Система безопасности, навигации и мониторинга транспортных средств

 

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для контроля за состоянием и перемещением транспортных средств, для охраны стационарных и подвижных объектов, управления транспортными потоками, а также мониторинга окружающей среды. В предложенной системе в отличие от известных предусмотрены технические средства эффективного противодействия несанкционированному воздействию на охраняемый объект, в частности краже или угону автомобиля. Кроме того, обеспечивается возможность опознавания системой владельца объекта по типу "свой-чужой" и блокирования движения автомобиля в случае несанкционированного проникновения в него злоумышленника. Одновременно сохраняются все другие функциональные возможности, присущие системам подобного типа, а именно высокоточная навигация объекта, в том числе с использованием дифференциального режима коррекции координат, видеонаблюдение, дистанционное тестирование аппаратуры, мониторинг окружающей среды и внутреннего состояния объекта. Предложенная система характеризуется расширенными функциональными возможностями, что предопределяет более широкую область ее практического использования. 1 ил.

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для контроля за состоянием и перемещением транспортных средств, для охраны стационарных и подвижных объектов, управления транспортными потоками, а также мониторинга окружающей среды.

Известна система мониторинга, информационного обслуживания и охраны транспортных средств от несанкционированного воздействия (патент RU N 2155684, B 60 R 25/00, G 08 В 25/10, G 08 G 1/123, 05.04.2000), содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя операторский блок передачи данных и установленные на транспортных средствах абонентские приемники, выполненные с возможностью активации иммобилайзеров и с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов соответственно, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа при попадании несущего его транспортного средства в зону действия данного стационарного приемопередатчика и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены, соответственно, к блоку регистрации и к блоку отображения, при этом стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощностей принимаемых от них сигналов, а информационный центр содержит блок приема и обработки сообщений из внешних источников, блок передачи информационных сообщений, блок вторичной обработки, подключенный к выходам блока первичной обработки, блока регистрации, блока отображения и блока приема и обработки сообщений из внешних источников и выполненный с возможностью определения координат транспортных средств по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с владельцем, блок передачи информационных сообщений через формирователь голосовых сообщений подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, при этом владельцы транспортных средств снабжены транспондерными карточками, на которых в определенных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные коды: блокирующий, маячковый и расчетный, становящиеся визуально доступными при снятии защитного покрытия, а в цифровой памяти транспондерной карточки зафиксирован идентификационный код, на каждом транспортном средстве в узле управления иммобилайзером установлен блок дистанционного считывания идентификационного кода, входящий в состав узла управления иммобилайзером, а также связанные с соответствующим входом узла управления иммобилайзером блок ручного ввода разблокирующего кода и с соответствующими выходами узла управления иммобилайзером - индикатор режима работы.

Недостатком вышеуказанной системы является невысокая точность определения координат контролируемых подвижных объектов, существенно ограничивающая область практического применения системы и вынуждающая в ряде случаев, например при поиске и перехвате угнанных транспортных средств, использовать дополнительные пеленгационные устройства, устанавливаемые совместно с наземными ретрансляторами и/или на борту поисковых транспортных средств (патрульных автомобилей).

Этот недостаток устраняется в системах безопасности, управления и навигации, использующих аппаратуру спутниковых радионавигационных систем (GPS): американской - НАВСТАР и/или российской ГЛОНАСС.

Так, известна система безопасности, управления и навигации для автомобилей, содержащая запоминающее устройство для хранения дорожных карт в цифровой форме, устройство для ввода пункта назначения, устройство для формирования цифровых сигналов скорости и ускорения автомобиля для индикации аварийной ситуации и антенну для приема сигналов спутниковой системы GPS и сигналов, несущих информацию о транспортном потоке и передачи аварийных сигналов (патент US N 5504482, G 08 G 1/123, 02.04.1996). Принятые сигналы преобразуются в цифровую форму. Устройство обработки определяет текущее местоположение автомобиля на основе сигналов GPS и сигналов, несущих информацию о скорости и ускорении, определяет первый маршрут между текущим местоположением и пунктом назначения и второй маршрут при высокой плотности транспортного потока на первом маршруте, передает аварийные сигналы, кодированные с учетом текущего местоположения, если ускорение автомобиля выходит за заданные пределы, и управляет автомобилем с помощью электронных средств.

Работа известной системы ограничена навигацией мобильного объекта, при этом система не позволяет производить высокоточное определение координат в дифференциальном режиме, не обеспечивает звуковое сопровождение навигационной обстановки, контроль исправности технических средств системы, сбор и хранение информации о маршруте движения потребителя.

Известен навигационный прибор для транспортного средства, содержащий детектор координат текущей позиции автомобиля или другого транспортного средства (заявка Японии N 5059431, G 09 В 29/10). В соответствии с координатами из детектора, на экран индикаторного блока одновременно выводится указатель текущей позиции автомобиля и дорожная карта определенного района. В приборе имеются: память, в которой хранится графическая информация для индикации карты данного района, координаты нескольких специальных точек внутри этого района и информация о маршрутах, соединяющих указанные точки с несколькими целевыми точками района; схема для управления выводом на индикацию карты района, действующая на основании считанной из памяти информации; командная схема для выбора одной из нескольких целевых точек; схема, которая после выбора одной из целевых точек на основании взаимосвязи между координатами текущей позиции автомобиля и хранящимися в памяти координатами специальных точек определяет специальную точку, находящуюся вблизи текущей позиции и на основе хранящейся в памяти маршрутной информации определяет маршрут, связывающий ближайшую специальную точку с целевой точкой; схема, управляющая индикацией на экране индикаторного блока маршрута, установленного предыдущей схемой.

Прибор не позволяет, однако, осуществлять мониторинг окружающей среды и поиск угнанных транспортных средств. Отсутствует диспетчерский центр, на котором отражалось бы местоположение объектов и их состояние.

Указанные недостатки устраняются в изобретении, представленном патентом RU N 2122239, G 08 В 25/10, 20.11.1998 г., выбранным в качестве прототипа. Представленная в нем система безопасности, навигации и мониторинга содержит аппаратуру потребителя, включающую в себя блок автономного питания и подключенные к нему приемник высокоточной радионавигационной системы (например, GPS-системы) с антенной, трансивер с антенной, группу охранных датчиков и бортовой компьютер, содержащий процессор, предназначенный для обработки сигналов от навигационного приемника и охранных датчиков и выработки информационных сигналов для передачи по радиоканалу, интерфейс, соединенный с процессором, навигационным приемником и группой охранных датчиков, по меньшей мере один диспетчерский центр, выполненный с возможностью дифференциальной коррекции координат контролируемых объектов и связанный через антенну трансивера посредством радиоканала с аппаратурой потребителя, аудиосистему и соединенный с интерфейсом бортового компьютера блок ручного ввода данных (клавиатуру), а также подключенные к блоку автономного питания модем, который соединен с интерфейсом и трансивером, телекамеру видеоконтроля и телемонитор, вход которого соединен с одним из выходов телекамеры видеоконтроля, при этом бортовой компьютер содержит запоминающее устройство, соединенное с интерфейсом, аналого-цифровой преобразователь видеосигналов, вход которого подключен к второму выходу телекамеры видеоконтроля, а выход - к одному из входов интерфейса, и два цифроаналоговых преобразователя, входы которых соединен с соответствующими выходами интерфейса, а выходы соответственно с аудиосистемой и с вторым входом телемонитора.

Однако это техническое решение также несвободно от недостатков, основными из которых являются: - отсутствие в нем технических средств противодействия несанкционированному воздействию на объект, например средств противодействия краже или угону автомобиля; - невозможность опознавания системой владельца объекта по типу "свой-чужой" и блокирования движения объекта в случае несанкционированного проникновения в него злоумышленника.

Уникальные многофункциональные возможности системы-прототипа обеспечиваются во многом благодаря разнообразию и высоким техническим параметрам бортовой аппаратуры потребителя. Соответственно, высока и стоимость этой аппаратуры. Поэтому указанные выше недостатки являются весьма существенными и в значительной степени ограничивают область ее практического применения.

Настоящее изобретение направлено на устранение указанных недостатков при сохранении всех преимуществ, связанных с многофункциональностью системы-прототипа.

А именно, задачей изобретения является повышение эффективности противодействия несанкционированному воздействию на объект, проникновению в него злоумышленника и дальнейшим попыткам воспользоваться этим объектом, например угону или краже.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в известной системе безопасности, навигации и мониторинга, содержащей аппаратуру потребителя, включающую в себя навигационный приемник с антенной, работающий по сигналам спутниковых радионавигационных систем и обеспечивающий геодезическую точность определения координат объектов, трансивер с антенной, реализующий сотовую, транкинговую либо спутниковую радиосвязь с диспетчерским центром, выполненным с возможностями дифференциальной коррекции координат контролируемых объектов и отображения их местоположения и идентификационных параметров на электронной карте-схеме местности, бортовой компьютер с интерфейсом, процессором, запоминающим устройством, аналого-цифровым преобразователем и двумя цифроаналоговыми преобразователями, входы которых подключены к соответствующим выходам интерфейса, а выходы соответственно - к входу аудиосистемы и к первому входу телемонитора, второй вход которого подключен к первому выходу телекамеры видеоконтроля, второй выход которой соединен через аналогово-цифровой преобразователь с соответствующим входом интерфейса, один из выходов которого связан с управляющим входом навигационного приемника, выход которого подключен к одному из входов интерфейса, а также набор охранных датчиков, подключенных к соответствующему входу интерфейса и выполненных в виде датчиков несанкционированного воздействия на охраняемый объект, датчиков контроля параметров окружающей среды и датчиков технических параметров охраняемого объекта, модем, реализующий в зависимости от типа используемой радиосвязи протоколы обмена данными сотовой, транкинговой, либо спутниковой сетей связи, первый вход которого соединен с одним из выходов интерфейса, а первый выход - с входом трансивера, второй вход модема связан с выходом трансивера, а второй выход - с соответствующим входом интерфейса, а также блок ручного ввода данных, выход которого связан с соответствующим входом интерфейса, один из выходов которого связан с процессором, а другой выход - с запоминающим устройством, при этом выходы процессора и запоминающего устройства подключены к соответсвующим входам интерфейса, - в состав аппаратуры потребителя введены дополнительно абонентский приемник, входящий в состав пейджинговой сети связи общего пользования, транспондерная карточка, блок дистанционного считывания с антенной, выполненный с возможностью считывания идентификационного кода, зафиксированного в цифровой памяти транспондерной карточки, на поверхности которой нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные коды, становящиеся визуально доступными только при стирании защитного покрытия, а также индикатор режима работы охранных датчиков, первый вход которого связан с первым выходом блока дистанционного считывания, и узел блокирования функциональных органов охраняемого объекта, при этом входящий в состав бортового компьютера интерфейс выполнен с двумя дополнительными входами и с двумя дополнительными выходами, первый дополнительный выход интерфейса соединен с входом узла блокирования функциональных органов охраняемого объекта, второй дополнительный выход интерфейса подключен к второму входу индикатора режима работы охранных датчиков, первый дополнительный вход интерфейса соединен со вторым выходом блока дистанционного считывания, а второй дополнительный вход - с выходом абонентского приемника, вход которого соединен по радиоэфиру с операторским блоком передачи данных, входящим в состав пейджинговой сети связи общего пользования.

На чертеже представлена функциональная схема предложенной системы безопасности, навигации и мониторинга транспортных средств.

На схеме обозначены: операторский блок 1 передачи данных, пейджинговая сеть связи 2, транспондерная карточка (ТК) 3, абонентский приемник 4, интерфейс 5, бортовой компьютер 6, узел 7 блокирования функциональных органов охраняемого объекта, процессор 8, запоминающее устройство 9, трансивер 10, модем 11, навигационный приемник 12, диспетчерский центр 13, блок ручного ввода данных 14, аналого-цифровой преобразователь 15, цифроаналоговые преобразователи 16, охранные датчики 17, телекамера видеоконтроля 18, телемонитор 19, аудиосистема 20, индикатор 21 режима работы охранных датчиков, блок 22 дистанционного считывания.

Пейджинговая сеть связи 2 включает в себя входящий в состав аппаратуры потребителя абонентский приемник 4 и связанный с ним по радиоэфиру операторский блок 1 передачи данных, в который абонент может обращаться, например, по телефонной сети общего пользования. Выход абонентского приемника 4 соединен с дополнительным входом интерфейса 5 бортового компьютера 6, содержащего, кроме того, процессор 8, запоминающее устройство 9, аналого-цифровой преобразователь 15 и два цифроаналоговых преобразователя 16, объединенные в единый конструктивный блок. Интерфейс 5 осуществляет двухстороннее взаимодействие с трансивером 10 (через модем 11) и навигационным приемником 12 системы GPS. К одному из входов интерфейса 5 подключен блок 14 ручного ввода данных, в качестве которого может быть использована, к примеру, клавиатура. Трансивер 10 с помощью антенны обеспечивает связь по радиосети с диспетчерским центром 13. Так же, как и в прототипе, в изобретении может использоваться сотовая, транкинговая или спутниковая связь.

Диспетчерский центр 13 предназначен для сбора, обработки, накопления и отображения информации, поступающей из территориально распределенных источников, с последующей выработкой информационных сообщений и управляющих команд. Он имеет стандартную конфигурацию, описанную, например, в учебном пособии В.А. Минаева, В.В. Умеренкова "Космические навигационные системы в деятельности оперативных служб", Орел, 1999 (с. 81).

В состав аппаратуры потребителя входят также узел 7 блокировки функциональных органов охраняемого объекта, охранные датчики 17 различных типов, в том числе используемые для оценки состояния окружающей среды и технических параметров объекта, телекамера видеоконтроля 18, телемонитор 19, аудиосистема 20, индикатор 21 режима работы охранных датчиков и блок 22 дистанционного считывания данных, используемый для считывания с ТК 3. Все вышеуказанные блоки подключены к бортовому компьютеру 6 и управляются им в соответствии с заданным режимом работы охранных датчиков, сообщениями пейджинговой сети связи 2, поступающими на абонентский приемник 4, и сообщениями из диспетчерского центра, поступающими на трансивер 10 по одной из вышеупомянутых радиосетей связи.

Описанная выше функциональная схема не содержит каких-либо блоков, реализация которых потребовала бы дополнительной детализации и отдельного описания. При этом конкретный вид реализации не существенен для данного изобретения.

Так, например, в качестве телекамеры видеоконтроля 18 может быть использована широкоугольная, миниатюрная камера внутреннего наблюдения с объективом типа Pin-hole. Могут применяться и видеокамеры промышленного исполнения следующего типа: переднего (заднего) обзора внешнего пространства вокруг объекта контроля, кругового обзора видимого или инфракрасного диапазонов длин волн на поворотном устройстве или телекамера на гироплатформе для установки на мобильных средствах контроля окружающей среды и т.д.

С точки зрения задачи, решаемой настоящим изобретением, большей степени детализации описания аппаратуры, представленной в формуле изобретения и на чертеже, не требуется.

Предложенная система безопасности, навигации и мониторинга транспортных средств работает следующим образом.

