Многоцелевая пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Изобретение относится к композиции многоцелевой пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения, которая может быть использована в механизмах различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования. Многоцелевая пластичная смазка содержит, мас.%: загуститель - 4,0-25,0; наноструктурированную функциональную добавку - наноразмерные частицы бората и/или карбоната кальция - 0,5-5,0; антиокислитель - 0,2-0,5; ингибитор коррозии - 0,0-2,0; присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами - 0,0-3,0; твердый наполнитель - 0,0-20,0; базовое масло - до 100. Достигаемый технический результат заключается в снижении износа и предотвращении задира за счет образования в пограничном слое прочной хемосорбционной пленки, защищающей поверхности трения, и модификации волокон загустителя наноразмерными частицами бората и/или карбоната кальция в процессе формирования структурного каркаса пластичных смазок. 6 табл.

 

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения, которая может быть использована в механизмах различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования.

Применение пластичных смазочных материалов в тяжелонагруженных узлах трения требует наличия в их составе противоизносных/противозадирных присадок, и/или мелкодисперсных добавок и наполнителей (дисульфиды молибдена и вольфрама, графит, фторопласт, сажа), и/или наноструктурированных функциональных добавок различной природы.

Традиционной противоизносной (AW) и противозадирной (ЕР) присадкой является диалкилдитиофосфат (ZDTP) цинка. В результате термического разложения ZDTP образуются серно-фосфорные компоненты, которые формируют многослойную противоизносную пленку в результате реакции с металлической поверхностью.

Известна современная пластичная смазка с пакетом EP/AW-присадок (RU 2630305 С2, 2017), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 12-17
Агидол-1, Нафтам-2 или Дифениламин 0,5-1,0
Диалкилдитиофосфат цинка 2,0-3,0
Хайтек 343 или Англамол-99 1,5-2,5
Смесь высокоочищенных минеральных базовых масел до 100.

Данная смазка предназначена для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки и работоспособна в диапазоне температур от минус 30 до 120°С в условиях высокой влажности и кислотности. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание универсальной смазки многоцелевого назначения, работающей в тяжелонагруженных узлах трения механизмов от минус 30 до 120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Недостатками данного состава являются агрессивность по отношению к цветным металлам и отрицательное воздействие на экологическую среду вследствие содержания агрессивных компонентов.

В качестве твердых добавок для улучшения трибологических характеристик наибольшее применение получили дисульфид молибдена и графит, обладающие слоистой структурой и значительно повышающие эффективность смазочных материалов в условиях ударных нагрузок.

Известна пластичная смазка для тяжелонагруженных подшипников качения (RU 2529854 С1, 2013), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Комплексное кальциевое мыло 7,0-15,0
Мелкодисперсный графит 5,0-20,0
Антиокислитель аминного типа 0,1-3,0
Антиокислитель фенольного типа 0,1-3,0
Полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью
при 100°С не менее 10 мм2 10,0-50,0
Сложный эфир пентаэритритового спирта и
синтетических жирных кислот фракции С59 до 100.

Изобретение относится к созданию пластичной смазки для тяжелонагруженных подшипников качения с широким диапазоном рабочих температур. Техническим результатом изобретения является снижение вязкости смазки при низких температурах, повышение температуры каплепадения, а также улучшение смазывающих свойств. Недостатками данной композиции является термо- и влагоупрочнение, характерное для всех комплексных кальциевых смазок, склонность к гидролизу сложноэфирного компонента дисперсионной среды, а также гигроскопичность мелкодисперсного графита.

Перспективным направлением улучшения триботехнических свойств является использование наноструктурированных функциональных добавок. Преимуществами наноразмерных добавок является возможность заполнения неровностей на границах контакта, термическая стабильность и высокая скорость реакции с металлической поверхностью без индукционного периода, присущего традиционным AW и ЕР присадкам

Известна пластичная смазка для смазывания подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок при низких и средних скоростях вращения (RU 2414504 С1, 2011), содержащая, мас. %:

Квазикристаллический порошок
Al-Cu-Fe с дисперсностью частиц
не более 1 мкм 4,0-6,0
Пластичная смазка Литол-24 остальное до 100.

Техническим результатом является повышение ресурса работы пар трения в широком диапазоне температур. Недостатком данной композиции является наличие в составе металлического наполнителя с дисперсностью частиц до 1 мкм в высокой концентрации, что делает невозможным применение смазки в прецизионных узлах трения высокоточных приборов, а также ограничивает ее использование в мало- и средненагруженных высокоскоростных механизмах.

Известна низкотемпературная пластичная смазка для механизмов различного назначения, работающих при температуре до минус 60°С (RU 2682881 С1, 2019), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Загуститель 11,0-15,0
Антиокислитель аминного и/или фенольного типа 0,3-0,5
Наноструктурированная функциональная добавка 0,5-5,0
Присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,0-3,0
Ингибитор коррозии 0,0-2,0
Базовое масло остальное до 100.

При этом при формировании смазки указанную наноструктурированную функциональную добавку используют в виде предварительно механически диспергированной в базовом масле, а после смешения с остальными компонентами - термомеханически диспергированной в смеси указанных компонентов.

Техническим результатом изобретения является обеспечение модификации структурного каркаса смазки используемой наноструктурированной функциональной добавкой, в качестве которой применяются наноразмерные частицы галлуазита или монтмориллонита. Недостатком данной композиции является техническая сложность получения стабильной дисперсии заявленной наноструктурированной функциональной добавки в базовом масле.

Наиболее близкой к изобретению является пластичная смазка для подшипников качения (RU 2457239 С2, 2009), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Порошок наноалмаза детонационного синтеза,
очищенного до содержания несгораемых примесей
менее 0,1% от массы наноалмаза, с размером частиц не более 5 нм 0,01-0,05
Смазка Литол-24 остальное до 100.

Данное изобретение относится к области трибологии, а именно созданию пластичных смазок для подшипников качения, применяемых во всех областях машиностроения, во многих узлах машин, автомобилей и других транспортных средств, сельскохозяйственных машин и механизмов, электрических машин и т.п.

Техническим результатом является создание пластичной смазки для подшипников качения с использованием загустителя - литиевого мыла и неорганического наполнителя - алмаза, имеющей многократно увеличенный срок службы при меньших количествах используемого порошка алмаза, а также упрощение технологии подготовки смазки.

Недостатками данной композиции является применение дефицитных наноалмазов детонационного синтеза, очищенных до содержания несгораемых примесей менее 0,1% от массы наноалмаза, с размером частиц не более 5 нм, возможности производства которых в промышленном масштабе на данный момент ограничены, а также недостаточно высокие эксплуатационные характеристики.

Технической проблемой настоящего изобретения является улучшение трибологических характеристик и повышение механической и коллоидной стабильности многоцелевой пластичной смазки.

Технический результат заключается в снижении износа и предотвращении задира за счет образования в пограничном слое прочной хемосорбционной пленки, защищающей поверхности трения и модификации волокон загустителя наноразмерными частицами бората и/или карбоната кальция в процессе формирования структурного каркаса пластичных смазок.

Технический результат достигается за счет создания композиции многоцелевой пластичной смазки, содержащей высокоэффективную, доступную и экологически безопасную наноструктурированную функциональную добавку.

Указанная композиция многоцелевой пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения включает в себя загуститель, наноструктурированную функциональную добавку - наноразмерные частицы бората и/или карбоната кальция, антиокислитель, ингибитор коррозии, присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами, твердый наполнитель, базовое масло при следующих соотношениях компонентов, мас. %:

Загуститель 4,0-25,0
Наноструктурированная функциональная добавка 0,5-5,0
Антиокислитель 0,2-0,5
Ингибитор коррозии 0,0-2,0
Присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,0-3,0
Твердый наполнитель 0,0-20,0
Базовое масло остальное, до 100.

Отличительной особенностью заявленной композиции является применение наноструктурированных частиц бората и/или карбоната кальция в качестве функциональной добавки, улучшающей противоизносные и противозадирные характеристики, а также коллоидную и механическую стабильность.

Добавление наночастиц бората и/или карбоната кальция предотвращает задир путем модификации пограничного слоя и разделения поверхности трения, что приводит к повышению несущей способности смазки, при этом формируемая в зоне контакта пар трения адсорбционная пленка состоит из оксидов железа, оксида кальция СаО и/или оксида бора В2О3.

Улучшение коллоидной и механической стабильности обеспечивается за счет модификации образующихся волокон загустителя наноразмерными частицами в процессе формирования структурного каркаса пластичных смазок.

Сущность изобретения заключается в следующем. В описываемой смазке используют следующие компоненты: - в качестве загустителя: простые и комплексные мыла щелочных, щелочноземельных и иных металлов и органических кислот различного строения (мыльный загуститель); производные мочевины (уреатный загуститель); полимеры неполярного строения (полимерный загуститель); твердые углеводороды различного строения (углеводородный загуститель) и неорганические загустители различного строения (диоксид кремния и его производные, сажа, бентонитовые глины) или их смеси в любых соотношениях;

- в качестве наноструктурированной функциональной добавки -наноразмерные частицы бората и/или карбоната кальция;

- в качестве антиокислителя: дифениламин, фенил-α-нафтиламин, фенил-β-нафтиламин, алкилированный дифениламин, алкилированный фенил-α-нафтиламин, алкилированный фенил-β-нафтиламин; 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, 2,2-метилен-бис(4-метил-6-третбутилфенол), 4,4-метилен-бис(2,6-дитретбутилфенол);

- в качестве базового масла: минеральные масла, масла гидрогенизационных процессов, синтетические (полиальфаолефиновые, на основе эфиров, кремнийорганические), растительные, или их смеси в любых соотношениях.

При необходимости в описываемую смазку могут быть добавлены:

- в качестве ингибиторов коррозии - производные бензотриазола, производные алкилянтарных кислот, окисленные парафины и церезины, соли и сложные эфиры карбоновых и сульфоновых кислот, триэтаноламин и его производные, производные алкенилсукцинимидов, производные димеркаптотиадиазола;

- в качестве присадки с противоизносными и/или противозадирными свойствами (противоизносная/противозадирная присадка) - эфиры фосфорной кислоты различного строения, серо- фосфорсодержащие органические соединения, хлорсодержащие органические соединения;

- в качестве твердых наполнителей - графит, сажа, дисульфиды и диселениды молибдена или вольфрама, диоксид кремния, фторопласт (политетрафторэтилен), порошки металлов или их оксидов, слюда, тальк, нитрит бора, вермикулит и другие.

Описываемую смазку готовят следующим образом:

Технология 1. При использовании мыльного загустителя на основе готовых мыл, приготовляемых отдельно, наноструктурированную функциональную добавку диспергируют в базовом масле непосредственно перед добавлением готовых мыл, либо (в зависимости от требуемого режима охлаждения расплава пластичной смазки) дисперсию наноструктурированного бората и/или карбоната кальция в части базового масла вводят в смазку после окончания процесса термомеханического диспергирования мыльного загустителя.

Технология 2. При использовании мыльного загустителя, приготовляемого непосредственно в процессе производства смазки, в аппарат с перемешивающим устройством, оборудованный системой обогрева, загружают расчетное количество базового масла, нагревают при постоянном перемешивании до температуры 95-105°С, загружают компоненты мыльного загустителя и проводят реакцию омыления. Затем реакционную смесь нагревают до температуры 125-130°С для удаления влаги, после чего мыломасляный концентрат подвергают термомеханическому диспергированию с постоянным перемешиванием и подъемом температуры до 200-230°С.

Далее в расплав смазки вводят предварительно диспергированную в части базового масла наноструктурированную функциональную добавку, после чего происходит кристаллизация волокон и формирование модифицированного структурного каркаса смазки.

Технология 3. При использовании уреатного, полимерного, углеводородного и неорганических загустителей наноструктурированную функциональную добавку диспергируют в части базового масла непосредственно перед приготовлением смазки.

Полученный по технологиям 1-3 продукт при необходимости охлаждают до требуемой температуры и производят слив в тару с предварительной механической обработкой (гомогенизация, фильтрация, деаэрация).

Перед механической обработкой в охлажденную смазку при необходимости могут быть добавлены расчетные количества присадок, наполнителей и красителей.

Пример.

Готовят 30 образцов смазок с различным содержанием указанных компонентов, охватывающих весь спектр заявляемых концентраций:

-10 образцов многоцелевой пластичной смазки на основе 12-гидроксистеарата лития (по технологии 1);

- 10 образцов многоцелевой пластичной смазки на основе комплексного литиевого загустителя (по технологии 2);

-10 образцов многоцелевой пластичной смазки на основе димочевинного загустителя (по технологии 3).

Также по технологии, описанной в RU 2457239 С2, готовят известную смазку.

Составы приготовленных образцов многоцелевой пластичной смазки представлены в таблицах 1.1, 2.1, 3.1, а свойства этих образцов - в таблицах 1.2, 2.2,3.2.

Из приведенных данных следует, что заявленная композиция обладает улучшенными противоизносными и противозадирными характеристиками, а также повышенной коллоидной и механической стабильностью.

Многоцелевая пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая загуститель, наноструктурированную функциональную добавку - наноразмерные частицы бората и/или карбоната кальция, антиокислитель, ингибитор коррозии, присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами, твердый наполнитель, базовое масло при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

Загуститель 4,0-25,0
Наноструктурированная функциональная добавка 0,5-5,0
Антиокислитель 0,2-0,5
Ингибитор коррозии 0,0-2,0
Присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,0-3,0
Твердый наполнитель 0,0-20,0
Базовое масло остальное, до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля в труднодоступных узлах трения механизмов различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования.
В настоящем изобретении описана композиция консистентной смазки, содержащая от 40 до 90 мас.% компонента в виде базового масла, которое представляет собой полиальфаолефин и имеет кинематическую вязкость при 100°C от 1 до 5 мм2/с, где массовый процент основан на массе композиции консистентной смазки, а также содержащая загуститель, который представляет собой кальциевую соль C13-C21 жирной кислоты, при этом количество загустителя составляет от 2 до 18 мас.% в расчете на массу композиции консистентной смазки.

Настоящее изобретение относится к применению ароматического амина в смазочной композиции для обеспечения установки опережения зажигания двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, которое составляет 0,5 или более CAD (угла поворота коленчатого вала), где смазочная композиция содержит (i) базовое масло и (ii) от 3 до 20 мас.% ароматического амина, в качестве антидетонационной присадки, причём ароматический амин выбирают из анилина и алкилзамещенных соединений анилина, 1,2,3,4-тетрагидрохинолина, дифениламина и алкилзамещенных соединений дифениламина, 2-этилгексил-4-(диметиламино)бензоата, индолина, N,N-диметил-1,4-фенилендиамина, o-толуидина, p-толуидина, p-анизидина, p-фенетидина и их смесей.

Настоящее изобретение относится к применению беззольного модификатора трения, содержащего С12-С24 жирную кислоту и С12-С24 жирный амин, в моторном масле, содержащем базовое масло, для использования в картере двигателя для получения пониженного износа, а также для получения пониженного износа в присутствии нагара.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу и способу получения пакета присадок к всесезонным гидравлическим маслам для гидросистем промышленного оборудования и всесезонному гидравлическому маслу, содержащему этот пакет.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур.

В настоящем изобретении раскрыт способ применения производного саркозиновой кислоты, производного аспарагиновой кислоты, или производного диэтаноламина, или их смеси для ингибирования адсорбции α-олефина, присутствующего в смазочной композиции, на поверхности металла, когда смазочная композиция содержит в качестве базового масла любое из масел из группы III, группы IV и полиизобутилены, отнесенные к группе V в соответствии с классификацией базовых масел по API, или их смесь, и α-олефин, присутствующий в количестве 1 мас.

Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции для смазывания двигателя внутреннего сгорания, содержащей (i) базовое масло и (ii) свободное от металла фосфонатное соединение, которое представляет собой диамиламилфосфонат (DAAP), в количестве в диапазоне от 0,4 до 1,2 мас.% при расчете на совокупную массу композиции смазочного масла.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения, продемонстрировавшей превосходные характеристики низкого коэффициента трения и противозадирные характеристики с тем, чтобы обеспечить высокую точность обработки на станке.

Настоящее изобретение относится к применению полученного в результате процесса Фишера-Тропша базового масла в смазочной композиции, представляющей собой моторное масло для легковых автомобилей, для снижения вероятности возникновения раннего зажигания на низких оборотах (РЗНО) в двигателе внутреннего сгорания, причем полученное в результате процесса Фишера-Тропша базовое масло имеет кинематическую вязкость при 100°С по меньшей мере 2,5 мм2/с и не более 8,5 мм2/с.

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля в труднодоступных узлах трения механизмов различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур.

Изобретение относится к экологичным (биоразлагаемым) низкотемпературным смазкам и может применяться в узлах трения машин и механизмов в условиях Крайнего Севера, при температурах окружающей среды до минус 50°С.

Настоящее изобретение относится к применению полученного в результате процесса Фишера-Тропша базового масла в смазочной композиции, представляющей собой моторное масло для легковых автомобилей, для снижения вероятности возникновения раннего зажигания на низких оборотах (РЗНО) в двигателе внутреннего сгорания, причем полученное в результате процесса Фишера-Тропша базовое масло имеет кинематическую вязкость при 100°С по меньшей мере 2,5 мм2/с и не более 8,5 мм2/с.

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005.

Изобретение относится к нефтехимической области, а конкретнее к смазкам, применяемым в узлах трения машин и механизмов, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Изобретение относится к способам применения целлюлозы, более конкретно, к способам получения дисперсий целлюлозы как органического биоразлагаемого загустителя для смазочных материалов, в том числе пластичных смазок.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к биоразлагаемым пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях низких температур.

Изобретение относится к созданию многоцелевой низкотемпературной пластичной смазки для узлов трения, работающих в диапазоне температур от минус 60 до плюс 150°С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.
Изобретение относится к способам обработки поверхностей с использованием порошковых материалов. Предложен способ обеспечения минимальных механических потерь в трущихся узлах механических агрегатов автомобилей при формировании покрытий без разборки агрегатов, в котором для формирования покрытий используются природные минеральные материалы, обладающие дисперсностью частиц не более 20 мкм, допускаемым удельным давлением в парах трения в компактном состоянии, не менее чем в 4 раза превышающим нормируемое допускаемое удельное давление для материалов пары трения без покрытия, пределом прочности на срез в исходном массиве сырья не более 15 Н/мм2.
Наверх