Способ испытания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей, в частности к способам испытаний газотурбинных двигателей на закрытых стендах, и может найти применение в авиационной промышленности. Изобретение позволяет повысить достоверность результатов испытаний путем уменьшения погрешности определения величины тяги двигателя. В способе испытания газотурбинного двигателя, включающем определение величины приведенной тяги двигателя на закрытом стенде с помощью лемнискатного насадка, дополнительно измеряют величину приведенной тяги при отсоединенном лемнискатном насадке и определяют величину поправки на входной импульс стендовой тяги как разность величин тяг, определенных с помощью лемнискатного насадка и при отсоединенном лемнискатным насадке. 2 ил.

 

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей, в частности к способам испытаний газотурбинных двигателей на закрытых стендах, и может найти применение в авиационной промышленности.

Известен способ испытания газотурбинного двигателя, включающий измерение тяги двигателя с помощью лемнискатного насадка (см. Л.С.Скубачевский “Испытания воздушно-реактивных двигателей”, Москва, Машиностроение, 1972, стр.17).

Недостатком данного способа является недостаточная точность определения величины измеряемой тяги двигателя. Низкая точность определения величины измеряемой тяги двигателя обуславливается сложностью определения величины входного импульса Iвх.пр.=Gв*V (где Gв - расход воздуха через двигатель, V - скорость потока воздуха в боксе испытательного стенда перед лемнискатным насадком) потока воздуха перед лемнискатным насадком. Сложность определения заключается в том, что если расход воздуха G через двигатель определяется путем измерения параметров в специальном расходомерном коллекторе (РМК) с точностью до 0,5-0,7%, то определение скорости потока перед лемнискатным насадком - задача неоднозначная. Для измерения скорости V необходима специальная система измерений, зависящая от конструкции стенда, расположения двигателя относительно всасывающей шахты, полей скоростей потока, наличия зон отрыва, т.е. для каждой компоновки двигателя на стенде необходимо подобрать свою систему измерений, при этом погрешность определения входного импульса может достигать 20-25%.

Повысить точность определения величины измеряемой тяги двигателя можно, определив величину приведенной поправки на входной импульс.

Задача изобретения - повышение достоверности результатов испытаний путем уменьшения погрешности определения величины тяги двигателя.

Указанная задача достигается тем, что в способе испытания газотурбинного двигателя, включающем определение величины приведенной тяги двигателя на закрытом стенде с помощью лемнискатного насадка, согласно изобретению дополнительно измеряют величину приведенной тяги при отсоединенном лемнискатном насадке и определяют величину приведенной поправки на входной импульс стендовой тяги как разность величин тяг, определенных при отсоединенном лемнискатным насадке и с помощью лемнискатного насадка.

На фиг.1 представлена схема расположения двигателя на стенде в компоновке с лемнискатным насадком;

на фиг.2 - схема расположения двигателя на стенде в компоновке с отсоединенным лемнискатным насадком.

Закрытый испытательный стенд содержит бокс 1, размещенный в нем испытуемый двигатель 2, лемнискатный насадок 3, силоизмерительную систему (СИС) 4, расходомерный коллектор (РМК) 5, лабиринтное уплотнение 6, входную шахту 7 и шахту выхлопа 8. Скорость воздуха в сечении перед лемнискатным насадком обозначена V.

Средства измерения, включенные в СИС, не раскрываются, так как они известны, см., например, В.П.Волок “Испытательные стенды”, Москва, издательство Знание, 1980, стр.7-13.

Способ реализуется следующим образом.

Испытуемый двигатель 2 с присоединенным к нему лемнискатным насадком 3 устанавливают в боксе 1 на динамометрической платформе с силоизмерительной системой СИС 4. После этого проводят испытание двигателя для измерения с помощью СИС величины тяги двигателя. При этом следует учесть, что в величину Rст, получаемую по результатам замеров, входит неизвестная величина приведенной поправки на входной импульс стендовой тяги.

Приведенная тяга двигателя Rдв.пр определяется на основании общеизвестной формулы:

где R - тяга двигателя, измеряемая СИС;

F*c - измеренная площадь выходного сечения сопла двигателя;

Р*вх - измеренное полное давление воздуха в сечении перед двигателем;

Pб - измеренное давление в боксе;

ΔRпар - поправка от аэродинамического сопротивления двигателя, коммуникаций и стендового оборудования, размещенных на динамометрической платформе СИС стенда.

После определения величины тяги двигателя с помощью лемнискатного насадка повторяют испытание двигателя для измерения величины тяги двигателя с (только механически) отсоединенным лемнискатным насадком 3. Лемнискатный насадок 3 в этом случае остается присоединенным (по воздушному потоку) к двигателю с помощью лабиринтного уплотнения 6, ограничивающего проток воздуха из лемнискатного насадка 3 в бокс и обеспечивающего радиальный зазор между лемнискатным насадком 3 и РМК 5 (обычно до 1-2 мм) (см. фиг.2). Такая схема испытаний применяется, например, при измерении высотно-скоростных характеристик двигателей в термобарокамере ЦИАМ (смотри статья в Трудах ЦИАМ №602, 1973 г., стр.27-31).

В этом случае, на результаты замеров R не влияет величина приведенной поправки на входной импульс стендовой тяги, и приведенная тяга двигателя R0.дв.пр определяется на основании следующей общеизвестной формулы:

где R - тяга двигателя, измеряемая СИС;

G*в - измеренный массовый расход воздуха, измеряемый в РМК;

Vлаб - измеренная скорость воздуха в сечении лабиринтного уплотнения;

F*лаб - измеренная площадь лабиринтного уплотнения;

Рлаб - измеренное статическое давление воздуха в сечении лабиринтного уплотнения;

F*с - измеренная площадь выходного сечения сопла двигателя;

Р*вх - измеренное полное давление воздуха в сечении перед двигателем;

Pб - измеренное давление в боксе;

ΔRпар - поправка от аэродинамического сопротивления двигателя, коммуникаций и стендового оборудования, размещенных на динамометрической платформе СИС стенда.

Поскольку испытания двигателя проводятся на одном и том же стенде с помощью лемнискатного насадка 3 и при отсоединенном лемнискатном насадке 3, разницей в приведенных значениях величин поправок от аэродинамического сопротивления двигателя можно пренебречь. С учетом этого, после поэтапно проведенных испытаний двигателя для режимов работы NПР=const (бесфорсажные режимы) или αΣПР=const (форсажные режимы) двигателя определяют величину приведенной поправки на входной импульс стендовой тяги ΔRВУ. ПР по формуле

где Rо.дв.пр - величина приведенной тяги двигателя на закрытом стенде, определенная при отсоединенном лемнискатном насадке;

Rдв.пр - величина приведенной тяги двигателя на закрытом стенде, определенная с помощью лемнискатного насадка.

Определенная таким образом величина приведенной поправки на входной импульс ΔRву.пр учитывается при замере приведенной тяги двигателя Рпр отдельно для форсажного и бесфорсажного режимов, а именно

где ΔRву.пр - приведенная поправка на входной импульс стендовой тяги;

Rдв.пр - величина приведенной тяги двигателя на закрытом стенде, определенная с помощью лемнискатного насадка. С учетом формул 4 и 1 получаем истинную тягу двигателя Rист = Rдв.пр К.

Таким образом, предложенный способ позволяет повысить достоверность результатов испытаний, уменьшив погрешность определения величины тяги двигателя, т.е. повысив точность измерения величины приведенной поправки к тяге на закрытом стенде, поскольку точность измерения тяги в компоновке с отсоединенной лемнискатой не превышает 0,5% (смотри статья в Трудах ЦИАМ №602, 1973 г., стр.37).

Способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение величины приведенной тяги двигателя на закрытом стенде с помощью лемнискатного насадка, отличающийся тем, что дополнительно измеряют величину приведенной тяги при отсоединенном лемнискатном насадке и определяют величину приведенной поправки на входной импульс стендовой тяги как разность величин сил тяг, определенных при отсоединенном лемнискатном насадке и с помощью лемнискатного насадка.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оценки технического состояния двигателей, машин и механизмов по виброизмерениям и по характеристикам металлических частиц износа, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, к испытательным стендам для испытаний турбореактивных двигателей с управляемым вектором тяги и может быть использовано при проектировании и доводке таких двигателей и/или турбореактивных двигателей с реверсированием тяги.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам работы дизельного двигателя. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей, и может быть использовано для контроля ее технического состояния.
Изобретение относится к области технологии эксплуатации (Э) технологического оборудования (ТО), используемого при добыче, транспортировке и хранении нефти и газа. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с принудительным впрыском топлива и электрическим управлением топливоподачей без внешнего нагружения двигателя.

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к системам защиты от помпажа турбокомпрессоров, и может быть использовано в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики, в частности к области экспериментального исследования и отработки элементов пропульсивных комплексов и энергосиловых установок подводных аппаратов.

Изобретение относится к области текущего наземного ремонта двухконтурного авиационного газотурбинного двигателя и может быть использовано при замене переднего корпуса модуля вентилятора.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам определения динамики изменения газодинамических параметров потока в компрессоре в заданных областях течения потока, и может быть использовано при их испытании.
Изобретение относится к области эксплуатации (Э) технического оборудования, преимущественно пневмогидравлических агрегатов и трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей (ГЗД), и предназначено для обкатки и проведения испытаний как новых ГЗД, так и после проведения ремонта

Изобретение относится к компрессоростроению и предназначено для использования при испытании осевых, центробежных и диагональных компрессоров, а также их комбинаций

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям осевых турбомашин газообразных двигателей и газотурбинных установок

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для приработки и испытания двигателей внутреннего сгорания при их производстве и капитальном ремонте

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), поршневых компрессоров, в частности к измерительным устройствам для оценки технического состояния тепловых двигателей, и может быть использовано в конструкции этих устройств, при проведении диагностики ДВС и компрессоров в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано в целях экономии топлива в двигателях автотранспорта судового и железнодорожного транспорта

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве двигателей внутреннего сгорания
Наверх