Способ создания ледяного сооружения в море

 

Использование: создание и эксплуатация инженерно-технических сооружений во льдах. Сущность изобретения: способ создания ледяного сооружения в море включает накопление льда в заданной зоне акватории. Для этого в ледяном покрове ледоколом прорезают канал, располагая его преимущественно по нормали к вектору сжатий этого ледяного покрова. После накопления льда в виде гряды торосов в ходе естественных сжатий ледяного покрова прорезают последующий канал, располагая его по отношению к вектору сжатий с фронтальной стороны сформированной гряды торосов, преимущественно на удалении 0,1-0,3 кабельтовых от этой гряды. Прорезание каналов повторяют в условиях сжатия ледяного покрова до застамушивания сформированной гряды торосов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к морским технологиям, а более конкретно к созданию и эксплуатации инженерно-технических объектов во льдах с использованием обеспечивающих ледокольных судов и может быть применено, в частности, при создании систем защиты от действия ледовых сжатий в прибрежных зонах, например, от действия сжатий на транспортные суда, стоящие под разгрузкой у временного причала в припайном льду, а также может быть использовано при создании базовой основы ледяных молов, причалов, аэродромов и т.д. в Арктике, Антарктике и замерзающих морях.

Известен способ создания ледяного сооружения в море, включающий накопление льда в заданной зоне акватории [1] Данный способ выбран в качестве наиболее близкого аналога изобретения.

Для создания ледяного сооружения известным способом требуются продолжительное время и большие энергозатраты.

Техническим результатом изобретения является сокращение времени и энергозатрат при создании ледяного сооружения. Он достигается тем, что в способе создания ледяного покрова в море, включающем накопление льда в заданной зоне акватории, в ледяном покрове ледоколом прорезают канал, располагая его преимущественно по нормали к вектору сжатий этого ледяного покрова, а после накопления льда в виде гряды торосов в ходе естественных сжатий ледяного покрова, прорезают последующий канал, располагая его по отношению к вектору сжатий с фронтальной стороны сформированной гряды торосов, преимущественно на удалении 0,1-0,3 кабельтовых от этой гряды.

Кроме того, прорезание каналов повторяют в условиях сжатий ледяного покрова до застамушивания сформированной гряды торосов.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Для защиты инженерно-технического объекта, например временно причала 1 в припайном льду 2 от действия ледовых сжатий 3 со стороны открытого моря с дрейфующим льдом 4, ледоколом 5, находящимся, например, во входном канале 6, до начала процесса сжатий 3 прорезают в ледяном покрове 2 протяженный канал 7, располагая его преимущественно по нормали к ожидаемому вектору сжатий 3.

Под действием сжатий канал 7, содержащий после прохождения ледокола обломки битого льда, сужается, а через некоторое время его кромки полностью смыкаются и на этом канале 7 происходит образование гряды торосов 8. Промежуток времени от начала действия сжатий на канал 7 до полного смыкания его кромок зависит от степени сжатий и может составлять от 0,5 ч до нескольких часов. В этот промежуток времени ледокол 5 целесообразно вернуть во входной канал 6, располагаемый, как правило, коллинеарно вектору сжатий 3 и поэтому практически не подвергающийся действию этих сжатий 3.

После образования на канале 7 гряды торосов 8 ледоколом 5 прорезают последующий канал 9, располагая его по отношению к вектору сжатий 3 с фронтальной стороны образовавшейся гряды торосов 8. Этот канал можно прорезать непосредственно в процессе продолжающихся сжатий 3, однако более целесообразно в промежутке между циклами сжатий, что позволит снизить затраты времени на прорезание канала 9. Снижение затрат времени обуславливается тем, что скорость ледокола в условиях боковых сжатий во льдах, как известно, в 2-3 раза меньше, чем при отсутствии сжатий. После прорезания канала 9 ледокол 5 возвращают во входной канал 6.

Канал 9 прорезают на удалении 0,1-0,3 кабельтовых от гряды торосов 8.

Канал 7, прорезанный ледоколом в ледяном покрове моря, характеризуется утолщенными кромками, поскольку ледокол в процессе прорезания канала преимущественно "заталкивает" получающиеся обломки льда под окружающий ледяной покров. При этом часть обломков остается в канале. Действие сжатий 3 преимущественно по нормали к линии канала 7 приводит к смыканию кромок канала, и тем самым к образованию концентратора напряжений в виде протяженной утолщенной зоны ("начальной гряды торосов"). Дальнейший процесс сжатий 3 с концентрацией напряжений в этой зоне 7 обуславливает дополнительный взлом ледяного покрова в ближайших окрестностях зоны 7 с формированием реальной гряды торосов 8. Причем вертикальные размеры этой гряды могут достигать 8-10 м при толщине ледяного покрова порядка 70-100 см и глубине моря порядка 15 м.

Создаваемая гряда торосов для успешной защиты от сжатий 3 инженерно-технического объекта 1 должна быть застамушенной, т.е. иметь надежное скрепление грунтов. Тем самым, как следует из сказанного выше, прорезание единичного канала, как правило, является недостаточным, поскольку не обеспечивает полного опускания гряды торосов на грунт и ее скрепление с этим грунтом. Поэтому прорезают ряд каналов.

Формула изобретения

1. Способ создания ледяного сооружения в море, включающий накопление льда в заданной зоне акватории, отличающийся тем, что в ледяном покрове ледоколом прорезают канал, располагая его преимущественно по нормали к вектору сжатий этого ледяного покрова, а после накопления льда в виде гряды торосов в ходе естественных сжатий ледяного покрова прорезают последующий канал, располагая его по отношению к вектору сжатий с фронтальной стороны сформированной гряды торосов, преимущественно на удалении 0,1 0,3 кабельтовых от этой гряды.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что прорезание каналов повторяют в условиях сжатий ледяного покрова до застамушивания сформированной гряды торосов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям, устанавливаемым в открытом море, в частности к устройству для поглощения энергии при установке настила на основании в открытом море

Изобретение относится к морскому транспорту и гидротехническим сооружениям точечных причалов для стоянок судов в открытом море для погрузки нефти

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, в частности для создания морских ледостойких платформ по добыче нефти и газа

Изобретение относится к способу установки плавучего тела на морское дно, включающему буксировку плавучего тела по морю в зону его размещения, первоначальное погружение плавучего тела за счет подачи внутрь него воды на глубину, меньшую глубины моря, с обеспечением зависания плавучего тела над дном, корректировку положения плавучего тела относительно заданного места установки на морском дне путем горизонтального его смещения и окончательное погружение плавучего тела на дно моря, причем перед погружением плавучего тела к нему присоединяют посредством тросовой соединительной системы надводное судно, выполненное сужающимся к месту крепления тросовой соединительной системы, которую выполняют с длиной, сумма которой с длиной надводного судна меньше глубины моря, а первоначальное погружение плавучего тела до зависания его над дном ведут до принятия надводным судном вертикального положения, расположения его кормовой части над уровнем воды моря и натяжения тросовой соединительной системы, корректировку положения плавучего тела относительно заданного места установки на морском дне при зависании над ним плавучего тела осуществляют надводным судном и буксирами, а после окончательного погружения плавучего тела на дно моря тросовую соединительную систему и надводное судно удаляют

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, например бетонным плотинам, возводимым на акватории наплавным способом

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к области подводного хранения как самих судов, так и находящихся внутри них штучных, сыпучих и жидких грузов при отсутствии на судах членов экипажа, при этом как их опускание на заданную глубину, так и подъем на поверхность происходят автоматически по команде с берегового пульта управления, переданной на судно по гибкому водостойкому силовому кабелю, который вилкой на одном конце соединяется с розеткой на борту судна, образуя герметичное водостойкое электросоединение, а другим концом соединен с пультом

Изобретение относится к строительству морских буровых платформ, в котором отражено устройство и способ транспортировки и установки палубы морской буровой платформы на находящееся в море опорное основание

Изобретение относится к области устройств для добычи полезных ископаемых, преимущественно на покрытых водой территориях, в том числе и на замерзающих акваториях, более конкретно к полупогружным плавучим буровым установкам (ППБУ)

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и предназначено для освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и предназначено для использования при освоении континентального шельфа преимущественно на мелководье

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа и с наибольшим эффектом может быть применено для глубоководных платформ с натяжными опорами

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа, а именно к искусственным островам, и с наибольшим эффектом может быть применено для эксплуатации в арктических широтах

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и, в частности, к средствам для освоения континентального шельфа - конструкциям самоподъемных и стационарных морских буровых установок

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, использующихся на морском шельфе, и могут быть применены для монтажа опорных колонн самоподъемной плавучей платформы (СПП)
Наверх