Устройство узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для регулирования осевых зазоров в подшипниках качения редукторов, коробок передач и т.п. Устройство содержит крышку подшипника торцовую, контактирующую с его наружным кольцом через промежуточный элемент, установленный в отверстии корпуса с возможностью только продольного перемещения и ограничения от проворота. Промежуточный элемент выполнен в виде втулки, центрируемой по отверстию корпуса, с резьбой на ее внутренней поверхности вращения, по которой она сопрягается с резьбой, выполненной на наружной поверхности вращения выступа крышки подшипника. Технический результат: расширение области использования устройства узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения, а также повышение надежности и точности регулирования осевого зазора. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для регулирования осевых зазоров в подшипниках качения редукторов, коробок передачи т.п.

Довольно часто для регулирования осевого зазора в подшипниках качения используется набор прокладок, которые устанавливаются под фланец их торцовых (привертных) крышек, контактирующих с наружным кольцом подшипника (П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2003, с. 141, рис. 7.23, а. 1).

Недостатком использования регулировочных прокладок является низкая точность регулирования осевых зазоров, ввиду сложности подбора необходимого комплекта прокладок, а также сложность изготовления самих прокладок ввиду их малой толщины (менее 1 мм).

Известно устройство узла регулирования осевого зазора в радиально-упорных подшипниках качения, содержащее закладную (врезную) крышку и шайбу, установленную в отверстии корпуса между подшипником и крышкой с возможностью перемещения. Шайба прижимается к наружному кольцу подшипника торцом нажимного винта, установленного в осевом резьбовом отверстии крышки (П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2003, с. 141, рис. 7.23, в 2).

В известном устройстве шайба, воздействующая на наружное кольцо подшипника, не соединена с другими элементами устройства посредством сборочных операций и может перемещаться в отверстии корпуса под воздействием нажимного винта только в одном направлении, а также занимать в нем произвольное положение. Для перемещения шайбы в противоположном направлении требуется разборка корпуса. Это снижает удобство регулирования осевого зазора в подшипниках.

Другим недостатком известного устройства является недостаточная надежность регулирования осевого зазора в подшипниках ввиду возможности установки наружного кольца подшипника в отверстии корпуса с перекосом на величину зазора между его наружной цилиндрической поверхностью и отверстием корпуса из-за несовпадения оси нажимного винта с осью отверстия корпуса, а также ввиду приложения усилия нажимным винтом в центральной части шайбы.

Кроме того, в известном устройстве применяются закладные крышки подшипников, которые устанавливаются только в разъемных корпусах. Это ограничивает область использования данного устройства.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является устройство узла регулирования осевого зазора в радиально-упорных подшипниках качения, содержащее закладную крышку, контактирующую с наружным кольцом подшипника через промежуточный элемент, выполненный в виде кольца. Торец кольца, по которому он сопрягается с упорным буртиком закладной крышки, имеет винтовую поверхность, а упорный буртик закладной крышки выполнен, в свою очередь, на торце с аналогичной, как на торце кольца, поверхностью. При этом закладная крышка установлена в отверстии корпуса с возможностью поворота вокруг продольной оси и фиксации в этом отверстии, а кольцо установлено в отверстии корпуса с возможностью только продольного перемещения и ограничения от проворота (Патент RU №2217630, МПК F16B 21/02, F16C 23/06, F16C 3 5/043, опубл. 27.11.2003).

В известном устройстве промежуточный элемент, воздействующий на наружное кольцо подшипника, не соединен с крышкой подшипника посредством сборочных операций и может перемещаться в отверстии корпуса под воздействием крышки только в одном направлении, а также занимать в нем произвольное положение. Для его перемещения в противоположном направлении требуется разборка корпуса. Это снижает удобство регулирования осевого зазора в подшипниках.

Другим недостатком известного устройства является недостаточная надежность регулирования осевого зазора в подшипниках ввиду возможности установки наружного кольца подшипника в отверстии корпуса с перекосом на величину зазора между его наружной цилиндрической поверхностью и отверстием корпуса из-за возможной неперпендикулярности торца промежуточного элемента, которым он упирается в наружное кольцо подшипника, к оси отверстия корпуса, так как промежуточный элемент базируется в отверстии корпуса по винтовой поверхности, выполненной на его противоположном торце.

Еще одним недостатком данного устройства является недостаточный диапазон регулирования зазора из-за малого осевого хода промежуточного элемента, который равен шагу винтовой поверхности его торца, сопрягаемого с упорным буртиком закладной крышки. Это снижает область использования данного устройства, а также требует ужесточения допусков на размеры звеньев размерной цепи, замыкающим звеном которой является осевой зазор. Область использования данного устройства снижается также ввиду того, что в нем применяются закладные крышки подшипников.

Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение области использования устройства узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения, а также повышение надежности и точности регулирования осевого зазора.

Технический результат достигается тем, что в устройстве узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения, содержащем крышку подшипника, контактирующую с наружным кольцом подшипника через промежуточный элемент, установленный в отверстии корпуса с возможностью только продольного перемещения и ограничения от проворота, крышка подшипника торцовая, а промежуточный элемент выполнен в виде втулки, центрируемой по отверстию корпуса, с резьбой на ее внутренней поверхности вращения, по которой она сопрягается с резьбой, выполненной на наружной поверхности вращения выступа крышки подшипника.

Применение при регулировании осевого зазора в подшипниках качения для перемещения их наружных колец торца цилиндрической втулки, центрируемой по отверстию корпуса, позволит исключить перекос наружного кольца подшипника в отверстии корпуса, то есть повысить надежность регулирования зазора в подшипниках.

В заявляемом устройстве промежуточный элемент, выполненный в виде втулки, соединен с крышкой подшипника посредством свинчивания. Поэтому он имеет возможность продольного перемещения в отверстии корпуса в обоих направлениях, а также может занимать в нем вполне определенное положение. Кроме того, использование для продольного перемещения втулки резьбы, выполненной на ее внутренней поверхности вращения, позволит значительно увеличить диапазон регулирования осевого зазора в подшипниках, расширив тем самым область использования устройства, повысить точность регулирования осевого зазора, особенно при использовании резьбы с мелким шагом.

Применение в заявляемом устройстве торцовых крышек позволит использовать предлагаемое устройство для регулирования осевых зазоров подшипников, установленных как в неразъемных, так и в разъемных корпусах, что также позволит расширить область его использования.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

На фиг. 1 показан конец вала 1 с подшипником 2, осевой зазор которого «а» необходимо отрегулировать. Подшипник 2 установлен в отверстии «б» неразъемного корпуса 3. В наружное кольцо подшипника 2 упирается торец цилиндрической втулки 4, центрируемой по отверстию корпуса «б», с резьбой на ее внутренней поверхности вращения, по которой она сопрягается с резьбой, выполненной на наружной поверхности вращения выступа крышки подшипника 5. На наружной цилиндрической поверхности втулки 4 выполнен продольный паз 6, в который входит штифт 7, установленный неподвижно в отверстии «в» корпуса 3. При этом сопряжение паза 6 и штифта 7 выполнено с возможностью перемещения втулки 4 вдоль своего паза 6 под воздействием торцовой крышки 5.

Осевой зазор в подшипниках устанавливается при сборке изделия или при регулировке вследствие износа. При этом втулка 4, навинченная на резьбовой конец выступа торцовой крышки 5, устанавливается в отверстие «б» корпуса 3 таким образом, чтобы штифт 7 входил в паз 6 втулки 4. Затем торцовая крышка 5 прижимается к корпусу 3. Вращая торцовую крышку 5, перемещают втулку 4 вдоль оси отверстия «б» корпуса 3. Втулка 4 зафиксирована от проворота в корпусе 3 штифтом 7, входящим в ее продольный паз 6, и может совершать только продольные перемещения. Упираясь в торец наружного кольца подшипника 2, втулка 4 выполняет его осевое перемещение, устанавливая необходимую величину осевого зазора «а». Вращение крышки 5 может осуществляться, например, с использованием отверстий под винты ее крепления к корпусу.

После окончания регулировки торцовая крышка 5 закрепляется на корпусе 3 винтами (винты на фиг. 1 не показаны). При этом, за счет возможной неперпендикулярности торцовой поверхности бобышки «г» корпуса 3 к оси резьбовой поверхности торцовой крышки 5, происходит стопорение резьбы в соединении втулки 4 с торцовой крышкой 5.

В том случае, когда в корпусе невозможно выполнить отверстие под штифт, штифт можно установить на втулке, а продольный паз под него выполнить в отверстии корпуса. Кроме того, для исключения проворота втулки в отверстии корпуса, в пазу втулки может быть установлена направляющая шпонка. В этом случае в корпусе также должен быть выполнен шпоночный паз. Последний вариант наиболее технологичен при установке подшипников в разъемных корпусах.

Изобретение позволяет расширить область использования устройства узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения, а также повысить надежность и точность регулирования осевого зазора.

Устройство узла регулирования осевого зазора в подшипниках качения, содержащее крышку подшипника, контактирующую с его наружным кольцом через промежуточный элемент, установленный в отверстии корпуса с возможностью только продольного перемещения и ограничения от проворота, отличающееся тем, что крышка подшипника торцовая, а промежуточный элемент выполнен в виде втулки, центрируемой по отверстию корпуса, с резьбой на ее внутренней поверхности вращения, по которой она сопрягается с резьбой, выполненной на наружной поверхности вращения выступа крышки подшипника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к движительным блокам морских судов, таких как корабли, подводные лодки или даже нефтяные платформы. Энергетическая система предназначена для установки на морском судне и содержит движительный блок, соединительные элементы для прикрепления энергетической системы к элементу корпуса морского судна и подшипник руля, механически соединяющий движительный блок с указанными соединительными элементами.

Настоящее изобретение относится к размещению шестерен ведущего моста в редукторе автотранспортного средства. Редуктор (I) ведущего моста содержит картер (10) редуктора, который размещает ведущую шестерню (40) и ведомую шестерню (50) для передачи вращательного движения на ведущие мосты (Y1, Y2) транспортного средства.

Изобретение относится к системам подшипников асинхронной электрической машины, и в частности к системам подшипников электродвигателя. Система подшипников для асинхронной электрической машины содержит раму (20), вал (40), вращающийся внутри рамы (20), и опорную обойму подшипника, соединенную с рамой (20) и окружающую по меньшей мере часть вала (40).

Изобретение относится к модулю подшипника, который представляет собой стационарный сменный конструктивный блок для установки в подшипниках вала, особенно электрической машины. Модуль содержит несущий элемент (4), подшипниковое устройство (5), которое закреплено на несущем элементе (4), для установки с возможностью вращения вала.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к редукторостроению, и может быть использовано для регулирования осевых зазоров в подшипниках качения. .

Изобретение относится к магаиностроению, в частности к размещению моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей локомотивов. .

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к опорам качения, и может использоваться в подшипниковых узлах, испытывающих легкие и средние нагрузки. .

Изобретение относится к новому типу сферического подшипника качения, предназначенного для подвеса ротора-магнита абсолютного датчика угловых положений объектов с шестью степенями свободы пространственного движения. Сферический подшипник качения содержит внешнюю обойму, сопряженную со статором гироскопа и его внешней вогнутой сферической поверхностью (1) качения, сопряженную с ротором-магнитом (3) и его выпуклой сферической поверхностью (2) качения внутреннюю обойму, между которыми расположен сепаратор (4), выполненный в форме двух скрепленных между собой тонкостенных сфер (5, 6) из немагнитного материала, на которых на равных друг от друга расстояниях по дугам больших окружностей в вершинах равных между собой по площади граней-симплексов в форме треугольников Эйлера расположены гнезда с шариками (7) качения, выполненными из немагнитного или диамагнитного материала.
Наверх