Электрический соединитель

Изобретение относится к области электротехники и автоматики. Электрический соединитель состоит из розеточной и вилочной частей. Одна из них содержит основание и соединенный с ним эластичным элементом подвижный корпус. Эластичный элемент выполнен в виде ленты с несколькими рядами продольных прорезей, смещенных относительно друг друга в соседних рядах на половину их длины. На торцах подвижного корпуса и основания со сторон, обращенных друг другу, выполнены соосные кольцевые проточки, при этом лента свернута в кольцо, а торцы размещены в кольцевых проточках подвижного корпуса и основания. В подвижном корпусе и основании вилочной или розеточной части соединителя выполнены пазы. На концах обеих торцевых поверхностей эластичного элемента выполнены выступы, которые расположены в пазах подвижного корпуса и основания с возможностью перемещения в пределах пазов. Минимальный зазор «С» между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента выбран из соотношения:

где G - допустимая величина радиального смещения подвижного корпуса относительно основания; R - радиус проточки в подвижном корпусе и основании; α - допустимый угол поворота подвижного корпуса относительно основания вокруг номинальной оси стыковки. Технический результат - в уменьшение габаритов соединителя за счет наиболее оптимального размера зазора «С» при заданных G и α, обеспечивающих стыковку ответных частей без увеличения их габаритных размеров. 3 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроразъемным устройствам, и может быть использовано для автоматической межблочной стыковки электрических коммуникаций различного назначения.

Известен электрический соединитель (см. патент РФ №1484230, кл. Н01R 13/62, опубликован в БИ №18,1997 г.), состоящий из розеточной и вилочной частей, одна из которых содержит основание и соединенный с ним эластичным элементом подвижный корпус, эластичный элемент выполнен в виде ленты с несколькими рядами продольных прорезей, смещенных относительно друг друга в соседних рядах на половину их длины, на торцах подвижного корпуса и основания со сторон, обращенных друг другу, выполнены соосные кольцевые проточки, при этом лента свернута в кольцо, ее концы заходят один за другой, а торцы размещены в кольцевых проточках подвижного корпуса и основания, в подвижном корпусе и основании вилочной или розеточной части соединителя выполнены пазы, а на концах обеих торцевых поверхностей эластичного элемента выполнены выступы, которые расположены в пазах подвижного корпуса и основания с возможностью перемещения в пределах пазов.

Величина пазов А подвижного корпуса и основания и величина выступов В на эластичном элементе выбраны из соотношений:

А=2В-δ

где G - допустимая величина радиального смещения подвижного корпуса относительно основания;

R - радиус проточки в подвижном корпусе и основании;

α - допустимый угол поворота подвижного корпуса относительно основания вокруг номинальной оси стыковки;

δ - величина нахлеста концов эластичного элемента в исходном состоянии.

Вышеуказанное устройство является наиболее близким по технической сущности к заявляемому и поэтому выбрано в качестве прототипа.

Недостатком такого соединителя является то, что соотношение выступа В эластичного элемента и размера А паза кольцевой проточки при заданных G и α приводит к увеличению зазора между выступом и пазом (свободный ход), что является причиной необоснованного увеличения габаритных размеров соединителя.

Решаемой технической задачей является уменьшение габаритов соединителя.

Техническим результатом данного изобретения является оптимизация зазора С между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента при заданных G и α, обеспечивающих стыковку ответных частей без увеличения их габаритных размеров.

Технический результат достигается тем, что электрический соединитель состоит из розеточной и вилочной частей, одна из которых содержит основание и соединенный с ним эластичным элементом подвижный корпус, эластичный элемент выполнен в виде ленты с несколькими рядами продольных прорезей, смещенных относительно друг друга в соседних рядах на половину их длины, на торцах подвижного корпуса и основания со сторон, обращенных друг другу, выполнены соосные кольцевые проточки, при этом лента свернута в кольцо, а торцы размещены в кольцевых проточках подвижного корпуса и основания, в подвижном корпусе и основании вилочной или розеточной части соединителя выполнены пазы, а на концах обеих торцевых поверхностей эластичного элемента выполнены выступы, которые расположены в пазах подвижного корпуса и основания с возможностью перемещения в пределах пазов. Новым является выбор минимального зазора С между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента из соотношения:

где G - допустимая величина радиального смещения подвижного корпуса относительно основания;

R - радиус проточки в подвижном корпусе и основании;

α - допустимый угол поворота подвижного корпуса относительно основания вокруг номинальной оси стыковки.

Выбор минимального зазора позволяет уменьшить габаритные размеры паза кольцевой проточки, в которой установлен эластичный элемент при необходимых размерах его выступов.

На фиг.1 показан электрический соединитель, одна из частей которого подвижна и содержит эластичный элемент для обеспечения автоматической ("слепой") стыковки.

На фиг.2 показана конструкция эластичного элемента, выполненного в виде ленты с несколькими рядами продольных прорезей, смещенных друг относительно друга на половину их длины. На концах эластичного элемента имеются четыре выступа длиной В.

На фиг.3 показано сечение основания 1.

Подвижная часть соединителя состоит из основания 1 и корпуса 2, в которых выполнены кольцевые проточки радиусом R с пазами размера А. Выступы эластичного элемента 3, размещенного (свернутого) внутри кольцевых проточек основания и корпуса, установлены в пазах кольцевых проточек основания и корпуса.

Устройство работает следующим образом.

Из-за погрешностей установки блоков, в состав которых входят ответные части соединителей, возникает необходимость компенсаций радиальных и угловых отклонений при их стыковке. При сближении подвижный корпус 2 упирается в коническую поверхность ловителя 4. При этом происходит ориентация частей соединителя за счет перемещения подвижного корпуса 2 относительно основания 1 на величину, не превышающую G и α.

При смещении подвижного корпуса на размер G и развороте на угол α относительно основания уменьшается диаметр эластичного элемента, вследствие чего выступы могут перемещаться в пазах в пределах размера зазора С между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента. Размер С ограничивает перемещения выступов на величину, которая позволяет переместиться подвижной части на требуемый размер G и разворот на угол α.

Зазор С между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента 3 выбирается из соотношения:

где - величина, определяющая линейное перемещение выступа эластичного элемента при перемещении подвижной части 2 относительно оси на размер G в любую сторону;

- величина, определяющая линейное перемещение выступа эластичного элемента при повороте подвижной части на угол α в любую сторону.

Основными исходными данными при проектировании подобных электрических соединителей являются величина радиального смещения G и угол взаимного разворота α.

При сравнении с прототипом при одинаковых заданных величинах радиального смещения G и угла взаимного разворота α соотношение (1) позволяет реализовать эти требования при меньших диаметрах кольцевых проточек, которые определяют габариты электрического соединителя.

Рассмотрим пример для случая, когда:

G=2,8 мм;

α=3°;

R=10 мм.

Используя соотношение (1) размер зазора С будет:

При размере выступов эластичного элемента В=5 мм (определяемых конструктивно, исходя из обеспечения необходимой прочности и жесткости концов эластичного элемента) размер паза А, необходимый для обеспечения указанных G и α, в силу соотношения А=В+С, составит 9,92 мм.

Подставив данные G, α и R в соотношение, представленное в патенте №1484230 при δ=0 (как крайний случай), уже получаем

больший, чем В=5 мм - достаточный для обеспечения необходимой прочности и жесткости концов эластичного элемента, а А=2В-δ=12,24 мм.

Представленное сравнение показывает, что для выполнения заданных требований по величине радиального смещения G и взаимного разворота α соотношение (1) позволяет выбирать меньшие габариты пазов в кольцевых проточках, что сказывается на габаритах самих кольцевых проточек и, следовательно, на габаритах ответных частей соединителя.

При наличии нахлеста концов эластичного элемента δ будет увеличиваться размер В и соответственно размер А, который может превышать величину 2R, что является недопустимым для проектирования электрического соединителя.

Были изготовлены опытные образцы электрических соединителей с меньшими габаритными размерами с использованием соотношения (1) при проектировании.

Электрический соединитель, состоящий из розеточной и вилочной частей, одна из которых содержит основание, и соединенный с ним эластичным элементом подвижный корпус, эластичный элемент выполнен в виде ленты с несколькими рядами продольных прорезей, смещенных относительно друг друга в соседних рядах на половину их длины, на торцах подвижного корпуса и основания со сторон, обращенных друг другу, выполнены соосные кольцевые проточки, при этом лента свернута в кольцо, а торцы размещены в кольцевых проточках подвижного корпуса и основания, в подвижном корпусе и основании вилочной или розеточной части соединителя выполнены пазы, а на концах обеих торцевых поверхностей эластичного элемента выполнены выступы, которые расположены в пазах подвижного корпуса и основания с возможностью перемещения в пределах пазов, отличающийся тем, что минимальный зазор «С» между краями пазов корпуса, основания и внешними торцевыми поверхностями эластичного элемента выбран из соотношения

где G - допустимая величина радиального смещения подвижного корпуса относительно основания;

R - радиус проточки в подвижном корпусе и основании;

α - допустимый угол поворота подвижного корпуса относительно основания вокруг номинальной оси стыковки.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для расчленения соединителя, содержащего по крайней мере две взаимодействующие части. .

