Шасси военной гусеничной машины

Изобретение относится к бронетанковой технике. Сущность изобретения заключается в том, что пятикатковое, шестикатковое или семикатковое шасси содержит алюминиевый корпус, компактный силовой блок с ограниченным размером по высоте, имеющий оппозитный двигатель внутреннего сгорания и центральную реверсивную гидромеханическую трансмиссию с механизмом поворота с гидрообъемной передачей, гидропневматическую подвеску с бесступенчатым регулируемым клиренсом и встроенными гидроамортизаторами и водометные движители с рабочим колесом диаметром 340 мм с максимальным использованием элементов и сборочных единиц базовой пятикатковой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям, ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органам управления, спроектированных с минимальной массой, но рассчитанных для использования в машинах с максимальной массой. Технический результат изобретения состоит в упрощении и удешевлении производства и эксплуатации многоцелевых бронированных плавающих авиадесантируемых и авиатранспортируемых военных гусеничных машин легкой категории по массе. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к бронетанковой технике легкой категории по массе.

Известны многоцелевые транспортеры-тягачи МТ-Л и МТ-ЛБ, предназначенные для буксировки прицепов общим весом до 7 тонн, монтажа различного оборудования, перевозки людей и грузов и для обеспечения других транспортных потребностей - см. Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. Техническое описание, 2-е издание. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1974 г.

Транспортеры-тягачи обеих модификаций созданы на базе унифицированного шасси с использованием одних и тех же узлов силовой установки, силовой передачи и ходовой части.

К особенностям компоновки унифицированного шасси и изделий на его базе относятся переднее расположение ведущих колес и агрегатов силовой передачи, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.

Основные части транспортера-тягача: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть и оборудование. Корпуса несущей конструкции цельносварные. Силовая установка состоит из двигателя ЯМЗ-238В и обслуживающих его систем охлаждения, подогрева, смазки, питания топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов.

Силовая передача состоит из главного фрикциона, промежуточного редуктора, центральной карданной передачи, главной передачи и бортовых передач. Главная передача двухпоточная, объединяющая в одном агрегате коническую пару шестерен, шестискоростную коробку передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота. Бортовые передачи - одноступенчатые планетарные редукторы.

Ходовая часть состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусениц, 12 опорных катков, подвески и четырех гидроамортизаторов. Подвеска независимая, торсионная. Гусеницы с открытым металлическим шарниром.

Водные преграды при номинальной загрузке преодолеваются на плаву с помощью гусеничного движителя.

Максимальная скорость движения машины при 2100 об/мин коленчатого вала двигателя 61,5 км/ч, скорость движения на плаву 5...6 км/ч.

Известен легкий плавающий танк ПТ-76 - см. "Современная бронетанковая техника", справочное пособие, автор-составитель Н.И.Рябинкин, Минск, "Элайда", 1998 г., стр.121, с боевой массой 14 тонн. В носовой части корпуса размещено отделение управления. Во вращающейся башне и подбашенном пространстве в средней части корпуса расположено боевое отделение, в котором размещена нарезная пушка калибра 76 мм, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира, наводчика и заряжающего. В пушке используются унитарные выстрелы. Приводы наведения пушки ручные и электрические. В ходе модернизации танка ПТ-76 на нем был установлен 2-плоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П (Заря). Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет жесткую конструкцию, сваренную из стальных броневых листов. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем избыточного давления.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса. В нем размещены продольно установленный по оси машины двигатель внутреннего сгорания с эжекторами системы охлаждения, трансмиссия, водометные движители для плава, водооткачивающие насосы и другое оборудование. Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, бортовых фрикционов сухого трения с ленточными остановочными тормозами сухого трения, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Бортовые редукторы - пара цилиндрических шестерен наружного зацепления.

Танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытых решетками. Выброс воды при движении осуществляется через два кормовых окна.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Только на передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двухстороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 односкатных опорных катков. Гусеницы выполнены с открытым металлическим шарниром.

Максимальная скорость движения машины на суше 44 км/ч, на плаву 10,5 км/ч.

На базе танка ПТ-76 создано семейство военных гусеничных машин различного назначения: легкие плавающие бронетранспортеры, ракетные установки, зенитные установки, боевые химические машины, подвижные радиостанции и др.

Известна боевая машина пехоты БМП-1 - см. В.С.Вознюк, П.Н.Шапов. Бронетанковая техника. - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1987, стр.98, массой 14 тонн. База машины была создана заново, а ее компоновку определило кормовое расположение десантного отделения. Экипаж, состоящий из командира, оператора и механика-водителя, разместился в носовой части корпуса. Десант - 8 человек, располагается и высаживается в корме, что более безопасно в боевой обстановке. Для высадки и посадки десанта сделана кормовая бронированная двухстворчатая дверь.

В сварной малогабаритной башне установлено гладкоствольное калибра 73 мм полуавтоматическое орудие с активно-реактивным выстрелом. БМП-1 вооружена спаренным пулеметом ПКТ, зенитным комплексом, способным вести огонь при движении машины, и комплексом противотанковых управляемых по проводам снарядов ПТУР.

Наличие просторного десантного отделения, амбразур и смотровых приборов позволяет десанту вести массированный огонь на ходу машины.

В экипаже нет заряжающего, так как заряжание орудия производится полуавтоматическим механизмом с электрическим приводом.

Для наведения спаренной установки и ПТУР на цель оператор использует перископический комбинированный прицел дневного и ночного видения, а все члены экипажа имеют кроме дневных ночные приборы наблюдения, оборудованные системой обогрева.

БМП-1 обладает высокой подвижностью - максимальная скорость движения машины V=65 км/ч, чему способствует четырехтактный быстроходный дизельный двигатель УТД-20 с эжекторной системой охлаждения, объединенный с трансмиссией в одном блоке. Система охлаждения двигателя оборудована подогревателем. Трансмиссия включает в себя главный фрикцион, механическую пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами II-V передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота с металлокерамическими дисками, работающие в масле.

Особенностью шестикатковой на борт ходовой части является применение в гусеничных цепях резинометаллических параллельных шарниров и использование в односкатных опорных катках жидкой смазки. Торсионая подвеска на крайних катках снабжена гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Для защиты экипажа и десанта от ядерного, химического и бактериологического оружия машина оборудована специальной системой, состоящей из нагнетательной и фильтрационной установки. Имеется также автоматическая система противопожарного оборудования и термодымовая аппаратура многократного действия.

Машина приспособлена для транспортирования по воздуху и может преодолевать водные преграды на плаву за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость движения машины на плаву 7 км/ч.

На базе БМП-1 создано семейство военных гусеничных машин различного назначения.

Известна боевая машина пехоты БМП-3 массой 18,7 тонны - см. "Современная бронетанковая техника", Минск, "Элайда", 1998 г., стр.193. Моторно-трансмиссионное отделение в этой машине находится в кормовой части машины. Это улучшает обзор для механика-водителя. Десант высаживается сзади.

В машине имеются жестко связанные калибра 100 мм орудие - пусковая установка и калибра 30 мм автоматическая пушка. Система наведения противотанковых ракет - полуавтоматическая, по лучу лазера.

На машине поперечно установлен дизельный двигатель УТД-29 с эжекторами системы охлаждения мощностью 500 л.с. и 4-скоростная многовальная гидромеханическая трансмиссия с фрикционным включением и с гидрообъемным механизмом поворота, дисковые остановочные тормоза сухого трения и планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть машины - шестикатковая на борт, с поддерживающими роликами. Подвеска индивидуальная, торсионная, с большим динамическим ходом катка.

Движение на плаву обеспечивается с помощью двух водометных движителей с рабочими колесами ⊘ 260 мм, имеющих привод от трансмиссии.

Максимальная скорость движения машины по шоссе 70 км/ч, на плаву 10 км/ч.

Указанные выше гусеничные машины легкой весовой категории различного назначения и разные по массе созданы на различных конструктивных базах-шасси. На базе каждой из этих базовых машин создавались семейства ВГМ легкой весовой категории с небольшой разницей по массе, различного функционального назначения, при этом сама база не изменялась, оставалась практически постоянной по корпусу, по моторно-трансмиссион-ной установке, по ходовой части.

Семейство легких бронированных плавающих машин включает большую номенклатуру машин: плавающие танки, боевые разведывательные машины, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, бронетранспортеры десанта, бронетранспортеры-тягачи, бронетранспортеры санитарные, боевые машины пехоты, ракетные комплексы, зенитно-ракетные комплексы, истребители танков с помощью ракет, транспортировщики переносных, зенитных ракетных комплексов с боевым расчетом зенитного отделения, подвижные радиостанции, командно-штабные машины, специальные машины и т.д.

Из указанных выше шасси известных гусеничных машин наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является шасси базовой машины БМП-3 в семействе машин легкой весовой категории, которое можно рассматривать в качестве прототипа.

Целью предлагаемого изобретения является создание гаммы пятикаткового, шестикаткового и семикаткового шасси семейства многоцелевых высокоэффективных бронированных плавающих военных гусеничных машин легкой категории по массе от 12 до 18 тонн с учетом требований по десантированию и преодолению больших водных преград с максимальным использованием унифицированных элементов и сборочных единиц одной базовой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям, ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органам управления.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что в шасси военной гусеничной машины:

корпус выполняется в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами, в нижней части, с заостренной в вертикальной плоскости унифицированной передней частью, например, длиной Loy=2...2,1 м и унифицированной кормовой частью с задней вертикальной стенкой, например, длиной Lмто=1,9...2 м, а также в зависимости от назначения машины индивидуальной средней частью длиной Lср.отд до 3 м, на которой устанавливается верхняя надстройка под специальное или технологическое оборудование и в которой размещаются члены экипажа, и оборудован устройствами для установки средств десантирования;

силовая установка включает продольно расположенный по оси машины, установленный на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес гусеничного движителя, например, на расстоянии 280...300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес, оппозитный двигатель внутреннего сгорания соответствующей мощности с системами, расположенными в надгусеничных нишах по обе стороны относительно продольной оси машины, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, который содержит коробку передач с полным реверсом, с согласующими редукторами на входе в гидротрансформатор и на выходе из гидротрансформатора, с соосным входным и выходным валами гидротрансформатора, расположенными с одной стороны гидротрансформатора, и с механизмом поворота, имеющим возможность отключения гидрообъемной передачи при повороте машины в тяжелых условиях и поворота машины с помощью планетарного механизма поворота с использованием остановочных тормозов, связанный выходными валами через сухие тоннели в водозаборных патрубках водометных движителей с бортовыми передачами с тормозами и соответствующими приводами с органами управления, расположенными в передней части корпуса на размещенном по оси машины рабочем месте механика-водителя, при этом двигатель и механизм передач и поворота по высоте расположены на одном уровне, а ось ведущего колеса расположена ниже относительно оси коленвала, например, на 80...100 мм;

установлены водометные движители с рабочими колесами ⊘ 340 мм и эжекционными водооткачивающими устройствами, в которых индивидуальные управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками связаны через зубчатые передачи с реверсивным промежуточным валом коробки передач, а ведомые части привода связаны с тормозными устройствами;

в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт;

многоопорный гусеничный движитель выполняется соответственно с пятьюопорными, шестьюопорными или семьюопорными катками на борт, связанными с индивидуальными пневматическими рессорами с гидравлическим устройством бесступенчатого изменения клиренса машины и со встроенным индивидуальным гидравлическим амортизатором с индивидуальными на каждый опорный каток симметричными характеристиками, взаимосвязанными с характеристиками жесткости системы подрессоривания, при этом направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы и передний опорный каток установлены в унифицированной передней части корпуса, ведущее колесо и задний опорный каток установлены в унифицированной кормовой части корпуса, остальные катки установлены в средней части корпуса, а гусеничная лента имеет длину, взаимосвязанную с длиной корпуса;

причем габариты корпуса шасси машины по длине Lk и ширине Вк выбираются с возможностью сохранения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте Нк с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести, по размещению рабочего места механика-водителя в корпусе шасси в положении "сидя", и оно выполняется массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса и гусеничного движителя, а двигатель, механизм передач и поворота, бортовые передачи с тормозами, водометные движители, узлы ходовой части, рулевая колонка, рабочее кресло механика-водителя и органы управления используются унифицированные;

в зависимости от назначения машины корпус выполняется с продольным проемом на крыше в корме и эксплуатационным люком с крышкой, например, шириной в=1250÷1300 мм, проходящим над моторно-трансмиссионным отделением;

выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух расположенных по бортам эжекторов и двух установленных параллельно с ними высокооборотных вентиляторов центробежного типа, размещенных в карманах корпуса рядом с эжекторами, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители;

в коробке передач имеется дополнительная технологическая замедленная скорость для длительного движения на суше и слабых грунтах, например, равная 4...4,5 км/ч при максимальных оборотах двигателя и заблокированном гидротрансформаторе, выполненная с помощью планетарного ряда.

Предлагаемое шасси предназначено для размещения, транспортирования по суше и на плаву, десантирования и обеспечения боевой работы вооружения, аппаратуры и боевого расчета.

На фиг. 1...10 изображено шасси семейства многоцелевых высокоэффективных бронированных плавающих авиадесантируемых и авиатранспортируемых военных гусеничных машин (ВГМ) легкой категории по массе - от 12 до 18 тонн, с максимальным использованием элементов и сборочных единиц одной базовой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям, узлам ходовой части, рабочему месту механика-водителя с рулевой колонкой и органами управления для ведения боевых действий с техникой и живой силой противника подразделениями воздушного и морского десанта и сухопутных сил.

На фиг. 1 изображен вид сбоку и вид сзади на шасси.

На фиг. 2 изображена схема шасси - вид сверху с расположением составных частей корпуса, моторно-трансмиссионной установки, водометных движителей, рабочего места механика-водителя.

На фиг. 3 изображен корпус базовой пятикатковой машины с кормовым десантным люком.

На фиг. 4 изображено рабочее место механика-водителя в отделении управления.

На фиг. 5 изображен вид сбоку на силовой блок.

На фиг. 6 изображен вид сбоку на правый эжектор системы охлаждения моторно-трансмиссионной установки.

На фиг. 7 изображен вид сверху на правый эжектор.

На фиг. 8 изображена кинематическая схема трансмиссии.

На фиг. 9 изображен вид сбоку на правый водометный движитель.

На фиг. 10 изображена схема ходовой части семикаткового шасси.

Предлагаемое шасси семейства многоцелевых военных гусеничных машин легкой категории по массе имеет: герметичный бронированный корпус 23 с волноотражательным щитом 24 с приводом, с фильтровентиляционной нагнетательной установкой 4; силовую установку с эжекторной системой охлаждения и с механизмом передач и поворота, имеющим комплексный блокируемый гидротрансформатор, фрикционные муфты с дисками для переключения передач, суммирующие планетарные ряды и механизм поворота дифференциального типа с гидрообъемной передачей, связанным с планетарными бортовыми передачами, выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами; бортовые водометные движители, расположенные в кормовом моторно-трансмиссионном отделении корпуса, и рабочее место механика-водителя с органами управления, расположенное в носовой части корпуса, а также гусеничный движитель с гусеницами с резинометаллическими шарнирами и с системой подрессоривания корпуса.

Предлагаемое шасси семейства ВГМ выполняется массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью герметичного корпуса и гусеничного движителя с учетом потерь водоизмещающего объема за счет водометных движителей и эжекторов системы охлаждения двигателя.

Корпус 23 выполняется в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками, и скосами - усиленными боковыми реданами 30, в нижней части, с заостренной в вертикальной плоскости унифицированной передней частью 1, например, длиной Loy=2...2,1 м и унифицированной кормовой частью 7 с задней вертикальной стенкой, например, длиной Lмто=1,9...2 м, а также в зависимости от назначения машины индивидуальной средней частью 3 длиной Lср.отд до 3 м, на которой устанавливается верхняя надстройка под специальное или технологическое оборудование, и оборудован устройствами 2 для установки средств десантирования. Отделение управления и среднее отделение составляют обитаемое отделение, которое отделено от моторно-трансмиссионного отделения герметичной перегородкой. В корпусе обеспечивается герметизация обитаемых отделений и создание в них избыточного давления (подпора) фильтровентиляционной установкой.

Габариты сварного алюминиевого корпуса 23 шасси машины по длине Lk и ширине Вк выбираются с возможностью сохранения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте Нк с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и по размещению рабочего места механика-водителя со смотровыми приборами 25 по оси машины в корпусе шасси в рабочем кресле 20, связанном через штангу с шарнирами с крышей в положении "сидя".

На фиг. 2

Lk - длина корпуса

Bk - ширина корпуса

Loy - длина отделения управления

Lмто - длина моторно-трансмиссионного отделения

Lср.отд - длина среднего отделения

Вбп - ширина бортовой передачи

Вт - ширина остановочного тормоза

Ввд - ширина водометного движителя

Вмпп - ширина механизма передач и поворота

Вбл - ширина силового блока

A1 - размер от привалочной плоскости двигателя до оси ведущего колеса гусеничного движителя

Dпог - диаметр погонного устройства

Для обеспечения дифференцированного бронирования носовая часть корпуса выполнена снизу связанными тремя поперечными листами различной толщины, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту α1, α2, α3, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в наружную линию верхнего наклонного листа. В корпусе имеются кронштейн для установки курсового гранатомета 28, курсового пулемета 40, боковые амбразуры 29 для автомата, люк 26 механика-водителя, люки 38, 39, кронштейн 2 для крепления средств десантирования. В кормовой части корпуса расположены элементы 31, 35 приварных эжекторов системы охлаждения и карманы 32, 35 для расположения привода вентиляторов системы охлаждения.

В зависимости от назначения машины для обеспечения быстрого скрытого выхода (входа) десантников и экипажа корпус выполняется с продольным проемом на крыше в корме и эксплуатационным люком с крышкой 33, например, шириной в=1250...1300 мм, проходящим над моторно-трансмиссионным отделением с люком 36, с приваренным к верхней части неподвижным погонным кольцом 37 шариковой опоры вращающейся башни, с рубкой и т.д. Эксплуатационный люк позволяет одновременно выходить (входить) двум человекам.

Внутренние компоновочные размеры корпусов позволяют иметь объемы, обеспечивающие возможность смены мест механиком-водителем и десантниками в отделении управления без выхода из машины, а также эвакуации раненых с любого рабочего места шасси.

На фиг. 5

Lдв - длина двигателя

Lмпп - длина механизма передач и поворота

Lбл - длина силового блока

Нбл - высота силового блока

А - межцентровое расстояние коробки передач

A1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины

А2 - расстояние между коленчатым валом двигателя и ведущим колесом машины

А3 - высота двигателя и механизма передач и поворота от коленчатого вала двигателя

В моторно-трансмиссионном отделении установлены оппозитный двигатель внутреннего сгорания 14 соответствующей мощности 400...450 л.с., с турбонаддувом с помощью турбокомпрессоров 53, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и другими системами, расположенными в надгусеничных нишах по обе стороны относительно продольной оси машины и сблоченный с ним через картер 66 центральный механизм передач и поворота 11. Двигатель расположен вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес 93 машины, например, на расстоянии 280...300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес.

На фиг.8

13, 72 - водометные движители

64, 71 - фрикционные муфты водометных движителей

56, 70 - вентиляторы системы охлаждения

65, 62 - гидромуфты

66 - картер

67 - фрикционная муфта включения передачи

68 - выходной редуктор гидротрансформатора

69 - промежуточный вал

73, 85 - планетарные бортовые передачи

74, 84 - дисковые остановочные тормоза

12 - выходные валы механизма передач и поворота

75, 83 - суммирующие планетарные ряды механизма передач и поворота

76 - гидрообъемная передача

77 - фрикционная муфта отключения гидрообъемной передачи

78 - гидротрансформатор

79 - входной вал в гидротрансформатор

80 - входной редуктор гидротрансформатора

81 - выходной вал из гидротрансформатора

82 - грузовой вал

Механизм передач и поворота 11 имеет реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости. Центральный механизм передач и поворота 11 содержит коробку передач с полным коническим реверсом, с согласующими редукторами 68, 80 на входе в гидротрансформатор и на выходе из гидротрансформатора 78 с соосными входным 79 и выходным 81 валами гидротрансформатора, расположенными с одной стороны гидротрансформатора. Переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления. МПП имеет гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа и связан с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами, установленными на бортовых листах корпуса машины. Привод к бортовым передачам осуществляется от механизма передач и поворота валами, проходящими через сухие поперечно расположенные тоннели в заборных патрубках водометных движителей. В механизме передач и поворота установлена фрикционная муфта 77 отключения гидропередачи при повороте машины в тяжелых условиях с помощью планетарного механизма поворота с использованием остановочных тормозов. Муфта 77 используется также для отключения гидропередачи при натяжении гусениц, при управлении машиной с помощью остановочных тормозов при буксировке машины. Блокируемый гидротрансформатор 78 механизма передач и поворота 11 выполнен с осью вращения вдоль оси машины и с возможностью подключения его при передаче больших ударных нагрузок. Редукторы 68 и 80 дают возможность устанавливать гидротрансформатор с активным диаметром Дакт=340...380 мм. Гидрообъемная передача 76 механизма поворота и гидротрансформатор 78 расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса 23. Двигатель 14 и механизм передач и поворота имеют один размер по высоте, а ось ведущего колеса расположена ниже относительно оси коленвала, например, на 80...100 мм. Силовой блок установлен по оси машины по трехопорной схеме: на резиновой опоре около двигателя 14 и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота 11 и соединен с системами и агрегатами с помощью быстросъемных соединений. Выхлопные коллекторы двигателя через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с вваренными в корпус 23 машин эжекторами 9, расположенными в надгусеничных полках корпуса с отводом выхлопных газов двигателя в сторону кормы, вниз для тепловой маскировки.

Механизм передач и поворота связан соответствующими приводами с органами управления, расположенными в передней части корпуса на размещенном по оси машины рабочем месте механика-водителя.

В коробке передач МПП имеется дополнительная технологическая замедленная скорость для длительного движении по суше и на слабых грунтах, например, равная 4...4,5 км/ч при максимальных оборотах двигателя и заблокированном гидротрансформаторе, выполненная с помощью планетарного ряда.

На фиг. 6

54 - масляный радиатор

55 - водяной радиатор

56 - кожух вентилятора

58 - проточная часть эжектора

57 - колесо вентилятора

60 - труба глушителя

59 - сопло

На фиг.7

61 - вход на вентилятор

63 - вал привода

62 - гидромуфта

В кормовой части МТО имеются правый и левый короба эжектора, в которых размещены: глушители, вентиляторы, эжектор отсоса пыли из воздухоочистителя и радиаторы. Снизу к коробам эжекторов прикреплены гидроцилиндры механизма защиты двигателя от попадания воды. В трактах выпуска двигателя установлены клапанные коробки, а в трассе пылеотсоса - клапан отключения воздухоочистителя. Короба эжекторов сверху закрываются откидными жалюзи, защищающими радиаторы системы охлаждения.

В шасси выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух приваренных эжекторов 31, 35, расположенных по бортам корпуса 23, и двух установленных параллельно с ними высокооборотных вентиляторов 56, 70 центробежного типа, размещенных в карманах 32, 34 корпуса 23 рядом с эжекторами и связанных через зубчатые передачи 8 и гидравлические муфты 64, 71 с валами привода на водометные движители.

На фиг. 9

Lвд - длина водометного движителя

Др.к. - диаметр рабочего колеса

86 - заборный патрубок

12 - выходной вал механизма передач и поворота

71 - фрикционная муфта с дисками

72 - редукторная часть водомета

87 - рабочее колесо

10 - защитные шторки водометных заслонок

88 - направляющий аппарат

89 - водооткачивающее устройство

Для осуществления плава в шасси установлены два гидрореактивных бортовых осевых водометных движителя 13, 72 с рабочими колесами 87 диаметром 340 мм и с бортовыми встроенными аварийными эжекционными водооткачивающими устройствами 89. В этих водометах исключается забивание илистой грязью проточного тракта.

Привод на водометы осуществляется от реверсивного промежуточного вала 69 коробки передач через зубчатые передачи и индивидуальные управляемые гидроприводом фрикционные муфты 64, 71 с дисками, расположенными в корпусах водометов. Ведомые части привода водометных движителей связываются с тормозными устройствами для исключения поводки рабочих колес. На шасси снаружи на кормовом листе корпуса устанавливаются поворачивающиеся относительно корпуса шасси защитные заслонки 10 для закрывания водометных движителей при работе машины на суше и лючки для обслуживания агрегатов МТО. Выходные отверстия водометных движителей перекрываются бронированной заслонкой, выполненной в виде двух пластин, образующих своеобразную решетку. В закрытом положении заслонка удерживается за счет пружин. Открытие заслонки происходит автоматически под действием выходящей струи при работе водометного движителя. Заслонки не используются для управления машиной на плаву, а служат для защиты водопроточного тракта от боевых повреждений, кроме того, заслонки позволяют изменять величину динамического дифферента при движении машины за счет изменения угла открытия заслонки.

На фиг. 4

41 - штурвал50 - опоры
42 - приборный щиток51 - кронштейн упоров
43, 47 - оси45 - кронштейн
44, 49 - болты46 - штанга
48 - кронштейн52 - кронштейн сиденья

В отделении управления 1 установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным приборным щитком 42 механика-водителя, на котором установлена основная регистрирующая аппаратура, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией.

Рулевая колонка содержит штурвал 41 для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота 11, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота 11, позволяющими штурвалом 41 осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт 64, 71 водометных движителей путем выключения одной из муфт. Для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы.

На фиг. 10:

на виде а) - вид сбоку, гидроцилиндр механизма натяжения 90, колесо направляющее 22, каток поддерживающий 91, пневморессора 15, рычаг 16 пневморессоры, каток опорный 19, гусеница 21, балансир 18, колесо ведущее 92, длина опорной поверхности L; на виде б) - поперечное сечение предлагаемого шасси, пневматические рессоры 15, опорные катки 19, балансиры 18, гусеница 21, каток поддерживающий 91, колея машины В.

Подвеска шасси индивидуальная, с гидропневматическими рессорами, выполняющими одновременно функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для бесступенчатого изменения дорожного просвета (клиренса).

Многоопорный гусеничный движитель выполняется соответственно с пятьюопорными, шестьюопорными или семьюопорными односкатными обрезиненными катками с массивными резиновыми шинами на борт, связанными через установленные на скосах корпуса шасси - усиленных боковых реданах 30 корпуса, на блочных опорах 27 балансиры 18 с опорами 17 и рычаги 16 с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными пневматическими рессорами 15 подвески корпуса, имеющими гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с тремя фиксированными положениями клиренса: минимальное, рабочее, максимальное, с клапаном, предотвращающим разрушение пневморессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением и с нелинейной характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н. Установка опорного катка 19 на блочной опоре 27 подвески упрощает монтаж и демонтаж узла.

В каждую из пневморессор встроен гидравлический амортизатор, имеющий симметричную характеристику и индивидуальную на каждый каток характеристику прямого хода - зависимость усилия амортизатора приведенного к оси опорного катка Ra от скорости перемещения опорного катка Vк.

Симметричная характеристика амортизатора взаимосвязана с характеристиками жесткости системы подрессоривания. Пневморессора 15 подвески выполнена с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины.

В шасси гусеницы 21 выполнены с резинометаллическим шарниром и связаны с двигателем 14 силовой установки через ведущие колеса 93 гусеничного движителя и гидромеханическую трансмиссию, в которой фрикцион блокировки гидротрансформатора 78 имеет возможность выключаться и передавать ударный импульс на двигатель 14 через гидротрансформатор.

