Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов

Изобретение относится к учебно-тренировочному комплексу подготовки операторов береговых комплексов. Комплекс содержит пост руководства обучением, два класса подготовки операторов самоходных командных пунктов, от одного до четырех классов подготовки операторов самоходных пусковых установок, от одного до четырех классов подготовки операторов транспортно-перегрузочных машин, разрезной макет изделия Х-35Э/Х-35УЭ. Пост руководства обучением содержит пульт контроля, имитатор тактической, целевой и фоновой обстановки, экран коллективного пользования, коммутатор, имитатор внешних объектов и командных пунктов, имитатор радиоканала и проводных линий связи. Достигается повышение качества подготовки операторов береговых комплексов. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Учебно-тренировочный комплекс (УТК) может использоваться для практической и теоретической подготовки операторов к применению по назначению береговых ракетных комплексов, береговых радиолокационных комплексов или их составных частей.

Из развития техники и вооружений известно, что современные УТС предназначены для подготовки специалистов к выполнению операций управления сложными техническими системами. Использование подобных систем позволяет проводить обучение специалистов порядку эксплуатации и применения сложных технических систем или обеспечивают поддержание на высоком уровне навыков специалистов обслуживающих и эксплуатирующих данные системы. Применение обучающих средств обеспечивает экономию материальных и финансовых средств и обеспечивает высокое качество обучения [1].

Наиболее близкими по своей технической сущности к заявленному являются УТК для практического обучения применения комплексов вооружения [2, 3, 4] содержащие пост руководства обучением (рабочее место инструктора) и нескольких классов (модулей). Каждый класс содержит тренажеры (рабочие места) для обучения операторов. Составные части УТК взаимодействуют между собой по локально-вычислительной сети (ЛВС) Известные УТК позволяют проводить практическую подготовку операторов обеспечивая:

- приобретение и совершенствование операторами практических навыков применения по назначению составных частей комплекса вооружения;

- приобретение и совершенствование практических навыков совместной работы (взаимодействия) операторов одного класса (модуля);

- приобретение и совершенствование практических навыков совместной работы (взаимодействия) операторов нескольких классов (модулей).

Известные УТК хорошо себя зарекомендовали при подготовке операторов комплексов зенитно-ракетных комплексов Антей-2500, зенитных ракетно-пушечных комплексов Панцирь-С1, однако они не предназначены для практической подготовки применения береговых комплексов, не обеспечивают теоретической подготовки, не обеспечивают подготовки водителей вождению и эксплуатации базового шасси комплекса, что в значительной мере снижает эффективность их применения и качество обучения.

Перед авторами стояла задача повышения качества подготовки и создания УТК подготовки операторов береговых комплексов, обеспечивающего теоретическую и практическую подготовку.

Технический результат достигается за счет включения в состав УТК подготовки операторов берегового комплекса, следующих составных частей, представленных на чертеже.

Пост руководства обучением 1 включает пульт контроля 2, имитатор тактической, целевой и фоновой обстановки (ИТЦФО) 3, экран коллективного пользования 4, коммутатор 5, имитатор внешних объектов (ВО) и командных пунктов (КП) 6, имитатор радиоканала и проводных линий связи (ПЛС) 7. Пульт контроля дополнительно содержит многофункциональное печатающее устройство (МФУ). Имитатор радиоканала дополнительно содержит устройство сопряжения и аттенюаторы.

Два класса подготовки операторов самоходных командных пунктов (СКП) 8, где каждый класс дополнительно содержит тренажер оператора радиотехнического вооружения (РТВ) 11, тренажер командира 12, тренажер оператора ракетного вооружения 13, тренажер водителя-электромеханика 14, тренажёр оператора связи 15.

Тренажер оператора РТВ дополнительно содержит пульт оператора РТВ, имитаторы РТВ.

Тренажёр оператора связи дополнительно содержит пульт оператора связи, КВ, УКВ, радиорелейные, спутниковые средствами связи, щиток ввода, аппаратуру связи и коммутации (АСК), аппаратуру передачи данных (АПД), аппаратуру ЗАС.

Тренажёр командира дополнительно содержит пульт командира, имитатор аппаратуры топопривязки и ориентирования.

Тренажёр оператора ракетного вооружения дополнительно содержит пульт оператора ракетного вооружения, имитатор ракетного вооружения.

Тренажер водителя-электромеханика дополнительно содержит пульт водителя-электромеханика, имитатор щита распределительного, имитатор автономной системы электропитания.

