Способ усталостных испытаний подпятникового узла надрессорной балки вагонной тележки

 

Изобретение относится к исследованиям прочностных свойств конструкций, преимущественно надрессорных балок тележек грузовых вагонов. Сущность изобретения заключается в цилиндрическом нагружении подпятникового узла при нормальном приложении нагрузки к опорной поверхности подпятникового места, сосредоточенной посредством промежуточной прокладки на его локальном участке. Режим нагружения задается из расчета получения на противоположной стенке подпятника растягивающих напряжений, превышающих по амплитуде предел выносливости металла, при этом балка устанавливается центральной частью поверхности, противоположной размещению подпятникового узла, на опору для ограничения прогиба детали. 1 ил, 1 табл.

Изобретение относится к исследованиям прочностных свойств конструкций, преимущественно надрессорных балок тележек грузовых вагонов.

Известен способ усталостных испытаний надрессорных балок [1], по которому производится на спальном стенде попеременное краевое нагружение опорной поверхности подпятника по схеме поперечного изгиба при опирании детали на двух опорах, расположенных под концевыми частями балки.

Однако по этому способу не удается инициировать усталостные трещины на внутренней поверхности подпятникового узла, так как потеря несущей способности детали происходит раньше по другим зонам надрессорной балки.

Прототипом изобретения выбран способ испытаний подпятниковой зоны надрессорной балки вагонной тележки [2], при котором концы надрессорной балки, установленной подпятником на неподвижной опоре, нагружают переменной нагрузкой с приложением опорного усилия сосредоточенно и фиксированно через прямоугольную прокладку на два противоположных участка наружного бурта подпятника.

Недостатком этого технического решения является высокая зависимость напряженно-деформированного состояния подпятникового узла от конструкции испытательного стенда и опорных приспособлений, что обуславливает несопоставимость результатов, получаемых на другом аналогичном испытательном оборудовании.

Сущность изобретения заключается в том, что прикладывают циклическую нагрузку к подпятниковому узлу, имеющему опорную и внутреннюю поверхности, через промежуточную прокладку, циклическая нагрузка прикладывается нормально опорной поверхности подпятникового узла до получения на его внутренней поверхности растягивающих напряжений, превышающих по амплитуде предел выносливости металла, при этом промежуточную прокладку размещают на локальном участке опорной поверхности подпятникового узла, а балку устанавливают центральной частью поверхности, противоположной размещению подпятникового узла, на опору для ограничения прогиба детали.

На чертеже представлена схема нагружения надрессорной балки вагонной тележки.

Надрессорную балку 1, имеющую подпятниковый узел с опорной и внутренней поверхностями, устанавливают центральной частью поверхности, противоположной размещению подпятникового узла, на плоской опоре 2, расположенной на столе испытательной машины 3.

Для обеспечения параллельности опорной поверхности подпятникового узла относительно горизонтальной плоскости опоры 2 используют две вспомогательные винтовые установочные опоры 4, размещенные по осям симметрии опорных поверхностей в концевых частях балки. Циклическую нагрузку P прикладывают нормально опорной поверхности подпятникового узла через промежуточную прокладку 5, размещенную на локальном участке опорной поверхности до получения на внутренней поверхности подпятникового узла растягивающих напряжений, превышающих по амплитуде предел выносливости металла. Ограничение прогиба детали осуществляется с помощью опоры 2.

Представленная совокупность признаков обеспечивает технический результат, выражающийся в возможности проведения форсированных испытаний по критерию разрушения подпятникового узла надрессорных балок на типовом испытательном оборудовании. Помимо этого, в отличие от прототипа снижается трудоемкость подготовительных операций и обеспечивается доступность осмотра испытываемой зоны обслуживаемым персоналом.

По разработанному техническому решению утверждена Межведомственная методика проведения усталостных испытаний подпятникового узла, которая используется при контрольных испытаниях надрессорных балок тележек грузовых выгонов. По этой методике проведения испытания штампосварных надрессорных балок. Испытания выполнялись на типовой гидропульсаторной машине ЦДМ-100/200 при режиме циклического нагружения с максимальной нагрузкой цикла Pmax= 80 тс, минимальной нагрузкой Pmin=10 тс и амплитудной нагрузкой цикла Pa=35 тс.

Величины нагрузок определялись по результатам тензометрирования напряженно-деформированного состояния внутренней поверхности подпятникового узла. Циклическая нагрузка прикладывалась через промежуточную прокладку диаметром 120 мм, установленную на опорной поверхности подпятникового узла симметрично относительно центрального отверстия. Контроль режима нагружения при испытаниях осуществляли по показаниям штатных силоизмерительных устройств. База испытаний составляла 2106 циклов, при этом за критерий разрушения принимали число циклов Np при суммарной длине трещины 250 мм. Для оценки живучести подпятникового узла (ж=Np-Nтр) фиксировали число циклов до появления начальной трещины (Nтр) длиной 25 мм на опорной поверхности подпятникового узла. Результаты испытаний приведены в таблице.

При среднем числе циклов до разрушения =835100 среднеквадратичное отклонение составило SN=152598 цикл, минимальное значение числа циклов до разрушения при доверительной вероятности =0,95 (Np)min=644076, а коэффициент вариации долговечности Np=17,05%.

Приведенные данные подтверждают существенность отличительных признаков и возможность использования изобретения при аттестационных, доводочных и контрольных испытаниях надрессорных балок различных конструктивных модификаций и технологии изготовления.

Формула изобретения

СПОСОБ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОДПЯТНИКОВОГО УЗЛА НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ, при котором прикладывают циклическую нагрузку к подпятниковому узлу, имеющему опорную и внутреннюю поверхности, через промежуточную прокладку, отличающийся тем, что циклическая нагрузка прикладывается нормально опорной поверхности подпятникового узла до получения на его внутренней поверхности растягивающих напряжений, превышающих по амплитуде предел выносливости металла, при этом промежуточную прокладку размещают на локальном участке опорной поверхности подпятникового узла, а балку устанавливают центральной частью поверхности, противоположной размещению подпятникового узла, на опору для ограничения прогиба детали.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области стендовых испытаний на усталость натурных конструкций, а именно осей транспортных средств с имитацией эксплуатационной нагруженности

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендовому оборудованию для ресурсных и функциональных испытаний колесных тракторов и прицепов

Изобретение относится к диагностированию технического состояния транспортных средств, а именно к способам диагностирования тормозных систем, и может быть использовано для контроля и диагностирования тормозных систем колесных транспортных средств в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления

Изобретение относится к технической диагностике транспортных средств, а именно к способам диагностирования тормозных систем, и может быть использовано при проверке технического состояния тормозов, качества их обслуживания и ремонта

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к испытаниям ходовой части колесных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для определения сопротивления качению транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для испытания балансирных устройств транспортных средств на долговечность

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх