Способ обучения людей коррекции избыточного веса

Изобретение относится к психологии и предназначено для обучения людей коррекции избыточного веса. Формируют группы обучаемых. Стимулируют в процессе обучения стремление обучаемых к самоизменению. Делают его сознательным. При этом используют рациональную терапию и метафоры. Проводят формирование воображаемого образа с использованием суггестивного воздействия, нейролингвистического программирования и метафор. В качестве воображаемого образа формируют образ «Мой идеальный образ» - образ самого себя после окончания обучения. Ежедневно закрепляют воображаемый образ посредством тренировки воображения, с помощью словесного якоря, зрительно-моторной реакции посредством ведения рукописного дневника и упражнения «зеркало», представляющего собой подходы к зеркалу и поиск в себе только положительных изменений, которые произошли за каждый день. Предлагаемый способ позволяет сформировать навыки саморегуляции по коррекции веса, закрепить данные навыки на будущий период жизни обучаемых. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практической психологии, преимущественно при обучении людей изменять свое психофизиологическое состояние, что дает им возможность реализовать свои потенциальные возможности, в том числе решить задачу по коррекции собственного веса.

В последние годы из растительных и животных продуктов произведено много разнообразных экстрактов, концентратов, использованы новые технологии для производства и консервирования пищевых продуктов. Идут непрерывные поиски пищевых источников по пути синтеза, что привело к усовершенствованию синтетического производства витаминов, аминокислот и некоторых видов пищи. Генно-модифицированные продукты начинают составлять существенную часть рациона человека.

Забота о правильном питании должна стать задачей каждого человека. Около 30% людей в нашем обществе страдают от избыточного веса. Вес тела является одним из интегральных показателей физического развития человека. Полнота способствует возникновению болезней сердца, гипертонии, диабета, изменениям в суставах и т.д. Ожирение характеризуется избыточным накоплением жировой ткани в организме. Ожирение - это результат длительно существующего положительного энергетического баланса, возникающего в случае преобладания поступления энергии над ее расходом. Это приводит к накоплению жировой ткани и увеличению массы тела. Немаловажную роль играют психологические механизмы формирования ожирения, которые позволяют рассматривать ожирение как следствие пищевой аддикции, где определяющим фактором является чрезмерная пищевая потребность, в основе которой лежат бессознательные импульсы, недоступные контролю. У людей, страдающих ожирением, выявляется широкий спектр психических изменений, прежде всего невротического характера, не входящие в структуру психосоматических расстройств, а также требующие психокоррекции личностные и нейроэндокринные нарушения.

Известен способ лечения ожирения путем назначения диеты и дозированной физической нагрузки (см. а.с. №158091, оп. 07.08.1999 г.). Однако известный способ дает незначительную терапевтическую эффективность. Этот способ относится к диетологии.

Известен «Способ лечебного дозированного голодания» (см. п. №2045952 RU, оп. 20.10.1995 г.). Способ осуществляется дозированным голоданием путем введения 100 г сахара в сутки при неограниченном приеме воды, причем длительность голодания зависит от возраста человека и может составлять: 3 суток, 7-15 суток, 15-25 суток. Однако известный способ относится к способам лечебного голодания.

Известен «Способ А.В.Ротова, А.Л.Панченко психокоррекции ожирения» (см. п. №2218944, RU, оп. 20.12.2003 г.). В известном способе для группы пациентов проводят коррекцию в форме трех ночных сеансов продолжительностью от 8 до 10 часов каждый, чередуя их с 40-42 часами отдыха. Каждый сеанс формируют из рациональной, суггестивной и релаксационной части. Каждый сеанс заканчивают физической релаксацией пациента, а суггестивную часть каждого сеанса дополняют выполнением элементов дыхательной гимнастики и/или повышенной двигательной активностью пациента.

Известен «Способ лечения пищевой аддикции, сопровождающейся ожирением» (см. п. №2244569, RU, оп. 20.01.2005 г.). Способ включает проведение диетотерапии и психотерапевтического воздействия на коллективно-групповых сеансах. Основное психотерапевтическое воздействие проводят в течение двух сеансов по 8 часов каждый методом марафона в условиях астенизации, сбоя биоритмов и поведенческих стереотипов. При осуществлении способа используют, в частности, методики рациональной терапии, гипносуггестивные методы, нейролингвистическое программирование, обучают релаксации, формируют мотивацию к здоровому питанию, ведут дневник пищевого поведения. После основных сеансов, через один и три месяца, проводят психотерапевтическое воздействие в течение одного сеанса по три часа. Однако известный способ относится к способам лечения.

Оба известных вышеприведенных способа в основном предполагают использование различных видов внушения и, кроме того, предполагают проведение либо дыхательной гимнастики, либо физических упражнений, либо релаксации и диетотерапии. При этом известные способы предусматривают пассивное участие пациентов в процессе психотерапевтического воздействия на них оператора. Такой подход требует от пациента определенной дисциплинированности и культуры поведения в отношении собственного здоровья. Указанные факторы способствуют отказу от лечения на различных этапах. И кроме того, необходимо учитывать особенности некоторых пациентов, а именно - желание получить быстрый эффект за счет «чудодейственного метода». Однако практика показывает, что такая коррекция несмотря на положительный результат через определенный промежуток времени приводит к ухудшению качества коррекции. Возможны и рецидивы ожирения.

Мысль - это готовность всего тела к будущему действию. Когда человек только готовится что-либо сделать, у него сокращается определенная группа мышц, выделяется соответствующее количество гормонов, питательных веществ, необходимых для данного действия. Известно, что положительные эмоции и мысли влияют благотворно, вызывая соответствующие сдвиги в организме. Смысл психофизиологической регуляции состоит в психическом, то есть мысленном воздействии человека на органы своего тела с целью восстановления его нормального функционирования. При этом человек является не просто хорошо проинформированным потребителем, а человеком, способным применить новые способы контроля сознания над физиологией для того, чтобы активно помогать процессу своего оздоровления.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является «Способ М.С.Норбекова обучения людей реализации своих потенциальных возможностей» (см. п. №2240719, RU, оп. 27.11.2004 г.).

Известный способ заключается в том, что предварительно осуществляют отбор обучаемых людей с первоначальным импульсом к самоизменению, стимулируют в процессе всего обучения стремление обучаемых к самоизменению, делая его сознательным, и формируют у них навык освобождения от бессознательного сопротивления к самоизменению, обучают формированию в нем воображаемого образа и умению закрепления созданного ими образа и настроя в своих физических ощущениях, формируют у обучаемых навык вхождения в воображаемый образ. При этом переживание обучаемыми соответствующих состояний создают определенные условия, преимущественно звуковые. Контроль за обучением ведут посредством периодического опроса, периодической проверки личностных дневников обучаемых.

Однако известный способ направлен в основном на изменение человеком своего психофизического состояния путем искусственного создания максимально положительного эмоционального настроя образа своего «совершенства», образа «победителя», представляя себя таким, каким бы он хотел стать, обучаемый закрепляет созданный им образ в своих физических ощущениях и решает возникающие перед ним жизненные задачи в этом состоянии. Цикл обучения состоит из сорока дней, при этом первые десять дней обучаемые занимаются с преподавателем, а последующие тридцать дней - самостоятельно, используя свои записи и методические материалы, при этом обучаемые продолжают вести личные дневники.

Этот способ выбран в качестве ближайшего аналога.

Задачей предлагаемого способа является разработка способа обучения человека коррекции избыточного веса, при котором обеспечивается повышение эффективности избавления от лишнего веса, формирование навыков саморегуляции по коррекции веса, закрепление этих навыков на будущий период жизни обучаемых, при сокращении срока курса обучения. В результате решения этой задачи у человека формируется осознанная необходимость изменений, человек получает навыки голодания и положительный опыт голодания, получает навыки контроля и регулирования своего психофизиологического состояния, при этом снижается его вес. Полученные навыки позволяют человеку в дальнейшем самостоятельно уменьшать свой вес либо поддерживать свой вес, то есть появляется возможность достижения стойкой стабилизации веса (фактически пожизненно).

Для решения этой задачи формируют группы, стимулируют в процессе обучения стремления обучаемых к самоизменению, делая его сознательным, обучают формированию в обучаемых воображаемого образа в своих физических ощущениях и умению закрепления созданного ими образа, стимулирование в процессе обучения стремления обучаемых к самоизменению, делая его сознательным, осуществляют с использованием рациональной терапии и метафор, формирование воображаемого образа проводят с использованием суггестивного воздействия, нейролингвистического программирования и метафор, при этом в качестве воображаемого образа формируют образ «Мой идеальный образ» - образ самого себя после окончания обучения и ежедневно закрепляют воображаемый образ посредством тренировки воображения, с помощью словесного якоря, зрительно-моторной реакции посредством ведения рукописного дневника и упражнения «зеркало», представляющего собой подходы к зеркалу и поиск в себе только положительных изменений, которые произошли за каждый день.

Кроме того, дополнительно обучают навыкам вхождения в голодание, навыкам голодания, навыкам адаптации к рациональному питанию.

Кроме того, цикл обучения состоит из трех занятий.

При создании изобретения изобретатели полезно использовали накопленный опыт, полученный в результате длительных наблюдений и последующего осмысления. А полученные новые знания дали новый путь решения задачи.

Сущность заявляемого способа обучения людей коррекции избыточного веса состоит в следующем.

Предварительно формируют группу обучаемых. При формирование группы определяются мотивации обучаемых: оздоровление, избавление от дискомфорта от «лишнего» веса, снижение веса до прежнего, стать привлекательным и т.д. Это позволяет подобрать соответствующую рациональную терапию и метафоры при последующем обучении. Кроме того, это позволяет исключить тех, кому данное обучение противопоказано (острые психотические заболевания, слабоумие, обострение хронических соматических заболеваний и т.д.). Количество человек в группе - обычно не более 40. Экспериментально было определено, что увеличение численности группы нецелесообразно, поскольку именно совместная деятельность преподавателя и обучаемых позволяет создавать положительное эмоциональное состояние и деловую атмосферу. Задавая вопросы обучаемым и обсуждая с ними их ответы, преподаватель разговаривает с аудиторией, в определенной мере возвышая ее. От такого возвышения человек скорее испытывает не отрицательные, а положительные чувства. При этом обучаемые записывают информацию, усвоение информации происходит за счет зрительно-моторной реакции и, одновременно, создается деловой настрой в группе. А по ответам обучаемых преподаватель контролирует усвоение материала. Именно в деловой атмосфере в качестве словесного раздражителя (якоря) можно использовать слова или выражения (лозунг), редко используемые в разговоре и произнесенные с особой интонацией. Установка якоря в деловой атмосфере происходит успешно только тогда, когда можно учитывать состояние обучаемых, а именно, состояние уверенности и решительности. При этом, рассказывая о разных этапах голодания, преподаватель обсуждает словесные якоря с обучаемыми. Словесные якоря различны для каждого этапа коррекции веса, и они должны быть понятны и запоминаемы для каждого обучаемого. Иногда преподаватель подбирает словесные якоря не только для каждой группы обучаемых, но и индивидуально.

Само обучение состоит из двух занятий, которые проводятся в течение двух дней, по 7-8 часов каждое занятие. Начинается занятие в 19-20 часов, а заканчивается ночью. Нарастающий сбой биоритмов и поведенческих стереотипов снижает сопротивление и облегчает освоение нового опыта. На первом занятии, используя методы рациональной терапии и соответствующие обучаемым метафоры в нужной последовательности и на фоне требуемого психоэмоционального состояния, преподаватель дает информацию о голодании.

Человек должен проникнуться убеждением, что процесс коррекции веса ему необходим, что он готов перенести физические и психологические неудобства в связи с голоданием. Во время голодания человек может вести свой обычный образ жизни. Пройдя курс обучения, человек сможет в дальнейшем воспроизводить полученные навыки, чтобы самостоятельно корректировать свой вес. Человека обучают, как входить в голодание, как голодать, как выходить из голодания. Сообщается о физиологических и биохимических процессах, происходящих во время этих этапов голодания. На занятия приходят люди, вес которых значительно превышает нормальный вес (это 90, 110, 120, 130 кг). Известно, что голодание в течение 3-6 суток может провести всякий, не имеющий в этом опыта человек. Однако за период, указанный выше, вес уменьшается незначительно. Именно голодание в течение 7-14 суток с ежедневным употреблением чистой питьевой воды в количестве 1,5-2 литра позволяет получить положительный опыт голодания. Главная задача обучаемых - определить для себя срок голодания, пройти через голодание, а правильно пройдя через этапы выхода из голодания и адаптации к рациональному питанию в дальнейшем, человек меняет свой шаблон пищевого поведения. При этом обучают новому способу поведения, чтобы сформировать новые привычки в питании, чтобы новое поведение и новые ощущения возникали автоматически. Обучают составлению описания «Мой идеальный образ», упражнению «Зеркало». Обучают ведению дневника, в котором обучаемым описывается ситуация, обстановка, ощущения, мысли, чувства, свой новый образ. Обязательное условие ведения дневника - ежедневность и только в рукописном виде, заполняя не менее двух листов. Фиксирование в дневнике своего нового образа в рукописном виде в настоящем времени позволяет закрепить этот образ на бессознательном уровне, с помощью зрительно-моторной реакции.

Нужно представлять себе то, что требуется и проигрывать это мысленно, пока это не станет для человека органичным (тренировка воображения). Улучшение своих способностей при помощи воображения используют в настоящее время спортсмены. Они тренируются не только на спортивном поле, но и дома, проигрывая в уме ход тренировки и свои достижения при этом. Если по пути домой человек представляет себе, как сможет отдохнуть, расслабиться за вкусной едой, то первое, что он сделает дома - сядет и плотно поест. Такое упражнение повредит человеку, если он хочет снизить свой вес. Мозг человека не делает различий между разумными и вредными представлениями. Причины и корни переедания - в мышлении. У человека с избытком веса мозг натренирован и запрограммирован на переедание. Когда человек выработает новое положительное мышление и соответственно новую программу поведения, приучит себя к ней и будет повторять ее до тех пор, пока она не станет органичной для него, вес его снизится и стабилизируется. Привыкая к новому образу, человек с каждым разом ослабляет свою потребность в еде. Составляя описание «Мой идеальный образ» (однако он должен быть реалистичным), обучаемые не только представляют в своем воображении как они будут выглядеть после выхода из голодания и адаптации к рациональному питанию в дальнейшем, но и описывают этот образ в своем дневнике. Упражнение «Зеркало» - надо подходить к зеркалу и искать положительные изменения, которые произошли за каждый день, каждый этап коррекции веса.

Плавно переходят к суггестивной части обучения, в которой используют техники нейролингвистического программирования и метафоры. Нейролингвистическое программирование - это процесс моделирования. В результате направленного моделирования «идеального образа» обучаемый приобретает осознанное умение по коррекции веса. Впоследствии такое умение переходит на бессознательный уровень и становится естественной частью жизни обучаемого. Сохранение вызванного состояния осуществляют с помощью определенных раздражителей (якоря). В заявляемом способе - это слова и фразы, например - «Решение принято, мосты сожжены», «Жребий брошен, мосты сожжены» и т.д.

Затем каждый обучаемый взвешивается, записывает свой вес на одной карточке, выбирает длительность голодания, а желаемый вес записывает на другой карточке. Карточки отдают преподавателю. Преподаватель, используя якоря, сохраняет заданные установки, сообщая при этом, что голодание начинается уже на первом занятии, что вес начинает снижаться, формирует положительный опыт голодания, закрепляя его. Дается домашнее задание - заполнить дневник за первые сутки голодания и выполнить все упражнения («Зеркало», «Мой идеальный образ», «Словесные якоря»).

Второе занятие проводят через 15-16 часов, после окончания первого. Занятие начинается с взвешивания каждого из обучаемых. Затем преподаватель раздает карточки с записанным на предыдущем занятии весом. Снижение веса наблюдается у всех обучаемых в пределах 700-1200 грамм, иногда бывает и 2-3 кг. Объективная информация из цифры веса показывает неоспоримые достоинства голодания. Затем анализируют записи в дневнике, новые физические ощущения обучаемых и на фоне положительного эмоционального состояния обучаемых преподаватель плавно переходит к рациональной части занятия, далее - к суггестивной. При этом закрепляются полученные ранее навыки голодания, навыки выхода из голодания, навыки адаптации к рациональному питанию в дальнейшем. У обучаемых формируется умение изменять по мере необходимости свой воображаемый образ и закреплять его. На протяжении занятий преподаватель осуществляет контроль за обучением. Периодически проводя опросы, преподаватель выясняет, правильно ли обучаемые понимают свою задачу, помогает обучаемым сформировать новое позитивное мышление, новый образ. Основой обучения являются не сами рациональные и суггестивные воздействия, а самостоятельное применение их обучаемыми в нужное время, в нужной последовательности и на фоне психоэмоционального состояния, которое обучаемые сами будут способны вызывать.

В цикл обучения входит третье занятие, которое начинается через 20-30 дней после окончания голодания, при этом с теми, кто голодал 7 дней, занятие проводится через 20 дней. Для тех, кто голодал большее количество дней, занятие проводится соответственно позднее.

На заключительном занятии проводят взвешивание. Преподаватель достает карточки с желаемым весом. Результаты сравнивают и анализируют. Анализируют дневники. Как во время голодания, так и после него происходит не только снижение веса, но и омоложение человека, что проявляется в изменении его внешности. Тоньше становятся черты, улучшается цвет лица, глаза приобретают блеск и т.д. Происходит общее оздоровление организма. Исчезают проблемы организма, связанные с перееданием. Диетолог обучает основам рационального питания, правилам искусства питания (ешьте в хорошем настроении, пережевывайте пищу медленно и т.д.), обучают разумному сочетанию продуктов и, в том числе, раздельному питанию, положениям макробиотики. Дают рекомендации по сохранению достигнутых результатах. И даже если возникнет рецидив, если человек нарушает какой-то этап коррекции веса, то его обучают правильному возврату на этот этап, сохранению при этом позитивного настроя, и каждый может вернуться к своему новому образу.

Далее обучаемые продолжают работу по коррекции веса самостоятельно с анализом результатов по снижению веса и ведение рукописного дневника, в который после выхода из голодания заносится также время приема пищи, ситуация, обстановка, мысли, ощущения, еда (ее энергетическая ценность) в ккал, питье в ккал, общее количество килокалорий. При этом подсчет килокалорий должен быть приблизительным, а дневник - это разговор с самим собой, и он ведется в течение 4-6 недель после адаптации к рациональному режиму питания.

Ниже приведены примеры, которые иллюстрируют описываемый способ.

Пример 1. Наталья, 35 лет.

Прошла программу, в голоде была 20 дней. Самостоятельно входила в голод 2 раза, на 14 дней каждый раз. После программы контрольные встречи проводились через 1,5 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев. Вес до начала программы составлял 112 кг, и при последующих встречах - 91,5 кг, 73 кг, и 59 кг соответственно. В голоде чувствовала себя хорошо, результатом довольна, вес держит, пищевые привычки и поведение поменялись. По свидетельствам Натальи, упражнение «словесные якоря» было эффективно при корректировке нежелательных эмоциональных состояний, а именно: снимало напряжение во время голода, убирало мысли о пище во время выхода из голода и адаптации, все время поддерживало усиленную мотивацию на цель. Дневник был эффективен при создании нового подсознательного позитивного мышления. Наталья стала неосознанно, автоматически получать первичную реакцию на события позитивно, что постепенно меняет ее картину мира на более позитивную и дружественную. Наталья заметила, что позитивное мышление качественно улучшило ее отношения с членами семьи и усилило ее профессиональные качества. Она сказала, что продолжает писать дневник, так как уверена, что это благоприятно сказывается на качестве ее жизни.

Наблюдались признаки очистки печени, желчного пузыря, суставов.

Пример 2. Валентина, 23 года.

Прошла программу, в голоде была 20 дней. В течение 12 месяцев самостоятельно входила в голод более 6 раз, от 7 до 14 дней каждый. После программы контрольные встречи проводились через 1,5 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев. Вес до начала программы 139 кг, и при последующих встречах 118,6 кг, 91,2 кг, и 79,3 кг соответственно. Считает что при своем росте 175 см идеального веса достигла, вес держит, пищевые привычки и поведение поменялись, в голоде чувствовала себя хорошо. Упражнение «зеркало» Валентина выполняла строго по инструкции. При собеседовании через 1,5 месяца после программы показала, что изменила отношение к своему телу, внешности на позитивное. Упражнение «мое идеальное я» сформировало новый личностный подсознательный образ - стройной себя, с характерным для стройного человека пищевым поведением.

Пример 3. Александр

Прошел программу, в голоде был 14 дней. Самостоятельно входил в голод еще на 20 дней. Вес до начала программы - 92,7 кг. Снижение веса составило 12 кг и 10,8 кг. Считает, что своей главной цели - оздоровления, добился, так как исчезли патологические изменения в печени и песок в почках. Особо отметил упражнение «Словесные якоря» (лозунг) как эффективное для «выключения» аппетита, и дневник, т.к. заметил явные изменения в своем мироощущении. Стал позитивным, интересующимся новым, повысилась работоспособность. Самостоятельно отметил, что при систематическом, каждодневном ведении дневника по всем правилам средний результат снижения веса за день выше, чем при голодании, в ходе которого дневник велся не каждый день.

Полученные результаты подтверждают возможность решения поставленной задачи.

В результате предложенного способа обучения коррекции веса обучаемый успешно входит в голодание. Уверенно и спокойно проходит все этапы голодания, включая адаптацию. Человек получает положительный опыт голодания за счет управления процессом голодания и благодаря полученным навыкам сможет в дальнейшем использовать голодание для коррекции веса самостоятельно.

По мнению заявителей, ими предложен новый путь решения известной задачи. Он позволяет получить конкретную пользу при его умелом применении. Предложенный способ обучения людей коррекции веса дал и неожиданный технический результат. Обучаемые стали неосознанно, автоматически получать первичную реакцию на события позитивно. Позитивное мышление повысило работоспособность и улучшило профессиональные качества. Что подтверждается и конкретными примерами, которые иллюстрируют заявляемый способ.

1. Способ обучения людей коррекции избыточного веса, включающий формирование группы, стимулирование в процессе обучения стремления обучаемых к самоизменению, делая его сознательным, обучение формированию в обучаемых воображаемого образа в своих физических ощущениях и умению закрепления созданного ими образа, отличающийся тем, что стимулирование в процессе обучения стремления обучаемых к самоизменению, делая его сознательным, осуществляют с использованием рациональной терапии и метафор, формирование воображаемого образа проводят с использованием суггестивного воздействия, нейролингвистического программирования и метафор, при этом в качестве воображаемого образа формируют образ «Мой идеальный образ» - образ самого себя после окончания обучения и ежедневно закрепляют воображаемый образ посредством тренировки воображения, с помощью словесного якоря, зрительно-моторной реакции посредством ведения рукописного дневника и упражнения «зеркало», представляющего собой подходы к зеркалу и поиск в себе только положительных изменений, которые произошли за каждый день.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно обучают навыкам вхождения в голодание, навыкам голодания, навыкам адаптации к рациональному питанию.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что цикл обучения состоит из трех занятий.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, эмоционально-стрессовой психотерапии, и касается способов лечения алкоголизма, табакокурения, избыточного веса.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано для реабилитации лиц, подвергшихся оперативному вмешательству под наркозом и не полностью восстановившихся от последствий наркоза.

Изобретение относится к медицинской и клинико-психологической диагностике и может использоваться для диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений при хронических болевых синдромах и заболеваниях, сопровождающихся расстройством чувствительности.
Изобретение относится к области медицины и может применяться в клинической практике и домашних условиях для лечебных и профилактических целей. .
Изобретение относится к психологии и медицине и может найти применение в клинической практике и домашних условиях для лечебных и профилактических целей. .

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. .
Изобретение относится к медицине, а в частности к кардиологии и восстановительной медицине. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапевтической практике. .
Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения абстиненции
Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки эффективности лечения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и неврологии
Изобретение относится к медицине, а именно к рефлексотерапии, и может быть использовано для диагностики и при лечении различных заболеваний путем восстановления функций организма до достижения выхода его на процессы саморегуляции, а также для реабилитации и в профилактической медицине
Изобретение относится к психотерапии и предназначено для коррекции функциональных параметров биообъекта

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для повышения спортивных результатов человека при проведении спортивных тренировок
Изобретение относится к области медицины, а именно к вертебрологии, и может использоваться в комплексной терапии больных с тяжелыми компрессионно-сосудистыми синдромами позвоночника

Изобретение относится к медицине и предназначено для проведения электромузыкального массажа
Наверх