Опора скольжения

 

Использование: в подшипниках горизонтальных валов. Сущность изобретения: в торцах маслоподающего кольца выполнены наклонные глухие параллельные концентрические канавки, расходящиеся к внешнему диаметру кольца. При вращении вала маслоподающее кольцо за счет сил трения в зоне контакта кольца и вала также вращается. При этом полости наклонных глухих канавок в масляной ванне заполняются маслом, при вращении маслоподающего кольца попадающего на вал и в рабочую зону подшипника. Такое выполнение обеспечивает эффективность охлаждения при достаточной простоте конструкции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкциям подшипников горизонтальных валов.

Известен подшипник скольжения, в котором смазка и охлаждение осуществляется надетой на вал пластинчатой цепью, имеющей специальные ковши для переноса смазочной жидкости из маслованны (1).

Недостатком конструкции являются наличие технологически сложных элементов, таких как звездочки на валу, пластинчатая цепь, шкив, а также невозможность применения данной схемы для быстроходных валов.

Наиболее близким техническим решением является опора скольжения, содержащая подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами (2).

В основу изобретения положена задача создания опоры скольжения с более эффективным охлаждением при достаточной простоте конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в опоре скольжения, содержащей подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами, последние выполненные в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца. Кроме этого, на наружной поверхности маслоподающего кольца может быть выполнена канавка У-образного профиля.

На фиг. 1 представлено поперечное сечение опоры скольжения с охватывающим цапфу вала маслоподающим кольцом; на фиг. 2 представлен вид с торца, показывающий конфигурацию прорези в опоре скольжения под маслоподающим кольцом.

Опора скольжения с маслоподающим кольцом содержит подшипниковый вкладыш 1, охватывающий цапфу вала 2. На цапфу свободно надето маслоподающее кольцо 3 в прорези под кольцо между боковыми стенками 4, нижней стороной погруженное в масляную ванну 5. На масслоподающем кольце 3 выполнены в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок 6, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца 3.

На наружной цилиндрической поверхности маслоподающего кольца 3 выполнена канавка У-образного профиля 7.

При вращении вала 2 маслоподающее кольцо 3 за счет сил трения в зоне контакта кольца и цапфы вала также вращается. При вращении маслоподающего кольца 3 полости концентрично расположенных канавок 6 в масляной ванне 5 заполняются маслом, которое при вращении маслоподающего кольца 3 переносится к валу 2, за счет центробежных сил разбрызгивается в рабочую зону подшипника (в зоне контакта подшипника 1 и вала 2).

Изменяя угол наклонных стенок 7, образующих У-образный профиль канавок и, учитывая скорость вращения вала 2, можно добиться адресности масляного шлейфа для отдельных элементов конструкции подшипника 1 и всего узла в целом.

Таким образом, данная конструкция по сравнению с прототипом позволяет добиться подачи обильной смазки в зону контакта подшипника и вала, а также строгой направленностью смазки простым конструктивным решением. Кроме того, вес такого маслоподающего кольца может быть существенно ниже конструкции прототипа.

При испытаниях наблюдается шлейф масла, направленный на боковые стенки прорези под масслоподающее кольцо 3, зафиксировано снижение температуры корпуса подшипника.

Формула изобретения

1. Опора скольжения, содержащая подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами, отличающаяся тем, что захватывающие смазку средства выполнены в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца.

2. Опора скольжения по п. 1, отличающаяся тем, что на наружной цилиндрической поверхности маслоподающего кольца выполнена канавка У-образного профиля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям машин, в частности к конструкции опоры качения с вертикальным валом

Изобретение относится к деталям машин, а конкретно к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано для коренных опор коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и найдет применение в разнообразных конструкциях узлов трения, например в локомотивостроении

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх