Катализатор гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья и способ его приготовления

Изобретение относится к катализатору гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащему активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора. Также изобретение относится к способу приготовления описанного выше катализатора, который включает приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов, причем носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, в соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы, прокаливают, и пропитывают растворами активных компонентов, при этом, раствор готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольным соотношением лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием. Технический результат заключается в получении катализатора гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, который при давлении не менее 4 МПа обеспечивает глубокое гидрирование и обессеривание смесевого сырья, содержащего не менее 40% вторичных дистиллятов, до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг, причем позволяет при давлении не менее 15 МПа перерабатывать сырье, доля газойлей вторичных термических и термокаталитических процессов в котором достигает 100 мас.%, с глубиной гидрирования не менее 80%, и при давлении не менее 20 МПа получать дизельную фракцию с остаточным содержанием ароматических углеводородов менее 5 мас.%. 2 н.п. ф-лы, 4 табл., 6 пр.

 

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к получению катализаторов гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения реактивных, дизельных, специальных топлив и других продуктов, для которых установлены ограничения по содержанию ароматических углеводородов.

Увеличение глубины переработки нефти или утяжеление ее фракционного состава, приводит к необходимости наращивать мощности по переработке в экологичные продукты вторичных дистиллятов, в частности, среднедистиллятных фракций каталитического крекинга и замедленного коксования, характеризующихся повышенным содержанием полициклических ароматических и труднопревращаемых серосодержащих соединений.

Гидрирование ароматических углеводородов при этом имеет термодинамические ограничения: повышение давления и снижение температуры способствует смещению равновесия реакции в сторону гидрирования ароматических колец. С другой стороны, кинетически реакция гидрирования предпочтительна при высоком давлении и высокой температуре. Поэтому проведение реакций гидродеароматизации требует выбора высокоактивного катализатора, реакции гидрирования на котором протекают при компромиссной температуре процесса.

В соответствии с существующими представлениями о влиянии состава и способа приготовления молибденсульфидных катализаторов на их активность, катализатор глубокого гидрирования должен представлять собой Ni-Mo-(W) композицию [ Clausen B.S., Massoth F.E. Hydrotreating Catalysis. Science and technology. Catalysis - Science and Technology. - 1996. - V. 11. - P. 310], нанесенную на пористый, чаще всего алюмооксидный, носитель.

Существует ряд решений, позволяющих получать высокоактивные нанесенные катализаторы, механизмы действия которых описаны в научно-технической литературе, таких как применение хелатирующих агентов [Hensen Е.J.М. et al. The relation between morphology and hydrotreating activity for supported MoS2 particles // Journal of Catalysis. - 2001. - T. 199. - №. 2. - C. 224-235], гетерополисоединений [Costa V. et al. New insights into the role of glycol-based additives in the improvement of hydrotreatment catalyst performances // Catalysis Today. - 2008. - T. 130. - №. 1. - C. 69-74], различных модификаторов [Kwak С. et al. Hydrodesulfurization of DBT, 4-MDBT, and 4, 6-DMDBT on fluorinated CoMoS/Al2O3 catalysts // Applied Catalysis A: General. - 2000. - T. 200. - №. 1. - C. 233-242], которые в той или иной мере реализованы в промышленности.

Катализаторы, на которых могут протекать реакции гидрирования средних дистиллятов, получают по различным технологиям. Из патента RU 2491123 известен способ получения катализатора гидроочистки дизельного топлива, заключающийся в том, что смешивают сухие порошки оксидов никеля, молибдена и алюминия, из полученной смеси формируют таблетки, которые размещают в тугоплавкой форме с внутренним высокотемпературным защитным покрытием, указанную форму помещают в центрифугу, в процессе вращения центрифуги инициируют горение таблеток до получения интерметаллидного сплава, который после выгрузки из центрифуги подвергается выщелачиванию от алюминия раствором гидроксида щелочного металла, промывке и стабилизации раствором лимонной кислоты и перекиси водорода. Подобная технология многостадийна и сложна в реализации.

Катализатор, описанный в патенте RU 2438778, 10.01.2012, содержит, мас.%: молибден - 7-22; металл VIII группы - 3-12; неорганический оксид - все остальное. Катализатор готовят соэкструзией неорганического вещества, частиц триоксида молибдена, имеющих размер, находящийся в диапазоне от 0,2 до 150 мкм, а также соединений никеля и кобальта, с последующим прокаливанием полученных гранул при 600-760°С.

Известен способ приготовления катализатора гидроочистки нефтепродуктов, представленный в патенте RU 2246987, 27.02.2005, заключающийся в проведении процесса двухэтапной пропитки предварительно прокаленного носителя раствором гептамолибдата аммония на первом этапе и раствором нитрата кобальта и/или нитрата никеля на втором, с промежуточной термообработкой между этапами при температуре 100-200°С и конечной термообработкой, включающей сушку и прокалку при температуре 100-200°С и 400-650°С соответственно. Катализатор содержит, мас.%: оксид молибдена МоО3 - 3,0-25,0, оксид кобальта СоО или оксид никеля NiO - 1,0-8,0, носитель (оксид алюминия или оксид кремния или оксид титана) - остальное.

В патенте RU 2313392, 27.12.2007, предложен способ приготовления катализатора гидрообессеривания дизельной фракции, включающий одностадийную пропитку носителя пропиточным раствором, полученным растворением в воде или водном растворе аммиака лимонной кислоты, парамолибдата аммония, как минимум одного соединения кобальта, как минимум одного соединения бора, при этом используют такие порядок и условия растворения компонентов, чтобы обеспечить в растворе образование комплексных соединений. Полученный катализатор имеет следующий состав, мас.%: оксид кобальта СоО - 2,7-7,5, оксид молибдена МоО3 - 12,0-25,0, оксид бора В2О3 - 0,5-0,3, оксид алюминия Al2O3 - остальное.

Общим недостатком для всех перечисленных катализаторов является то, что с их применением не удается достичь остаточного содержания серы в дизельных топливах на уровне 10 мг/кг, что соответствуем действующим в настоящее время требованиям к экологическим характеристикам моторных топлив.

Однако глубокое обессеривание может быть достигнуто и для катализаторов, полученных без применения хелатирующих агентов и растворимых гетерополисоединений. Так, известен способ получения катализатора гидроочистки дизельных фракций, описанный в патенте RU 2684422, заключающийся в смешении гидроксида алюминия в форме бемита или псевдобемита с порошком оксида молибдена, кобальтом углекислым основным или никелем углекислым основным, взятыми в массовом соотношении от 1,7:1,0 до 2,3:1,0, доведении влажности полученной смеси до 50-60% мас.%, последующими пептизацией, введением пластификатора, перемешиванием, формовкой массы, сушкой и прокалкой. Полученный по описанному способу катализатор содержит мас.%: оксид молибдена 12,0-25,0, оксид кобальта или никеля 4,0-7,5, оксид алюминия 67,5-84,0. Однако катализатор, получаемый по указанному способу не может быть использован для переработки сырья, содержащего более 25% об. газойлей вторичных термических и каталитических процессов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предполагаемому техническому решению является катализатор для процесса гидрооблагораживания дизельных дистиллятов, способ приготовления которого описан в патенте RU 2691064, 10.06.2019.

Получаемый по описанному способу катализатор содержит в качестве активных компонентов, мас.%: оксид молибдена МоО3 - 17,0±19,5, оксид никеля NiO - 3,4±4,2, оксид фосфора Р2О5 - 1,0-1,5, нанесенные на гранулы алюмооксидного носителя однократной пропиткой пропиточным раствором соединений молибдена, никеля, фосфора и лимонной кислоты в дистиллированной воде.

Катализатор готовят нанесением пропиточного раствора, полученного последовательным растворением кислоты ортофосфорной, молибдена(IV) окиси, гидроксида и/или оксида никеля, лимонной кислоты и/или диэтиленгликоля в дистиллированной воде на носитель. В качестве носителя используют гранулы на основе композиции оксида алюминия и силикоалюмофосфата SAPO-11 или SAPO-31, полученные методом соэкструзии, обладающие удельной поверхностью - 190-230 м2/г, объемом пор более 0,65 см3/г, средним диаметром пор более 9,0 нм. Полученный катализатор сушат последовательно при температуре не выше 110°С и при температуре не выше 220°С.

Гидрооблагораживание смесевых дизельных дистиллятов проводят в реакторе, послойно загруженном описанным выше катализатором гидрооблагораживания и NiMo/Al2O3 катализатором (расположен первым по ходу сырья), взятыми в соотношении от 1:2 до 1:1. Процесс ведут в температурном интервале 340-380°С, при давлении водорода 4,0-7,0 МПа, объемной скорости расхода сырья 1,0-2,0 ч-1, объемном соотношении водород/сырье - 215-600 Нм33. В результате гидрооблагораживания получают дизельное топливо с остаточным содержанием серы не менее 10 мг/кг, содержанием полициклических ароматических углеводородов менее 8 мас.%, при выходе целевой фракции близком к 100%.

Недостатками описанного катализатора являются:

- высокая себестоимость, обусловленная использованием в составе носителя дорогостоящих силикоалюмофосфатов SAPO-11 или SAPO-31, которые крупнотоннажно не производятся промышленностью РФ;

- невозможность с его использованием перерабатывать сырье, содержащее более 30% масс. газойля каталитического крекинга или содержащее газойль замедленного коксования, переработка которого осложнена высоким содержанием в нем нестабильных олефиновых углеводородов, содержание которых может доходить до 35 мас.%.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка катализатора гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья с повышенной активностью в реакциях гидрирования ароматических углеводородов и в реакциях гидрообессеривания устойчивых сернистых соединений, содержащихся в сырьевых фракциях при давлениях от 4 МПа, а также разработка способа получения данного катализатора, позволяющего снизить его себестоимость по сравнению с прототипом.

Для решения поставленной задачи предлагается катализатор гидрирования, предназначенный для использования в процессах гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащий активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе.

Катализатор гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащий активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора.

Предлагается также способ приготовления данного катализатора, включающий приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов.

Носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы и прокаливают.

Полученный носитель, представляющий собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора, пропитывают растворами активных компонентов, при этом раствор активных компонентов готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольном соотношении лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием.

Реализация способа иллюстрируется следующими примерами.

Приготовление катализаторов

Таблица 1 содержит количество сырья и реагентов, взятых для приготовления катализаторов.

Из указанных реагентов по описанному способу приготовлены образцы катализаторов гидрирования, для чего были выполнены следующие операции.

1. Получение носителя

Для приготовления носителя используют псевдобемит, полученный алюминатно-нитратным способом, и псевдобемит, полученный методом термической активации гидраргаллита, в массовом соотношении мас.% 1,0:2,0 на а.с.в.

В смесительную машину загружают сырую лепешку гидроксида алюминия и дистиллированную воду. После перемешивания массы в нее добавляют последовательно концентрированную азотную кислоту (65%), концентрированную ортофосфорную кислоту (85%), яблочную кислоту, заранее растворенной в дистиллированной воде. Массу тщательно перемешивают. В случае переизбытка влаги масса подсушивается при температуре 80-90°С до влажности достаточной для формования.

Готовую массу формуют в экструдаты, провяливают и сушат при температуре 120°С. После сушки готовый носитель прокаливают при температуре 550°С.

2. Приготовление пропиточного раствора

В теплой дистиллированной воде растворяют лимонную кислоту, в количестве, необходимом для достижения мольного соотношения лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5. После полного растворения лимонной вносят карбонат никеля. После тщательного перемешивания суспензии добавляют ортофосфорную кислоту в количестве, необходимом для достижения мольного соотношения фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20. Полученную суспензию перемешивают и при подогреве добавляют молибденовую кислоту. Перемешивание производят до полного растворения компонентов. После полного растворения компонентов раствор охлаждают, после чего добавляют диэтиленгликоль в количестве, необходимом для достижения мольных соотношений диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6. Перемешивание происходит до получения однородного раствора.

3. Пропитка и сушка готового катализатора

Пропиточный раствор наносят на носитель при постоянном перемешивании. Возможно использование предварительной дегазации носителя. Влажный катализатор провяливают на воздухе при комнатной температуре.

Провяленный катализатор подвергают сушке в режиме ступенчатого подъема температуры и выдержки при 120°С до полного прекращения выделения паров воды.

После реализации описанных выше стадий были получены катализаторы, свойства которых приведены в таблице 2.

Испытание катализаторов

Образцы катализаторов испытывали на проточной лабораторной гидрогенизационной установке.

В реактор загружали фракцию катализатора, разбавленную карборундом в объемном соотношении 1:1. Для активации загруженный катализатор сульфидировали смесью, приготовленной из прямогонной дизельной фракции с добавлением демитилдисульфида так, чтобы добавленное количество серы составляло 1 мас.%. Сульфидирование проводили при температурах 240°С (10 часов) и при 340°С (14 часов) с объемной скоростью 2 ч-1 при давлении 4 МПа.

Гидрооблагораживание смеси дизельных фракций, состоящей на 60,0 мас.% из прямогонной дизельной фракции (ПДФ), на 20,0 мас.% из легкого газойля каталитического крекинга (ЛГКК), на 20,0 мас.% из легкого газойля замедленного коксования (ЛГЗК), имеющей пределы выкипания 166-354°С, плотность при 15°С, равную 881,5 кг/м3, содержание серы 6652 мг/кг, содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), равное 42,1 мас.%, проводили в диапазоне температур 340-380°С, при давлении от 4,0 до 7,0 МПа, с объемной скоростью подачи сырья от 1,0 до 2,0 ч-1, соотношением водородсодержащий газ (ВСГ):сырье 600 нл/л, определяя остаточное содержание серы и ПАУ в стабильном гидрогенизате. Результаты приведены в таблице 3.

Гидрооблагораживание смеси дизельных фракций, состоящей на 85,0 мас.% из ЛГКК и на 15,0 мас.% из ЛГЗК, имеющей пределы выкипания 194-342°С, плотность при 15°С, равную 948,1 кг/м3, содержание серы 10930 мг/кг, общее содержание ароматических углеводородов, равное 75,1 мас.%, содержание ПАУ, равное 50,0 мас.%, проводили в диапазоне температур 360-420°С, при давлении от 15,0 до 20,0 МПа, с объемной скоростью подачи сырья от 0,5 до 0,7 ч-1, соотношением ВСГ:сырье 1500 нл/л, определяя остаточное содержание серы и ароматических углеводородов в стабильном гидрогенизате. Результаты приведены в таблице 4.

Таким образом, предлагаемый катализатор гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, полученный по указанному способу, при давлении не менее 4 МПа обеспечивает глубокое гидрирование и обессеривание смесевого сырья, содержащего не менее 40% вторичных дистиллятов, до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг, причем позволяет при давлении не менее 20 МПа перерабатывать сырье, доля газойлей вторичных термических и термокаталитических процессов в котором достигает 100 мас.%, с глубиной гидрирования не менее 80%, и при давлении не менее 20 МПа получать дизельную фракцию с остаточным содержанием ароматических углеводородов менее 5 мас.%.

При этом разработанный катализатор может полностью производиться из сырья, производимого на территории РФ, его носитель состоит только из оксида алюминия, модифицированного оксидом фосфора и не содержит силикаалюмофосфаты (SAPO), за счет чего обладает сниженной себестоимостью и его производство не зависит от поставок импортного сырья.

1. Катализатор гидрирования-высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащий активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора.

2. Способ приготовления катализатора по п. 1, включающий приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов, причем носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, в соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы, прокаливают, и пропитывают растворами активных компонентов, при этом раствор готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольным соотношением лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области фотокатализа, а именно к катализаторам и способам их приготовления, и может найти применение в процессах фотокаталитического выделения водорода из водных растворов Na2S/Na2SO3 под действием видимого излучения при комнатной температуре. Описан катализатор для процесса фотокаталитического получения водорода из водного раствора Na2S/Na2SO3 под действием видимого излучения, содержащий твёрдый раствор сульфидов кадмия и марганца с добавлением оксида или гидроксида марганца следующего состава: β-Mn3O4-MnOOH-Cd1-xMnxS, где x = 0,02 – 0,04, и способ его приготовления гидротермальной обработкой предварительно осажденного твердого раствора сульфида марганца и кадмия раствором сульфида натрия через промежуточную стадию образования гидроксидов.

Изобретение относится к способу обработки катализатора эпоксидирования этилена, включающему приведение в контакт катализатора эпоксидирования этилена, содержащего носитель с нанесенными на него серебром и рениевым промотором, где носитель представляет собой α-оксид алюминия, с кондиционирующим подаваемым газом, содержащим кислород, в течение периода времени от 2 часов до 200 часов, при температуре выше 180°С и не более 220°С, причем указанное приведение в контакт указанного катализатора эпоксидирования этилена с кондиционирующим подаваемым газом происходит в реакторе эпоксидирования и в отсутствие этилена.

Изобретение относится к каталитическим элементам регулярной сотовой структуры для гетерогенных реакций, например для процессов очистки отходящих газов предприятий, селективного восстановления оксидов азота и кислорода, разложения озона, процесса дегидрирования низших алканов, алкенов, арилалканов в стационарном слое катализатора с целью получения соответствующих алкенов, алкадиенов, арилалкенов.

Изобретение относится к способу приготовления автомобильного трехмаршрутного катализатора, включающему в себя стадии приготовления суспензий для внутреннего и внешнего каталитически активного слоя с содержанием драгоценных металлов от 5 до 100 г/фт3 в каждой суспензии, получения однослойного блока каталитического путем нанесения суспензии для внутреннего слоя на субстрат, сушки при 150°C 2 часа и обжига при 450-550°C 4 часа однослойного блока каталитического, получения двухслойного блока каталитического путем нанесения суспензии для внешнего слоя на однослойный блок каталитический, сушки при 150°C 2 часа и обжига при 450-550°C 4 часа двухслойного блока каталитического, при этом в качестве суспензии для внутреннего слоя используют размолотую суспензию оксида алюминия со значением диаметра с процентным содержанием весовой доли частиц заданного размера менее 90% от общего содержания (d90) менее 9,5 мкм, добавку драгоценных металлов в суспензию для внутреннего слоя проводят путем введения раствора нитрата палладия и нитрата родия, добавку модификатора в суспензию для внутреннего слоя проводят путем введения нитрата или ацетата бария, массовая доля бария в пересчете на оксид бария в каталитически активном покрытии составляет от 1,5 до 5 мас.%, в качестве суспензии для внешнего слоя используют размолотую суспензию композиции на основе оксида церия и циркония со значением процентного содержания весовой доли частиц заданного размера менее 90% от общего содержания (d90) менее 9,5 мкм, добавку драгоценных металлов в суспензию для внешнего слоя проводят путем введения раствора нитрата палладия, добавку модификатора в суспензию для внешнего слоя проводят путем введения нитрата лантана, массовая доля лантана в пересчете на оксид лантана в каталитически активном покрытии составляет от 1,5 до 5 мас.%.
Предложен способ получения катализатора алкилирования бензола этиленом, включающий получение катализатора на основе цеолита ZSM-5 без связующего, его сушку и прокаливание, где смешивают порошкообразный цеолит ZSM-5 21-40 мас.%, каолин 6-15 мас.%, молотый силикагель 50-63 мас.% и олигомерные эфиры ортокремниевой кислоты 2-8 мас.%, увлажняют полученную смесь водой, формуют гранулы, которые далее сушат, прокаливают в атмосфере воздуха при 550-700°С в течение 2-6 часов, осуществляют гидротермальную кристаллизацию в реакционной смеси мольного состава (2,8-4,2)Na2O⋅(0,7-2,4)R⋅Al2O3⋅(60-90)SiO2⋅(400-1100)H2O при 110-120°С в течение 48-72 часов, промывают водой, трехкратно обрабатывают водными растворами солей аммония с концентрацией NH4+ 50-80 г/дм3 при 70-90°С в течение 2-3 часов до степени замещения катионов Na+ в цеолите не менее 97%, промывают водой, сушат и прокаливают.

Изобретение относится к способам получения фотокаталитического материала. Описан способ получения фотокаталитического композиционного материала, включающего золь-гель синтез, заключающийся в смешивании алкоксида титана и растворителя с последующим добавлением в полученный раствор полимерной матрицы с последующим прокаливанием реакционной смеси, с промывкой полученного материала и последующей сушкой до абсолютно сухого состояния, в качестве алкоксида титана используют тетраизопропоксид титана в количестве 0,1-0,5 г, в качестве растворителя используют капроновую кислоту в количестве 10-15 мл, в качестве полимерной матрицы используют эфиры целлюлозы или гидратцеллюлозу в количестве 0,8-1,2 г, прокаливание реакционной смеси осуществляют при температуре 180-200°С в течение 7-8 ч с последующей промывкой путем смены растворителей гексаном, ацетоном, этанолом в количестве 10-20 мл каждого, а сушку осуществляют при комнатной температуре в атмосфере аргона.

Изобретение относится к цеолитам RHO, которые могут быть использованы в качестве кинетически селективных адсорбентов для кислорода и/или азота, а также для удаления низких уровней N2 из Ar и удаления CO2 из метана. Раскрыты цеолиты RHO с соотношением Si/Al от 3,2 до 4,5 и содержанием непротонных внерешеточных катионов, причем цеолиты содержат не более 1 протона на элементарную ячейку, и при этом размер, количество и заряд внерешеточных катионов, которые присутствуют в цеолите, таковы, что требуется 1 или меньшее количество непротонных внерешеточных катионов на элементарную ячейку для занятия положений 8-членного кольца.

