Гусеничный движитель транспортного средства для преодоления эскарпа, контрэскарпа и лестничных маршей

Изобретение относится к области гусеничного транспорта и может быть использовано в инвалидных колясках, планетоходах, роботах, транспортных средствах высокой проходимости. Гусеничный движитель включает в себя раму (1), гусеничные замкнутые цепи (3), охватывающие приводную (5) и натяжную (6) звездочки и опорные катки (7). Одна из звездочек снабжена приводом с тормозным устройством (8). Звездочки выполнены в виде равностороннего треугольника (9), снабжены зубчатыми венцами (12) и установлены эксцентрично для взаимодействия с неподвижно закрепленными на раме зубчатыми колесами внутреннего зацепления (13). Приводные и натяжные звездочки расположены относительно друг друга плоскопараллельно. Изобретение направлено на увеличение эффективности, работоспособности и управляемости движителя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области гусеничного транспорта и может быть использовано в инвалидных креслах-колясках, планетоходах, роботах, транспортных средствах высокой проходимости.

Известен патент США №4654080, кл. B62D 55/04. Недостаток - очень сложная трансмиссия. Наличие двух разнотипных движителей существенно ухудшает массовые и габаритные характеристики и управляемость устройства.

Известен движитель по а.с. СССР №343893, кл. В62В 5/02.

Недостаток - трудоемкость передвижения и управления, плохое взаимодействие движителя со ступеньками лестницы из-за непостоянства фактических размеров ступенек лестниц в разных помещениях и плохая управляемость колесами.

Известен также гусеничный движитель (патент РФ №2194648, от 20.12.2002 г.), включающий в себя ведущие и направляющие звездочки, опорно-поддерживающие катки, гусеницу. Гусеница выполнена в виде нескольких четных рядов вплетенных друг в друга бесконечных винтовых спиралей и запасованных канатов.

Недостатком такого устройства является сложность в преодолении препятствий типа вертикальных стенок-эскарпов без значительного увеличения габаритов звездочек. Для нормальной работы звездочки должны иметь большой радиус, больше высоты ступеньки, а для уменьшения габаритов и массы радиус звездочек должны быть минимальными.

Цель настоящего изобретения: увеличить эффективность, работоспособность и управляемость движителя.

Противоречие решается применением звездочек в виде фигуры - треугольника Релло, имеющего ширину, равную диаметру обычного колеса, а радиус в два раза больший. Это достигается тем, что в предлагаемом гусеничном движителе звездочки выполнены в виде равностороннего треугольника, стороны которого образованы дугами окружностей с центрами в его вершинах, при этом звездочки снабжены зубчатыми венцами и установлены эксцентрично для взаимодействия с неподвижно закрепленными на раме зубчатыми колесами внутреннего зацепления, смонтированных в центре квадрата, описываемого вершинами треугольника, а приводные и натяжные звездочки расположены относительно друг друга плоскопараллельно. Поскольку треугольник Релло и окружность являются фигурами равной ширины, поэтому опорные катки выполнены простой круглой формы.

На фиг.1 изображен схематично гусеничный движитель на лестничном марше; на фиг.2 - то же, на горизонтальной площадке при подходе к препятствию; на фиг.3 - схема построения звездочек и кинематика их движения.

Гусеничный движитель включает в себя раму 1 с установленными на ней устройствами функционального назначения и управления 2 (например, инвалидное кресло, научное снаряжение, вооружение и т.п.), гусеничные замкнутые цепи 3, состоящие из шарнирно связанных между собой звеньев 4, охватывающих приводную 5 и натяжную 6 звездочки и опорные катки 7. Одна из звездочек снабжена приводом с тормозным устройством 8. Звездочки выполнены в виде равностороннего треугольника 9, стороны которого образованы дугами 10 окружностей с центрами в его вершинах 11. Звездочки снабжены зубчатыми венцами 12 и установлены эксцентрично для взаимодействия с неподвижно закрепленными на раме зубчатыми колесами внутреннего зацепления 13. Эти зубчатые колеса смонтированы в центре квадрата 14, описываемого вершинами треугольника, а приводные и натяжные звездочки расположены относительно друг друга плоскопараллельно. Опорные катки 7 выполнены круглой формы.

Гусеничный движитель работает следующим образом. Вращение от привода 8 передается зубчатому венцу 12 звездочки 5. Зубчатый венец 12, взаимодействуя с зубчатым колесом 13, вращает звездочку 5. Зубья этой звездочки, находясь в зацеплении с гусеничной цепью 3, приводят ее в движение. В свою очередь цепь, взаимодействуя с зубьями ведомой звездочки 6, вращает связанный с ней зубчатый венец 12, а он, перекатываясь по зубчатому колесу 13, установленному неподвижно на раме 1, приводит весь механизм в движение. Благодаря плоскопараллельной ориентации звездочек, цепь всегда находится в натянутом состоянии и не провисает, а кинематика обеспечивает равномерное горизонтальное перемещение рамы, без колебаний по вертикали.

Заявляемый гусеничный движитель изготавливается и испытывается на существующем промышленном оборудовании. Кинематика механизма проверена на работоспособность. Гусеничный движитель может изготавливаться как легкого типа с применением втулочно-роликовых цепей, так и тяжелого - для бронированных машин.

Результаты патентных исследований и возможность практической реализации заявляемого гусеничного движителя позволяют установить соответствие его условиям патентоспособности изобретения, а именно: новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости.

1. Гусеничный движитель транспортного средства для преодоления эскарпа, контрэскарпа и лестничных маршей, содержащий раму с установленными на ней устройствами функционального назначения и управления, гусеничные замкнутые цепи, состоящие из шарнирно связанных между собой звеньев, охватывающих приводную и натяжную звездочки и опорные катки, привод с тормозным устройством, отличающийся тем, что звездочки выполнены в виде равностороннего треугольника, стороны которого образованы дугами окружностей с центрами в его вершинах, при этом звездочки снабжены зубчатыми венцами и установлены эксцентрично для взаимодействия с неподвижно закрепленными на раме зубчатыми колесами внутреннего зацепления, смонтированных в центре квадрата, описываемого вершинами треугольника, а приводные и натяжные звездочки расположены относительно друг друга плоскопараллельно.

2. Гусеничный движитель по п.1, отличающийся тем, что опорные катки выполнены круглой формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ходовым системам. .

Изобретение относится к преобразуемому транспортирующему устройству, приспосабливаемому к различным типам местности и к преодолению различных препятствий. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесно-гусеничным транспортным средствам, и может быть использовано в различных отраслях промышленности при перемещении грузов, например, по лестничному маршу.

Гусеница // 1549845
Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить надежность гусеницы и расширить ее функциональные возможности. .

Шасси // 2486094
Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к преобразуемому транспортирующему устройству, приспосабливаемому к различным типам местности и к преодолению различных препятствий

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесконечным гусеницам для транспортных средств, включая кресла-коляски. Бесконечная гусеница для транспортных средств содержит бесконечную гибкую ленту, на которой смонтированы удлиненные профильные элементы, выполненные из упругого материала, собранного синусоидой с чередующимися выступами и впадинами. Бесконечная гибкая лента имеет систему равного шага поперечных скругленных отверстий, через которые пропущены выступами наружу и впадинами внутрь удлиненные профильные элементы, образующие бесконечную ленточную синусоиду. Бесконечная гусеница может иметь исполнение для использования в транспортных средствах на гусеничном, колесном и колесно-гусеничном ходу. Достигается повышение технологичности изготовления за счет упрощения конструкции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к способу передвижения колесных средств по лестничным маршам зданий и сооружений и устройству для осуществления способа. Способ включает в себя применение промежуточного устройства между колесным средством и лестничным маршем. На каждый обод колеса колесного средства или из композиции пары его смежных колес монтируют устройство в виде направляющего полоза. Осуществляют передвижение колесного средства по лестничному маршу, обеспечивая при этом поочередно механический контакт последовательно расположенных в каждом направляющем полозе тел качения со смежными точками лестничных ступеней. Устройство представляет собой конструкцию балочного типа в виде направляющего полоза заданной длины с продольным пазом полукруглого профиля, внутри которого через пластинчатый сепаратор по всей его длине расположены с возможностью вращения тела качения шарообразной формы с их вылетом наружу за сепаратор. Для монтажа к каждому ободу колес колесного средства или из композиции пары его смежных колес устройство снабжено быстросъемным крепежным приспособлением. Достигается упрощение конструкции устройства. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх