Способ определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов при техническом обслуживании машин в полевых условиях

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях. При обслуживании машины фиксируют топливно-смазочные материалы на экран при использовании испытываемого и группы аналогичных приборов. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при выполнении каждого вида обслуживания с названными приборами. Кроме того, по аналогичным приборам определяют средние квадратические отклонения их средней массы на экране. После чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения прибора и при этом учитывают среднюю массу материалов на экране при выполнении ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний с этими приборами, а также периодичность названных обслуживаний. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения испытываемого прибора при техническом обслуживании машин в полевых условиях. Достигается улучшение определения экологической безопасности при техническом обслуживании. 2 ил.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов (например, заправочных воронок, смазочных нагнетателей, сливных устройств) при техническом обслуживании автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Известен способ определения экологической безопасности выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин (Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013) [1].

Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании машин.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по экспериментальным данным (Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016) [2]. Названный способ позволяет определять экологическую безопасность в относительных единицах соответствующим коэффициентом, причем на основе сопоставления измеренных величин с нормативными. При этом коэффициент экологической безопасности представлен как величина обратная коэффициенту экологической опасности (Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865) [3, с. 840, 841, 865].

Недостатком этого способа является то, что он также мало приспособлен для определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании машин.

Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов при техническом обслуживания машин в полевых условиях.

Сущность изобретения заключается в следующем. Проводят техническое обслуживание машины и при этом фиксируют топливно-смазочные материалы на экран при использовании испытываемого прибора, а также при экспериментировании нескольких аналогичных приборов. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при выполнении каждого вида обслуживания с испытываемым прибором и с аналогичными приборами. Кроме того, по аналогичным приборам определяют средние квадратические отклонения их средней массы на экране. После чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения испытываемого прибора по формуле

где - средняя масса материалов на экране при использовании испытываемого прибора в процессе выполнения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний,

- средняя масса материалов на экране по аналогичным приборам в процессе выполнения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний,

- среднеквадратическое отклонение

- периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения испытываемого прибора при техническом обслуживании машин в полевых условиях.

На фиг. 1 и 2 показан способ определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов при техническом обслуживании машин в полевых условиях. При этом на фиг. 1 дан вид сверху на обслуживаемую машину 3, под которой на основании 1 размещен экран 2. На фиг. 2 представлена графическая интерпретация определения допускаемого значения показателя mДk - «попадание топливно-смазочных материалов (ТСМ) в почву» по k виду обслуживания, которым может быть ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) либо периодические первое (ТО-1) и второе (ТО-2). При этом на фиг. 2 даны следующие обозначения: - дифференциальная функции плотности распределения, математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение случайной величины mk.

Способ определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании машин в полевых условиях предложен на следующем основании.

Коэффициент экологической безопасности КЭБ [3, с. 840] -

или

где КЭО - коэффициент экологической опасности.

Коэффициент экологической опасности КЭБ. [3, с. 865] -

где Ki - коэффициент весомости экологических показателей; LИi -фактически измеренная или экспертно оцененная величина экологического показателя; LДi - допускаемое значение экологического показателя.

Принимая во внимание только один экологический показатель «попадание ТСМ в почву» (при Ki=1) и только по одному k-виду обслуживания, уравнение (3) примет вид:

где КЭОk - коэффициент экологической опасности применения прибора при обслуживании k--вида; LИk, LДk - измеренное и допускаемое значение экологического показателя при этом виде обслуживания.

С учетом (4) уравнение (2) примет вид:

где КЭБk - коэффициент экологической безопасности применения прибора при обслуживании k-вида.

Значение LИk определяют в результате измерений. При этом значение LДk должно быть заранее известно на основе проведенного эксперимента с группой приборов, аналогичных испытываемому прибору. Найдем его.

При определении LДk будем исходить из следующих соображений.

Понимая, с одной стороны, что попадание ТСМ в почву никак не допустимо, а с другой стороны, зная, что попадание ТСМ в почву есть последствие отказа системы ЧМС, примем для начала, что данное событие совершается по нормальному закону распределения (Гаусса). Причем примем, что такому распределению подлежит масса mk топливно-смазолных материалов, попавших в почву при обслуживании k-вида (фиг. 2). Откуда (из фиг. 2) можно записать

где mДk - допускаемое значение экологического показателя «попадание ТСМ в почву» при k-виде обслуживания; - математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение выборки из генеральной совокупности случайной величины mk (по единичному экологическому показателю mk) - получены при испытании группы аналогичных приборов. В результате найдено допускаемое отклонение названного показателя при доверительной вероятности, равной не менее 0,95 (более точно - 0,9545). Получается, что при обосновании допускаемого значения экологического показателя имеет место допущение о том, что при выполнении смазочно-заправочных операций все-таки возможно минимальное попадание ТСМ в почву. Такое допущение вполне согласуется с теорией вероятностей и теорией надежности машин, поскольку вероятность безотказной работы практически не может быть равна единице.

Далее, положим, что

где mkИ - средняя измеренная масса материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе выполнения k-вида обслуживания.

Теперь подставим (7) и (8) в (5) и получим

где - коэффициент экологической безопасности применения прибора при выполнения k-вида обслуживания.

