Способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях и композиционная смесь материалов для его осуществления

Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги. Технический результат: создание способа ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях заключается в производстве ямочного ремонта дорожных покрытий при температуре воздуха до -10°С горячей асфальтобетонной дорожной смесью на основе вязких или жидких дорожных битумов, укладываемой в предварительно разогретое дефектное место. Ремонт покрытий при температуре воздуха до -10°С производят в следующей последовательности: дефектное место покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция из расчета 0,5 литра раствора на один квадратный метр обрабатываемой поверхности, в обработанное место заливают заданное количество жидкого натриевого стекла, содержащего дополнительно 8% карбамида, в залитое в ямку жидкое стекло засыпают заданное количество предварительно подготовленной сухой смеси песка и цемента, при этом в результате их смешения происходит мгновенное схватывание и твердение смеси материалов, после чего поверхность отремонтированного участка покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция, обмазывают ее разжиженным битумом и присыпают песком. Также описана композиционная смесь материалов, отверждаемая в вышеописанном способе. 2 н.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги. В процессе эксплуатации автомобильной дороги неизбежно появляются дефекты на дорожном покрытии.

Наиболее характерными повреждениями асфальтобетонных покрытий являются выбоины, разрушения кромок, проломы и другие разрушения, которые возникают в весенний, осенний и зимний периоды года при пониженных положительных температурах воздуха. Особенно интенсивно происходит разрушение покрытия при циклах замораживания-оттаивания асфальтобетона.

В настоящее время ямочный ремонт дорожных асфальтобетонных покрытий рекомендуется производить при температурах воздуха весной не ниже +5°С, а осенью при +10°С. А с наступлением пониженной температуры воздуха до -10°С асфальтобетонные покрытия рекомендуется ремонтировать смесями на основе вязких или жидких дорожных битумов марки БНД-200/300 или СГ-130/200, см. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", М., Росавтодор, 2004 г. [1].

В соответствии с этими рекомендациями при ремонте асфальтобетонных покрытий зимой необходимо производить разогрев дефектного места, а затем укладывать в это место горячую асфальтобетонную смесь.

Однако этот способ ремонта в зимних условиях имеет следующие недостатки:

1) отсутствуют необходимые малогабаритные установки для приготовления на месте ремонта горячих асфальтобетонных смесей в зимнее время;

2) заранее приготовленные асфальтобетонные смеси в теплый период года с наступлением отрицательной температуры невозможно разогреть из-за отсутствия специальных установок, а если разогрев смеси и производится, то кустарным способом и в минимальных количествах;

3) доставка горячей смеси к месту проведения ремонта производится, как правило, в не приспособленных для сохранения тепла транспортных средствах, в результате чего происходит довольно быстрое остывание смеси к моменту ее уплотнения (в лучшем случае коэффициент уплотнения при этом составляет 0,95-0,96);

4) в результате вышеперечисленных факторов наблюдается низкое качество ремонта и, как следствие, малые сроки службы отремонтированных дефектных мест, связанные, как правило, прежде всего, с сильной зависимостью от погодных условий и плохой подготовкой таких мест к ремонту, а именно:

- укладка смеси без разогрева дефектного места по причине недостатка разогревательных установок;

- укладка смеси на снег, влажную поверхность или в воду без подгрунтовки и другие нарушения правил;

- недостаточное уплотнение асфальтобетонной смеси в связи с трудностью доставки уплотняющих средств и работы в зимних условиях.

Целью при разработке предлагаемого изобретения является создание способа (технологии) ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях и создание композиционной смеси материалов для осуществления данного способа.

Указанная цель и технический результат реализуются следующим образом. В предлагаемом изобретении ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий в зимних условиях при температуре воздуха до -10°С производят в следующей последовательности: дефектное место покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция из расчета 0,5 л раствора на один квадратный метр обрабатываемой поверхности; в обработанное место заливают заданное количество жидкого натриевого стекла; в залитое в ямку жидкое стекло засыпают заданное количество предварительно подготовленной сухой смеси песка и цемента, а в результате их смешения происходит мгновенное схватывание и твердение смеси материалов; поверхность отремонтированного участка покрытия обрабатывают 30%-ным раствором хлористого кальция, а затем эту поверхность обмазывают разжиженным битумом и присыпают песком.