При постановке объекта на охрану или тестировании абонентской аппаратуры на работоспособность либо при выявлении факта несанкционированного воздействия на объект, например попытки угона автомобиля, абонент системы (владелец объекта) сообщает об этом по телефону в операторский блок 1 передачи данных, который входит в состав пейджинговой сети связи 2. Так, при постановке объекта на охрану в операторский блок 1 передачи данных сообщаются, к примеру, по телефону адрес пейджера (индивидуальный номер) и блокирующий код, а при тесте на работоспособность аппаратуры или при тревоге по факту несанкционированного воздействия на объект оператору дополнительно сообщаются специальные секретные коды. Абонент узнает их после стирания (например, ребром монеты) защитного покрытия с соответствующих полей на поверхности ТК 3. Оператор принимает указанное телефонное сообщение и отправляет по заданному адресу соответствующую кодовую посылку. На объекте, находящемся в зоне приема пейджинговой сети связи 2, эти кодированные сигналы принимаются абонентским приемником 4 и пересылаются им через интерфейс 5 в процессор 8 бортового компьютера 6, связанный с узлом 7 блокирования функциональных органов охраняемого объекта.

Блокирующий код направляется из интерфейса 5 в процессор 8 бортового компьютера 6, где он сравнивается с ранее зафиксированным в запоминающем устройстве 9 и выбираемым из него через интерфейс 5 внутренним блокирующим кодом. При совпадении этих кодов процессор 8 формирует команду на блокирование функциональных органов охраняемого объекта, например двигателя автомобиля. Эта команда через интерфейс 5 поступает в узел 7 блокирования функциональных органов охраняемого объекта. Например, если объектом охраны является автомобиль, то в качестве узла 7 могут выступать блок управления иммобилайзером, реле типа HOOK-UP и пр.

При этом для блокирования двигателя автомобиля при его угоне владельцу не обязательно знать местонахождение автомобиля. Обязательным условием является лишь нахождение автомобиля в зоне действия внешней пейджинговой сети связи 2.

Одновременно при приеме абонентским приемником 4 специального секретного кода и передаче его через интерфейс 5 в процессор 8 последним формируется и передается последовательно через интерфейс 5 и модем 11 команда запуска передатчика трансивера 10, который с помощью антенны передает в окружающее пространство тревожные сообщения, содержащие индивидуальные коды идентификационных признаков охраняемого объекта, например коды государственного номера, марки и цвета автомобиля, подвергшегося несанкционированному воздействию злоумышленника.

Вид радиосети передачи данных является несущественным для данного изобретения. Так, например, в вышеупомянутом патенте RU N 2155684 для передачи тревожных сообщений с охраняемого объекта в диспетчерский (информационный) центр используется специально формируемая на местности с помощью маломощных ретрансляторов микросотовая сеть передачи данных. В других вариантах применения рассматриваемой системы для этой цели может быть использована сотовая сеть стандарта GSM, транкинговая сеть или спутниковая системы связи. Вид используемой радиосети связи определяет соответствующий вид протокола обмена данными, реализуемого в трансивере 10.

Если объектом охраны является подвижный объект, например автомобиль, то при решении ряда функциональных задач, например, в случае угона (кражи) встает задача определения с высокой точностью координат и отображения местоположения автомобиля (условным знаком) на электронной карте-схеме города в сопровождении поясняющей текстовой информации.

Определение с высокой точностью координат объекта осуществляется в данном изобретении традиционным путем - введением в состав бортовой аппаратуры потребителя навигационного приемника 12, предназначенного для приема сигналов спутниковой глобальной системы (GPS) НАВСТАР и/или ГЛОНАСС. Навигационный приемник 12 принимает через свою антенну сигналы вышеуказанных систем, осуществляет их обработку и передает результаты обработки последовательно через интерфейс 5 и модем 11 в передатчик трансивера 10. Эти данные совместно с кодами идентификационных признаков объекта (см. выше) излучаются через антенну трансивера 10 в эфир и после прохождения по радиосети поступают в диспетчерский центр 13.

Конкретный вариант технической реализации диспетчерского центра 13 также не является существенным признаком для данного изобретения. В любом варианте в его состав входит достаточно производительный компьютер, оснащенный системой отображения графической и семантической информации на фоне электронной карты-схемы города (ГИС). В качестве ГИС могут использоваться различные программные системы, например, на базе известных коммерческих продуктов Arcinfo, Maplnfo и т.п. Для получения максимально высокой (геодезической) точности измерений в компьютере диспетчерского центра 13 может быть предусмотрена дифференциальная коррекция координат объектов. В этом случае в состав аппаратуры центра вводится навигационный приемник сигналов спутниковых систем НАВСТАР и/или ГЛОНАСС, аналогичный навигационному приемнику 12, а в программном обеспечении компьютера диспетчерского центра 13 используется соответствующая алгоритмическая процедура коррекции. Однако ни наличие режима дифференциальной коррекции, ни способ его конкретной реализации в диспетчерском центре не являются существенными с точки зрения задачи, решаемой настоящим изобретением.

Сигнал тревоги о несанкционированном воздействии на охраняемый объект может быть инициирован и в автоматическом режиме. Выбор этого режима осуществляется абонентом путем набора соответствующей команды в блоке 14 ручного ввода данных. Эта команда поступает затем через интерфейс 5 во входящий в состав бортового компьютера 6 процессор 8, где формируется, например, команда на подключение питания к до этого обесточенным аналого-цифровому преобразователю 15 и цифроаналоговым преобразователям 16, входящим в состав бортового компьютера 6, а также на все или на часть охранных датчиков 17, телекамеру видеоконтроля 18, телемонитор 19, аудиосистему 20.

Сигнал о постановке объекта на охрану формируется процессором 8 и последовательно через интерфейс 5, модем 11 и трансивер 10 пересылается по радиоэфиру в диспетчерский центр 13.

Нейтрализация срабатывания каких-либо охранных датчиков 17 обеспечивается набором абонентом системы (владельцем охраняемого объекта) соответствующего кода в блоке 14 ручного ввода данных. При совпадении набранного кода с кодом, хранящимся в запоминающем устройстве 9, процессор 8 выдает сигнал о снятии данного объекта с охраны (либо об отключении каких-либо охранных датчиков), который последовательно через интерфейс 5, модем 11, трансивер 10 и радиосеть поступает в диспетчерский центр 13 для представления оператору.

При несанкционированном проникновении на охраняемый подвижный объект, например в автомобиль, сопровождающемся срабатыванием каких-либо охранных датчиков 17, по команде процессора 8 сигнал активации поступает через интерфейс 5 в навигационный приемник 12. Последний начинает вырабатывать сообщения, несущие информацию о местоположении автомобиля, которые через интерфейс 5 поступают для обработки в процессор 8. Одновременно телекамера видеоконтроля 18 начинает передавать кадры изображения внутренней обстановки на охраняемом объекте, которые могут содержать, например, изображение злоумышленника. Этот сигнал преобразуется аналого-цифровым преобразователем 15 в цифровой код, передаваемый через интерфейс 5 в процессор 8 для сжатия и подготовки кадров цифрового изображения к передаче по радиосети. Затем с заданным периодом, согласованным со скоростью передачи информации по радиосети, информационные сообщения, содержащие навигационную информацию и кадры изображения, передаются через интерфейс 5, модем 11, трансивер 10 по радиосети в диспетчерский центр 13. Оператор указанного центра может наблюдать и анализировать благодаря этому одновременно данные о местоположении охраняемого объекта, данные о направлении и скорости его перемещения на улично-дорожной сети, данные о владельце, данные технического паспорта на охраняемый объект, фрагменты изображения внутренней обстановки на нем, например изображение угонщика и другие важные для принятия оперативных решений данные.

Конкретная техническая реализация видеокамеры, выбор места ее установки и параметров наблюдения не являются предметом настоящего изобретения. Существенным для него признаком является техническая реализация функции опознавания владельца по принципу "свой-чужой". Эта функция реализуется за счет введения в состав аппаратуры потребителя блока 22 дистанционного считывания, связанного с помощью антенны с ТК 3, находящейся у владельца охраняемого объекта. Это техническое решение широко применяется в серийно выпускаемых предприятием-заявителем противоугонных и охранных автомобильных системах типа Black Bug, Guard, Reef. В сочетании с другими вышеупомянутыми признаками оно порождает новое качество - резко увеличивается эффективность комплексного противодействия несанкционированному воздействию на охраняемый объект, проникновению в него злоумышленника и последующим попыткам воспользоваться этим объектом, например угона транспортного средства. При этом сохраняются все преимущества, связанные с многофункциональностью и высокой точностью определения координат подвижных объектов, присущие системе-прототипу.

Это достигается благодаря тому, что функциональные органы охраняемого объекта, например двигатель или система зажигания автомобиля, деблокируются и переходят в рабочее состояние только при размещении ТК 3 в специально отведенной зоне относительно антенны блока 22 дистанционного считывания. При этом происходит автоматическое считывание зафиксированного в цифровой памяти ТК 3 идентификационного кода и сравнение его с разблокирующим кодом, зафиксированным в запоминающем устройстве 9 бортового компьютера 6.

Так, например, для защиты автомобиля от угона антенну блока 22 дистанционного считывания размещают в спинке кресла водителя. Если ТК 3 находится в кармане пиджака водителя, то при занятии им своего места в машине происходит автоматическое считывание записанного в цифровой памяти ТК 3 идентификационного кода, который передается затем через интерфейс 5 в процессор 8. Если этот код совпадает с разблокирующим кодом, находящимся в запоминающем устройстве 9 бортового компьютера 6 и выбираемым из него через интерфейс 5, то процессор 8 вырабатывает команду на разблокирование функциональных органов автомобиля и владелец автомобиля получает возможность воспользоваться им в штатном режиме.

При отсутствии у субъекта, проникшего в автомобиль, ТК 3 узел 7 продолжает блокировать функциональные органы автомобиля либо, если в исходном состоянии они были разблокированы, осуществляет их блокировку через некоторый интервал времени путем подачи последовательности команд для плавного глушения двигателя.

В простейшем случае ТК 3 может быть элементом с переменной (изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом) нагрузкой для генератора электромагнитных сигналов, входящего в состав блока 22 дистанционного считывания.

При изменении разблокирующего кода владельцем охраняемого объекта осуществляется замена ТК 3 на другую карточку и соответствующее перепрограммирование блока 22 дистанционного считывания.

Все режимы работы охранных датчиков 17 отображаются индикатором 21 режима работы охранных датчиков, который в разных режимах горит ровным или мигающим светом или попеременно тем и другим. Управление индикатором 21 осуществляется процессором 8 через интерфейс 5 бортового компьютера 6.

Команды и сообщения, принимаемые абонентским приемником 4 по пейджинговой сети связи 2 могут озвучиваться аудиосистемой 20 и отображаться на телемониторе 19 после пересылки их через интерфейс 5 и преобразования в аналоговый сигнал в цифроаналоговых преобразователях 16.

Таким образом, совокупность общих с системой-прототипом признаков и отличительных признаков заявленной системы порождает новое качество - существенно более высокую эффективность противодействия несанкционированному воздействию на охраняемый объект, проникновению в него злоумышленника и попыткам воспользоваться охраняемым объектом в своих целях.

Одновременно, сохраняются и могут быть использованы по своему прямому назначению все другие функциональные возможности, присущие системе-прототипу: высокоточной навигации объекта, в том числе с использованием дифференциального режима коррекции координат, видеонаблюдения, дистанционного тестирования аппаратуры, мониторинга окружающей среды и внутреннего состояния объекта.

При этом все представленные в заявке признаки находятся в функциональном единстве, способствуя решению поставленной задачи.

