое капиллярное отверстие, в полости цигиндра размещено пластичное вещество, а днище колпачка размещено по отношению к торцу стержня с зазором. Цилиндр может быть выполнен на торцевой поверхности стержня, а перекрывающий его поршень в виде осевого выступа выполнен на днище колпачка. Возможйо выполнение цилиндра в днище колпачка, а перекрывающий его поршень выполнен в виде выступа на торцовой Б поверхности стержня. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

С: его корпуса, один из которых выполнен на торце стержня, а другой — на днище колпачка, при этом в корпусе выполнено осевое . капиллярное отверстие, в полости цилиндра: размещено пластичное вещество, а днище колпачка размещено по отношению к торцу стержня с зазором. Цилиндр может быть выполнен на торцовой поверхности стержня, а перекрывающий его поршень выполнен в виде осевого выступа на днище колпачка. В другом варианте цилиндр может быть выполнен в днище колпачка, а перекрывающий его поршень выполнен в виде выступа на торцовой поверхности стержня, Сущность изобретения заключается в деформировании пластичного вещества в подпоршневой полости при удлинении стержня относительно гайки при затяжке и

1821569

50 вытеснении пластичного вещества в атмосферу через отверстие в колпачке. По величине выступающего "уса" пластичного вещества судят об усилии затяжки.

Устройство изображено на фиг. 1 и 2, 5 продольный разрез, Сопрягаемые детали 1 и шайба 2 стянуты резьбовым стержнем 3 с соответствующей гайкой 4. На внешней резьбовой части

5 гайки 4 закреплен полый корпус в виде 10 колпачка 6 с днищем 7; В варианте на фиг."

1 колпачок 6 имеет центральный выступ 8 со сквозным капиллярным отверстием 9. В стержне 3 выполнено глухое осевое отверстие 10.: 15

Выступ.8 колпачка 6 является поршнем и перекрывает цилиндр — глухое отверстие

10 стержня 3, при этом подпоршневая полость 11 заполнена пластичным веществом

12, например, полимером, неаулканизован- 20 . ной резиновой смесью и т.д.

В варианте на фиг. 2 резьбовой стер- . жень 3 имеет. центральный выступ 13; который является поршнем, перекрывающим цилиндр — глухое отверстие 14 s колпачке 6, подпоршневая полость 11 заполнена пластичным веществом. Между. колпачком 6 и гайкой 4 установлена регулировочная шайба 15, В процесее. затяжки из полости 11 вещество 12 вытесняется через отверстие 9 . 30 наружу в вйде тонкого,"уса" 16. Размеры . полости 11 и диаметр отверстия 9 подбира- ются экспериментально в зависимости от физико-механических свойств вещестаа 12 и удобства наблюдения за процессом за- 35 тяжки по величине "уса" 16. Осевой размер полости и зазор между торцом.17 резьбово- . го стержня 3 и днищем 7 колпачка 6 превышает величину удлинения стержня 3 при затяжке для того, чтобы исключить возмож- 40 ность упора торца 17 в днище 7.

Устройство работает следующим образОм. При повороте гайки 4 относительно стержня 3 в процессе сборки стержень 3 удлиняется, выступает на большую.величийу из гайки 4, осевой размер и объем полости 11 уменьшается. Вещество 12 испытывает всестороннее Сжатие, деформируется и вытесняется из полости 11 в атмосферу через отверстие 9. По величине выступающей части вещества 12 — "уса" 16судят о величине усилия затяжки, пользуясь . предварительно полученными зксйеримен4 тально градуировочными данными, Наличие шайбы 15 позволяет регулировать указанные выше осевые зазоры и фиксировать положение колпачка 6 на выступающей резьбовой части 5 головки 4, После окончания затяжки детали 6, 15 и вещество 12 могут быть удалейы.

Предложенное устройство- позволяет контролировать осевое усилие в процессе затяжки посредством элементарной технологической операции — сопоставления величины выступающего "уса" 16 с градуировочными.данными. Это может быть достигнуто как на.сборочном участке, так и непосредственно в полевых условиях, т.е. устройство может быть применено в различных узлах и машинах, области его применения расширяются. Важным является также то обстоятельство, что и усилие, необходимое для вытеснения вещества 12 незначительно и не влияет на силовую затяжку резьбового соединения, не изменяет его жесткости; может не учитываться при расчете резьбового соединения;

Формула изобретения

1. Устройство для индикации усилия за-. тяжки резьбового соединения, содержащее резьбовой стержень, гайку, установленную на последнем, полый корпус, размещенный на гайке и соединенный с ней по резьбе, и средство индикации осевого усилия, размещенное в корпусе, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения операции контроля и расширения области применения, корпус выполнен в виде колпачка, средство индикации — в виде полого цилиндра и перекрывающего его поршня, один из.которых выполнен на торце стержня, а другой — на днище колпачка, при этом в поршне выполнено осевое кайиллярное отверстие, в полости -цилиндра размещено пластичное вещество, а днище колпачка размещено rio отношению к торцу стержня с зазором.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю lq е ее я тем, что цилиндр выполнен на торцовой поверхности стержня, а перекрывающий его поршейь в виде осевого. выступа выполнен на днище колпачка, 3. Устройство по и. 1; о т л и ч а ю щ е ее я тем, что цийиндр выполнен в днище колпачка, а перекрывающий его стержень выполнен в виде выступа на торцовой поверхности стержня.

1821569

1821569

Составитель Г.Голубев

Техред М,Моргентал

Редактор

Корректор А, Мотыль

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 2096 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Устройство для индикации усилия затяжки резьбового соединения Устройство для индикации усилия затяжки резьбового соединения Устройство для индикации усилия затяжки резьбового соединения Устройство для индикации усилия затяжки резьбового соединения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения усилий при затяжке и в процессе нагружения конструкции

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к ответственным соединениям узлов деталей машин без применения специального инструмента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения усилий затяжки в не подготовленных при сборке резьбовых соединениях при регламентированных работах, а также в процессе эксплуатации машин и агрегатов, например емкостей давления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля усилия затяжки ответственных резьбовых соединений

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к устройствам для монтажа и сборки тяжело нагруженного оборудования с резьбовым соединением

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в автомобилестроении, например в двигателестроительной промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при тяжелых и динамических нагрузках

Изобретение относится к машиностроению, к резьбовым крепежным элементам, снабженным средствами индикации состояния затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к методам диагностики фрикционных соединений металлоконструкций с высокопрочными болтами

Изобретение относится к крепежным устройствам

Изобретение относится к указателям нагрузки различных элементов, в частности элементов соединения, таких как болты, заклепки, штифты и т.п., и может быть использовано совместно с ультразвуковым преобразователем

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, преимущественно в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки
Наверх