При этом композиционная смесь материалов для осуществления данного способа ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях содержит следующие материалы в % по массе:

- жидкое натриевое стекло с плотностью, по меньшей мере, 1,3 г/см3, содержащее дополнительно, по меньшей мере, 8% карбамида - 17%;

- предварительно подготовленную сухую смесь песка с цементом, которая содержит 85% песка и 15%, по меньшей мере, портландцемента - 83%.

В качестве близкого аналога предлагаемому способу можно принять "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", М., Росавтодор, 2004 г. [1].

В предлагаемом изобретении в качестве ремонтной смеси для ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия вместо горячей асфальтобетонной смеси использована жидкостекольная смесь материалов, состоящая из двух компонентов: жидкого натриевого стекла в количестве 17% от массы всей смеси и предварительно подготовленной сухой смеси песка и цемента в количестве 83% от массы всей смеси. При их соединении и смешении в дефектном месте покрытия происходит мгновенное схватывание и твердение материалов.

А это исключительно важно и эффективно при ремонте в зимних условиях асфальтобетонных покрытий. При этом приготовление жидкостекольной смеси необходимо производить, используя метод "обратной пропитки", то есть в жидкое стекло засыпают сухую смесь песка и цемента, что не требует даже их перемешивания; при этом происходит мгновенное схватывание и твердение смеси данных материалов.

Для понижения температуры кристаллизации жидкого стекла до -10°С в жидкое стекло вводится противоморозная добавка, например карбамид (мочевина), в количестве, например, 8% по массе.

Второй компонент ремонтной жидкостекольной массы - сухая, предварительно приготовленная смесь песка и цемента - содержит 85% песка и 15%, например, портландцемента.

Предлагаемый способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях осуществляют следующим образом.

Одной из обязательных технологических операций в процессе ремонта является обработка дефектного места 30%-ным водным раствором хлористого кальция (CaCl2). Эта операция позволяет растопить ледяные и снежные отложения и обеспечивает хорошую приживаемость ремонтного материала к асфальтобетону. При этом расход раствора должен быть не менее 0,5 литра на один квадратный метр обрабатываемой поверхности.

Затем в подготовленную для ремонта выбоину (ямку), исходя из ее емкости, заливают заданное и необходимое количество жидкого стекла в количестве 17% от общей массы смеси, в которое засыпают заданное количество предварительно подготовленной сухой смеси песка и цемента в количестве 83% от общей массы смеси, а в результате их смешения происходит мгновенное схватывание и твердение смеси.

После выравнивания поверхности жидкостекольной ремонтной массы всю поверхность отремонтированного участка покрытия обрабатывают 30%-ным раствором хлористого кальция, а затем эту поверхность обмазывают разжиженным битумом и присыпают песком. Разжиженный битум готовится непосредственно на месте работ при температуре до -10°С, для чего вязкий битум разжижают бензином в количестве до 40% от массы битума.

Для открытия движения автомобильного транспорта по отремонтированному участку дороги по предлагаемому способу ремонта оказалось достаточным и возможным всего 15-20 минут.

Практически по нормативам для открытия движения транспорта необходимо, чтобы ремонтный материал набрал прочность при сжатии не менее 0,6 МПа в соответствии с требованиями документа "ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд" [2].

Анализ кинетики твердения ремонтной смеси в предлагаемой композиции материалов показал, что необходимая прочность 0,6 МПа при температуре воздуха -10°С обеспечивается уже через 15-20 минут. Через 7 суток прочность данной ремонтной смеси (материала) достигает 2,5 МПа, а в возрасте 14 суток - 2,6 МПа.

Сухие смеси песка и цемента в заданной пропорции 85% песка и 15% цемента предварительно приготавливают путем принудительного перемешивания компонентов в растворомешалке. Сухие смеси хранятся до начала производства работ в герметичных крафтмешках.

Сухие смеси желательно при меньших материальных затратах готовить заранее до наступления отрицательных температур воздуха, что приводит к созданию определенных запасов смеси.

Проведенные исследования влияния длительности времени и условий хранения сухих смесей песка и цемента на их активность дали значительный положительный результат. Для этого партии сухих минеральных смесей с начальной влажностью 2% хранились в герметично закрытых крафтмешках при температуре воздуха +22°С в течение 28 суток.

При этом активность минеральной смеси после хранения в крафтмешках в течение 28 суток повышает предел прочности при сжатии приготовленной жидкостекольной рабочей смеси и возрастает от 2,1 МПа после первых суток хранения до 4,1 МПа после 28 суток хранения. Следовательно, сухие минеральные смеси, приготовленные из предлагаемых компонентов, желательно и необходимо выдерживать, по меньшей мере, в течение 28 суток до их использования в герметичной упаковке.

Таким образом, предлагаемый способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях имеет ряд положительных качеств по сравнению с известными способами, а именно:

- технологичность и простота в приготовлении ремонтных минеральных смесей при положительных и отрицательных температурах воздуха;

- доступность в материально-техническом обеспечении компонентами материалов смеси;

- достаточно большая длительность хранения до укладки (смешения) заранее приготовленных ремонтных минеральных смесей;

- транспортировка ремонтных смесей к месту работ на любом виде транспорта;

- укладка ремонтных смесей в дефектное место без уплотнения по типу "литых";

- снижение зависимости использования данной технологии от погодных условий;

- существенное повышение срока службы отремонтированного участка асфальтобетонного покрытия;

- быстрый набор прочности в ранние сроки (уже в первые часы) ремонтного материала;

- уменьшение вредного воздействия на рабочий персонал и окружающую среду от применяемых компонентов ремонтного материала;

- относительно низкая стоимость производства ремонтных работ.

Предлагаемый способ ремонта асфальтобетонных покрытий и композиционная смесь материалов опробованы с положительным результатом на опытных участках автомобильной дороги Куйбышев-Венгерово - границы Омской области в зимние периоды 2006 и 2007 годов.

Источники информации

1. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", М., Росавтодор, 2004 г.

2. "ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд".

1. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях, заключающийся в производстве ямочного ремонта дорожных покрытий при температуре воздуха до -10°С горячей асфальтобетонной дорожной смесью на основе вязких или жидких дорожных битумов, укладываемой в предварительно разогретое дефектное место, отличающийся тем, что ремонт покрытий при температуре воздуха до -10°С производят в следующей последовательности: дефектное место покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция из расчета 0,5 л раствора на 1 м2 обрабатываемой поверхности, в обработанное место заливают заданное количество жидкого натриевого стекла, содержащего дополнительно, по меньшей мере, 8% карбамида, в залитое в ямку жидкое стекло засыпают заданное количество предварительно подготовленной сухой смеси песка и цемента, при этом в результате их смешения происходит мгновенное схватывание и твердение смеси материалов, после чего поверхность отремонтированного участка покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция, обмазывают ее разжиженным битумом и присыпают песком.

2. Композиционная смесь материалов, отверждаемая в способе по п.1, содержащая следующие материалы, % по массе:
жидкое натриевое стекло с плотностью, по меньшей мере, 1,3 г/см3, содержащее дополнительно, по меньшей мере, 8% карбамида - 17%;
предварительно подготовленную сухую смесь песка и цемента, которая содержит 85% песка и 15%, по меньшей мере, портландцемента - 83%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве дорожных оснований и покрытий. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорог и площадок с центробежными покрытиями. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог или площадок с цементобетонными покрытиями. .

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров. .

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для строительства и ремонта конструктивных слоев дорожной одежды Цель изобретения - повышение прочности при изгибе Вяжущее для дорожного строительства содержит, мас.%.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований дорожных одежд из смесей, содержащих в качестве основы глинистый грунт.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве дорожных одежд на основе применения неорганического вяжущего и минерального заполнителя.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства промежу- : точных слоев дорожных одежд усовершенствованного типа, устроенных по способу смешения на дорогах.

Изобретение относится к строитрльству дорожных, аэродромных покрытий из бетона на напрягающем цементе. .

Изобретение относится к дорожному стоительству, в частности к способам ремонта покрытий автомобильных дорог. .
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги

Изобретение относится к битумному дорожному покрытию
Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству и может быть использовано при реконструкциях и ремонтах дорожных одежд в ходе холодной регенерации и укрепления слоев, выполняемых из асфальтогранулята, щебня или песчано-гравийных смесей

Изобретение относится к строительству дорожных одежд для автомобильных дорог и аэродромных покрытий
Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к технологии получения самоуплотняемых грунтовых смесей с гидравлическим вяжущим, которые могут быть использованы в устройстве дорожных оснований и обвалований, при прокладке инженерных коммуникаций, заполнении траншей и выемок различной конфигурации в грунтах, в подземном строительстве и др. Грунтовая смесь содержит, мас.%: гомогенная смесь природного грунта, не содержащего включений размером более 50 мм 69,0-88,0, портландцемент 1,5-5,5, порошок бентонитовый, модифицированный содой, для буровых растворов 0,8-3,3, вода - остальное. Грунтовая смесь может содержать портландцемент ПЦ 400 и дополнительно - добавку извести в количестве 0,5-2 мас.%. Технический результат - снижение расхода вяжущего при сохранении повышенных значений несущей способности грунтовой смеси, стабильности заполнения объема до упрочнения, возможность вторичного использования укрепленного грунта. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к геополимерным композициям. Сухая смесь для геополимерного связующего содержит, по меньшей мере, одну летучую золу, содержащую оксид кальция в количестве меньшем или равном 15 вес.%; по меньшей мере, один ускоритель гелеобразования и, по меньшей мере, один ускоритель твердения, имеющий состав, отличный от состава указанной золы. Указанная сухая смесь, приготовленная путем ее смешения с активатором. Геополимерная композиция бетона или раствора, полученная смешением указанного связующего с заполнителем. Способы приготовления композиции бетона или раствора с использованием указанного связующего. Изобретение развито в зависимых пунктах формулы. Технический результат - снижение микрорастрескивания, сохранение конечной прочности после отверждения при низкой температуре. 7 н. и 43 з.п. ф-лы, 40 пр., 6 табл., 3 ил.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси, а также экономической эффективности строительства. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, грунт, воду и кремнийорганическую жидкость - октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %: грунт - 100, портландцемент - 6-12 (сверх 100%), октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%), вода - 8-20 (сверх 100%). Также описан вариант грунтовой смеси. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к строительству дорожных покрытий, в частности к области ремонтно-восстановительных работ, и может быть использовано при капитальном ремонте и/или реконструкции автомобильных дорог и автомагистралей. Способ включает рыхление слоев дорожной одежды, добавление наполнителя и воды, перемешивание компонентов с введением вяжущего, распределение полученной смеси и ее уплотнение, причем воду добавляют в смесь перед ее уплотнением, после которого выполняют рустовку уплотненной смеси посредством штампа для создания полужесткого несущего слоя дорожной одежды, в качестве наполнителя используют медленнотвердеющие отходы, а в качестве вяжущего - цемент в виде суспензии. Заявляемый способ восстановления слоев дорожной одежды обеспечивает повышение надежности конструктивных слоев дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием за счет увеличения их долговечности путем создания полужесткого несущего слоя, что позволяет регулировать напряженно-деформированное состояние слоев дорожной одежды в результате обеспечения направленного трещинообразования. 1 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть применено для стабилизирования верхних рабочих слоев грунтовых оснований дорожных одежд. Дорожная полимермодифицированная смесь содержит, масс.%: глинистый грунт - 62-86, портландцемент М400 - 4-8, «ДС-35» - 0,3-0,6, вода - остальное. Технический результат: видоизменение физико-химической структуры глинистых грунтов дорожных оснований, способствующих повышению прочности на сжатие, прочности на растяжение при изгибе, увеличению морозостойкости, повышение плотности основания путем сокращения водопоглощения. 4 табл.
Изобретение относится к строительным материалам, используемым для укладки в качестве дорожного покрытия дороги IV категории, а также для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок. Технический результат - увеличение прочности покрытий и оснований дорог при снижении затрат. Дорожно-строительный композиционный материал на основе бурового шлама характеризуется тем, что он приготовлен путем перемешивания бурового шлама влажностью 50-60%, полученного при бурении скважины на технической воде плотностью 1300-1800 кг/м3, портландцемента, мелкого заполнителя (кварцевого песка) крупностью 1,5-3 мм в зависимости от содержания его в буровом шламе, добавления хлорида кальция, воды, исходя из условия необходимой пластичности смеси в зависимости от влажности бурового шлама при следующем соотношении компонентов, мас.%: буровой шлам 60-80, портландцемент 10-20, мелкий заполнитель 0-20, хлорид кальция 3-5 (от массы портландцемента), вода - остальное. 2 пр.
Наверх