Формула изобретения

Система безопасности, навигации и мониторинга транспортных средств, содержащая аппаратуру потребителя, включающую в себя навигационный приемник с антенной, работающий по сигналам спутниковых радионавигационных систем и обеспечивающий, в том числе, геодезическую точность определения координат объектов, трансивер с антенной, реализующий сотовую, транкинговую либо спутниковую радиосвязь с диспетчерским центром, выполненным с возможностями дифференциальной коррекции координат контролируемых объектов и отображения их местоположения и идентификационных параметров на электронной карте-схеме местности, бортовой компьютер, содержащий интерфейс, процессор, запоминающее устройство, аналого-цифровой преобразователь и два цифроаналоговых преобразователя, выходы которых подключены соответственно к входу аудиосистемы и к первому входу телемонитора, второй вход которого подключен к первому выходу телекамеры видеоконтроля, второй выход которой соединен через аналого-цифровой преобразователь с соответствующим входом интерфейса, один из выходов которого связан с управляющим входом навигационного приемника, выход которого подключен к одному из входов интерфейса, а также набор охранных датчиков, в качестве которых используются датчики несанкционированного воздействия на охраняемый объект, датчики контроля параметров окружающей среды и технических параметров охраняемого объекта, модем, реализующий в зависимости от типа используемой радиосвязи протоколы обмена данными сотовой, транкинговой либо спутниковой сетей связи, первый вход которого соединен с одним из выходов интерфейса, а первый выход - с входом трансивера, второй вход модема связан с соответствующим выходом интерфейса, а второй выход - с входом трансивера, а также блок ручного ввода данных, выход которого связан с соответствующим входом интерфейса, один из выходов которого связан с процессором, а другой выход - с запоминающим устройством, при этом выходы процессора и запоминающего устройства подключены к соответствующим входам интерфейса, отличающаяся тем, что в состав аппаратуры потребителя введены дополнительно абонентский приемник, входящий в состав пейджинговой сети связи общего пользования, транспондерная карточка, блок дистанционного считывания с антенной, выполненный с возможностью считывания идентификационного кода, зафиксированного в цифровой памяти транспондерной карточки, на поверхности которой нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные коды, становящиеся визуально доступными только при стирании защитного покрытия, а также индикатор режима работы охранных датчиков, первый вход которого связан с первым выходом блока дистанционного считывания, и узел блокирования функциональных органов охраняемого объекта, при этом входящий в состав бортового компьютера интерфейс выполнен с двумя дополнительными входами и с двумя дополнительными выходами, первый дополнительный выход интерфейса соединен с входом узла блокирования функциональных органов охраняемого объекта, второй дополнительный выход интерфейса подключен ко второму входу индикатора режима работы охранных датчиков, первый дополнительный вход интерфейса соединен со вторым выходом блока дистанционного считывания, а второй дополнительный вход - с выходом абонентского приемника, вход которого соединен по радиоэфиру с операторским блоком передачи данных, входящим в состав пейджинговой сети связи общего пользования.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.04.2009

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к охранно-пожарной сигнализации

Изобретение относится к технике контроля и тревожной сигнализации и может быть использовано для оперативного контроля и управления транспортировкой экологически опасных грузов и промышленных отходов в места складирования и переработки

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергии, а именно к способам и устройствам предупреждения пожаров, возникающих в помещениях, сооружениях, зданиях, самолетах, судах, железнодорожном транспорте и др

Изобретение относится к системе мобильной связи, в частности, для передачи в базовую станцию сообщения о том, что ретранслирующий модуль выходит из строя в ретранслирующей системе мобильной связи, которая имеет множество ретранслирующих модулей

Изобретение относится к системам сигнализации для случаев причинения ущерба, которая выполнена с возможностью сигнализации появления случаев причинения ущерба через существующие радиосети

Изобретение относится к системам сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов, а также мониторинга окружающей среды
Изобретение относится к способам охраны транспортных средств и может быть использовано при охране всевозможных транспортных средств, таких как автомобили, катера и транспортные средства всех форм собственности

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для использования при осуществлении защиты автомобилей от угона

Изобретение относится к транспорту, к средствам защиты временно неэксплуатируемых транспортных средств

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами

Изобретение относится к охранно-пожарной сигнализации

Изобретение относится к устройствам, используемых в электрических системах автомобилей для включения различных узлов и механизмов и сопряженных с противоугонным средством

Изобретение относится к системам связи

Изобретение относится к механическим противоугонным устройствам для автомобилей
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к способам защиты автомобиля, и может быть использовано для предотвращения угона

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования автомобилями

Изобретение относится к транспортной технике
Наверх