Фрикционная муфта

 

Фрикционная муфта может быть использована в машиностроении, в частности, в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания. Во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, ведущая полумуфта выполнена в виде установленного на валу фланца со ступицей с закрепленным на нем фигурным резиновым диском, подвижно контактирующим со ступицей, образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема и взаимодействующим с ведомой полумуфтой. Фрикционная муфта при уменьшении габаритов сохраняет передаваемую мощность. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фрикционные накладки, нажимной диск, гаситель крутильных колебаний, выполненный в виде резинового кольца и полость с термочувствительной рабочей средой [1].

Ее недостатком является большая продолжительность времени полного включения, приводящая к повышенному износу фрикционных накладок, а также необходимость размещения большого объема термочувствительной рабочей среды для обеспечения необходимого усилия нажима на фрикционные накладки.

Известно устройство для привода и отключения агрегатов, содержащее фрикционную муфту, управляемую подачей рабочей среды [2|.

Его недостатком является конструктивная сложность.

Целью изобретения является упрощение фрикционной муфты и уменьшение ее габаритов при сохранении передаваемой мощности.

Цель достигается тем, что во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, ведущая полумуфта выполнена в виде установленного на валу фланца со ступицей с закрепленным на нем фигурным резиновым диском, подвижно контактирующим со ступицей, образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема и взаимодействующим с ведомой полумуфтой.

Положительный эффект заключается в простоте конструкции, компактности, возможности установки муфты на серийно выпускаемые двигатели без изменения компоновочных схем в увязке с автомобилями.

На чертеже показан продольный разрез муфты.

На валу 1 на шлицах (или шпонке) установлена ведущая полумуфта, выполненная в виде фланца 2 со ступицей 3, на котором обечайкой 4 и болтами 5 закреплен фигурный резиновый диск 6 с уплотнительным буртиком 7, подвижно контактирующим со ступицей 3 и образующим с ней и фланцем 2 замкнутую полость 8 изменяемого объема. Ведомая полумуфта 9 установлена на радиально-упорном подшипнике 10 и имеет резьбовые отверстия, в которые ввернуты болты 11, крепящие крыльчатку вентилятора 12. В валу 1 и ступице 3 выполнены каналы 13 и 14 подачи рабочей среды.

Вал 1 получает вращение через шестерни от коленчатого вала двигателя. Ему передаются и крутильные колебания, возникающие на коленчатом валу. При низких температурах охлаждающей жидкости полмуфты разомкнуты. При повышении температуры охлаждающей жидкости в двигателя сверх нормы открывается подача масла из системы смазки (не показана), которое под заданным давлением по каналам 13 и 14 поступает в полость 8 и давит на резиновый диск 6, прижимая его к торцевой поверхности полумуфты 9. Происходит сцепление полумуфт, вентилятор получает вращение. Крутильные колебания от фланца 2 передаются диску 6 в месте его соединения с фланцем, но в силу большой инерционности вентилятора они демпфируются на кольцевом участке диска 6 между радиусами R и r. Происходят окружные изгибы резины, и поверхность диска 6, контактирующая с торцом полумуфты 9, крутильных колебаний не испытывает. При понижении температуры охлаждающей жидкости двигателя подача масла в полость 8 прекращается, давление сбрасывается и диск 6 приходит под действием сил упругости в исходное положение, полумуфты разъединяются.

Резина со сталью во фрикционных парах работает нормально (Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам. - Л.: Машиностроение, 1979, с.180.

Источники информации 1. Авт. свид. СССР N 1627760.

2. Авт. свид. СССР N 312058.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу, и ведомую полумуфту, отличающаяся тем, что она снабжена фигурным резиновым диском, при этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце с возможностью взаимодействия с ведомой полумуфтой и подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных трансмиссиях

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в пневматических муфтах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к блокируемой гидромуфте, которая может быть использована для обеспечения плавного включения и дальнейшего синхронного вращения полумуфт

Муфта // 1594323
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения и разъединения валов при передаче крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шинно-пневматических муфтах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шинно-пневматических предохранительных муфтах и тормозах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шинно-пневматическим муфтам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шинно-пневматкческим устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области конструирования механического привода и может найти применение в различных отраслях машиностроения, где используется передача вращающих моментов между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шинно-пневматических муфтах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шинно-пневматическим муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шинно-пневматическим муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам соединения валов и передачи движения. Упругая муфта содержит эластичную камеру в виде торообразной оболочки с рабочим наполнителем, установленную с возможностью перемещения в осевом направлении в конусных полостях концевых участков соединяемых валов, и средство управления включением в виде источника давления, соединяемого с полостями валов. Наполнитель торообразной оболочки выполнен в виде упругого торооброазного вкладыша с антифрикционным покрытием в виде смазки. Внутренний диаметр вкладыша выполнен равным диаметру сложенных в жгут внутренних стенок торообразной оболочки. Достигается повышение надежности устройства в работе. 2 ил.
Наверх