Трансмиссия гусеничного трактора

 

Использование: транспортное машиностроение. Сущность изобретения: трансмиссия гусеничного трактора содержит муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач и снабжена валом отбора мощности (ВОМ), раздаточным редуктором, редуктором-удвоителем, а также дополнительным ВОМ. Основной ВОМ снабжен тороидной передачей. Положительный эффект: расширение диапазона передач, повышение надежности и долговечности, использование различных режимов ВОМ одновременно (основной - независимый привод; дополнительный - синхронный), обеспечение возможности запуска трактора с буксира без использования фрикционных тороидных передач. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно на гусеничных тракторах.

Известна трансмиссия гусеничного трактора, содержащая связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, фрикционную тороидную передачу, выполняющую функцию бесступенчатой коробки передач, конические шестерни главной передачи, фрикционные механизмы поворота и конечные передачи [1].

Основными недостатками известной трансмиссии, принимаемой в качестве аналога, являются: ограниченные функциональные возможности, обусловленные наличием лишь одного диапазона изменения передаточных чисел трансмиссии, а следовательно, и скоростей движения трактора на переднем и заднем ходу, а также невозможностью использования фрикционной тороидной передачи в качестве бесступенчатого механизма поворота гусеничного трактора; относительно невысокие долговечность и надежность фрикционной тороидной передачи, обусловленные необходимостью работы последней на прямом и реверсивном режимах, что значительно увеличивает интенсивность износа фрикционных рабочих поверхностей ее элементов - торов и роликов, а также сложностью механизма управления передачей, обеспечивающего переход с прямого на реверсивный режим.

Известна трансмиссия гусеничного трактора, содержащая связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, выполняющий функции бесступенчатой коробки передач и бесступенчатого механизма поворота, тормоза, бортовые редукторы и конечные передачи [2].

Известная трансмиссия по своей технической сущности является наиболее близкой к предлагаемому изобретению и принята в качестве прототипа.

Основными недостатками известного технического решения являются: ограниченные функциональные возможности, обусловленные наличием лишь одного диапазона изменения передаточных чисел трансмиссии, а следовательно, и скоростей движения трактора на переднем и заднем ходу, а также отсутствием независимого и синхронного приводов переднего и заднего валов отбора мощности, невозможностью получения при независимом приводе на хвостовиках переднего и заднего валов отбора мощности чисел оборотов. Невозможность получения на валах отбора мощности комбинаций приводов, например, на обоих валах привод синхронный, на переднем - независимый, на заднем - синхронный и наоборот. Это обусловлено также невозможностью запуска двигателя трактора с буксира (при выходе из строя устройств, предназначенных для запуска аккумуляторных батарей, стартера или пускового двигателя, а также в условиях очень низких температур) без использования при этом фрикционных тороидных передач, входящих как неотъемлемые элементы в трансмиссию трактора. При запуске двигателя трактора с известной трансмиссией с буксира неизбежно повреждение рабочих фрикционных поверхностей тороидных передач и, как следствие, выход машины из строя.

Недостаточная надежность и долговечность трансмиссии, обусловленная большой вероятностью поломки трансмиссии из-за преждевременного повреждения и износа фрикционных рабочих поверхностей тороидных передач вследствие необходимости работы их на прямом и реверсивном режимах. Это происходит потому, что редуктор реверса расположен в трансмиссии перед блоком из двух фрикционных тороидных передач и на переднем и заднем ходу трактора элементы вышеупомянутых ториодных передач меняют направление вращения, что значительно увеличивает интенсивность износа фрикционных рабочих поверхностей ее элементов - торов и роликов. Вышеупомянутое повреждение рабочих поверхностей происходит особенно интенсивно при запуске двигателя трактора путем буксировки машины, что довольно широко используется на практике вследствие частого выхода из строя устройств, обеспечивающих нормальный запуск двигателя (аккумуляторных батарей, стартеров, пусковых двигателей) особенно при низких температурах в северных районах страны. Кроме того, изменение направления вращения элементов фрикционных тороидных передач при движении трактора задним ходом значительно усложняет конструкцию узлов управления машиной.

