Устройство для открытия грузовой двери летательного аппарата
Использование: изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управления грузовой дверью. Конструкция позволяет за оптимальный рабочий ход штока силового цилиндра открыть грузовую дверь на угол, позволяющий проводить загрузку как автотранспортными погрузчиками, так и подъемными кранами, обеспечив при этом незатенение проема двери цилиндра, а при закрытой двери механизм не слишком занимает полезное пространство внутри фюзеляжа, что обеспечивает повышение удобства эксплуатации грузовой двери. Сущность изобретения: устройство содержит качалку, выполненную в виде качающейся кулисы, шарнино прикрепленной к каркасу фюзеляжа в виде качающейся кулисы, шарнирно прикрепленной к каркасу фюзеляжа в верхнем проеме двери, а вдоль кулисы установлен ползун с двумя проушинами, одной из которых он прикреплен шарнирно к верхнему торцу двери вблизи ее оси вращения, а к другой проушине шарнирно прикреплен силовой цилиндр, который своим вторым концом прикреплен шарнирно к двери. 8 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управления грузовой дверью.
Известен привод крышки люка транспортного летательного аппарата, состоящий из гидроцилиндра и кронштейна, соединенного каретками [1] Недостатком привода является то, что известный привод позволяет открывать крышку люка на угол менее 90о. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для открытия грузовой двери на самолете "Супер С. 10", состоящее из силового гидроцилиндра, подкоса и переставных кронштейнов (клапанов) [2] Недостатком известного устройства является неудобство в эксплуатации, так как открытие двери до вертикального положения производится в два этапа: сначала дверь открывается на угол до горизонтального положения, а затем с помощью перестановки кронштейнов и перемещения силового цилиндра во второе положение дверь открывается до вертикального положения. Целью изобретения является повышение удобства эксплуатации грузовой двери. Цель достигается тем, что в устройстве для открытия грузовой двери, содержащем силовой цилиндр, кронштейн, качалку, качалка выполнена в виде качающейся кулисы, шарнирно прикрепленной одним концом к каркасу фюзеляжа в верхнем проеме двери, а вдоль кулисы установлен ползун с двумя проушинами, одной из которых он прикреплен шарнирно к верхнему торцу двери вблизи ее оси вращения, а на другой проушине шарнирно закреплен силовой цилиндр, который своим вторым концом прикреплен шарнирно к двери. На фиг. 1 показан механизм в положении "Дверь закрыта"; на фиг. 2 механизм в положении "Дверь открыта на 150о" (вертикально); на фиг. 3 показан узел I на фиг. 1, поступательная пара шток-цилиндр; на фиг. 4 узел II на фиг. 1; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 4 (поступательная пара в виде рельса-каретки); на фиг. 6 вид Б на фиг. 4; на фиг. 7 вид В на фиг. 3; на фиг. 8 сечение Г-Г на фиг. 3. Устройство для открытия грузовой двери летательного аппарата выполнено следующим образом. На двери 1, имеющeй ось 2 вращения, закреплен одним концом в шарнире 3 гидроцилиндр 4, который вторым концом шарнирно прикреплен к ползуну 5 через проушину 6. Второй проушиной 7 ползун прикреплен к верхнему торцу двери 1 и одновременно образует поступательную пару с качающейся кулисой 8, прикрепленной в шарнире 9 к каркасу фюзеляжа 10 в верхней части проема двери. Поступательная пара кулиса-ползун может быть выполнена в виде штока-цилиндра, где шток 11 выполнен в виде трубы из высокопрочной стали, а цилиндр 12 из легкого алюминиевого сплава с запрессованными подшипниками 13 скольжения. В зависимости от усилий и габаритов штоков может быть один, два и более. Поступательная пара может быть выполнена и в виде рельса-каретки (фиг. 4), где рельс 14 также выполнен из высокопрочной стали, а каретка 15 должна иметь две пары стальных роликов 16 (фиг. 5, 6). Устройство для открытия грузовой двери летательного аппарата работает следующим образом. При выпуске штока гидроцилиндра 4 сила Pц, приложенная в шарнире 3 на плече H, создает момент Pц H, который поворачивает дверь 1 относительно оси 2 вращения на открытие. Шарнир 7, закрепленный на верхнем торце двери, поворачиваясь вместе с дверью, воздействует на ползун 5, который, перемещаясь вдоль кулисы 8 к ее концу, одновременно поворачивает ее относительно шарнира 9 вверх. Кулиса 8 вместе с ползуном 5 образует как бы поворотную балку, на консоль которой в шарнире 6 опирается гидроцилиндр своим вторым концом. Перемещение опоры 6 гидроцилиндра 4 вдоль кулисы 8 с одновременным поворотом вверх дает возможность выноса опоры вместе с гидроцилиндром из проема двери и обеспечить открытие двери 1 до вертикального положения при малом рабочем ходе штока гидроцилиндра. Сила от гидроцилиндра, приложенная в шарнире 6, передается на каркас фюзеляжа 10 через изгибающий момент кулисы 8 и на конструкцию двери 1 через шарнир 7. Реакция силы, приложенной в шарнире 7 на плече h, создает противодействующий открытию двери момент R h, который значительно меньше момента Pц H на открытие двери во всех положениях от 0 до 150о. Необходимая величина момента Pц H достигается подбором плеч H, H1, h, h1. Устройство позволяет за оптимальный рабочий ход штока силового гидроцилиндра открыть грузовую дверь на угол, позволяющий производить загрузку как автотранспортными погрузчиками, так и подъемными кранами, обеспечив при этом незатенение проема двери цилиндром, а при закрытой двери механизм не слишком занимает полезное пространство внутри фюзеляжа. Таким образом, повышается удобство эксплуатации грузовой двери.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ГРУЗОВОЙ ДВЕРИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее силовой цилиндр, качалку, отличающееся тем, что качалка выполнена в виде качающейся кулисы, шарнирно закрепленной одним концом к каркасу фюзеляжа в верхнем проеме двери, а вдоль кулисы установлен ползун с двумя проушинами, одной из которых он закреплен шарнирно к верхнему торцу двери вблизи ее оси вращения, а к другой проушине шарнирно закреплен силовой цилиндр, который своим вторым концом закреплен шарнирно к двери.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8