Если учесть, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (в поле) проводят ежесменные, первые и вторые периодические обслуживания - ЕТО, ТО-1 и ТО-2, то по аналогии с (9) можно записать:

где - коэффициенты экологической безопасности применения прибора при ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - средняя масса материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - средняя масса (математическое ожидание) материалов на экране при испытании группы аналогичных приборов в процессе проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - среднеквадратические отклонения

Тогда суммарный коэффициент экологической безопасности применения прибора может быть представлен в виде средневзвешенной величины:

где nЕO, nT1, nT2 - число ЕТО, ТО-1 и ТО-2, выполняемых в летний период полевых работ с применением названных приборов. При этом

где τЛ - средняя наработка машин за летний период полевых работ, моточ;

τЕО, τТ1, τТ2 - периодичность проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, моточ.

В завершение подставим (10), (11) и (12), а также (14), (15) и (16) в уравнение (13) и после несложных упрощений получим, наконец, искомое выражение для определения экологической безопасности применения прибора при техническом обслуживании машин -

По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения испытываемого прибора при техническом обслуживании машин в полевых условиях.

При определении экологической безопасности применения прибора при техническом обслуживании машин практически поступают следующим образом. Выполняют в полевых условиях или в гараже ЕТО, ТО-1 и ТО-2 одной и той же машине при применении сначала, например, испытываемого прибора, а затем группы аналогичных приборов. При этом фиксируют топливно-смазочные материалы на экран.

При проведении обслуживаний получают экспериментальные данные, по которым вычисляют: В руководстве по эксплуатации этой машины находят τЕО, τТ1 и τТ2. При известных названных значениях по формуле (17) вычисляют КЭБ. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности КЭБ определяют экологическую безопасность применения испытываемого прибора при техническом обслуживании машины.

Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов при техническом обслуживании машин. Он позволяет учесть все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях, а также экологические показатели испытываемого и существующих аналогичных приборов по параметру «попадание топливно-смазочных материалов в почву».

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013.

2. Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016 - прототип.

3. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865).

Способ определения экологической безопасности применения смазочно-заправочных приборов при техническом обслуживании машин в полевых условиях, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания машины в полевых условиях и находят среднюю массу этих материалов на экране, отличающийся тем, что фиксацию материалов на экран осуществляют при использовании испытываемого, а также при экспериментировании нескольких аналогичных приборов, по полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при выполнении каждого вида обслуживания с испытываемым прибором и с аналогичными приборами, кроме того, по аналогичным приборам определяют средние квадратические отклонения их средней массы на экране, после чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения испытываемого прибора по формуле

где - средняя масса материалов на экране при использовании испытываемого прибора в процессе выполнения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний,

- средняя масса материалов на экране по аналогичным приборам в процессе выполнения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний,

- среднеквадратическое отклонение

τEO, τT1, τT2 - периодичность ежесменного, первого и второго периодических технических обслуживаний, по вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность применения испытываемого прибора при техническом обслуживании машин в полевых условиях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин. Фиксацию материала, используемого при выполнении смазочно-заправочной операции с помощью предназначенного для этого прибора, осуществляют на экран, ветошь, перчатки и верхнюю одежду оператора, которые взвешивают до и после применения названного прибора.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ эксплуатации автомобильной техники, заключающийся в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и допустимую интенсивность отказов по отношению к наработке.

Изобретение относится к ремонтным средствам, в частности к мобильным. Мобильный многофункциональный ремонтный комплекс включает автомобиль (1), оснащенный кран-манипуляторной установкой (2), на раме которого установлены кузов-фургон (4), съемный грузовой контейнер (3), в котором в транспортном положении размещено шиномонтажное оборудование для ремонта колес.

Изобретение относится к зарядной станции для зарядки аккумулятора электрического или гибридного транспортного средства. Станция содержит: основной корпус, сменную насадку, минимум один зарядный кабель.

Группа изобретений относится к устройству электрического соединения для поста подзарядки электрического транспортного средства и связанному посту зарядки. Устройство содержит: домкрат/соединитель, шток, опорные средства, защитный картер, люк, редукторный двигатель, ремень.

Изобретение относится к области комплексного технического обслуживания. Универсальная обслуживающая станция рельсовых транспортных средств выполнена в виде стационарно размещенной корпусной конструкции, технологически разделенной на взаимосвязанные между собой заправочную секцию, производящую заполнение водяных баков, секцию откачки и промывки, осуществляющую опустошение и чистку баков со сточными водами, секцию автоматического управления электрооборудованием станции, секцию обслуживания и активации внешних подключаемых систем и секцию хранения инвентаря или сервисных приспособлений.

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при ремонте упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, например двигателей КАМАЗ.

Группа изобретений относится к зарядной колонке, оборудованной датчиком для идентификации механической деформации корпуса зарядной колонки, а также к способу идентификации механической деформации корпуса зарядной колонки.

Изобретение относится к зарядной системе для электромобилей. Система содержит минимум одну зарядную станцию, силовую электронную схему, минимум один накопитель электроэнергии, устройство вторичного охлаждения и минимум один теплоаккумулятор.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ включает индукционную закалку шеек коленчатого вала с дальнейшей шлифовкой на ремонтные размеры и финишную обработку.
Наверх