Способ контроля целостности резьбового соединения охраняемого объекта (варианты)

 

Изобретение относится к средствам для контроля несанкционированного доступа к охраняемому объекту. Сущность изобретения заключается в том, что между телами элемента резьбового соединения и охраняемого объекта в зоне, закрытой для свободного доступа, устанавливают идентификационный элемент, обеспечивая его произвольную деформацию при установке резьбового соединения. Через отверстие, выполненное в теле элемента резьбового соединения, регистрируют уникальный оптический образ участка деформированного идентификационного элемента, запоминают его и сопоставляют с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом идентификационного элемента. Операции регистрации, запоминания и сопоставления осуществляют автоматическим оптическим устройством. Технический результат - простота и надежность контроля целостности резьбового соединения охраняемого объекта. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам идентификации охраняемых объектов, а более конкретно к средствам для контроля несанкционированного доступа к охраняемому объекту.

Как правило, контроль такого рода осуществляется путем опечатывания или установки различных пломб на те участки охраняемого объекта, через которые осуществляется доступ к его содержимому. В процессе контроля осуществляется оценка состояния печатей или пломб относительно их первоначального состояния и делается вывод об отсутствии или наличии доступа (попыток доступа) к охраняемому объекту.

Для такого контроля используются также дополнительные элементы, деформируемые при установке или вскрытии запорно-пломбировочных устройств. В частности, способ контроля целостности резьбового соединения, реализованный в одном из таких устройств по пат. РФ N 2011231, МПК G 09 F 3/03, 1992 г., заключается в использовании идентификационного элемента в форме кожуха, устанавливаемого на резьбовое соединение типа болт - гайка со стороны гайки и обжимаемого в зазоре между проушинами охраняемого объекта и гайкой. Без механической деформации кожуха и его изъятия невозможно осуществить снятие резьбового соединения. Контроль наличия кожуха или его состояния позволяет сделать вывод о целостности резьбового соединения.

Тем не менее существует вероятность восстановления разрушенного идентификационного элемента такого вида, хотя оно и связано со значительными временными и трудовыми затратами.

Известен способ контроля целостности охранного резьбового соединения, заключающийся в регистрации автоматическим оптическим устройством уникального оптического образа идентификационного элемента, полностью перекрывающего доступ к головке болта резьбового соединения, который необратимо разрушается при попытке доступа к головке болта. Такой способ реализован в устройстве для опечатывания (свидетельство РФ на полезную модель N 6257, МПК G 09 F 3/00, 3/03, 1997 г.).

Однако из-за наружного размещения идентификационного элемента не исключена вероятность его механических повреждений, которые могут возникнуть при транспортировке или ином перемещении охраняемого объекта, т.е. не связанных с несанкционированными попытками вскрытия.

Аналогичный способ контроля целостности резьбового соединения, реализованный в запорно-пломбировочном устройстве (свидетельство РФ на полезную модель N 7538, МПК G 09 F 3/03, 1997 год), заключается в формировании уникального оптического образа идентификационного элемента, в качестве которого служит участок связующего тела, подвергаемый случайной деформации и зафиксированный относительно пары болт - гайка, в регистрации уникального оптического образа идентификационного элемента, в запоминании и сопоставлении его с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом с помощью автоматического оптического устройства. При попытке снятия резьбового соединения уникальный оптический образ необратимо разрушается, что объективно фиксируется при его контроле автоматизированным оптическим устройством. Этот способ выбран прототипом заявляемого изобретения.

Однако указанный способ сложен в реализации, т.к. требует достаточно сложных манипуляций по формированию уникального оптического образа, который к тому же полностью не защищен от повреждения при случайных механических воздействиях.

Поставленная задача заключается в создании простого и надежного способа контроля резьбового соединения охраняемого объекта, обеспечивающего надежную защиту уникального оптического образа от воздействий, которые могут вызвать его необратимое изменение, не связанное с несанкционированным воздействием.

В первом варианте поставленная задача решается тем, что в способе контроля резьбового соединения охраняемого объекта, согласно которому формируют уникальный оптический образ идентификационного элемента, регистрируют его, запоминают и сопоставляют с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом идентификационного элемента автоматическим оптическим устройством, согласно изобретению идентификационный элемент размещают между телами элемента резьбового соединения и охраняемого объекта в зоне, закрытой для свободного доступа и обеспечивающей произвольную деформацию идентификационного элемента при установке резьбового соединения, а уникальный оптический образ участка деформируемого идентификационного элемента регистрируют через отверстие, выполненное в теле элемента резьбового соединения, обеспечивающее доступ оптического зондирующего излучения к указанному участку.

В качестве идентификационного элемента может быть использована обычная прокладочная шайба, устанавливаемая под головку болта. Может быть использован вкладыш из материала, прозрачного для оптического зондирующего излучения, устанавливаемый в паз, выполненный под смотровым отверстием в нижней части головки болта, или другое подобное тело, которое испытывает деформационные воздействия при закручивании болта, характер которых в дальнейшем остается неизменным.

Во втором варианте в качестве идентификационного элемента используют внутренний участок тела резьбового соединения, деформируемый случайным образом при установке резьбового соединения, доступ оптического зондирующего излучения, к которому обеспечивается через отверстие, выполненное в теле элемента резьбового соединения.

Технический результат заключается в том, что при формировании уникального оптического образа не требуется никаких дополнительных манипуляций, кроме непосредственной установки резьбового соединения, а размещение идентификационного элемента в зоне, закрытой для внешних механических воздействий, делает уникальный оптический образ менее уязвимым для внешних механических воздействий.

Вариантов реализации способа может быть достаточно много.

На фиг.1 приведен вариант реализации способа, где между шляпкой 1 болта и поверхностью охраняемого объекта 2 устанавливают шайбу 3, выполняющую функцию идентификационного элемента, которая при закручивании болта деформируется. Смотровое отверстие 4 служит для регистрации формируемого таким образом уникального оптического образа участка шайбы 3. Между шайбой 3 и поверхностью объекта 2 может быть дополнительно установлена шайба - гровера 5, затрудняющая откручивание болта, а головка болта может быть выполнена с защитным буртиком 6, определяющим предельный уровень, до которого закручивается болт.

На фиг. 2 приведен вариант с вкладышем из материала, прозрачного для оптического зондирующего излучения, выполняющем роль идентификационного элемента. Между шляпкой болта 1 и поверхностью охраняемого объекта 2 в пазу шляпки болта, выполненной под смотровым отверстием 4, размещен вкладыш 6, который деформируется при закручивании болта 1. Его деформированная поверхность просматривается через смотровое отверстие 4.

При более сложной доработке элемента резьбового соединения, например, выполнив в болте 1 смотровое отверстие 7, захватывающее частично его резьбовую часть, можно установить в него заподлицо вкладыш 8 из материала, прозрачного для оптического зондирующего излучения, со светоотражающей поверхностью 9 в его утопленной части (см. фиг. 3).

В выполненное таким образом смотровое отверстие 7 можно установить тонкостенный металлический цилиндр и регистрировать его деформацию с внутренней стороны его полости.

Если такое смотровое отверстие 7 образует с резьбовой частью болта 1 тонкую стенку 10 (см. фиг.4), которая деформируется при завинчивании болта, то идентификационным элементом может служить такая стенка.

Способ по варианту 1 осуществляется следующим образом. К подготовленному заранее элементу резьбового соединения (болту или гайке), имеющему смотровое отверстие, добавляют тот или иной идентификационный элемент и устанавливают резьбовое соединение на охраняемый объект. При завинчивании резьбового соединения идентификационный элемент подвергается механической деформации и остается в таком состоянии. Автоматическим оптическим устройством через смотровое отверстие направляют луч света, а затем регистрируют отраженное от поверхности деформированного идентификационного элемента световое излучение, которое запоминают в памяти этого устройства, как уникальный оптический образ идентификационного элемента данного резьбового соединения. Он может быть преобразован в форму, удобную для длительного хранения, и использоваться в дальнейшем для сопоставления с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом этого же идентификационного элемента. При совпадении оптических образов делают вывод о целостности контролируемого резьбового соединения.

Создание такого многофункционального автоматического оптического устройства на сегодняшний день является вполне осуществимой задачей. Примером такого устройства может служить устройство автоматизированного распознавания оптического образа по патенту США N 4637055. Однако наиболее предпочтительным будет устройство, специально разработанное для данных целей на основе известных принципов (см., например, патент РФ N 2117989, МПК G 09 F 1996 г.).

Вариант 2 (фиг. 4) отличается только тем, что в качестве идентификационного элемента вместо дополнительного элемента используют участок собственного тела резьбового элемента. Все остальные манипуляции осуществляются аналогично.

Очевидно, что для единообразной установки автоматического оптического устройства необходимо наличие юстировочных пазов, отверстий или тому подобного на поверхности резьбового элемента или поверхности охраняемого объекта.

Формула изобретения

1. Способ контроля целостности резьбового соединения охраняемого объекта, согласно которому формируют уникальный оптический образ идентификационного элемента, регистрируют его, запоминают и сопоставляют с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом идентификационного элемента автоматическим оптическим устройством, отличающийся тем, что идентификационный элемент размещают между телами элемента резьбового соединения и охраняемого объекта в зоне, закрытой для свободного доступа и обеспечивающей произвольную деформацию идентификационного элемента при установке резьбового соединения, а уникальный оптический образ участка деформируемого идентификационного элемента регистрируют через отверстие, выполненное в теле элемента резьбового соединения, обеспечивающее доступ оптического зондирующего излучения к указанному участку.

2. Способ контроля целостности резьбового соединения охраняемого объекта, согласно которому формируют уникальный оптический образ идентификационного элемента, регистрируют его, запоминают и сопоставляют с зарегистрированным в процессе контроля оптическим образом идентификационного элемента автоматическим оптическим устройством, отличающийся тем, что в качестве идентификационного элемента используют внутренний участок тела резьбового соединения, деформируемый случайным образом при установке резьбового соединения, доступ оптического зондирующего излучения к которому обеспечивают через отверстие, выполненное в теле элемента резьбового соединения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.02.2006

Извещение опубликовано: 20.03.2007        БИ: 08/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к запорно-пломбировочным устройствам, которые используются для защиты дверей автомобильных фургонов, контейнеров и складских помещений от проникновения в них посторонних лиц или злоумышленников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных стационарных и подвижных объектов и модулей с товарно-материальными ценностями (склады, вагоны, контейнеры, автофургоны, цистерны и

Изобретение относится к устройствам для запирания и опломбирования и может быть использовано для защиты узлов запирания дверей, инкассаторских сумок, ящиков, чемоданов и других объектов, имеющих проушины с совмещенными отверстиями

Пломба // 2161824

Изобретение относится к запирающим устройствам с пломбированием и может быть использовано для запирания с пломбированием вагонов, контейнеров железнодорожного транспорта, люков, дверей автомобилей, перевозимых грузов, закрепляемых с помощью такелажных приспособлений, других объектов, например пакгаузов, магазинов, складов, торговых палаток и т.п

Изобретение относится к скобяным изделиям и касается пломбирующего устройства, содержащего корпус с идентификационным знаком, состоящий по крайней мере из двух частей с элементами взаимного крепления между собой, пломбировочный узел и элементы фиксации его относительно корпуса, выполненные заодно с пломбировочным узлом, размещенные внутри корпуса и не выходящие за его пределы

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается тросовой пломбы-запора, содержащей корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом ось наклонного отверстия лежит в плоскости, которая расположена под острым углом к осевому отверстию
Наверх