Способ сооружения комбинированной облицовки канала и устройство для его осуществления

 

Использование: для облицовки крупных гидротехнических каналов. Сущность изобретения: кран размещают на берме канала и загружают прицеп плитами из транспортного средства. По мере передвижения крана с прицепом пленка сматывается с рулона и гибкими грузами прижимается к ложу канала. После остановки крана с прицепом производят укладку плит на пленку. Далее процесс повторяют. Когда плиты на прицепе кончаются, производят загрузку прицепа плитами из транспортного средства. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при сооружении противофильтра- ционных комбинированных бетонопленочных облицовок каналов.

Известен способ сооружения комбинированной облицовки канала, включающий механизированную раскладку пленки на грунтовом основании канала и укладку на пленку бетонной смеси [1].

Однако этот способ не предусматривает возможности укладки комбинированной облицовки канала с применением сборной облицовки из железобетонных плит.

Из известных технических решений наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности и достигаемому результату является способ сооружения комбинированной облицовки канала, включающий раскладку на грунтовое ложе канала рулонной пленки, доставку к месту работ транспортным средством железобетонных плит и укладку плит на пленку самоходным подъемным краном (Ясинецкий В. Г. и Фенин Н.К. Организация и технология гидромелиоративных работ. М.: Колос, 1975, с.328-332).

Недостатками известного способа являются большая трудоемкость, высокая стоимость и низкое качество работ. Это обусловлено раздельным выполнением технологических операций и применением ручного труда по раскладке пленки по грунтовому основанию канала. В процессе ручной раскладки пленки изолировщики иногда вынуждены наступать ногами на пленку, что вызывает ее повреждения. При укладке железобетонных плит на пленку способом "с колес" дорогостоящее транспортное средство вынуждено находиться возле крана значительное время, следуя за краном по мере укладки плит.

Целью изобретения является удешевление производства работ.

Цель достигается тем, что плиты перед укладкой на пленку перегружают краном из транспортного средства в прицеп, грузоподъемностью большей грузоподъемности транспортного средства, а рулон с пленкой и прицеп в процессе раскладки пленки перемещают самоходным подъемным краном, причем раскладку пленки на грунтовое основание осуществляют посредством гибких грузов, выполненных в виде эластичных канатов, перемещаемых самоходным подъемным краном вдоль линии пересечения дна и откосов канала.

Устройство для осуществления способа включает самоходный подъемный кран, рулон с пленкой, прицеп, шарнирно присоединенный к буксирному крюку самоходного подъемного крана, две поперечные горизонтальные оси, консольно прикрепленные к передней части крана, на одной из которых установлен рулон с пленкой, а на другой - скользящие втулки с фиксаторами и эластичными канатами.

На фиг. 1 показана схема укладки комбинированной облицовки канала, вид сбоку; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Оборудование включает самоходный подъемный кран 1 с прицепом 2, шарнирно прикрепленным к буксирному крюку крана 1. К лобовой плите крана 1 прикреплена ось 3 с рулоном 4 и ось 5 с гибкими грузами 6. Оси 3 и 5 прикреплены к крану 1 в виде горизонтальных консолей под прямым углом к его продольной оси. Гибкие грузы 6 выполнены в виде эластичных канатов и прикреплены к оси 5 с помощью скользящих втулок 7 и фиксаторов 8.

Способ укладки комбинированной облицовки канала осуществляют следующим образом.

Кран 1 размещают на берме канала 9. С помощью крана 1 загружают прицеп 2 железобетонными плитами 10 из транспортного средства (не показано). На ось 3 надевают рулон 4 с пленкой 11. Втулки 7 перемещают вдоль оси 5, устанавливают их над линиями пересечения дна и откосов канала 9 с помощью отвеса(на чертежах не показан) и закрепляют в этом положении с помощью фиксаторов 8. На край пленки 11, уложенной на грунтовое основание канала 9, укладывают с помощью крана 1 плиты 10 по всему периметру канала 9. Затем по мере укладки плит 10 кран 1 перемещают вдаль канала 9. Пленка 11 вытягивается, сматывается с рулона 4 и первоначально принимает округлую форму, не заполняя впадины в грунтовом основании канала 9. Затем скользящие по поверхности пленки 11 гибкие грузы 6 прижимают действием собственной силы тяжести пленку 11 к впадинам грунтового основания канала 9, окончательно формируя необходимое трапецеидальное сечение пленки 11.

Кран 1 перемещают вдоль канала 9 на новую позицию и продолжают укладку плит 10. Расстояние перемещения крана 1 с одной позиции на другую выбирают из условия удобства выполнения грузоподъемных работ при конкретной величине вылета стрелы крана 1 и параметров канала. При подходе транспортного средства с новой партией плит 10 укладку облицовки приостанавливают на время перегрузки плит 10 из транспортного средства в прицеп 2. Для ускорения этой операции плиты 10 перегружают пакетами.

П р и м е р. Для сооружения комбинированной облицовки канала глубиной Н = 2 м, шириной по дну b = 1,5 м и коэффициентом заложения откосов m = 1 заготавливают пленку шириной, соответствующей периметру канала и равной a=b+2H+2=7,5 м, где = 0,2 м - запас пленки на бермах канала.

Рулон 4 надевают на ось 3 с помощью самоходного подъемного крана 1, например крана ТК-53, грузоподъемностью 5 тс, выполненного на базе гусеничного трактора Т-130. Кран 1 агрегатируют с прицепом 2, выполненным в виде тракторной тележки грузоподъемностью, например, 16 тс. К месту укладки облицовки с помощью транспортного средства, например автомобиля, грузоподъемностью 8 т доставляют железобетонные плиты 10. Размер каждой плиты 10 соответствует параметрам канала 9 и составляет 3,0х1,5х0,2 м. Плиты 10 выполнены, например, ребристыми. Масса каждой плиты составляет 0,5 т. На прицеп 2 плиты 10 перегружают пакетами за два подъема крана 1. Масса каждого пакета составляет 4 т. Количество плит 10 в одном пакете равно 8. Время перегрузки плит 10 с транспортного средства на прицеп 2 составляет, например, 5 мин.

Крайнюю гусеницу крана 1 располагают на расстоянии от бровки канала 9, равном, например, 0,5 м, и это расстояние выдерживают на протяжении всего процесса укладки облицовки. Первоначальной край пленки 11 путем натяжения сматывают с рулона 4 и расстилают по грунтовому основанию канала 9 вручную. На разостланный край пленки 11 укладывают последовательно друг за другом плиты 10, образуя начальный участок комбинированной бетонопленочной облицовки.

На ось 5 надевают втулки 7 с гибкими грузами 6, располагая втулки 7 над линиями пересечения дна и откосов канала 9 и на расстоянии, равном 1,5 м (расстоянии, равном ширине по дну канала). Это положение втулок фиксируют с помощью фиксаторов 8. В качестве гибкого груза 6 используют, например, хлопчатобумажный канат диаметром 80 мм и длиной 5 м.

Дальнейшую укладку облицовки осуществляет путем периодического перемещения крана 1 вдоль канала 9 на расстояние, равное, например, длине плиты 10, т.е. 3 м, и последующей укладки плит 10. Процесс формования пленки 11 в соответствии с профилем канала 9 происходит при перемещении крана 1 и скольжении прикрепленных к крану 1 гибких грузов 6. При указанных параметрах канала 9 и плит 10 с одной позиции укладывают пять плит 10. При подходе транспортного средства с новой партией плит 10 до полного израсходования плит 10 в прицепе 2 их сразу же перегружают в прицеп 2, грузоподъемность которого превышает грузоподъемность транспортного средства.

Таким образом применение предлагаемого технического решения позволяет по сравнению с прототипом полностью механизировать трудоемкие операции, за счет чего снизить трудовые и материальные затраты при сооружении комбинированной облицовки канала.

Кроме того раскладка пленки с помощью гибких грузов устраняет необходимость хождения рабочих-изолировщиков по пленке, что обеспечивает ее неповреждаемость и повышает качество строительства.

Формула изобретения

Способ сооружения комбинированной облицовки канала, включающий раскладку на грунтовое ложе канала рулонной пленки, доставку к месту работ транспортным средством железобетонных плит и укладку плит на пленку самоходным подъемным краном, отличающийся тем, что, с целью удешевления производства работ, плиты перед укладкой на пленку перегружают краном из транспортного средства в прицеп грузоподъемностью, большей грузоподъемности транспортного средства, а рулон с пленкой и прицеп в процессе раскладки пленки перемещают самоходным подъемным краном, причем раскладку пленки на грунтовое основание осуществляют посредством гибких грузов, выполненных в виде эластичных канатов, перемещаемых самоходным подъемным краном вдоль линий пересечения дна и откосов канала.

2. Устройство для сооружения комбинированной облицовки канала, включающее самоходный подъемный кран, рулон с пленкой и средство для раскладки пленки на грунтовое основание, отличающееся тем, что, с целью удешевления производства работ, оно снабжено прицепом, шарнирно присоединенным к буксирному крюку самоходного подъемного крана, и двумя поперечными горизонтальными осями, консольно прикрепленными к передней части крана, причем на одной из осей установлен рулон с пленкой, а средство для раскладки пленки на грунтовое основание канала выполнено в виде эластичных канатов со скользящими втулками и фиксаторами, установленными на второй оси.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Канал // 2022091

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к перемещаемым опалубкам для возведения бетонных стенок (облицовки) строящихся и реконструируемых искусственных каналов

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к способам защиты швов облицовок каналов, прудов, водохранилищ и других строительных объектов от разрушений растительностью

Изобретение относится к разработке грунта при строительстве профильных выемок типа каналов и служит для повышения эффективности разработки грунта за счет увеличения дальности полета струи и регулирования обрушения грунта

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к способам борьбы с фильтрацией из выемок через дно и поверхность откосов, например каналов, дренажных траншей, или при ведении горных работ

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве селепроводящего канала

Изобретение относится к гидросооружениям и может быть использовано в открытых безнапорных каналах для транспортировки и распределения жидкости

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и касается облицовок водоудерживающих сооружений

Изобретение относится к области гидротехники, а именно к конструкциям железобетонных облицовок каналов, сооружаемых в сейсмических районах в нескальных грунтах

Изобретение относится к гидросооружениям и может быть использовано в открытых безнапорных каналах для транспортировки и распределения жидкости

Изобретение относится к гидротехнике и предназначено для бетонирования откосов гидротехнических сооружений, преимущественно каналов

Изобретение относится к области мелиорации и может быть использовано при поливе по бороздам

Изобретение относится к гидротехническому строительству и реконструкции открытых водосбросов в составе напорных гидроузлов и быстротоков на каналах
Наверх