Значительные габариты и вес трансмиссии обусловлены тем, что фрикционные тороидные передачи работают на большом крутящем моменте (размещены в трансмиссии после главной передачи) и расположены поперек продольной оси соосно друг другу. В совокупности с бортовыми и конечными передачами это значительно увеличивает габариты трансмиссии по ширине и массу машины. Кроме того, сосредоточение основных узлов с большим весом (блок фрикционных тороидных передач, бортовые и конечные передачи) вблизи ведущих колес (звездочек) трактора значительно ухудшают развесовку гусеничной машины, для которой необходимо, с целью получения оптимальной развесовки, наиболее тяжелые узлы, в частности блок фрикционных тороидных передач, располагать, насколько это конструктивно возможно, как можно дальше от оси ведущих колес.

Целью предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение надежности, долговечности и уменьшение габаритов трансмиссии.

Указанная цель достигается тем, что в трансмиссии гусеничного трактора, содержащей связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, тормоза, бортовые редукторы и конечные передачи, согласно изобретению оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно продольной оси трактора, ведущие конические шестерни установлены на валах, связанных с ведомыми элементами фрикционных тороидных передач, трансмиссия снабжена валом отбора мощности, раздаточным редуктором, связанным с муфтой сцепления, редуктором-удвоителем, связанным с муфтой сцепления и раздаточным редуктором, при этом ведущие конические шестерни и редуктор заднего хода расположены между блоком фрикционных тороидных передач и бортовыми редукторами, валы конических шестерен связаны с ведомыми элементами блока фрикционных тороидных передач посредством управляемых муфт и оснащены свободно установленными соединяемыми с валами посредством управляемых муфт шестернями, один из валов снабжен жестко установленной шестерней, свободно установленные шестерни связаны между собой посредством промежуточной шестерни, вал отбора мощности снабжен фрикционной тороидной передачей, фрикционной муфтой, жестко установленной шестерней, свободно установленными соединяемыми с ним посредством управляемых муфт шестернями, одна из которых связана с ведущим элементом муфты сцепления, а другая - с жестко установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен, редуктор-удвоитель состоит из свободно установленных на валу муфты сцепления соединяемых с валом посредством управляемой муфты ведущей и ведомой шестерен, блока из трех шестерен, установленного свободно на валу отбора мощности, причем первая шестерня блока сопряжена с ведущей шестерней, вторая - с ведомой шестерней, третья - со свободно установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен, раздаточный редуктор состоит из жестко связанной с ведомой шестерней редуктора-удвоителя ведущей шестерни и ведомых шестерен, связанных с ведущими элементами блока фрикционных тороидных передач, редуктор заднего хода выполнен в виде сопряженных с ведущими коническими шестернями двух пар ведомых конических шестерен, свободно установленных на входных валах бортовых редукторов и соединяемых с ними посредством муфт, трансмиссия снабжена дополнительным валом отбора мощности, оснащенным управляемой фрикционной муфтой и двумя соединяемыми с ним посредством управляемой муфты шестернями, одна из которых сопряжена с жестко установленной на основном валу отбора мощности шестерней, а другая - с шестерней основного вала отбора мощности, взаимодействующей с жестко установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен.

Наличие в предлагаемом техническом решении отличительных признаков, в сравнении с прототипом, свидетельствует о его соответствии критерию охраноспособности "Новизна".

Сопоставительный анализ отличительных признаков предлагаемого технического решения, проведенный по имеющейся патентной и научно-технической литературе, показал, что ни один из них не встречается в известных источниках.

Это свидетельствует о соответствии предложенной трансмиссии критерию охраноспособности "Существенные отличия".

Предлагаемое техническое решение позволяет значительно расширить функциональные возможности трансмиссии. Трансмиссия обеспечивает получение по меньшей мере двух диапазонов передач, внутри которых скорость движения трактора изменяется бесступенчато на переднем и заднем ходу, получение независимого и синхронного приводов переднего и заднего валов отбора мощности и их использование в различных комбинациях: передний и задний ВОМ работают с синхронным или независимым приводом; передний ВОМ работает с синхронным приводом, а задний с независимым, передний ВОМ работает с независимым, а задний с синхронным. Благодаря использованию в приводе ВОМ бесступенчатой тороидной передачи обеспечивается получение при независимом приводе на хвостовиках переднего и заднего ВОМ числа оборотов в соответствии с ГОСТ 3480-76 (540 и 1000 об/мин) вне зависимости от загрузки и режимов работы двигателя (будут ли обороты двигателя отличаться от номинальных или нет).

Трансмиссия обеспечивает движение трактора практически с любым фиксированным радиусом поворота с передачей мощности отстающей гусенице (радиусы зависят от передаточных чисел, которые могут быть обеспечены фрикционными тороидными передачами, распределяющими мощность двигателя по бортам) и запуск двигателя трактора с буксира без использования при этом фрикционных тороидных передач.

В случае выхода из строя блока двух фрикционных тороидных передач трактор может при управлении машиной посредством тормозов дойти собственным ходом от места аварии до места ремонта.

Повышается надежность и долговечность трансмиссии вследствие того, что элементы фрикционных передач вращаются всегда в одном направлении вне зависимости от того движется трактор передним или задним ходом. При этом упрощается конструкция узлов управления фрикционными тороидными передачами, а следовательно, и машиной.

Вследствие того, что фрикционные тороидные передачи работают в предлагаемой трансмиссии на значительно меньшем крутящем моменте и расположены параллельно продольной оси трактора, появляется возможность существенно уменьшить их габариты, а следовательно, габариты и все трансмиссии и трактора в целом (ведь крутящий момент, на котором работают фрикционные тороидные передачи, поскольку они размещены перед главной передачей трактора, по меньшей мере в несколько раз меньше, чем в прототипе. Обычно в тракторах передаточное число главной передачи колеблется в пределах 3-4 (на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, Т-7ОС оно равно 3,42).

Предлагаемая компоновка трансмиссии позволяет улучшить развесовку гусеничного трактора путем размещения блока фрикционных тороидных передач, обладающего, несмотря на уменьшение габаритов, солидной массой, на большем расстоянии от ведущего колеса (звездочки), чем это сделано в трансмиссии, принятой за прототип.

Тем самым улучшаются тягово-сцепные показатели гусеничного трактора.

Вышеизложенное говорит о том, что предложенное техническое решение соответствует критерию охраноспособности "Положительный эффект".

На чертеже показана кинематическая схема предлагаемой трансмиссии.

Предлагаемая трансмиссия гусеничного трактора содержит муфту сцепления 1, связанную с двигателем 2. На валу 3 муфты сцепления 1 свободно установлены ведущая 4 и ведомая 5 шестерни редуктора-удвоителя 6. Ведомая шестерня 5 жестко связана (выполнена в виде блока) с ведущей шестерней 7 раздаточного редуктора 8. С валом 3 шестерни 4 и 5 соединяются попеременно посредством управляемой зубчатой муфты 9. Ведущая шестерня 7 раздаточного редуктора 8 сопряжена с ведомыми шестернями 10, которые связаны с блоком двух фрикционных тороидных передач 11, состоящих из ведущих 12 и ведомых 13 элементов и контактирующего с ними, управляемого элемента 14, посредством поворота которого вокруг оси 0 осуществляется изменение передаточного числа трансмиссии. Оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно друг к другу и продольной оси трактора. Ведомые элементы 13 блока фрикционных тороидных передач 11 посредством управляемых зубчатых муфт 15 связаны с ведущими валами 16 главных передач. На валах 16 свободно установлены шестерни 17, соединяемые с валами посредством управляемых зубчатых муфт 18, и жестко установлены ведущие конические шестерни 19, а на одном из них шестерня 20, обеспечивающая синхронный привод переднего и заднего валов отбора мощности трактора. Шестерни 17 валов 16 связаны друг с другом посредством промежуточной шестерни 21, установленной в корпусе трансмиссии на оси 22, и обеспечивают запуск двигателя трактора с буксира и получение двух резервных передач, необходимых для передвижения машины в случае выхода из строя блока фрикционных тороидных передач. Каждая ведущая коническая шестерня 19 сопряжена с парой ведомых конических шестерен 23, свободно установленных на ведомых валах 24 главных передач и соединяемых с ними попеременно посредством управляемых зубчатых муфт 25. Ведомые конические шестерни 23, посредством валов 24, на которых установлены тормоза 26, связаны с шестернями 27 и 28 бортовых передач 29 и далее с шестернями 30, 31, 32 конечных передач 33 и ведущими звездочками 34 гусеничного трактора. Параллельно продольной оси трактора и друг другу расположены задний 35 и передний 36 валы отбора мощности.

На валу 35, выполненном разрезным, размещены: шестерня 37, свободно установленная на валу 35, соединяемая с валом 35 управляемой зубчатой муфтой 38 и связанная с шестерней 39, установленной на ведущем элементе муфты сцепления 1 и обеспечивающая независимый привод ВОМ; блок шестерен 40, 41 и 42, соединенных соответственно с ведущей шестерней 4 редуктора-удвоителя 6, с ведомой шестерней 5 и шестерней 17 вала 16, обеспечивающих как часть редуктора-удвоителя удвоение диапазонов передач переднего и заднего хода трактора, запуск двигателя трактора с буксира без использования блока фрикционных тороидных передач и получение двух резервных передач, позволяющих осуществлять движение машины в случае выхода из строя блока фрикционных тороидных передач 11; фрикционная тороидная передача 43, состоящая из ведущего 44 и ведомого 45 элементов и контактирующего с ними, управляемого элемента 46, посредством поворота которого вокруг оси О1 осуществляется изменение передаточного числа, чем обеспечивается при независимом приводе число оборотов хвостовика ВОМ, соответствующее ГОСТ, вне зависимости от режимов и загрузки двигателя; шестерня 47, жестко закрепленная на валу и обеспечивающая независимый привод переднего ВОМ; управляемая фрикционная муфта 48 включения и выключения независимого привода заднего ВОМ; шестерня 49, свободно установленная на валу 35, связанная с шестерней 20 вала 16 и соединяемая с валом 35 посредством управляемой зубчатой муфты 50, чем обеспечивается синхронный привод переднего и заднего валов отбора мощности.

На переднем валу отбора мощности 36 размещены: шестерни 51 и 52, свободно установленные и соединяемые с валом 36 попеременно посредством управляемой зубчатой муфты 53, связанные соответственно с шестерней 47 вала 35 и шестернями 49 и 20 валов 35 и 16, чем обеспечивается независимый и синхронный привод переднего ВОМ; фрикционная управляемая муфта 54, служащая для остановки, в случае необходимости, хвостовика 55 переднего ВОМ.

Предлагаемая трансмиссия гусеничного трактора работает следующим образом.

