Асфальтобетонная смесь

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытия автомобильных дорог. Технический результат: повышение эксплуатационного срока службы асфальтобетона и снижение его стоимости. Асфальтобетонная смесь, включающая битум, щебень и отсевы дробления щебня в виде хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, минеральный порошок и стабилизирующую добавку в виде целлюлозного волокна, в качестве щебня и отсева дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд содержит щебень и отсевы дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32% при следующем содержании компонентов, мас.%: битум (сверх 100%) - 5,8-7,5, щебень указанного вида - 60-80, отсев дробления щебня указанного вида - 8-32, минеральный порошок - 12-8, целлюлозное волокно (сверх 100% к минеральной части) - 0,3-0,5. 2 табл.

 

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытия автомобильных дорог.

Известна асфальтобетонная смесь, включающая щебень, песок из отсевов дробления горных пород, минеральный порошок, стабилизирующую добавку в виде целлюлозного волокна и битум (см. Методические рекомендации по устройству верхних слоев дорожных покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона, М., Государственный дорожный НИИ ФГУП "СОЮЗДОРНИИ", 2002 г., стр.7-8).

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата, относится необходимость использования различных адгезионных добавок преимущественно катионного типа для обеспечения высокой адгезии битума к поверхности применяемого щебня и отсевам дробления.

Наиболее близкой, к заявляемому объекту по совокупности признаков является асфальтобетонная смесь, включающая битум, щебень и отсевы дробления щебня в виде хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии (КМА) и минеральный порошок (см. патент РФ №2203238, кл. С 04 В 26/26, С 08 L 95/00) - принято за прототип.

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата, относится невысокий эксплуатационный срок службы этого асфальтобетона и высокая стоимость его получения.

Невысокий эксплуатационный срок службы известного асфальтобетона обусловлен ускоренным старением его за счет старения окисленного битума, происходящего под влиянием окислов железа, в частности гематита, содержание которого в хвостах сухой магнитной сепарации руды составляет 39-60%. Окислы железа с наличием гематита в таком количестве снижают устойчивость асфальтобетонной смеси к термоокислительному старению при высоких температурах приготовления и укладки смеси, увеличивают остаточную пористость уплотненной смеси до предельной, вследствие чего повышается скорость диффузии кислорода в битуме. В результате старения битума происходит разрушение асфальтобетонного покрытия, шелушение, образование выбоин.

Высокая стоимость известной асфальтобетонной смеси обусловлена использованием в своем составе дорогостоящего минерального порошка в виде высокодисперсных отходов обогащения первой стадии мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов, получение которых сопряжено с высокими производственными затратами: энергозатратами для сушки отходов, наличием дополнительного оборудования, трудоемкостью сортировки порошка.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения эксплуатационного срока службы асфальтобетона и снижение его стоимости.

Для достижения указанного технического результата в известной асфальтобетонной смеси, включающей битум, щебень и отсевы дробления щебня в виде хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, минеральный порошок и стабилизирующую добавку в виде целлюлозного волокна, в качестве щебня и отсевов дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации и железосодержащих руд содержится щебень и отсевы дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19,0-32,0% при следующем содержании компонентов, мас.%:

Битум (сверх 100%)5,8-7,5
Щебень указанного вида,
фракции 5-40 мм60-80
Отсевы дробления щебня
указанного вида,
фракции 0-10 мм8-32
Минеральный порошок12-8
Целлюлозное волокно
(сверх 100% к минеральной части)0,3-0,5

Благодаря наличию этих отличительных признаков повышается эксплуатационный срок службы покрытия, полученного из этой асфальтобетонной смеси, и снижается ее стоимость.

Повышение эксплуатационного срока службы асфальтобетона обеспечивается за счет оптимального количества гематита, содержащегося в щебне и отсевах дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа. Наличие такого количества гематита обеспечивает высокую адгезию битума к щебню и отсевам дробления щебня, не снижает устойчивости асфальтобетонной смеси к термоокислительному старению ее при высоких температурах приготовления и укладки смеси и одновременно способствует снижению скорости старения асфальтобетона за счет малой величины остаточной пористости его и малой величины водонасыщения, что обеспечивает водонепроницаемость и высокие показатели водо- и морозостойкости верхних слоев дорожных покрытий.

Кроме того, предлагаемая асфальтобетонная смесь имеет более низкую стоимость по сравнению с известной за счет более дешевых неактивированных минеральных порошков.

Хвосты сухой магнитной сепарации железосодержащих руд КМА Михайловского ГОКа, из которых получен щебень и отсев дробления щебня для предлагаемой асфальтобетонной смеси, являются непригодными для дальнейшего применения в металлургической промышленности и имеют следующий состав, %:

Fe общ. - 22,0-28; Fe mqt 4-5; FeO 4-5;

Fe2О3 19-32; SiO2 50-60; Al2О3 0,1-1,0;

MqO 0,1-1,5; CaO 1,0-2,1

Щебень и отсевы дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд имеют следующие показатели качества:

- марка по пределу прочности на сжатие - 1200;

- марка по истираемости - И1;

- насыпная плотность - 1,75 кг/дм3;

- значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов - до 370 Бк/кг;

- содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - не более 35%;

- содержание пылевидных и глинистых частиц - не более 2%.

Щебень может быть следующего фракционного состава: 5-10 мм; 5-15 мм; 10-20 мм; 5-40 мм, а отсевы дробления щебня - 0-5 мм, 0-10 мм.

Асфальтобетонную смесь готовят следующим образом.

Подготовленные минеральные материалы - щебень и отсев дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, содержащих 19-32% гематита, нагревают в сушилке до t=165-200°С, после чего подают в смеситель и смешивают с холодным минеральным порошком, например неактивированным известняком и стабилизирующей добавкой, например Antrocel в виде гранул. Затем в смеситель вводят битум, предварительно разогретый до рабочей температуры (Т=130-150°С), и производят перемешивание смеси до равномерного распределения всех компонентов, включая волокно, и до полного обволакивания дискретных зерен минерального материала битумом.

Из щебня и отсева дробления щебня, полученных из хвостов сухой магнитной сепарации руд с содержанием гематита 19-32%, было приготовлено три состава предлагаемой асфальтобетонной смеси.

Содержание компонентов составов дано в таблице 1.

Компоненты асфальтобетонной смесиСодержание компонентов, % по массе в составах
123
Щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа смеси фракций от 5 до 40 мм с содержанием гематита 19-32%607080
Отсев дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа фракции 0-10 мм с содержанием гематита 19-32%32208
Содержание гематита в хвостах сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа322519
Минеральный порошок ОАО "Гурово-Бетон"81012
Битум БНД 90/130 ОАО "Сызранский НПЗ" (сверх 100%)5,86,57,5
Целлюлозное волокно "Antrocel" (сверх 100% к минеральной части)0,30,40,5

Результаты испытаний асфальтобетонов, приготовленных по трем составам предлагаемой асфальтобетонной смеси, содержатся в таблице 2, где приведены средние значения показателей физико-механических свойств асфальтобетона по каждому составу.

Наименование показателейТребования ГОСТ 31015-2002Показатели физико-механических свойств в составах
123прототип
Средняя плотность, г/см3-2,632,652,672,33-2,92
Остаточная пористость, %от 1,5 до 4,51,51,61,93,5-4,1
Водонасыщение, % по объемуот 1,5 до 4,01,571,621,921,4-2,5
Прочность при сжатии, не менее
при 20°С2,23,93,93,84,3-4,5
при 50°С0,651,41,31,11,4-2,0
Сцепление при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее0,180,220,200,19-
Водостойкость при0,850,960,920,881,0-1,2
длительном водонасыщении, не менее

Как видно из таблицы 2, асфальтобетоны, полученные из предлагаемой асфальтобетонной смеси, имеют показатели водонасыщения (1,57-1,92) и остаточную пористость (1,5-1,9), величины которых находятся близко к минимально допустимым, согласно требованиям ГОСТ 31015-2002, за счет чего обеспечиваются водонепроницаемость и высокие показатели водо- и морозостойкости, что повышает срок службы асфальтобетона.

При увеличении количества содержания гематита более 32% в хвостах сухой магнитной сепарации руды увеличивается остаточная пористость, что способствует повышению интенсивности влияния окислов железа на старение битума при термическом воздействии на битум в процессе приготовления асфальтобетонных смесей. При уменьшении количества содержания гематита менее 19% происходит недопустимое увеличение содержания минерального порошка в асфальтобетоне, что приводит к повышению остаточной пористости и снижению трещиностойкости асфальтобетона, за счет чего также снижается срок службы асфальтобетона.

Таким образом, предлагаемая асфальтобетонная смесь имеет более высокий срок службы, чем известная, за счет оптимального содержания гематита в щебне и отсевах дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа. Наличие такого содержания гематита обеспечивает высокую адгезию битума к щебню и отсевам дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации руд и одновременно способствует устойчивости к старению асфальтобетона при его эксплуатации из-за малой величины остаточной пористости и малой величины водонасыщения уплотненной смеси.

Кроме того, предлагаемая асфальтобетонная смесь имеет более низкую стоимость, по сравнению с известной, за счет использования различных не активированных минеральных порошков.

Предлагаемое изобретение может быть использовано для приготовления щебеночно-мастичных и других видов асфальтобетонных смесей.

Асфальтобетонная смесь, включающая битум, щебень и отсевы дробления щебня в виде хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, минеральный порошок и стабилизирующую добавку в виде целлюлозного волокна, отличающаяся тем, что в качестве щебня и отсева дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, она содержит щебень и отсевы дробления щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32% при следующем содержании компонентов, мас.%:

Битум (сверх 100%)5,8-7,5
Щебень указанного вида60-80
Отсев дробления щебня указанного вида8-32
Минеральный порошок12-8
Целлюлозное волокно (сверх 100%
к минеральной части)0,3-0,5



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов.
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве.
Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, применяемым преимущественно для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен.
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.

Изобретение относится к способу получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий
Мастика // 2296111
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при изготовлении биостойких строительных материалов и изделий, например мастик, асфальтовых бетонов и растворов

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве гидрофобных минераловатных материалов со связующим
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к гидроизоляционным покрытиям, и может быть использовано в качестве гидроизолирующего экрана полигонов захоронения отходов, гидроизоляционного покрытия емкостей строительного назначения, шламовых амбаров, ям и т.д

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных покрытий

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах
Изобретение относится к технологии производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для приготовления складируемых эмульсионно-минеральных смесей для среднего и ямочного ремонта дорожных покрытий
Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к устройству защитных слоев дорожных покрытий
Изобретение относится к составам асфальтобетонных смесей и может быть использовано для покрытий автомобильных дорог
Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве
Наверх