Изобретение относится к электрическим соединительным устройствам, состоящим по крайней мере из двух частей. .

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно атомной и космической, может быть использовано в металлургии, при реализации высокотемпературных технологических и энергетических установок, в том числе при наличии автоматически стыкуемых объектов.

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для коммутации электрических цепей при автоматической стыковке объектов с повышенным требованием к надежности сочленения.

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к транспорту , в частности к электрооборудованию подвижного состава. .

Изобретение относится к способу изготовления электрического соединения узлов и модулей с токодающим блоком, снабженным электрическими контактными элементами и магнитными телами, и с токоберущим блоком, снабженным электрическими ответными контактными элементами и магнитными телами, которые с противоположной полярностью расположены напротив магнитных тел в токодающем блоке

Изобретение относится к соединительному разъему. Техническим результатом является улучшение надежности соединения при низких затратах. Замыкающие выступы (56), выступающие в направлении сторон корпуса (31) соединительного разъема, сформированы на поддерживающих планках (52), которые образуют рычаг (51). На обеих сторонах корпуса (31) соединительного разъема сформированы замыкающие углубления (46), за которые зацепляются замыкающие выступы (56) рычага (51) при их помещении в положение замыкания соединения. Каждое замыкающее углубление (46) имеет наклонную поверхность (47), которая имеет плавный наклон в направлении, в котором выступает соответствующий замыкающий выступ (56), который проходит в направлении замыкания рычага (51). Когда замыкающий выступ (56) скользит вдоль наклонных поверхностей (47) для выполнения его зацепления с наклонными поверхностями (47), рычагу (51) сообщается сила вращения в направлении замыкания, рычаг (51) отклоняется с силой вращения в направлении замыкания для того, чтобы рабочая часть, образованная посредством соединительной части рычага (51), упиралась торцом в часть для упора рычага корпуса (31) соединительного разъема. 10 ил.

Изобретение относится к соединительному разъему. Изобретение позволяет обеспечить улучшение надежности соединения при низких затратах. Корпус соединительного разъема сформирован из замыкающей выпуклости (47), выступающей в направлении, пересекающем направление вращения рычага (51). Рычаг (51) сформирован из замыкающего выступа (57), который выступает в направлении, противоположном к замыкающей выпуклости (47), и сконфигурирован для зацепления с замыкающей выпуклостью посредством вращения рычага (51) в направлении положения замыкания соединения. Замыкающая выпуклость (47) имеет наклонную поверхность (48), имеющую плавный наклон в направлении, в котором выступает замыкающий выступ (57), которая тянется в направлении замыкания рычага (51) в сторону направления замыкания, начиная с ее верхней точки (47a). Как только замыкающий выступ (57) проскальзывает вдоль наклонной поверхности (48) за пределы верхней точки (47a) замыкающей выпуклости (47) для его зацепления с наклонной поверхностью (48), рычаг (51) отклоняется при помощи силы вращения в направлении замыкания таким образом, чтобы соединительная часть уперлась торцом в часть (45) для упора рычага корпуса соединительного разъема. 13 ил.

Соединитель содержит размещающий корпус (12), предусмотренный для вставки и монтажа в проеме панели (18) дна коробки, ответный корпус(13), предназначенный для соединения с размещаемым корпусом (12), и рычаг (41), предусмотренный с возможностью поворачивания на размещаемом корпусе (12). Один конец рычага (41) может сцепляться с ответным корпусом (13), а другой конец может сцепляться с вращающим стержнеобразным выступом (19) панели (18). Ответный корпус (13) тянется по направлению к размещающему корпусу (12) посредством рычага (41), который поворачивается вокруг участка, сцепленного с панелью, в качестве оси поворота посредством смещения размещающего корпуса (12) в соответствии с операцией соединения. Технический результат - обеспечение соединителя, который может быть вставлен и извлечен с помощью небольшого усилия и простой операции. 1 з.п. ф-лы, 24 ил.