При работе на первом диапазоне передач переднего хода ведущая шестерня 4 посредством управляемой зубчатой муфты 9 соединяется с валом 3 муфты сцепления 1. Управляемые зубчатые 15 включены и соединяют ведомые элементы 13 блока фрикционных тороидных передач 11 с ведущими валами 16 главных передач. Ведомые валы 24 главных передач, посредством управляемых зубчатых муфт 25 соединяются с одной из двух пар шестерен 23, обеспечивающих движение трактора передним ходом. При этом мощность от двигателя 2 через вал 3 муфты сцепления 1 передается ведущей шестерне 4 редуктора-удвоителя 6, затем через шестерни 40, 41 блока шестерен 40, 41 и 42 ведомой шестерне 5 и, жестко связанной с ней ведущей шестерне 7 раздаточного редуктора 8 и сопряженным с шестерней 7 ведомым шестерням 10 и далее, связанным с ними ведущим элементам 12 (торам) блока фрикционных тороидных передач 11. От ведущих элементов 12 через управляемый элемент 14 (ролик) мощность передается ведомым элементам 13 и через управляемые зубчатые муфты 15 ведущим валам 16 главных передач. С ведущих валов 16 через ведущие конические шестерни 19, ведомые конические шестерни 23 и управляемые зубчатые муфты 25 мощность передается ведомы валам 24 главных передач и от них через шестерни 27 и 28 бортовых передач 29 и шестерни 30, 31 и 32 конечных передач 33 ведущим звездочкам 34 гусеничного трактора. При необходимости движения на первом диапазоне передач задним ходом посредством управляемых зубчатых муфт 25 с ведомыми валами 24 главных передач соединяют другую пару ведомых конических шестерен 23. При этом путь потока мощности от двигателя 2 к ведущим звездочкам 34 сохраняется. При работе трактора на втором диапазоне передач с валом 3 муфты сцепления 1 посредством переключения управляемой зубчатой муфты 9 соединяется шестерня 5 редуктора-удвоителя 6, жестко связанная с ведущей шестерней 7 раздаточного редуктора 8.

При этом мощность от двигателя 2 идет через вал 3 муфты сцепления 1 к ведомой шестерне 5 редуктора-удвоителя 6 и ведущей шестерне 7 раздаточного редуктора 8 и далее через ведомые шестерни 10, блок фрикционных тороидных передач 11, управляемые зубчатые муфты 15, ведущие валы 16 главных передач, ведущие конические шестерни 19, ведомые конические шестерни 23, управляемые зубчатые муфты 25, ведомые валы 24 главных передач, шестерни 27 и 28 бортовых передач 29, шестерни 30, 31 и 32 конечных передач 33 к ведущим звездочкам 34. Переход на движение задним ходом осуществляется также как и при работе трактора на первом диапазоне передач посредством управляемых зубчатых муфт 25. При движении трактора передним и задним ходом направление вращения всех элементов фрикционных тороидных передач остается неизменным.

Изменение скоростей прямолинейного движения трактора внутри диапазонов передач осуществляется путем одновременного поворота управляемых элементов 14 блока фрикционных тороидных передач 11 вокруг вертикальных осей О. При этом одновременно одинаково и бесступенчато изменяются передаточные числа обеих фрикционных тороидных передач и, как следствие, скорость движения трактора. При необходимости изменения направления движения трактора путем поворота управляемого элемента 14 одной из двух фрикционных тороидных передач изменяют ее передаточное число и тем самым, изменяя обороты одной из звездочек 34, изменяют скорость движения соответствующей гусеницы трактора, тем самым осуществляя поворот машины в нужную сторону. При необходимости работы трактора с независимым приводом переднего и заднего валов отбора мощности шестерню 37 посредством управляемой зубчатой муфты 38 соединяют с задним валом отбора мощности 35, а шестерню 51 посредством управляемой зубчатой муфты 53 с передним валом от отбора мощности 36. Посредством поворота управляемого элемента 46 фрикционной тороидной передачи 43 относительно ведущего 44 и ведомого 45 элементов вышеупомянутой передачи устанавливают ее передаточное число, которое необходимо для получения требуемых по ГОСТ чисел оборотов выходных хвостовиков (540 об/мин или 1000 об/мин). При отклонении числа оборотов двигателя от номинальных в зависимости от нагрузки, действующей на трактор или при работе двигателя на частичных режимах, обеспечивающих более экономичный расход топлива, передаточное отношение фрикционной тороидной передачи 43 корректируется в нужную сторону, т.е. устанавливается большим или меньшим в зависимости от необходимости, но обеспечивающим число оборотов хвостовиков, требуемых по ГОСТ (540 об/мин или 1000 об/мин).

Такая корректировка может осуществляться вручную или с использованием известных автоматически действующих устройств типа центробежных регуляторов, обеспечивающих изменение передаточного числа фрикционной тороидной передачи путем поворота управляемого элемента 46 на необходимый угол вокруг оси О1, в зависимости от числа оборотов двигателя. При работе трактора с независимым приводом переднего 36 и заднего 35 валов отбора мощности мощность от двигателя 2 передается через шестерню 39, установленную на ведущем элементе муфты сцепления 1 шестерне 37, от нее через муфту 38 валу 35, затем ведущему 44, управляемому 46 и ведомому 45 элементам фрикционной тороидной передачи 43 и через управляемую фрикционную муфту 48, которая включается при работе с ВОМ, хвостовику заднего вала отбора мощности. Переднему валу отбора мощности 36 мощность передается с вала 35 через шестерню 47 шестерне 51 и через зубчатую муфту 53 и управляемую фрикционную муфту 54, которая включается при работе ВОМ, хвостовику 55 переднего ВОМ. При необходимости работы трактора с синхронным приводом переднего 36 и заднего 35 ВОМ выключается управляемая фрикционная муфта 48 и задний вал 35 отбора мощности посредством управляемой зубчатой муфты 50 соединяется с шестерней 49, свободно установленной на валу 35 и связанной с шестерней 20, жестко установленной на ведущем валу 16. Вал 36 посредством управляемой зубчатой муфты 53 соединяется с шестерней 52, свободно установленной на валу 36 и связанной с шестерней 49 вала 35, а через нее с шестерней 20 вала 16. При этом мощность от двигателя, пройдя через элементы трансмиссии, связывающие его с валом 16, через шестерни 20 и 49 передается хвостовику заднего ВОМ 35, а через шестерню 52, управляемую зубчатую муфту 53 и управляемую фрикционную муфту 54 выходному хвостовику 55 переднего ВОМ 36. В случае необходимости передний 36 и задний 35 валы отбора мощности могут работать с разными приводами: задний 55 - с независимым приводом, а передний 36 - с синхронным и наоборот. Тогда в первом случае включается управляемая фрикционная муфта 48, обеспечивающая заднему валу 35 независимый привод, а посредством управляемой зубчатой муфты 53 передний вал 36 соединяется с шестерней 52, что обеспечивает последнему синхронный привод. Во втором случае задний ВОМ 35 посредством управляемой зубчатой муфты 50 соединяется с шестерней 49, а управляемая фрикционная муфта 48 выключается, что обеспечивает заднему ВОМ 35 синхронный привод. В то же время передний ВОМ 36 посредством управляемой зубчатой муфты 53 соединяется с шестерней 51, что обеспечивает его независимый привод.

В случае необходимости запуска двигателя трактора с буксира и предотвращения при этом повреждения рабочих поверхностей элементов фрикционных тороидных передач их ведомые элементы 13 посредством управляемых зубчатых муфт 15 отключаются от ведущих валов 16, последние посредством управляемых зубчатых муфт 18 соединяются с шестернями 17, вал 3 муфты сцепления 1, посредством управляемой зубчатой муфты 9, соединяется с шестерней 4 или с шестерней 5 редуктора-удвоителя 6.

Тогда при буксировке трактора мощность от ведущих звездочек 34 через шестерни конечных передач 33, бортовых передач 29, валы 24 и соединенные с ними посредством муфт 25 ведомые 23 и ведущие 19 шестерни передается валам 16. С валов 16 через зубчатые муфты 18, шестерни 17, одна из которых связана с шестерней 42 блока шестерен 40, 41 и 42, мощность через шестерни 41 и 5 или через шестерни 40 и 4, в зависимости от того какая из шестерен 4 или 5 соединена посредством зубчатой муфты 9 с валом 3 муфты сцепления 1, передается двигателю 2 и запускает его в работу. В случае выхода из строя блока двух фрикционных тороидных передач 11 трактор при том же соединении шестерен и валов, что и при запуске двигателя с буксира, имеет возможность, с использованием при управлении машиной тормозов, дойти собственным ходом от места аварии до места ремонта. В этом случае мощность от двигателя 2 передается ведущим звездочкам 34 в обратном направлении через те же элементы трансмиссии, которые используются при запуске двигателя трактора с буксира.

В сравнении с прототипом предлагаемая трансмиссия гусеничного трактора обеспечивает значительное расширение функциональных возможностей трансмиссии трактора, повышение надежности и долговечности трансмиссии и уменьшение габаритов блока фрикционных тороидных передач.


Формула изобретения

1. ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА, содержащая связанную с двигателем муфту сцепления, шестеренчатый редуктор заднего хода, конические шестерни главной передачи, блок из двух фрикционных тороидных передач, тормозы, бортовые редукторы и конечные передачи, отличающаяся тем, что оси фрикционных тороидных передач расположены параллельно продольной оси трактора, ведущие конические шестерни установлены на валах, связанных с ведомыми элементами фрикционных тороидных передач, трансмиссия снабжена валом отбора мощности, раздаточным редуктором, связанным с муфтой сцепления, редуктором-удвоителем, связанным с муфтой сцепления и раздаточным редуктором, при этом ведущие конические шестерни и редуктор заднего хода расположены между блоком фрикционных тороидных передач и бортовыми редукторами.

2. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что валы ведущих конических шестерен связаны с ведомыми элементами блока фрикционных тороидных передач посредством управляемых муфт и оснащены свободно установленными с валами посредством управляемых муфт шестернями, один из валов снабжен жестко установленной шестерней, а свободно установленные шестерни связаны между собой посредством промежуточной шестерни.

3. Трансмиссия по п.2, отличающаяся тем, что вал отбора мощности снабжен фрикционной тороидной передачей, фрикционной муфтой, жестко установленной шестерней, свободно установленными соединяемыми с ним посредством управляемых муфт шестернями, одна из которых связана с ведушим элементом муфты сцепления, а другая - с жестко установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен.

4. Трансмиссия по п.3, отличающаяся тем, что редуктор-удвоитель состоит из свободно установленных на валу муфты сцепления соединяемых с валом посредством управляемой муфты ведущей и ведомой шестерен, блока из трех шестерен, установленных свободно на валу отбора мощности, причем первая шестерня блока сопряжена с ведущей шестерней, вторая - с ведомой шестерней, третья - со свободно установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен.

5. Трансмиссия по п. 4, отличающаяся тем, что раздаточный редуктор состоит из жестко связанной с ведомой шестерней редуктора-удвоителя ведущей шестерни и ведомых шестерен, связанных с ведущими элементами блока фрикционных тороидных передач.

6. Трансмиссия по п. 5, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным валом отбора мощности, оснащенным управляемой фрикционной муфтой и двумя соединяемыми с ним посредством управляемой муфты шестернями, одна из которых сопряжена с жестко установленной на основном валу отбора мощности шестерней, а другая - с шестерней основного вала отбора мощности, взаимодействующей с жестко установленной шестерней одного из валов ведущих конических шестерен.

7. Трансмиссия по п.6, отличающаяся тем, что редуктор заднего хода выполнен в виде сопряженных с ведущими коническими шестернями двух пар ведомых конических шестерен, свободно установленных на входных валах бортовых редукторов и соединяемых с ними посредством муфт.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям трансмиссий, применяемых преимущественно в гусеничных тракторах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к трансмиссиям, в частности к тем, которые используют в многоприводных транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх