Способ психотерапевтического воздействия

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапевтической практике. До начала воздействия выявляют исходный вегетативный тонус пациента, частоту сердечных сокращений и кожно-гальваническую реакцию, уровень реактивной тревожности пациента. Выясняют у пациента беспокоящую его проблему, с помощью метода свободных ассоциаций определяют стрессовую ситуацию, которая привела к настоящей проблеме. Предлагают пациенту мысленно многократно воспроизвести установленную стрессовую ситуацию и инициируют при этом у пациента выражение эмоциональных переживаний; направляют пациента к точному определению эмоций, просят пациента сконцентрироваться на эмоции обиды, предлагают не сдерживать своих эмоций, после чего происходит окончательное осознание обиды как реакции на стресс. Предлагают пациенту реализовать негативные эмоции, представляя разные варианты восстановления справедливости, затем просят пациента представить желательный с его точки зрения сценарий ситуации; затем повторно представить стрессовую ситуацию. С учетом исходного вегетативного тонуса осуществляют цветовое, ароматерапевтическое и музыкальное воздействие. Повторно измеряют уровень реактивной тревожности пациента, кожно-гальваническую реакцию и частоту сердечных сокращений, сравнивают между собой показатели, полученные до начала сеанса и после, судят о достижении удовлетворительного психоэмоционального состояния по отсутствию у пациента реакции при повторном мысленном воспроизведении стрессовой ситуации и снижению по сравнению с исходными данными показателей частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и уровня реактивной тревожности. Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность проводимого лечения, сократить его время, обеспечить профилактику психосоматических заболеваний, улучшить психическое здоровье. 4 табл.

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психотерапевтической практике. Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность проводимого лечения при невротических расстройствах и сократить его время, обеспечить профилактику психосоматических заболеваний, улучшить психическое здоровье.

Одной из основополагающих проблем психиатрии, психотерапии и клинической психологии считается проблема реакций личности на эмоциональный (психологический) стресс. Под стрессом в психологическом ракурсе понимается воздействие на человека, его организм и личность фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и соматического реагирования. Центральными становятся вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуально-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - С.9-10).

Эмоциональный стресс в настоящее время рассматривается как один из ведущих факторов, вызывающих нарушение здоровья человека. По оценкам некоторых авторов с этим явлением так или иначе связаны около 70% всех заболеваний.

Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим заболеванием (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - С.9-10).

Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей (Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса// Механизмы развития стресса. - Кишинев, 1987. - С.52-79). По мнению В.В. Суворовой (Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - С.206), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. Все же К.В.Судаков считает, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других - к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.

К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта, а именно, в аппарат акцептора результатов действия (Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975).

Необходимо подчеркнуть, что при стрессе ключевой системой мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений. Лимбическая система, в свою очередь, находится в реципрокных отношениях с гипоталамусом, системой активации ретикулярной формации. Гипоталамус, представляющий собой достаточно высокий уровень интегративной деятельности мозга, имеет столь важное значение в организации эмоционального поведения потому, что в нем практически нет зон, раздражение которых вызвало бы вегетативные эффекты без параллельного возникновения эмоциональных реакций, с чем может быть связана особая роль гипоталамуса среди лимбических структур, контролирующих тревогу и страх. Эта особая роль гипоталамуса объясняется также тем обстоятельством, что структуры других уровней мозга, включающиеся в эмоциональное возбуждение, находятся в морфологической и функциональной зависимости от эмоциогенных зон гипоталамуса (Ф.Б.Березин. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988, с.13-21).

Механизм развития эмоционального стресса складывается из трех основных моментов. В коре головного мозга формируется стойкий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степени характер текущих реакций нервных центров, - доминанта (Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с. - Серия «Психология - классика»). Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. В кровь поступают адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), имеющие многосторонний эффект и затрагивающие деятельность всех органов и систем. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием возможностей достижения жизненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма во внешней среде, а также путем первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. Это приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, свертывающей системы крови, подавлению различных звеньев иммунитета. Наконец, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму (по словам А.А.Ухтомского, эмоция углубляет доминанту, дает ей устойчивость). В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания (Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - С.31).

Таким образом, чрезмерное эмоциональное возбуждение, не выраженное вовне, является причиной психосоматических заболеваний (Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1972. - 392 с.). Это положение соответствует тезису, развиваемому в психосоматической литературе, в соответствии с которым главным источником патогенных последствий является вытеснение эмоций, прежде всего агрессии (враждебности) и беспокойства.

Наиболее эффективными средствами помощи лицам с нарушениями, обусловленными эмоциональным стрессом, являются методы, позволяющие «разрядить» доминанту через снятие застойного эмоционального возбуждения. Разрядка доминанты прерывает патологическую цепь обуславливающих друг друга реакций, возникающих при стрессе. Это способствует обратному развитию невротических расстройств, достижению удовлетворительного психоэмоционального состояния, а также приводит к нормализации работы всех органов и систем, что является основой для профилактики психосоматических заболеваний.

Известен способ восстановления душевного равновесия (см. патент РФ №2076745), который заключается в том, что пациента просят вспомнить тревожный случай, убеждают мысленно-образно ассоциировать его с объемным пятном, затем предлагают привести это пятно в движение, в процессе которого оно должно осветлиться, после чего предлагают развернуть его в мысленно-образное сюжетное изображение того же инцидента и при снятии эмоционального напряжения процедуру прекращают и переходят к последующему аналогичному извлечению и разряжению всей совокупности более ранних тревожных инцидентов (Способ восстановления душевного равновесия, патент РФ №2076745 опубл. 1997.04.10). Для контроля состояния эмоционального напряжения измеряют показатели кожно-гальванической реакции.

Недостатком указанного способа является то, что тревожный случай (стрессовую ситуацию) называет сам пациент. Однако следует помнить, что страх и тревога, переживаемые в момент стресса, изменяют течение познавательных психических процессов. Под влиянием интенсивных переживаний тревоги, паники, ужаса наблюдается дезорганизация интеллектуально-мнестической деятельности: снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня аналитико-синтетической деятельности (эффект дезорганизации) и др. (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - С.408-409). Следовательно, доступ к памяти о психотравмирующих событиях у пациента может быть ограничен. С другой стороны, велика вероятность того, что сам пациент, в отличие от специалиста, будет оценивать причинно-следственные связи субъективно.

Известен способ восстановления человека (Лекрон Л. Добрая сила самогипноза. - СПб, 1994. - С.100-185), заключающийся в проведении психоанализа, во время которого у пациента выясняют проблему, которая его беспокоит, определяют стрессовую ситуацию, ставшую причиной этой проблемы, предлагают пациенту мысленно в течение заданного времени воспроизвести и заново пережить стрессовую ситуацию, при этом переживание стрессовой ситуации повторяют несколько раз до исчезновения неприятных переживаний (Лекрон Л. Добрая сила самогипноза. - СПб, 1994. - С.100-185),

Недостатком данного способа является то, что процесс восстановления психологического здоровья пациента переносится на плечи самого пациента и зависит от того, насколько быстро пациент сможет внутренне изменить свое отношение к стрессовой ситуации. Прием многократного переживания основан на психологическом самовнушении установки, согласно которой только первое действие является новым и поэтому неожиданным, а повторение этого действия переводит его в разряд обыкновенного, нестрессового действия. Однако для получения положительного результата пациент должен уметь логически оценивать ситуацию, свое место в этой ситуации и по отношению к этой ситуации. Принцип «сам себя уговорил» позволяет только на мыслительном уровне решить проблему, «загоняя» эмоции страха или обиды на второй план.

Известны многочисленные способы коррекции психоэмоционального состояния человека, основанные на суггестивном воздействии.

Известен способ психотерапевтического воздействия при лечении пограничных психических расстройств (Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. - М.: Мысль, 1994. - С.47-312), включающий проведение рациональной психотерапии, в процессе которой до сознания пациента доводят сущность его заболевания, механизмы развития расстройств и пути их устранения. Затем пациента вводят в гипнотическое состояние, после достижения которого осуществляют суггестивное воздействие в виде прямых и косвенных внушений, направленных на достижение лечебного эффекта (Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. - М.: Мысль, 1994. - С.47-312).

Известен способ повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости (см. патент РФ №2233179), при котором собирают анамнез, при анализе анамнеза выявляют индивидуально-специфичные дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии пациента, с помощью рациональной и суггестивной психотерапии разъясняют и внушают концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений, далее в состоянии бодрствования и гипнотического транса устраняют выявленные дезадаптивные стереотипы и фиксируют оптимальные адаптивные стратегии мышления и поведения, на первом этапе обучают пациента психосенсорно-ментальной саморегуляции и последовательному систематическому самоконтролю, на втором этапе проводят тренинг психофизиологической сенситивности с повышением порога чувствительности к негативным соматовегетативным и психосенсорным факторам, на третьем этапе актуализируют ресурсы личности с апробацией и селекцией психологических защит, на четвертом этапе проводят когнитивную коррекцию личности, симпатическую суггестию адаптивно-пластичного когнитивного типа личности и аверсионную суггестию дезадаптивного когнитипа, на пятом этапе обсуждают и тренируют модели поведения в ситуациях психологических утрат, проводят обучение визуально-вербальному самопрограммированию и когнитивно-сенсорной саморегуляции, на шестом этапе повышают специфическую толерантность по отношению к актуальным для больного психотравмирующим факторам с помощью когнитивно-векторной саморегуляции, на седьмом этапе осуществляют проверку результатов лечения в реальных условиях и динамическое наблюдение, курс лечения включает в себя 7-10 сеансов (Способ повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости, патент РФ №2233179 опубл. 2004.07.27).

Известен способ психотерапевтического воздействия (см. патент РФ №2148418), при котором проводится рациональная психотерапия и суггестивное воздействие в бодрственном и/или гипнотическом состоянии пациента с использованием условно-рефлекторного подкрепления, основанная на данных предварительно проведенного анализа анамнеза, особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое поведение с их оценкой как хороших или плохих, приятных или неприятных, при проведении рациональной психотерапии проговаривают формулу внушения, содержащую утвердительную информацию о зависимости качества жизни человека от сделанного им предшествующего выбора, затем при осуществлении суггестивного воздействия периодически проговаривают формулу внушения и последовательно, многократно чередуют эмоционально-насыщенное описание негативной и позитивной моделей поведения пациента, основанных на его выборе, в прошлом, настоящем и будущем с прогнозом последствий для него и окружающих его людей, а условно-рефлекторное подкрепление осуществляют с учетом выявленных индивидуальных особенностей реакций, ощущений и переживаний, произнося после описания каждой модели поведения текст, включающий рассуждения вопросительно-сомнительного характера и направленные на стимуляцию внутренних ресурсов личности в выборе позитивной модели поведения, причем описание негативной модели поведения проговаривают с эмоциально-неприятными интонациями с элементами гротеска и сопровождают его фонограммами, имеющими тревожный характер звучания и неприятными или болевыми акупрессурными или акупунктурными воздействиями, а описание позитивной модели проговаривают с приятными обнадеживающими интонациями и сопровождают фонограммами, имеющими просветленный, освобождающий, оптимистический характер звучания и приятными телесно-ориентированными воздействиями, завершая его образным внушением разрыва связи с прошлой, негативной моделью поведения, при этом смену альтернирующих воздействий осуществляют от 3-4 до 6-8 раз, постепенно снижая объем негативной информации и повышая объем позитивной, переходя от вопросов и сомнений к утверждению выбора позитивной модели, всего проводят от 1-3 до 6-8 сеансов, после которых пациенту рекомендуют самостоятельно осуществлять аутосуггестивное воздействие (Способ психотерапевтического воздействия, патент РФ №2148418 опубл. 2000.05.10).

Однако возможности таких методов ограничены степенью внушаемости и гипнабельности больного - лечение низковнушаемых и малогипнабельных лиц малоэффективно. При гипносуггестии часто вступает в действие такой механизм, как сопротивление больного, имеющее различные причины. В некоторых случаях лечение затягивается на месяцы, а иногда и годы (особенно при психоаналитически ориентированной тактике). Кроме того, к недостаткам этих решений относится недостаточно активная роль пациента в психотерапевтическом процессе - модели восприятия тех или иных установок, стрессовых ситуаций и т.п. ему предлагаются в готовом виде, извне и как результат - воздействие пережитых стрессов не устраняется в той степени, которая может быть признана удовлетворительной.

Известны многочисленные способы психотерапии, основанные на приеме катарсиса.

Известен способ имплозивной терапии, или терапии «взрыва» (К.Изард Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - С.319). При этом пациента просят представить наиболее травмирующие события из его жизни. Круг этих событий выявляется с помощью специальных диагностических опросов. В сообщениях об использовании этой техники отмечается, что пациенты в ходе терапии переживают экстремальный страх или сильнейшую тревогу, откуда и происходит название метода. Согласно этим же сообщениям данная техника оказывается достаточно эффективной для некоторых пациентов (Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - С.319).

К недостаткам способа можно отнести, во-первых, определение стрессовых ситуаций с помощью опроса. Круг стрессовых ситуаций при этом называет сам пациент, а этого недостаточно для точного определения причины беспокоящей его проблемы, поскольку известно, что каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. С другой стороны, считается, что при использовании подобных методов необходим строгий отбор больных на основании точной оценки психопатологии больного, его способности рассматривать свои проблемы в эмоциональных терминах, вызывающих неприятные переживания, отвечать на интерпретации и переносить стресс, связанный с лечением (Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М.: Медицина, 1994. - Т.2. - С.63-70).

Известен способ восстановления здоровья человека (см. Свядош A.M. «Лечение катарсисом» в книге: Неврозы. - С-Пб: Питер, 1997. - С.346-348), основным звеном которого также является фаза катарсиса. При этом во время проведения беседы специалист касается событий, травмирующих психику больного, дает возможность подробно рассказать о них, неоднократно возвращает пациента к воспоминаниям мельчайших подробностей прошедшего события. В процессе переживания воспроизводимой ситуации специалист инициирует проявление эмоций, стремясь к тому, чтобы пациент вошел в состояние катарсиса, что должно привести пациента к изменению отношения к беспокоившей его проблеме. (Свядош A.M. «Лечение катарсисом» в книге: Неврозы. - С-Пб: Питер, 1997. - С.346-348).

Недостатком способа является то, что его использование ведет к ослаблению эмоционального напряжения, но сама проблема и связанные с ней эмоции страха и обиды остаются, хотя и в ослабленном состоянии, не говоря уже о том, что сами по себе детальные воспоминания о травмирующем событии являются выраженным стрессом, а указанные способы не предусматривают специальных приемов для его снятия.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) изобретения выбран способ катарсиса по М.Р.Кузнецовой (см. патент РФ №2087161), который отличается от предыдущего тем, что у пациента с помощью методов свободных ассоциаций и возрастной регрессии выявляют психотравмирующую ситуацию, вводят его в состояние легкого гипнотического транса, внушают, что он постепенно возвращается в прошлое и переживает прошедшую ситуацию. Инициируют пациента проговаривать вслух все мысли и чувства, которые он испытывает. Через 3-5 минут после появления вегетативных реакций на ладонь ведущей руки пациента воздействуют теплом и одновременно внушают амнезию эмоциональных реакций прожитого события, а ощущение тепла на ладони вербально связывают с хорошим самочувствием (Способ катарсиса по М.Р.Кузнецовой, патент РФ №2087161 опубл. 1997.08.20).

Данный способ имеет ряд недостатков.

Во-первых, круг психотравмирующих ситуаций определяется с помощью свободных ассоциаций только самого пациента. Однако должны приниматься во внимание и свободные ассоциации специалиста. Как пишет К.Хорни на с.331 своей книги «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ» (Москва: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. - 480 с.): «В действительности существует практически бесконечное количество ключей, которые могут помочь в постепенном понимании структуры личности пациента. Но весьма немаловажно упомянуть и о том, что психоаналитик извлекает пользу из этих ключей не только с помощью точного обдумывания, но и непосредственно, то есть интуитивно. Другими словами, психоаналитик не всегда может точно объяснить, как он приходит к своему предположению. В моей собственной работе, например, я иногда приходила к пониманию посредством собственных свободных ассоциаций. Во время выслушивания пациента в моем уме мог всплыть тот или иной случай, о котором мне много раньше рассказывал пациент, и я не могла знать заранее, какое значение этот случай будет иметь для нынешней ситуации. Или же мне могло прийти в голову объяснение, касающееся совершенно другого пациента. Я научилась никогда не отбрасывать таких ассоциаций, и очень часто (при серьезном рассмотрении) они оказывались полезными». Во-вторых, способу присущи недостатки, характерные для способов, в основе которых лежат приемы суггестивного воздействия. В-третьих, реализация эмоционального возбуждения ограничена по времени, не предусмотрена переоценка пациентом своего отношения к стрессовой ситуации, а, следовательно, связанные с ней эмоции страха и обиды остаются, хотя и в ослабленном состоянии. В-четвертых, способ требует затрат времени, которые могут быть сокращены.

Широко известны специальные приемы, позволяющие снять эмоциональное напряжение, а также способы, раскрывающие содержание таких приемов, например способ оздоровления организма (см. патент РФ №2228771). Способ позволяет достичь оздоровления организма путем выравнивания эмоционально-психического состояния, вызванного дисбалансом в психической сфере. Этот результат обеспечивается за счет определения индивидуальных психофизиологических особенностей пациента и дальнейшего воздействия на пациента приемами звуко- и ароматерапии. В начале каждого занятия пациенту проводят тест Люшера, определяют его конституциональный тип и тип высшей нервной деятельности, далее проводят солевое обертывание пациента, после чего осуществляют парафиновые обертывания его, все процедуры проводят на фоне звучания музыкальных мелодий, одновременно пациенту проводят ароматерапию путем массажа ладоней, подошв ног, ушных раковин с использованием специально подобранных ароматических масел (Способ оздоровления организма, патент РФ №2228771 опубл. 2004.05.20).

Другим способом, использующим специальные приемы для снятия эмоционального напряжения, является способ оздоровления организма (см. патент РФ №2065758). Способ осуществляется путем вербального и музыкального воздействия на человека, а также проведения точечного массажа, ароматерапии и эстетотерапии (Способ оздоровления организма, патент РФ №2065758 опубл. 1996.08.27).

Недостатками указанных способов является то, что без специальных приемов, позволяющих разрядить доминанту, невозможно достичь стойкого выравнивания эмоционально-психического состояния, а можно только временно снизить эмоциональное напряжение. Другим недостатком является то, что при подборе типа воздействия не учитывается исходный вегетативный тонус. Однако известно, что физиологические сдвиги, сопровождающие эмоциональные состояния, прямо связаны с деятельностью симпатической и парасимпатической нервной системы. Каждое эмоциональное переживание отмечается соответствующим нейрофизиологическим сопровождением; длительное эмоционально-негативное состояние переводит организм в экстремальный режим функционирования (Анохин П.К. Эмоциональные напряжения как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник АМН СССР. - 1967. - №6. - С.10-18). Поэтому использование подобных специальных приемов после «разрядки» патологической доминанты, подобранных с учетом исходного вегетативного тонуса, приводит к ликвидации явлений дезинтеграции физиологических механизмов, лежащих в основе координированной приспособительной деятельности целостного организма.

Задачей настоящего изобретения является восстановление здоровья человека на ранних этапах соматизации и профилактика соматических и психических заболеваний у здоровых людей.

Изобретение направлено на формирование у человека, обратившегося за помощью, на пике усиленных эмоций, проявляемых им в отношении мысленно переживаемой прошлой стрессовой ситуации, нового отношения к ней в виде осознанной реакции, не вызывающей отрицательных эмоций, и достижение удовлетворительного психоэмоционального состояния.

Достигаемый при этом технический результат заключается в создании более эффективного способа психотерапевтического воздействия, позволяющего получить стабильный лечебный эффект в короткие сроки.

Сущность изобретения заключается в том, что до начала воздействия выявляют исходный вегетативный тонус пациента, судят по полученным результатам о преобладании у пациента симпатического, парасимпатического либо об отсутствии преобладания тонуса соответствующего отдела вегетативной нервной системы, измеряют частоту сердечных сокращений и кожно-гальваническую реакцию для оценки состояния вегетативной нервной системы в настоящий момент, определяют путем тестирования уровень реактивной тревожности пациента, выясняют у пациента проблему, которая его беспокоит, определяют с помощью метода свободных ассоциаций причину данной проблемы (стрессовую ситуацию, которая к ней привела), предлагают пациенту мысленно многократно воспроизвести и заново пережить установленную стрессовую ситуацию из прошлого, при которой у него возникла эмоция обиды на себя или на какой-либо объект, инициируют при этом у пациента выражение эмоциональных переживаний, направляют пациента к точному определению эмоций, которые он испытывает, просят пациента сконцентрироваться на эмоции обиды, связанной с прошлой стрессовой ситуацией, предлагают ему не сдерживать своих эмоций, после того, как происходит окончательное осознание обиды как реакции на стресс, предлагают пациенту реализовать накопленные негативные эмоции, повторно представляя разные варианты восстановления справедливости, затем просят пациента вообразить желаемые картины ситуации, в которых неудача или ситуация, в дальнейшем приведшая к настоящей проблеме, превращается в успешную ситуацию или победу, после чего просят пациента повторно представить стрессовую ситуацию из прошлого, в конце сеанса осуществляют в зависимости от исходного вегетативного тонуса пациента цветовое, ароматерапевтическое и музыкальное воздействие на пациента, после чего повторно измеряют уровень реактивной тревожности, кожно-гальваническую реакцию и частоту сердечных сокращений, сравнивают между собой соответствующие показатели, полученные до начала сеанса и после, судят о достижении удовлетворительного психоэмоционального состояния по отсутствию у пациента реакции при повторном мысленном воспроизведении стрессовой ситуации и снижению по сравнению с исходными данными показателей частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и уровня реактивной тревожности.

При этом способ основан на том, что любая стрессовая ситуация, закрепленная эмоцией обиды, нейтрализуется через механизм отреагирования и изменения отношения. Обида может состоять из двух фрагментов: обида на того, кто непосредственно виновен в стрессовой ситуации (напугал, обругал, ударил и т.д.), и на себя - за то, что оказался в данной стрессовой ситуации. Через использование данного механизма человек освобождается от эмоциональных последствий самой стрессовой ситуации.

Данный способ представляет собой специальную работу с эмоциями. Она включает не просто многократное переживание пациентом подавленных эмоций, а осознание эмоции обиды как реакции на стресс и нейтрализацию этой эмоции с помощью особых средств (прежде всего, это прием мысленного восстановления справедливости и прием изменения информации, который заключается в том, что пациент представляет желаемую картину ситуации).

Известно, что стрессовая ситуация, закрепленная эмоцией обиды, является заторможенным психофизиологическим содержанием пережитой доминанты. Она действует патогенно, если «не была в свое время достаточно вплетена и координирована в прочей психической массе» (Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - с.298-299). По А.А.Ухтомскому, «когда кора головного мозга возобновляет прежде пережитую доминанту, дело идет о более или менее подробном восстановлении в организме всего комплекса центральных, мышечных, выделительных и сосудистых явлений. Когда это нужно, кора умеет восстановить прежнюю констелляцию до такой полноты, что переживается вновь конкретное содержание тогдашнего опыта, быть может, до галлюцинации». После такого оживленного переживания доминанты соответствующий образ становится вновь переработанным и уходит в склады памяти глубоко переинтегрированным, чему в нашем случае способствуют указанные особые средства работы с эмоциональным состоянием. В результате наступает полная «разрядка» патологической доминанты, что подтверждается отсутствием у пациента реакции (отрицательных эмоций) при повторном мысленном воспроизведении стрессовой ситуации в конце сеанса.

Человек, избавляясь от страха, обиды на прошлую стрессовую ситуацию, освобождается от причины, которая много лет заставляла его организм работать в разрушительном гормональном режиме. Теперь, когда доминанта больше не поддерживается страхом или обидой, восстановление здоровья становится реальным за счет освобождения внутренних резервов организма.

Каждый признак, включенный в формулу изобретения, является существенным, все они взаимосвязаны между собой и образуют устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения требуемого технического результата.

Осуществляют изобретение следующим образом

Специалист определяет исходный вегетативный тонус по стандартной методике (Соловьева А.Д., 1981, цит. По: Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А.М.Вейна. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000. - С.44-52). Под вегетативным (исходным) тонусом понимают стабильные характеристики вегетативных показателей в период «относительного покоя», т.е. расслабленного бодрствования. Полученные результаты позволяют судить о преобладании тонуса симпатической или парасимпатической вегетативной системы, либо об отсутствии преобладания тонуса симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (амфотонии).

Таблица 1

Определение исходного вегетативного тонуса.
Симптомы и показателиСимпатическая реакцияПарасимпатическая реакцияОценка, баллы
Глаза
БлескУсиленНормальный, тусклый2,4
ЗрачкиРасширеныНормальные, сужены3,4
Глазные щели1,9
ЭкзофтальмХарактеренОтсутствует2,4
СлезотечениеНормальноеУвеличено1,2
Итого...11,3
Кожа
ЦветБледныйСклонность к покраснению2,4
Сосудистый рисунокНе выраженУсилен, цианоз конечностей, акроцианоз2,4
СальностьНормальнаяПовышена1,8
СухостьПовышенаНормальная1,8
ПотоотделениеУменьшено или увеличено выделение вязкого потаПовышено выделение жидкого пота3,1
ДермографизмРозовый, белыйИнтенсивно-красный, возвышающийся3,1
Температура кожи телаСниженаПовышена2,9
Температура кистей рукХолодныеТеплые2,6
Субъективные ощущенияОнемение в конечностях, парестезии в конечностях по утрамКисти рук, стопы влажные, внезапные приливы жара, краснота1,7
ПигментацияУсиленаСнижена1,5
Итого...23,3
Терморегуляция
Температура телаПовышенаСнижена3,9
Ознобоподобный гиперкинезХарактеренОтсутствует4,1

Ощущение зябкостиОтсутствуетПовышено2,9
Переносимость холодаУдовлетворительнаяПлохая3,1
Переносимость теплаНепереносимость жары, душных помещенийУдовлетворительная, может быть повышена чувствительность к сухому нагретому воздуху2,9
Температура при инфекцияхЛихорадочное течение инфекцийОтносительно низкая2,9
Итого...19,8
Масса тела
ИзмененаСклонность к похудениюОжирение, склонность к прибавке3,2
Жажда
ИзмененаПовышенаПонижена1,8
Аппетит
ИзмененПовышен, но больные худыеПонижен1,9
Сердечно-сосудистая система
ПульсТахикардия, лабильная тахикардияБрадикардия, лабильная брадикардия, респираторная аритмия4,1
АД СистолическоеПовышеноПонижено или нормальное4,9
АД диастолическое4,3
Субъективные жалобыСердцебиение, чувство давления, «колотья», сжимающие боли в области сердцаЧувство стеснения в области сердца, сочетающееся с аритмией, особенно ночью в положении лежа2,6
Минутный объемБольшойМалый4,4
Функции сердцаУсиление функций автоматизма, проводимости, сократимости, возбудимостиТорможение функций автоматизма, проводимости, уменьшение возбудимости

ЭКГ

Частота сердечных сокращений
Синусовая тахикардия, после нагрузки длительное возвращение к исходному пульсуСинусовая брадикардия, менее 60 ударов в 1 мин или аритмия4,2
Зубец PII-IIIУвеличениеУменьшение3,0
Интервал P-QВеличина интервала на нижней границе нормыУдлинение интервала не более чем на 0,02 с (при уплощении и малой амплитуде зубца Р)3,5
Интервал S-TСмещение ниже изолинииВыше изолинии, закругление сегмента S-T3,5
Зубец ТУплощенный или двухфазныйУвеличение амплитуды на 50%3,8
Комплекс QRSTНормальныйУширение всего комплекса3,1
Итого...44,9
Вестибулярные проявления
ГоловокружениеНе характерноЧасто3,0
Респираторный аппарат (дыхательная система)
Частота дыханияНормальное или учащенноеМедленное, глубокое3,5
Объем дыхания в 1 минПовышенСнижен3,5
Кровенаполнение легкихПовышеноПонижено2,7
Просвет бронховРасширенСужен3,2
Бронхиальные мышцыРасслабленыСокращены3,2
Субъективные жалобыОщущение давления, стеснения в груди, приступы удушья с преобладанием затрудненного вдоха2,3
Итого...15,2
Желудочно-кишечный тракт
СлюноотделениеУменьшеноУсилено2,6
Состав слюныГустаяЖидкая2,4
КислотностьНормальная илиПовышена3,1

желудочного сокапонижена
Моторика кишечникаАтонические запоры, слабая перистальтикаСклонность к повышенному газообразованию, дискинезии, спастические запоры, понос3,8
Тошнота-Характерна3,2
Пищевод и желудок (рентгенограмма)Расслабление мышц пищевода, ослабление тонуса и торможение перистальтикиСокращение мышц пищевода, повышение тонуса желудка и усиление перистальтики3,2
Тонкий и толстый кишечник (рентгеноскопия)Снижение тонуса и ослабление перистальтикиПовышение тонуса и усиление перистальтики3,4
Субъективные жалобыТошнота, схватывающие боли в верхней части желудка, понос или запор3,1
Итого...24,8
Мочеиспускание
ИзмененоПолиурия, светлая мочаПозывы к мочеиспусканию, моча концентрированная3,1
Изменение водно-солевого обмена
Задержка жидкостиОтсутствуетСклонность к отекам3,0
Надпочечники
ФункцияУсиление секреции катехоламинов и кортикостероидовТорможение секреции катехоламинов и кортикостероидов3,5
Щитовидная железа
Клиническое состояниеФункция усиленаФункция снижена4,1
Основной обмен и поглощение 131IПовышеныСнижены4,0
Итого...8,1
Поджелудочная железа

Уровень сахара в кровиНормальный, повышенСнижен3,5
Сахарная криваяИрритативная, не возвращающаяся к нормеПлоская, торпидная3,7
Половые расстройства
Субъективные и объективныеИногда гипосексуальность, но чаще либидо повышеноНормальная потенция, иногда преждевременная эякуляция2,1
ЭрекцияНормальнаяУсилена2,1
Характерологические, личностные, эмоциональные расстройства
ОсобенностиУвлекающиеся, темпераментные, с жаром к работе, вспыльчивые, чрезмерно чувствительные к боли, настроение изменчивоеУгнетены, пугливы, апатичны, эмоционально «тупы», отсутствие побудительных импульсов, масса неврастенических, ипохондрических жалоб и проявлений2,4
Работоспособность
Активность:
ФизическаяПовышенаСнижена2,5
ПсихическаяРассеянность, быстрая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, Быстрая смена мыслей, активность выше вечеромСпособность к сосредоточению хорошая, внимание удовлетворительное, но бедность идей, наибольшая активность до обеда или длительная, но в замедленном темпе
Сон
ОсобенностиПозднее засыпание и раннее пробуждение, сон короткий, беспокойный, много сновиденийГлубокий, продолжительный сон, замедленный переход к активному бодрствованию по утрам2,7
Нарушение сна, чащеПовышенная сонливость3,0

бессонница
Аллергические реакции
Клинические проявленияРедкоЧасто3,1
Лимфоидная ткань
Наличие измененийНе бываетГипертрофирована, особенно у детей (лимфатические железы, миндалины)2,2
Кровь
Эритроциты, числоУвеличеноУменьшено2,0
Белая кровьТенденция к сдвигу в сторону миелоидных элементовТенденция к сдвигу в сторону лимфоидных элементов2,3
Лейкоциты, количествоУвеличеноУменьшено2,3
Миелоциты, количество2,0
Лимфоциты, количествоНормальноеУвеличено2,6
Эозинофилы, количество2,8
СОЭПовышенаЗамедлена1,8
СвертываемостьУскоренаЗамедлена2,2
ВязкостьПовышенаПонижена1,8
Кислотно-щелочное состояниеАцидоз. Уменьшение щелочного резерваАлкалоз. Увеличение щелочного резерва2,2
Холестерин, уровеньНорма или сниженПовышен1,6
Кальций, уровеньПовышенСнижен2,5
Калий, уровеньСниженПовышен2,6
Коэффициент К/Са2,2
Кетоновые тела, уровеньПовышенСнижен1,2
Креатин, уровень1,2
Медь, уровень1,2
Ацетилхолин, уровеньСниженПовышен2,2
Итого...36,7
Всего...233,0

Однако не все симптомы, указанные в стандартной методике, могут быть выявлены. В этом случае для того, чтобы определить, тонус какого отдела вегетативной нервной системы (симпатического или парасимпатического) преобладает, применяют следующие формулы (Соловьева А.Д., 1981, цит. По: Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А.М.Вейна. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000. - С.44-52).

Где Nn - число баллов, свидетельствующее о наличии парасимпатических симптомов; Nc - число баллов, свидетельствующее о наличии симпатических симптомов;

233 - сумма баллов симптомов или сумма баллов исследуемых показателей одной из функциональных систем; Pc - вероятность преобладания симпатических проявлений; Pn - вероятность преобладания парасимпатических проявлений.

Достоверность результатов можно рассчитать по критерию t Стьюдента.

Затем специалист измеряет у пациента частоту сердечных сокращений (ЧСС) и кожно-гальваническую реакцию (КГР) для оценки состояния вегетативной нервной системы в настоящий момент и фиксирует полученные данные.

Пациента просят заполнить стандартизированный опросник «Шкала самооценки» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина для выявления уровня реактивной тревожности.

Пациента просят сесть на стул, назвать проблему, которая его беспокоит, закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях. Специалист определяет причину данной проблемы (стрессовую ситуацию из прошлого, ставшую причиной этой проблемы) с помощью диалога, своих профессиональных навыков и метода свободных ассоциаций. После этого специалист предлагает мысленно воспроизвести и заново пережить уже установленную стрессовую ситуацию из прошлого. Пациент начинает выполнять задание. Специалист наблюдает за пациентом и инициирует его к выражению эмоций. При этом специалист постоянно анализирует поведение пациента, обращая внимание на лицо (особенно брови, рот и мускулатуру шеи): хмурится ли пациент, сжимает зубы, улыбается, открывает ли глаза; руки: как они жестикулируют, направлены ли ладони вверх, сжаты они или расслаблены; дыхание: вздохи, задержки, углубленное дыхание; ноги: как повернуты носки, покачиваются ли, сжаты бедра или расслаблены (особенно при работе с сексуальными проблемами); позу пациента в целом: соотношение частей тела, головы, шеи, плеч (не сплетены ли руки на груди, не сидит ли на краешке стула, не наклонено ли туловище пациента вперед, не втянута ли голова в плечи и т.д.). Также специалист обращает внимание на тональность голоса пациента, темп речи, слова и предложения, которые использует пациент, громкость его голоса, интонационные паттерны, сопоставляет увиденное и услышанное. При мысленном воспроизведении и переживании стрессовой ситуации пациенту предлагают не сдерживать своих эмоций. Специалист направляет пациента к точному определению эмоции, которую он испытывает, после чего происходит окончательное осознание пациентом обиды, как реакции на стресс. Здесь следует отметить, что стресс начинается только в ту минуту, когда человек решил, что это - стресс. Этим решением является обида. Это подтверждается прежде всего тем, что круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, очень широкий. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов (Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия// MateriaMedica. - 1996. - №1 (9). - С.5-25). Реакция на происходящие события - индивидуальный выбор, который может привести человека к болезни, если оценивать их отрицательно, через эмоции страха и обиды. Таким образом, человек, вспоминая стрессовую ситуацию, всегда видит ее через эмоции обиды - он не может простить себе того, что попал в неприятную ситуацию, что не смог из нее достойно выйти. После того, как пациент осознал эмоцию обиды, ему предлагается реализовать накопленные негативные эмоции, представляя повторно разные варианты восстановления справедливости. Затем пациенту предлагают представить ситуацию такой, какой он хотел бы ее видеть, т.е. представить себя так и таким в этой ситуации, как он бы хотел. При этом пациента просят вообразить желаемые картины ситуации, в которых неудача или ситуация, в дальнейшем приведшая к настоящей проблеме (или к настоящему состоянию), превращается в успешную ситуацию или победу. Как альтернативный вариант пациенту предлагают представить, что ему удалось предвидеть и избежать ситуации, приведшей в дальнейшем к проблеме. Процесс повторяют столько раз, сколько необходимо, для того, чтобы воображаемая картина стала для пациента внутренне реальной. Пациенту рекомендуется мысленно воспроизвести все звуки и слова, прочувствовать кинестетические ощущения, которые бы соответствовали «новой» ситуации.

После этого пациента просят повторно мысленно представить прошлую стрессовую ситуацию. О достижении удовлетворительного психоэмоционального состояния судят по отсутствию у пациента реакции (отрицательных эмоций) при повторном мысленном воспроизведении стрессовой ситуации.

В конце сеанса в зависимости от состояния тонуса вегетативной нервной системы (симпатикотония, ваготония или амфотония) пациенту предъявляют заранее специально подобранный цвет, ароматическое вещество и музыкальное произведение для активизации резервных возможностей организма и ликвидации явлений дезинтеграции физиологических механизмов, вызванных стрессом.

Цвет воздействия подбирается в зависимости от того, тонус какого отдела вегетативной нервной системы преобладает у пациента, а также учитывая личные предпочтения пациента внутри каждой группы цветов. Используется метод визуальной цветостимуляции. На расстоянии 1,5-2,0 метров от пациента, на уровне его глаз помещают лист бумаги определенного цвета. Время воздействия - 10 минут, затем пациента просят закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях.

К группе цветов симпатической нервной системы (рекомендуемых при ваготонии) относятся красный, красно-оранжевый, желто-оранжевый, золотистый, желтый, зеленовато-желтый; к группе цветов парасимпатической нервной системы (рекомендуемых при симпатикотонии) - ультрамариновый, васильково-синий, зеленовато-голубой, зеленый, желтовато-зеленый. Группа цветов, используемых при амфотонии, включает пурпурный, розовый, фиолетовый, сиреневый.

Ароматические вещества (эфирные масла) вводятся в организм пациента ингаляционным путем с помощью аромалампы. Эффективной является концентрация летучих веществ эфирных масел 0,1-1,5 мг на 1 м3 воздуха. Подбор ароматического вещества определяется, прежде всего, преобладанием тонуса симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Также учитывают индивидуальные предпочтения пациентов. В случае отсутствия явного преобладания у пациента симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (амфотонии) ароматические вещества подбирают, основываясь на характерологических, личностных, эмоциональных особенностях пациента. Пациентам вспыльчивым, раздражительным, увлекающимся, темпераментным, с изменчивым настроением подбирают ароматическое вещество из группы седативных, пациентам апатичным, пугливым, с неврастеническими и ипохондрическими жалобами и проявлениями - из группы ароматических веществ с психостимулирующим действием.

К ароматическим веществам, рекомендуемым при симпатикотонии (ароматические вещества с седативным действием), относятся эфирные масла апельсина, бергамота, грейпфрута, душицы, жасмина, иланг-иланга, кедра, лимона, майорана, мандарина, мелиссы, можжевельника, мускатного ореха, пачули, тмина, фенхеля, шалфея мускатного. При ваготонии используются ароматические вещества с психостимулирующим действием - эфирные масла базилика, мяты, розмарина, тимьяна, тысячелистника, чабера.

Пациенту заблаговременно проводится обонятельная проба. Одну каплю эфирного масла смешивают с 1/3-1/4 чайной ложки оливкового или подсолнечного масла, наносят небольшое количество этой смеси в области грудины или за ухом и оставляют на 12 часов. Также наносят на фильтрованную бумагу 1-2 капли этой смеси и предлагают пациенту кратковременно в течение дня держать бумагу перед носом на расстоянии 10-15 см, избегая касания кожи. Пробу проводят в течение двух суток. Если при вдыхании запаха эфирного масла пациент не испытывает дыхательного спазма, сопровождающегося кашлем, одышкой, то по обонятельному тесту это эфирное масло можно использовать с лечебной целью. Параллельно проверяют психологическое воздействие запаха, т.к. если в прошлом отмечалось неблагоприятное психоэмоциональное воздействие на организм в присутствии данного запаха, то можно с уверенностью предположить, что предложенное пациенту эфирное масло, которое напоминает запах из прошлого, будет вызывать у него негативные воспоминания, неблагоприятную эмоциональную реакцию и не подходит для использования. Поэтому те эфирные масла, которые вызывают индивидуальную реакцию, связанную с неприятными воспоминаниями или ассоциациями, должны быть исключены. Если в результате подбора в распоряжении пациента осталось 2-3 наименования эфирных масел, то необходимо предложить ему выбрать одно из них, которое ему понравилось по запаху.

Музыкотерапия, как цвето- и ароматерапия, используется для оптимизации психовегетативных процессов. Музыкальное произведение подбирается в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Следующие произведения используются при ваготонии - Чайковский «Шестая симфония», 3 часть, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия» и т.п., при симпатикотонии - Бетховен «Симфония 6», часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны» и т.п.

Пациент с лечебной целью прослушивает рекомендованные музыкальные произведения одновременно с цветотерапией и ароматерапией.

При отсутствии преобладания тонуса симпатической или парасимпатической нервной системы (амфотонии) музыкальные произведения подбираются следующим образом. Пациентам вспыльчивым, раздражительным, увлекающимся, темпераментным, с изменчивым настроением подбирают музыкальные произведения, использующиеся при симпатикотонии, пациентам апатичным, пугливым, с неврастеническими и ипохондрическими жалобами и проявлениями - из группы произведений, использующихся при ваготонии.

Для оценки результата воздействия специалист проводит повторное измерение частоты сердечных сокращений и кожно-гальванической реакции, а также просит пациента повторно заполнить опросник Спилбергера-Ханина, после чего оценивает уровень реактивной тревожности. Результаты сопоставляются с данными, полученными до начала работы указанным методом. Об эффективности сеанса судят по снижению величины указанных показателей по сравнению с исходными.

Пример реализации способа.

Пациент А., 1973 г.р., диагноз: Вегето-сосудистая дистония по смешанному типу с головными болями напряжения, нарушением сна, неврозоподобным синдромом.

Жалобы на частые головные боли в виде «шапочки» или в лобной области давящего характера, плохой сон (просыпается ночью и не может заснуть в течение нескольких часов), ощущение песка, рези в глазах, иногда слезотечение.

Неврологический статус: Зрачки Д=С, движения глазных яблок слегка ограничены кнаружи, нистагма нет. Слева сглажена носогубная складка. Язык по средней линии. Силы в конечностях достаточно. Активные и пассивные движения в конечностях в полном объеме. Сухожильные и периостальные рефлексы живые, Д=С, с. Якобсон-Ласке слева, патологических стопных знаков нет. В позе Ромберга - легкое покачивание, точные пробы выполняет.

Проведено обследование.

Конс. окулиста: острота зрения ОИ=1,0; глазное дно ОИ в норме. Здоров.

Эхо-ЭГ: смещения М-эхо нет, III желудочек 5,5 мм.

РЭГ: дистонически-гипертонический тип с признаками затруднения венозного оттока.

Глюкоза крови: 4,85 мМоль/л.

Холестерин - 4,5 мМ/л, В-липопротеиды - 3,0 г/л.

ЭКГ: без патологии.

Общий анализ крови: гемогл. - 140 г/л, эритр. - 4,42·1012/л, лейк. - 4,5·109/л, СОЭ - 7 мм/ч.

Общий анализ мочи: белок и сахар отриц., лейк.- 0-1-1 в п.зр.

1. Начало приема.

Тонус вегетативной нервной системы по стандартной методике (См. выше или Соловьева А.Д., 1981, цит. По: Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А.М.Вейна. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000. - С.44-52) был определен заранее, на основании полученных данных были подобраны средства для дополнительного воздействия (цвет, ароматическое вещество, музыкальное произведение) по описанной выше методике.

Тонус вегетативной нервной системы.

Следуя стандартной методике, было выявлено: Nc (сумма баллов, свидетельствующая о наличии симпатических симптомов)=87,1; Nn (сумма баллов, свидетельствующая о наличии парасимпатических симптомов)=17,4. Далее по формуле:

На основании этого был сделан вывод, что у пациента преобладает тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Учитывая преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, пациенту был подобран васильково-синий цвет для цветотерапии, эфирное масло апельсина для ароматерапии и «Симфония 6» Бетховена для музыкотерапии в конце сеанса.

Перед началом сеанса специалист определил ЧСС, КГР и уровень реактивной тревожности.

ЧСС: 91, КГР: 6,4, уровень реактивной тревожности: 55.

2. Определение проблемы.

Пациент садится на стул напротив специалиста на расстоянии 3-4 метров, спина ровно и свободно прижата к спинке стула, ноги поставлены в упор, ступни ног плотно прижаты к полу, руки лежат на коленях ладонями вверх, глаза открыты.

Специалист: Какая проблема Вас беспокоит?

Пациент: Плохой сон. Я засыпаю, потом просыпаюсь и не могу заснуть несколько часов. Утром мне трудно открыть глаза, возникает ощущение песка и рези в глазах, иногда глаза слезятся.

Специалист: как давно Вас это беспокоит?

Пациент: Очень давно, последние несколько месяцев сильнее. Я связываю это с тем, что нагрузка на работе стала больше.

Специалист: Закрывайте, пожалуйста, глаза и слушайте свои ощущения.

Специалист определил следующую стрессовую ситуацию: в детстве больной жил в сельской местности. Когда ему было 8 лет, загорелся сарай во дворе дома, где он жил. Там находились животные, они все погибли в огне. Взрослые не смогли открыть сарай. Мальчик проснулся от шума, ему было очень страшно и жалко животных.

3. Освобождение от стрессовой ситуации.

После того, как была определена стрессовая ситуация, специалист попросил пациента мысленно воспроизвести ее, не сдерживая при этом эмоций: плакать, кричать и т.д.

Пациент начинает выполнять задание, специалист наблюдает.

Пациент хмурится, сжимает зубы, втягивает голову в плечи, наклоняется вперед, раскачивается, дыхание учащается, краснеет лицо, дрожат руки. Через некоторое время он пытается что-то сказать, но ему трудно это сделать. Специалист просит пациента открыть глаза и осознанно зафиксировать, что напугавшие его прошлые страхи реально не существуют. Это важно для того, чтобы объяснить пациенту, какое воздействие эмоция оказывает на его физическое тело: то, что он представляет, реально не существует, а физические реакции - совершенно конкретные - здесь и сейчас. Специалист просит пациента закрыть глаза и продолжить мысленно повторно представлять стрессовую ситуацию. Специалист напоминает, что эмоции сдерживать не нужно. Пациент плачет.

После того, как плач прекратился, специалист уточняет, какие эмоции испытывает пациент. Пациент отвечает, что ему очень жалко животных. И он чувствует обиду на взрослых за то, что они допустили, что начался пожар. И добавляет, что у него появилась боль в области солнечного сплетения.

Специалист дает задание пациенту представлять, что он выговаривает взрослым, что они не уследили и допустили, что начался пожар. Напоминает, что эмоции сдерживать не следует.

Пациент начинает выполнять задание. Он напряжен, сидит на краешке стула, руки сжаты в кулаки, иногда жестикулирует. Через некоторое время он откидывается на спинку стула, руки кладет на колени, дыхание становится ровным. На вопрос специалиста, что он чувствует в данный момент, пациент отвечает, что ему стало легче, но он испытывает сожаление, что он был маленький и не смог помочь животным.

Специалист предлагает пациенту представить, что раз взрослые беспомощны, тогда он - большой и сильный, тушит пожар и спасает животных. Пациент начинает выполнять задание. Он сидит прямо, плечи развернуты, руки лежат ладонями кверху, дыхание ровное.

Специалист просит пациента открыть глаза и спрашивает, как он себя чувствует. Пациент отвечает, что хорошо, боль в области солнечного сплетения прошла, появилась легкость во всем теле, как будто «камень упал с плеч».

4. Контрольная проверка.

Специалист просит пациента снова представить прошлую стрессовую ситуацию. Пациент начинает представлять, поза его не меняется, он расслаблен, дыхание ровное, ладони лежат на коленях. Специалист просит пациента открыть глаза и спрашивает, как пациент себя чувствует. Пациент говорит, что состояние его не изменилось.

5. Использование специальных приемов.

В конце приема специалист использует специальные дополнительные приемы: цветотерапию, музыкотерапию и ароматерапию. Цвет, музыкальное произведение и ароматическое вещество были подобраны заранее.

На уровне глаз пациента на расстоянии 2,0 м специалист помещает лист бумаги васильково-синего цвета. Одновременно с воздействием цветом, пациент вдыхает эфирное масло апельсина и прослушивает музыкальное произведение («Симфония 6» Бетховена). Время воздействия - 10 мин.

6. Завершение сеанса.

В конце сеанса специалист повторно измеряет ЧСС, КГР и просит пациента заполнить опросник Спилбергера-Ханина.

ЧСС: 83, КГР: 3,2, уровень реактивной тревожности: 24.

После этого специалист сравнивает полученные данные с исходными. В данном случае можно сделать вывод, что проведенный сеанс был высоко эффективным.

Пациент наблюдался в течение 1 года, с его слов, чувствует себя хорошо, сон нормализовался.

Для наглядной демонстрации эффективности психотерапевтического воздействия данным способом нами была проведена обработка данных, полученных при исследовании ряда пациентов, методом вариационной статистики с вычислением средней величины (М), среднего квадратичного отклонения (δ), средней ошибки средней арифметической (m) и критерия достоверности (t) Стьюдента (см. табл.2, 3, 4).

Таблица 2

Динамика показателей реактивной тревожности до и после психотерапевтического воздействия
№ п/пРТ до воздействияРТ после воздействия
1.406
2.3716
3.3311
4.5317
5.4126
6.3927
7.5418
8.4027
9.3712
10.5223
11.3515
12.507
13.5633
14.4227
15.5524

M1±m1=44,27±8,08

M2±m2=19,27±8,16

Критерий Стьюдента t=8,45, p<0,001

Таблица 3

Динамика показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после психотерапевтического воздействия


п/п
ЧСС до воздействияЧСС после воздействия
1.10083
2.7265
3.8069
4.8376
5.9184
6.8978
7.7972
8.8067
9.6760
10.7768
11.8072
12.7569
13.8978
14.7869
15.9183

M1±m1=82,07±8,54

М2±m2=72,87±7,19

Критерий Стьюдента t=3,19, p<0,05

Таблица 4

Динамика показателей кожно-гальванической реакции (КГР) до и после психотерапевтического воздействия


п/п
КГР до воздействияКГР после воздействия
1.7,24,5
2.6,83,3
3.5,52,2
4.9,04,0
5.13,36,0
6.6,44,2
7.12,07,3
8.8,75,2
9.4,22,0
10.7,04,8
11.4,53,0
12.5,54,0
13.11,07,9
14.5,03,5
15.6,43,2

M1±m1=7,5±2,77

M2±m2=4,34±1,7

Критерий Стьюдента t=3,76, p<0,001

Уровень реактивной тревожности до начала сеанса в среднем составил 44,27±8,08. После сеанса отмечалось снижение уровня реактивной тревожности - 19,27±8,16 (р<0,001). Исходный уровень частоты сердечных сокращений 82,07±8,54 ударов в минуту после психотерапевтического воздействия снижался до 72,87±7,19 (р<0,05). Показатели кожно-гальванической реакции до сеанса были в среднем равны 7,5±2,77, после сеанса - 4,34±1,7 (р<0,001). Полученные результаты являются высокодостоверными. Таким образом, данный способ позволяет оказывать психотерапевтическое воздействие с высокой эффективностью.

Способ психотерапевтического воздействия состоит в том, что до начала воздействия выявляют исходный вегетативный тонус пациента, судят по полученным результатам о преобладании у пациента симпатического, парасимпатического либо об отсутствии преобладания тонуса соответствующего отдела вегетативной нервной системы, измеряют частоту сердечных сокращений и кожно-гальваническую реакцию для оценки состояния вегетативной нервной системы в настоящий момент, определяют путем тестирования уровень реактивной тревожности пациента, выясняют у пациента проблему, которая его беспокоит, определяют с помощью метода свободных ассоциаций причину данной проблемы, предлагают пациенту мысленно многократно воспроизвести и заново пережить установленную стрессовую ситуацию из прошлого, при которой у него возникла эмоция обиды на себя или на какой-либо объект, инициируют при этом у пациента выражение эмоциональных переживаний, направляют пациента к точному определению эмоций, которые он испытывает, просят пациента сконцентрироваться на эмоции обиды, связанной с прошлой стрессовой ситуацией, предлагают ему не сдерживать своих эмоций, после чего происходит окончательное осознание обиды, как реакции на стресс, предлагают пациенту реализовать накопленные негативные эмоции, повторно представляя разные варианты восстановления справедливости, просят пациента вообразить желаемые картины ситуации, в которых неудача или ситуация, в дальнейшем приведшая к настоящей проблеме, превращается в успешную ситуацию или победу, просят пациента повторно представить стрессовую ситуацию из прошлого, осуществляют в зависимости от исходного вегетативного тонуса пациента цветовое, ароматерапевтическое и музыкальное воздействие на пациента, после чего повторно измеряют уровень реактивной тревожности, кожно-гальваническую реакцию и частоту сердечных сокращений, сравнивают между собой соответствующие показатели, полученные до начала сеанса и после, судят о достижении удовлетворительного психоэмоционального состояния по отсутствию у пациента реакции при повторном мысленном воспроизведении стрессовой ситуации и снижению по сравнению с исходными данными показателей частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и уровня реактивной тревожности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации больных паркинсонизмом. .
Изобретение относится к области медицины, а именно психотерапии, психологии, психиатрии, гомеопатии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано при лечении больных алкоголизмом. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для немедикаментозной коррекции психоэмоционального, нейрогормонального и иммунного статусов человека. .
Изобретение относится к психологии и медицине и может быть использовано для повышения коммуникативных способностей, лечения заикания и социальной фобии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии. .

Изобретение относится к области медицины и предназначено для лечения детского ночного энуреза. .
Изобретение относится к медицине, в частности к фитотерапии, и касается оздоровления организма. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции психосоматических заболеваний. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а в частности к кардиологии и восстановительной медицине

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида
Изобретение относится к психологии и медицине и может найти применение в клинической практике и домашних условиях для лечебных и профилактических целей
Изобретение относится к области медицины и может применяться в клинической практике и домашних условиях для лечебных и профилактических целей

Изобретение относится к медицинской и клинико-психологической диагностике и может использоваться для диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений при хронических болевых синдромах и заболеваниях, сопровождающихся расстройством чувствительности
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано для реабилитации лиц, подвергшихся оперативному вмешательству под наркозом и не полностью восстановившихся от последствий наркоза
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, эмоционально-стрессовой психотерапии, и касается способов лечения алкоголизма, табакокурения, избыточного веса
Изобретение относится к психологии и предназначено для обучения людей коррекции избыточного веса
Наверх