Изобретение относится к технологии приготовления катализаторов, предназначенных для осуществления гетерогенно-каталитических реакций, протекающих в неподвижном (стационарном) слое катализатора, например в трубчатых реакторах. Описан катализатор для гетерогенных реакций, включающих глубокое окисление углеводородов, гетерогенно-катализируемый процесс парциального газофазного окисления пропилена до акриловой кислоты, получение муравьиной кислоты в виде формованной гранулы, имеющей форму «кольцо-блок», «кольцо в кольце», включающий каталитический элемент, отличающийся тем, что внутри гранулы выполнено осесимметрично центральное сквозное отверстие, имеющее в поперечном сечении квадрат или круг, которые связаны с помощью осесимметричных перегородок с внутренней поверхностью наружного кольца гранулы с образованием сквозных отверстий некруглого поперечного сечения, все внутренние стенки отверстий имеют одинаковую толщину 1,5-3,5 мм, при этом отношение значений внешней поверхности гранулы к значениям ее объема составляет 2,5-6,0 см-1, каталитический элемент включает соединение одного или более элементов, выбранных из K, Ва, Al, Si, V, Ti, Cr, Μn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo.

Способ относится к области химии и может быть использован для получения катализатора для окислительной димеризации метана. Описан способ получения катализатора для окислительной димеризации метана в системе Bi2O3-SiO2, включающий предварительное механическое смешивание исходных порошков оксида висмута Bi2O3 и оксида кремния SiO2, нагревание полученной смеси в платиновом тигле до заданной температуры, отличающийся тем, что чистота исходных компонентов должна быть не ниже классификации «химически чистый» для Bi2O3 и не ниже «чистый для анализа» для SiO2, далее смесь исходных компонентов нагревается до 1100-1180°С, выдерживается 15-60 минут, затем расплав охлаждается до температуры 1040±10°С, выдерживается 15-60 минут, после чего подвергается закалке, обеспечивающей получение аморфного состояния материала и исключающей любой контакт охлаждаемого расплава с посторонними веществами, кроме чистой платины, с последующим нагревом полученного аморфного материала в реакции окислительной димеризации метана до температур 780-800°С.

Изобретение может быть использовано при очистке выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Предложен смешанный оксид циркония, церия, лантана и необязательно по меньшей мере одного редкоземельного элемента, отличного от церия и лантана (РЗЭ), также содержащий гафний.

Изобретение относится к способу приготовления автомобильного трехмаршрутного катализатора, включающему в себя стадии приготовления суспензий для внутреннего и внешнего каталитически активного слоя с содержанием драгоценных металлов от 5 до 100 г/фт3 в каждой суспензии, получения однослойного блока каталитического путем нанесения суспензии для внутреннего слоя на субстрат, сушки при 150°C 2 часа и обжига при 450-550°C 4 часа однослойного блока каталитического, получения двухслойного блока каталитического путем нанесения суспензии для внешнего слоя на однослойный блок каталитический, сушки при 150°C 2 часа и обжига при 450-550°C 4 часа двухслойного блока каталитического, при этом в качестве суспензии для внутреннего слоя используют размолотую суспензию оксида алюминия со значением диаметра с процентным содержанием весовой доли частиц заданного размера менее 90% от общего содержания (d90) менее 9,5 мкм, добавку драгоценных металлов в суспензию для внутреннего слоя проводят путем введения раствора нитрата палладия и нитрата родия, добавку модификатора в суспензию для внутреннего слоя проводят путем введения нитрата или ацетата бария, массовая доля бария в пересчете на оксид бария в каталитически активном покрытии составляет от 1,5 до 5 мас.%, в качестве суспензии для внешнего слоя используют размолотую суспензию композиции на основе оксида церия и циркония со значением процентного содержания весовой доли частиц заданного размера менее 90% от общего содержания (d90) менее 9,5 мкм, добавку драгоценных металлов в суспензию для внешнего слоя проводят путем введения раствора нитрата палладия, добавку модификатора в суспензию для внешнего слоя проводят путем введения нитрата лантана, массовая доля лантана в пересчете на оксид лантана в каталитически активном покрытии составляет от 1,5 до 5 мас.%.
Наверх