Пульты операторов тренажеров габаритно, эргономически, функционально воспроизводят пульты операторов СКП. Имитаторы тренажеров функционально воспроизводят имитируемую аппаратуру.

Тренажеры класса СКП дополнительно содержат интерактивную систему подготовки с текстовыми, графическими, видео, анимационными, аудио и др. материалами, интерактивными имитаторами составных частей СКП и позволяют проводить теоретическую подготовку операторов береговых комплексов.

Составные части тренажеров класса СКП по средствам АСК из состава тренажера оператора связи соединены между собой и обеспечивают взаимодействие операторов класса между собой в соответствии со штатной схемой взаимодействия операторов СКП.

От одного до четырех классов подготовки операторов СПУ 9, где каждый класс конструктивно выполнен в виде поста управления, габаритно и эргономически воспроизводит пост управления СПУ. Каждый класс СПУ дополнительно содержит комплект средств связи (КСС) 16, имитатор автоматизированной системы управления (АСУ) 17, систему электроснабжения (СЭС) 18, имитатор системы гидравлической (СГ) 19.

Система электроснабжения дополнительно содержит щит распределительный, преобразователь напряжения.

Имитатор системы гидравлической дополнительно содержит пульт управления системой гидравлической.

Комплект средств связи дополнительно содержит КВ, УКВ, радиорелейные, спутниковые средства связи, щиток ввода, АСК, АПД, аппаратуру ЗАС.

Имитатор АСУ дополнительно содержит пульт оператора связи, пульт командира, пульт оператора ракетного вооружения, имитатор ракетного вооружения (РВ), имитатор аппаратуры топопривязки и ориентирования (ТПиО).

От одного до четырех классов подготовки операторов ТПМ 10. Каждый класс ТПМ дополнительно содержит динамический тренажер вождения шасси МЗКТ 7930 20, имитатор крана-манипулятора 21.

Разрезной макет изделия Х-35Э (Х-35УЭ) 22.

Тренажеры операторов связи классов СКП, КСС классов СПУ по средством имитатора радиоканала и ПЛС из состава поста руководства обучением соединены между собой и обеспечивают информационное взаимодействие классов между собой воспроизводя штатное взаимодействие СКП и СПУ.

Составные части классов СКП, классов СПУ, классов ТПМ, поста руководства обучением по средством коммутатора поста руководства обучением подключены к единой ЛВС и взаимодействуют между собой обеспечивая управление и администрирование процесса подготовки.

Использование предложенных технических решений при выполнении УТС подготовки операторов берегового комплекса позволило решать следующие задачи:

1. Администрирование процесса подготовки.

2. Теоретическую подготовку, в том числе:

- ознакомление с общими принципами работы берегового комплекса и его составных частей;

- ознакомление с правилами подготовки к применению, применения и технического обслуживания берегового комплекса и его составных частей;

- контроль усвоения теоретического материала;

3. Практическую подготовка, в том числе:

- приобретение и совершенствование практических навыков применения по назначению СКП;

- приобретение и совершенствование практических навыков применения по назначению СПУ;

- приобретение и совершенствование практических навыков совместной работы экипажей СКП и СПУ.

4. Практическую подготовку водителей вождению и эксплуатации базового шасси комплекса.

Был изготовлен действующий макет УТК подготовки операторов берегового комплекса и проверены его функциональные возможности. Результаты испытаний подтвердили заявляемые свойства. В настоящее время производится подготовка производства под изготовление УТК в серийном производстве.

Перечень использованных источников информации:

1. В.М. Кашин, В.В.Белов, Н.Н. Власов, Д.А. Водиченков. УДК 004.946. «Принципы построения учебно-тренировочных средств и опыт создания тренажера оперативно-тактического ракетного комплекса» Вестник РГРТУ//2016г. №57// с.94-104.

2. Патент на изобретение RU № 2701427 G09D9/00 F41G 7/00, дата начала действия патента: 28.12.2018 г. «Учебный тренажер боевых расчетов зенитной ракетной системы».

3. Патент на изобретение RU № 2547955 G09В 9/00 G09B 9/08 F41G 3/26 дата начала действия патента: 27.01.2014 г. «Учебный тренажер боевых расчетов зенитного ракетного комплекса».

4. Патент на изобретение RU № 2328692 F41G 7/00 дата начала действия патента: 13.11.2006 г. «Тренажер для подготовки расчетов комплекса управляемого вооружения».

1. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов, содержащий пост руководства обучением, два класса подготовки операторов самоходных командных пунктов, от одного до четырех классов подготовки операторов самоходных пусковых установок, от одного до четырех классов подготовки операторов транспортно-перегрузочных машин, разрезной макет изделия Х-35Э/Х-35УЭ, отличающийся тем, что пост руководства обучением дополнительно содержит пульт контроля, имитатор тактической, целевой и фоновой обстановки, экран коллективного пользования, коммутатор, имитатор внешних объектов и командных пунктов, имитатор радиоканала и проводных линий связи.

2. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что каждый класс подготовки операторов самоходных командных пунктов дополнительно содержит тренажер оператора радиотехнического вооружения, тренажер командира, тренажер оператора ракетного вооружения, тренажер водителя-электромеханика, тренажёр оператора связи.

3. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что каждый тренажер класса подготовки операторов самоходных командных пунктов дополнительно содержит интерактивную систему подготовки с текстовыми, графическими, видео, анимационными, аудио материалами, интерактивными имитаторами составных частей берегового комплекса.

4. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что составные части тренажеров класса подготовки операторов самоходных командных пунктов посредством тренажера оператора связи соединены между собой и обеспечивают взаимодействие в соответствии со штатной схемой взаимодействия берегового комплекса.

5. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что каждый класс подготовки операторов самоходных пусковых установок конструктивно выполнен в виде поста управления самоходной пусковой установки, габаритно и эргономически воспроизводит пост управления самоходной пусковой установки и дополнительно содержит комплект средств связи, имитатор автоматизированной системы управления, систему электроснабжения, имитатор системы гидравлической.

6. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что каждый класс подготовки операторов транспортно-перегрузочных машин дополнительно содержит динамический тренажер вождения шасси МЗКТ 7930, имитатор крана-манипулятора.

7. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что тренажеры операторов связи классов класса подготовки операторов самоходных командных пунктов, комплекты средств связи классов подготовки операторов самоходных пусковых установок посредством имитатора радиоканала и проводных линий связи из состава поста руководства обучением соединены между собой и обеспечивают информационное взаимодействие классов между собой в соответствии со штатной схемой взаимодействия берегового комплекса.

8. Учебно-тренировочный комплекс подготовки операторов береговых комплексов по п.1, отличающийся тем, что составные части классов подготовки операторов самоходных командных пунктов, классов подготовки операторов самоходных пусковых установок, классов подготовки операторов транспортно-перегрузочных машин, поста руководства обучением посредством коммутатора поста руководства обучением подключены к единой ЛВС и взаимодействуют между собой обеспечивая управление и администрирование процесса подготовки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к информационным системам моделирования и устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использовано в качестве тренажера для совместной синхронной работы специалистов при установке и снятия техники и грузов и дополнительной подготовки их перед загрузкой в самолет при десантировании парашютным способом.

Настоящее техническое решение относится к области вычислительной техники. Предложен симуляционный комплекс для медицинского персонала в условиях пандемии, содержащий, по меньшей мере, одну XR-станцию, включающую в себя набор реалистичных сценариев в виртуальной реальности по отработке навыков техники личной безопасности медицинского персонала в условиях пандемии, а также диагностики и лечения пациентов с COVID-19; вычислительный центр для централизованного управления, мониторинга и учета проведенных сессий обучения медицинского персонала, по меньшей мере, одной XR-станции, причем XR-станция содержит, по меньшей мере, одну систему для полного погружения пользователя в виртуальную реальность, причем система для полного погружения пользователя в виртуальную реальность содержит, по меньшей мере, беспроводные очки виртуальной реальности и набор беспроводных нательных датчиков захвата движений; систему трекинга пользователей в пространстве, для определения позиции и ориентации реального пользователя в виртуальной среде, причем система трекинга содержит, по меньшей мере, 2 модуля для определения позиции и ориентации пользователя в виртуальной среде, которые установлены в углах помещения, в котором осуществляется безопасное обучение медицинского персонала в условиях пандемии; центр администрирования, содержащий, по меньшей мере, два вычислительных устройства, устройство отображения и приемопередатчик видеосигнала.

Изобретение относится к автоматизированным интерактивным системам обучения, а именно к программно-аппаратным тренажерным комплексам, которые позволяют моделировать работу сортировочной горки железнодорожной станции, устройств электрической централизации и движение подвижных единиц. Интерактивная автоматизированная система обучения по профессиям операторов сортировочной горки состоит из рабочих мест преподавателя и обучающихся и подсистемы визуализации.

Тренажер для обучения в условиях замкнутых и/или предположительно загрязненных сред состоит из контейнера (1), имеющего основание (2), крышу (3), противоположную основанию (2), и короткие периметральные стены (5, 6) и длинные периметральные стены (7, 8), по меньшей мере с одним вертикальным люком (10), горизонтальным люком (12) и двумя аварийными выходами (21, 22) наружу.

Изобретение относится к области радиосвязи и предназначено для ускоренного освоения средств радиосвязи в особых условиях. Формируют планарную схему функциональных устройств радиостанции, выделяют пути прохождения рабочих и вспомогательных сигналов по функциональным устройствам.

Центр управления испытаниями зенитного комплекса содержит средство поражения воздушного противника, командный пункт, средство разведки воздушного противника, пункт управления испытаниями зенитного комплекса, удаленное рабочее место при необходимости. Средство поражения воздушного противника, командный пункт и средство разведки содержат каждый в своем составе установленный для наблюдения в соответствующем аппаратном отсеке комплект из IP-видеокамер по числу индикаторов, IP-видеокамеру для наблюдения за действиями водителя и его рабочим местом, коммутатор РоЕ, 4G роутер.

Учебно-тренировочный комплекс (УТК) подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) относится к практической и теоретической подготовке личного состава к применению ПБРК или подвижных береговых радиолокационных комплексов. Учебно-тренировочный комплекс ПБРК содержит модуль теоретической подготовки, модуль практической подготовки и пост руководства обучением, соединенных между собой по ЛВС.

Изобретение относится к способам обучения с использованием тренажеров, а именно к обучению специалистов воздушно-десантной подготовки по контрольной проверке средств десантирования, установленных на технике и/или грузах, готовящихся к десантированию из грузовых отсеков самолетов парашютным способом. Способ обучения специалистов по контролю и проверке средств десантирования, установленных на технике и/или грузах, готовых к десантированию, включает формирование управляемых программ стереоизображений файлов с применением системы дополненной реальности, включающей очки с двумя прозрачными микродисплеями, аудиосистемой.

Способ относится к области воздушно-десантной подготовки личного состава и может быть использован в тренажерах для подготовки парашютистов. Способ подготовки парашютистов заключается в том, что парашютист занимает свое место в подвесной системе парашюта, закрепленной на раме тренажера, и одевает очки виртуальной реальности, а инструктор через управляющий компьютер создает виртуальное пространство и выдает команды.

Изобретение относится к устройствам для ведения экстремальных тренировок, например, космонавтов, водолазов, летчиков, спортсменов различных видов спорта и всем желающим использовать экстремальные нагрузки. Устройство для экстремальных тренировок содержит барокамеру, станину со средствами мобильного передвижения, поршневую систему, устройство в виде цапфы, компьютерную установку с программным управлением, электродвигатель, взаимодействующий с редуктором, выполненный с возможностью редуцирования скоростей и взаимодействующий с барокамерой посредством выходного вала редуктора посредством пространственного шарнира и поршневой системы.

Изобретение относится к интерактивному учебно-методическому комплексу. Комплекс имитирует целевое функционирование космического аппарата (КА) дистанционного зондирования Земли. Комплекс построен на базе программно-аппаратной платформы и содержит систему моделирования полета КА в космическом пространстве. Система моделирования полета КА в космическом пространстве имеет информационные связи между всеми компонентами комплекса посредством сети WI-FI. Комплекс содержит: портативное жидкокристаллическое устройство с программным обеспечением, жидкокристаллическое устройство визуализации с микроконтроллером и панелью ручного управления, макет космического аппарата с встроенной Wi-Fi камерой. Жидкокристаллическое устройство визуализации содержит обновляемую информацию с изображениями Земли из космического пространства различных спутников дистанционного зондирования Земли. Макет КА закреплен на орбитальных дугах с возможностью поворота корпуса в трех плоскостях с помощью электродвигателей. Портативное жидкокристаллическое устройство предусматривает вывод изображения интерфейса программного обеспечения. Изображение интерфейса содержит: панель выбора КА, панель выбора параметров орбиты, панель выбора области съемки Земной поверхности, панель выбора пункта приема информации, панель с изображением карты мира, панель визуализации текущих параметров моделирования полета КА, кнопку для запуска моделирования и кнопку для демонстрации результата моделирования. Панель карты мира выполнена с возможностью визуализации траектории движения подспутниковой точки заданного КА. Достигается повышение качества представления информации за счет осуществления моделирования полного цикла работы целевой аппаратуры КА дистанционного зондирования Земли. 2 ил.
Наверх