Съемный телескопический судовой бульб

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции носовой оконечности судна. Предложен съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна, при этом корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна. 1 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию для судов и средствам для изменения гидродинамических характеристик корпусов путем уменьшения волнового сопротивления, а именно к съемному телескопическому судовому бульбу.

В судостроении бульбом называют каплевидное обтекаемое образование подводной части наружной обшивки корпуса судна в носовой оконечности. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива.

В качестве прототипа выбран «Активный носовой бульб судна», патент РФ на полезную модель №132416, опубл. 20.09.2013 г., содержащий обтекатель грушевидной формы, снабженный гребным валом и гребным винтом, для выработки потоков воды и гидравлической смазки боковых сторон обтекателя, при этом обтекатель выполнен пустотелым, в передней и задней части обтекателя установлены подшипники для крепления гребного вала, а гребной винт установлен на гребном валу на внешней стороне лобовой поверхности обтекателя. Недостатком такой конструкции является относительная сложность с учетом установки и подключения гребного вала; невозможность использования при прохождении льдов в виду наличия гребного винта в передней части, так как при столкновении с льдинами гребной винт может легко выйти из строя; а также данная конструкция является несъемной.

Технической задачей настоящего изобретения является разработка съемного телескопического судового бульба, обеспечивающего помимо основных функций улучшения ходовых характеристик судна, простую постановку и снятие его с носовой части судна, и возможность плавания в арктических условиях и выдерживание столкновений с льдинами.

Для решения поставленной технической задачи предлагается съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайне мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство, с возможностью закрепления на носовой части судна; и корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.

Далее настоящее изобретение будет описано более подробно со ссылкой на приложенный чертеж.

Показанный на фиг. 1 съемный телескопический судовой бульб (далее СТСБ) содержит корпус бульба 1, включающий три телескопических цилиндрических тела, при этом цилиндрическое тело наименьшего диаметра 103 является наконечником, цилиндрическое тело большего диаметра 101 закрепляют к носовой части судна, а промежуточное цилиндрическое тело 102 является соединительным, при этом цилиндрические тела 101, 102 и 103 выполнены с возможностью перемещения относительно друг друга в осевом направлении, то есть телескопически. Данное количество цилиндрических тел является предпочтительным, но также может не содержать промежуточного цилиндрического тела 102, либо может использоваться два и более промежуточных цилиндрических тел. Геометрическая форма цилиндрических тел составляющих корпус бульба 1, определяется инженерным расчетом, может быть любой формы обеспечивающей хорошую прочность и пропульсивные качества. Лучше, если торцевые поверхности цилиндрических тел выполнены с обтекаемой формой. Торцевая часть наконечника 103 может быть выполнена острой для легкого раскалывания льдин.

Внутри корпуса бульба 1 установлен амортизирующее устройство 2. Амортизирующее устройство 2 служит для обеспечения возврата корпуса бульба в раздвинутое положение в случае его складывания в следствие к примеру удара об льдину. В качестве амортизирующего устройства 2 по предпочтительному варианту используется показанный на фиг.1 амортизатор 2 со штоком. Шток амортизатора закреплен к внутренней стороне наконечника 103, а амортизатор с обратной стороны имеет упор и средства закрепления корпусу судна. В качестве амортизирующего устройства может быть использовано любой подходящее устройство, способное смягчать удар при столкновении наконечника 103 с льдиной, и возвращать корпус 1 в исходное положение. Амортизатор 2 соединен трубопроводом 4 с отверстием 5 для подачи газа или жидкости в амортизатор 2. Подвод трубопровода 4 может быть произведен как через корпус судна, так и с внешней стороны, при этом высота отверстия 5 должна быть выше ватерлинии.

Цилиндрическое тело 101 соединено с участком для съемного соединения с корпусом судна 3. Для соединения с корпусом судна, на нем и на участке для соединения с корпусом судна 3 предварительно устанавливают пазы и направляющие, соответственно. Такая конструкция крепления не является принципиальной и может быть осуществлена любым удобным для монтажа и эксплуатации судна способом. На корпусе бульба 1 и участке для соединения с корпусом судна 3 могут быть установлены кронштейны для удобной установки и снятия съемного телескопического судового бульба по настоящему изобретению.

Таким образом, настоящее изобретение позволяет установить съемный телескопический судовой бульб на существующее судно в случае такой необходимости, что обеспечивает помимо основных функций по снижению расхода топлива, также возможность плавания в арктических условиях, за счет амортизации при столкновении с льдинами, а также позволяет при необходимости легко снять съемный телескопический судовой бульб.

Следует понимать, что приведенные выше примеры использованы только для целей иллюстрации возможности осуществления настоящего изобретения и ряда его преимуществ, и эти примеры не ограничивают объем правовой охраны, представленный в формуле изобретения, при этом специалист в этой области относительно просто способен осуществить и другие варианты изобретения без отхода от сущности изобретения в рамках объема правовой охраны.

Съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба и средство закрепления корпуса бульба к носовой части судна, отличающийся тем, что

корпус бульба выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга;

внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна;

корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для поведения морских сейсморазведочных мероприятий. Крыльевые системы для удержания в заданных положениях источников и приемников в установке для сбора сейсмических данных соединены с буями, поддерживающими сейсмические источники и приемники.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях надводных судов. Корпус судна содержит борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность, которая снабжена выступающим в носовом направлении за пределы нулевого теоретического шпангоута заостренным волнопротыкающим образованием в виде бульба с очертаниями нижних частей батоксов и вытянутых в вертикальном направлении шпангоутных сечений в виде клинообразных заострений.

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения.

Изобретение относится к покрытиям, снижающим отражательную способность наружных поверхностей транспортного средства, в частности летательных аппаратов, в т.ч. самолетов.

Изобретение относится к области транспортного судостроения, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается вопроса создания судна-газовоза и грузовой емкости для транспортировки и хранения СПГ.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата. Предложен надводно-подводный аппарат, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых и центральный корпуса крыльевого типа, в кормовых оконечностях которых установлены рули, два боковых и центральный подводные торпедообразные корпуса, в кормовых оконечностях которых установлены водометные движители насосного типа, причем каждый боковой и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с соответствующими боковыми и центральным торпедообразными корпусами, отличающийся тем, что боковые и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с верхним корпусом крыльевого типа, в кормовой оконечности которого на торпедообразной наделке установлен водометный движитель насосного типа.

Изобретение относится к области судостроения и касается технологии постройки корпусов плавсредств из композиционных материалов. Предложен способ изготовления корпуса плавучего средства, в ходе которого на установленные шаблоны, копирующие контуры корпуса плавучего средства, укладывают обшивку, на образовавшуюся поверхность укладывают арматуру, затем наносят композитную матрицу.
Изобретение относится к области судостроения и касается изготовления понтонов для строительства плавучих сооружений из вторичного пластика, что позволит обратить на пользу значительный объем промышленных и бытовых отходов без больших трудозатрат на их переработку.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к нескольким вариантам конструкций надувных лодок с подвесными двигателями. Надувная моторная лодка содержит корпус U-образной формы в план с незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, присоединенное к корпусу надувное днище, разделенное, по крайней мере, на три продольных сегмента.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпусов глиссирующих судов. Корпус судна (КС) имеет днище с бортовыми скулами и носовую оконечность, борта которой снабжены, каждый, двумя скулами: верхней, поднимающейся у форштевня до уровня верхней палубы КС, и нижней, расположенной выше стояночной ватерлинии КС в непосредственной близости от нее с наклоном к плоскости ходовой ватерлинии КС в сторону носа КС.
Наверх