Направляющее колесо 22 с механизмом натяжения 91 гусеницы и передний опорный каток установлены в унифицированной передней части 1 корпуса. Ведущее колесо 93 и задний опорный каток установлены в унифицированной кормовой части 7 корпуса. Остальные опорные катки установлены в средней части 3 корпуса. Гусеничная лента 21 машины имеет длину, взаимосвязанную с длиной средней части корпуса.

Для повышения плавности хода и точностных характеристик при стрельбе из оружия в стабилизированном режиме увеличена энергоемкость гидропневморессор.

Энергоемкость пневморессор в 1,4 раза выше, чем энергоемкость торсионной подвески с аналогичной массой.

Примененные на предлагаемом шасси пневматические рессоры с прогрессивной характеристикой повышенной энергоемкости позволяют погасить энергию импульса при движении и при проведении специальных работ, а встроенные в каждую из них гидравлические амортизаторы, имеющие симметричную характеристику, обеспечивают сохранение стабильности положения корпуса машины при движении по неровностям в различных условиях и даже в зоне резонанса скоростей.

В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая система ходовой части с использованием пневматической подвески с гидравлическими амортизаторами в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания и повысить живучесть узлов и деталей.

В предлагаемом шасси энергоемкий сдающий механизм трансмиссии с нежесткими элементами имеет в своем составе блокируемый гидротрансформатор центрального механизма передач и поворота, являющийся гидравлической муфтой в обгонном режиме, выполненный с возможностью подключения его при ударных нагрузках, а в приводах отбора мощности от трансмиссии, например, на вентиляторы системы охлаждения трансмиссии, установлены гидравлические муфты. Указанные устройства существенно снижают динамические нагрузки на трансмиссию и двигатель.

Помимо унифицированной передней части и унифицированной кормовой части корпуса в предлагаемом шасси семейства ВГМ единый двигатель с корректировкой по мощности, механизм передач и поворота, бортовые передачи с остановочными тормозами, водометные движители, все узлы ходовой части, рабочее место механика-водителя с рулевой колонкой и органами управления унифицированные, спроектированы с минимальной массой и рассчитаны для использования в машинах с максимальной массой - 18 т. Узлы, агрегаты и сборочные единицы, применяемые в шасси, испытаны на перегрузки при десантировании и выдерживают вертикальные перегрузки до 20 g, горизонтальные до 10 g (на корпусе при времени воздействия не более 0,2 с).

Применение в предлагаемом шасси компактного силового блока с ограниченным размером по высоте, с оппозитным двигателем и центральной гидромеханической трансмиссией с механизмом поворота с ГОП, а также гидропневматической подвески с регулируемым клиренсом и ходовой части с блочными опорами на реданах вместе с гусеницей с резинометаллическими шарнирами существенно повышает надежность работы шасси, увеличивает гарантийную наработку и ресурс эксплуатации, а также повышает подвижность и проходимость в тяжелых условиях и по слабым грунтам, комфортность при движении машины при максимальной скорости до 70 км/ч и средней скорости до 55 км/ч.

Создание предлагаемого пятикаткового, шестикаткового и семикаткового шасси семейства высокоэффективных многоцелевых бронированных плавающих авиатранспортируемых и авиадесантируемых ВГМ легкой категории по массе с максимальным использованием элементов и сборочных единиц базовой пятикатковой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям, ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органам управления, рассчитанных на машину с максимальной массой, для ведения боевых действий с техникой и живой силой противника существенно удешевляет и упрощает производство и эксплуатацию ВГМ подразделениями воздушного и морского десанта и сухопутных войск. Номенклатура запасных частей при этом значительно уменьшается.

Эффективность и эксплуатационные характеристики ВГМ массой 12...18 тонн с использованием предлагаемых пятикатковых, шестикатковых и семикатковых шасси с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград в сравнении с прототипом резко повышаются.

1. Шасси военной гусеничной машины легкой категории по массе, включающее герметичный бронированный корпус с волноотражательным щитом с приводом, силовую установку с эжекторной системой охлаждения, механизмом передач и поворота, имеющим комплексный блокируемый гидротрансформатор, фрикционные муфты с дисками для переключения передач, суммирующие планетарные ряды и гидрообъемный механизм поворота и связанным с планетарными бортовыми передачами, выполненными вместе с тормозами, бортовые водометные движители, расположенные в кормовом моторно-трансмиссионном отделении корпуса, рабочее место механика-водителя с органами управления, расположенными в носовой части корпуса, а также гусеничный движитель с гусеницей с резинометаллическими шарнирами и системой подрессоривания корпуса, отличающееся тем, что корпус в поперечном сечении выполнен с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами, усиленными боковыми реданами в нижней части, с заостренной в вертикальной плоскости унифицированной передней частью длиной 2...2,1 м и унифицированной кормовой частью с задней вертикальной стенкой длиной 1,9...2 м, а также индивидуальной средней частью длиной до 3 м, на которой установлена верхняя надстройка под специальное или технологическое оборудование, в которой размещены члены экипажа, и оборудован устройствами для установки средств десантирования, силовая установка включает продольно расположенный по оси машины, установленный на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес гусеничного движителя, на расстоянии 280...300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес, оппозитный двигатель внутреннего сгорания соответствующей мощности с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и другими системами, расположенными в надгусеничных нишах по обе стороны относительно продольной оси машины, и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, содержащий коробку передач с полным реверсом, с согласующими редукторами на входе в гидротрансформатор и на выходе из него, с соосными входным и выходным валами гидротрансформатора, расположенными с одной стороны гидротрансформатора, и с механизмом поворота, имеющим возможность отключения гидрообъемной передачи при повороте машины в тяжелых условиях и поворота машины с помощью планетарного механизма поворота с использованием тормозов, связанный выходными валами через сухие тоннели в водозаборных патрубках водометных движителей с бортовыми передачами с тормозами и соответствующими приводами с органами управления, расположенными в передней части корпуса на размещенном по оси машины рабочем месте механика-водителя, при этом двигатель и механизм передач и поворота по высоте расположены на одном уровне, а ось ведущего колеса расположена ниже относительно оси коленвала на 80...100 мм, водометные движители с рабочими колесами диаметром 340 мм и эжекционными водооткачивающими устройствами, в которых индивидуальные управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками связаны через зубчатые передачи с реверсивным промежуточным валом коробки передач, а ведомые части привода связаны с тормозами, в отделении управления установлена с возможностью регулировки по высоте рулевая колонка, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими осуществлять поворот машины на плаву штурвалом после включения гидроприводов фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, многоопорный гусеничный движитель выполнен соответственно с пятиопорными, шестиопорными или семиопорными катками на борт, связанными с индивидуальными пневматическими рессорами с гидравлическим устройством бесступенчатого изменения клиренса машины и со встроенными индивидуальными на каждый опорный каток симметричными характеристиками жесткости системы подрессоривания, при этом в унифицированной передней части корпуса установлены направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы и передний опорный каток, в унифицированной кормовой части корпуса установлены ведущее колесо и задний опорный каток, в средней части корпуса установлены остальные катки, а гусеничная лента имеет длину, взаимосвязанную с длиной корпуса, причем габариты корпуса шасси машины по длине и ширине выбраны с возможностью сохранения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости и транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести, по размещению рабочего места механика-водителя в корпусе шасси в положении "сидя", шасси выполнено массой, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса и гусеничного движителя, а двигатель, механизм передач и поворота, бортовые передачи с тормозами, водометные движители, узлы ходовой части, рулевая колонка, рабочее кресло механика-водителя и органы управления использованы унифицированные.

2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен с продольным проемом на крыше в корме и эксплуатационным люком с крышкой шириной 1250÷1300 мм, выполненным над моторно-трансмиссионным отделением.

3. Шасси по п.1, отличающееся тем, что система охлаждения выполнена комбинированной, состоящей из двух расположенных по бортам эжекторов и двух установленных параллельно с ними высокооборотных вентиляторов центробежного типа, размещенных в карманах корпуса рядом с эжекторами, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители.

4. Шасси по п.1, отличающееся тем, что коробка передач включает механизм дополнительной технологической замедленной скорости, равной 4...4,5 км/ч при максимальных оборотах двигателя и заблокированном гидротрансформаторе, выполненный с помощью планетарного ряда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике. .

Изобретение относится к машиостроению, преимущественно к тракторостроению. .

Изобретение относится к стреловым самоходным кранам на гусеничном ходу. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к гусеничным транспортерам. .

Изобретение относится к области самоходных машин и может быть использовано для буксирования грузовых прицепов. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии гусеничной машины. .

Изобретение относится к области снегоболотоходной техники и может быть использовано в гусеничных транспортных машинах высокой проходимости. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу. .

Изобретение относится к устройствам для преобразования колесных транспортных средств с колесного хода на гусеничный. .

Изобретение относится к области эвакуации техники, точнее - к вытаскиванию машин из воды при застревании. .

Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к боевым разведывательно-дозорным машинам

Колесо // 2271958
Изобретение относится к области конструкции самоходных установок на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к гусеницам военно-гусеничных машин (ВГМ)

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к транспортной технике, преимущественно к бронетанковой технике на гусеничном ходу

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к движителям транспортных средств

Изобретение относится к области военной техники
Наверх