Электрический штекерный соединитель состоит из первой и второй половины корпуса. Первая половина (2) корпуса включает в себя две противолежащие U-образные блокировочные скобы (8), которые соответственно с обеих сторон удерживаются с возможностью поворота на опорной цапфе (12) и которые соответственно с обеих сторон содержат стопорные выступы (9), в которых имеется выемка (11), которая при закрывании блокировочных скоб (8) соответственно воздействует на блокировочные цапфы (13) второй половины (3) корпуса, так чтобы две половины (2, 3) корпуса были прижаты друг к другу. Первая половина (2) корпуса включает в себя по меньшей мере одно ребро (4), которое при соединении двух половин (2, 3) корпуса входит в предусмотренную для этого выемку (6) второй половины (3) корпуса, так что половины корпуса с точной посадкой прилегают друг к другу. Блокировочные скобы (8) имеют боковые щитки (7), которые в заблокированном состоянии системного штекерного соединителя закрывают как опорную цапфу (12) первой половины (2) корпуса, так и блокировочную цапфу (13) второй половины (3) корпуса. При этом соответствующие щитки (7) между гнездом (22) опорной цапфы и блокировочной цапфой (13) имеют прямую боковую поверхность (17). Технический результат - снижение износа при вставлении контактных элементов друг в друга с обеспечением надежной блокировки половин корпуса штекерного соединителя. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к штепсельному разъему с первым корпусом, имеющим первые электрические контакты, и вторым корпусом, имеющим вторые электрические контакты. Первый корпус имеет поворачивающийся рычаг, а второй корпус имеет зубчатую поверхность, с которой рычаг может сцепляться при повороте для соединения первого и второго корпуса вместе в конечное положение, в котором первые и вторые контакты соприкасаются друг с другом. Первый корпус имеет блокирующий элемент, который в положении перед сборкой корпусов в положение, в котором два корпуса частично вставлены друг в друга, блокирует поворот рычага в конечное положение. Второй корпус имеет поверхность разблокировки, которая смещает блокирующий элемент при совмещении двух корпусов из положения перед сборкой в собранное положение, чтобы рычаг можно было переместить из положения перед сборкой в конечное положение, в котором рычаг установлен на первом корпусе с возможностью поворота на подшипнике. При этом рычаг имеет по меньшей мере частично кольцеобразную секцию фиксации в области подшипника. Секция фиксации имеет вырез, на котором имеется контактная поверхность, а также имеет второй вырез, в который блокирующая поверхность блокирующего элемента заходит в конечном положении двух корпусов. Технический результат - повышение надежности электрического соединения между контактами в заданном конечном положении корпусов разъема. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к блокирующему устройству (50) для первой системы штекерных соединителей (1), зафиксированных на первом монтажном рельсе (30), со второй системой штекерных соединителей (1′), зафиксированных на втором монтажном рельсе (30′). Блокирующее устройство (50) образовано из пассивной блокировочной части (51) и активной блокировочной части (52). При блокировке активной блокировочной части (52) с пассивной блокировочной частью (51) первый и второй монтажные рельсы (30, 30′) соединены друг с другом, а штекерные соединители (1, 1′), находящиеся на монтажных рельсах (30, 30′), контактируют друг с другом. Технический результат - предоставление блокирующего устройства, обеспечивающего простым образом соединение системы штекерных соединителей с высокой модульностью. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к штепсельному элементу штепсельного соединителя. Штепсельный элемент для герметизированного электрического штепсельного соединения проходит через отверстие (4) в стенке (5) и имеет защитный кожух (9), который содержит внутреннюю камеру, которая местами образует стыкуемое штепсельное гнездо для пристыковываемого штепсельного элемента (3), комплементарного штепсельному элементу (2), имеющего блокировочное устройство (11), которое приводится в действие снаружи защитного кожуха (9) и может двигаться из незапертого положения в запертое положение, блокировочное устройство (11) проходит в запертое положение во внутренней камере и перекрывает стыкуемое штепсельное гнездо местами, и имеет уплотняющий элемент (18), опирающийся на защитный кожух (9) в конечном состыкованном положении штепсельных элементов соединителя (1), уплотняющий элемент (18) расположен с обеспечением уплотнения между защитным кожухом (9) и блокировочным устройством (11), по меньшей мере, в запертом положении. Техническим результатом является повышение уплотнения соединения. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к блокировке зарядного порта транспортного средства. Устройство блокировки зарядного порта содержит зарядный порт транспортного средства, к которому подключается зарядный соединитель для подачи мощности заряда в аккумулятор; зацепляющий элемент на зарядном соединителе, ограничивающий отсоединение соединителя от зарядного порта и обеспечивающий отсоединение соединителя от зарядного порта. Также устройство содержит ограничительный элемент на транспортном средстве, переключающий зацепляющий элемент между ограниченным и неограниченным состоянием и блокировочный привод, приводящий в действие ограничительный элемент между заблокированной и разблокированной позицией. Зацепляющий элемент и ограничительный элемент не контактируют друг с другом в ограниченном состоянии зацепляющего элемента. Предотвращается случайное отсоединение зарядного соединителя от зарядного порта. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх