Способ определения моющей присадки "keropur" в автомобильном бензине методом инфракрасной спектроскопии

Изобретение относится к области контроля качества автомобильных бензинов и касается способа определения количества моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине. Способ включает в себя отбор пробы, аккумулирование присадки в пробе, доведение до метки растворителем в мерной колбе объемом 5 мл, снятие ИК-спектра пропускания раствора при индивидуальном значении волнового числа, построение градуировочного графика в координатах «величина пропускания - концентрация присадки» и нахождение по нему количества моющей присадки. Аккумулирование присадки осуществляют вакуумированием пробы при температуре бани 165°С и вакууме 140 мбар. Доведение до метки осуществляют н-гептаном. Снятие ИК-спектра пропускания раствора осуществляют при значении волнового числа 1110,985 см-1, а градуировочный график строят по обратной зависимости значения величины пропускания раствора от концентрации присадки «Keropur» в автомобильном бензине. Технический результат изобретения заключается в повышении точности измерений и исключении токсичных веществ из процесса измерений. 4 ил., 5 табл.

 

Изобретение относится к области контроля качества бензинов с применением ИК-спектроскопии, преимущественно для определения присадок, в частности моющей присадки «Keropur», в автомобильных бензинах и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Известно, что при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания происходит накопление отложений: нагара и лака, что в дальнейшем приводит к существенному снижению экономичности и сокращению ресурса двигателя, вызываемого, прежде всего, ухудшением работы деталей и механизмов вследствие их локальных перегревов [Негодяев А.С., Бердников Л.А., Федосова М.Е., Перспективы решения проблем осадкообразования в двигателях внутреннего сгорания, Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева №4(106), с. 261].

Отложения образуются в топливных баках, системе питания, в камере сгорания, на штоках и тарелках впускных клапанов, в картере. Приводят к изменению теплового режима двигателя, ухудшают подачу топлива, увеличивают износ и надежность эксплуатации. [RU 2542371].

Для достижения установленных требований к качеству автомобильных бензинов допускается использование присадок, улучшающих характеристики работы двигателей, обеспечивающих сохраняемость качества, уменьшающих отложения в камере сгорания, снижающих уровень токсичности отработавших газов.

Моющая присадка марки «Keropur» производства фирмы BASF применяется в отечественных и импортных бензинах, предотвращает образование отложений внутри трубопроводов и патрубков, покрывает систему подачи топлива в двигателе защитной пленкой, поддерживает топливные инжекторы (форсунки) в чистом состоянии, удаляет имеющиеся отложения. (www.docviewer.yandex.ru, фирменная презентация, доктор Людвиг Фелькель, дата обращения 23.04.2021 г). Благодаря химической природе поверхностно-активного детергента также предотвращает обледенение карбюратора. (https://utgrus.com/wp-content/uploads/2016/12/Keropur-3458N-TI-rus1.pdf дата обращения 26.05.2021 г.).

В настоящее время присадку в топливо вводят при перекачке топлива на нефтебазах и непосредственно на АЗС [Силин М.А., Иванова Л.В., Кошелев В.Н., Буров Е.А. «Моющие присадки к автомобильным топливам - современный взгляд», Бутлеровские сообщения. 2001 г., т.27, №16]. Ее количество в автомобильном бензине (400-700 мг/кг) строго не регламентировано, однако передозировка присадки часто грозит образованием повышенного количества отложений на деталях топливной аппаратуры и двигателя, что обосновывает необходимость контроля за ее количественным содержанием в топливе.

Перед авторами стояла задача разработать достоверный способ качественного и количественного определения моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине с погрешностью не более 20 мг/кг на базе ИК-спектроскопии.

При анализе патентной информации и научно-технической литературы выявлено несколько способов определения присадки «Keropur» в автомобильном бензине

Существует способ экспресс определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах. С помощью диспергирующего индикаторного состава моющую присадку экстрагируют и замеряют на границе раздела «бензин-вода» объем окрашенного пенистого слоя [RU 2542371].

Этот способ применим только для качественного определения моющих присадок.

Применяют способ для количественного определения наличия моющих присадок, основанный на определении количества непромытых смол в автомобильном бензине по ASTM D 381 с последующим определением концентрации присадки по графику зависимости от количества непромытых смол. Способ является косвенным и позволяет достоверно определить концентрацию присадки только на месте производства бензинов, с неизменным содержанием фактических смол, без учета возможности смешения топлива в цистернах на автозаправочных станциях. [www.docviewer.yandex.ru, фирменная презентация, доктор Людвиг Фелькель, дата обращения 23.04.2021 г].

Известен способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах, заключающийся в определении количества смол до и после промывки н-гептаном и при отсутствии разницы в количестве смол до и после промывки, делают вывод об отсутствии моющей присадки (RU 2 497 111). Данный способ дает возможность судить только о наличии присадки, но не позволяет определять ее концентрацию.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ количественного определения моющих присадок («Каскад-9», «Keropur», «HiTEC 6430», включающих высокомолекулярные основания Манниха) в бензине, основанный на аккумулировании присадки, растворении остатка метиленхлоридом, измерении площади пика в области 1103 см-1 в спектральном диапазоне 1192-1051 см-1 в ИК-спектрах. [Винокуров В.А., Фролов В.И., Любименко В.А., Пухова А.А., Коруч И.В. «Моющие присадки к автомобильным бензинам и их количественное определение». Нефтепереработка и нефтехимия №3, 2010 г. с.21-26 - прототип].

Недостатком указанного способа - прототипа, является значительная погрешность, обусловленная тем, что кроме присадки «Keropur» в автомобильном бензине имеются другие присадки и компоненты, добавленные согласно технологии производства, такие как Агидол, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), метилтретамиловый эфир (МТАЭ). При исследовании возможности использования данного способа для определения моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине и изучении раствора остатка было выявлено, что согласно представленной в работе методики, не происходит равномерного и абсолютного удаления вышеназванных присадок и компонентов топлива из оставшегося при аккумулирования остатка. В результате наблюдается отсутствие корреляции между количеством моющей присадки «Keropur» и площадью пика, определенной этой методикой для растворов бензина, что показали проведенные экспериментальные исследования. Кроме того, в приведенном в описании примере, определение моющих присадок в автомобильном бензине, используются дихлорметан и толуол в качестве растворителя, являющиеся токсичными веществами с уровнем ПДК=50-150 мг/м3, и относятся к 3 классу опасности, что ухудшает условия проведения испытаний.

Технический результат изобретения - расширение номенклатуры способов определения моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине с одновременным повышением точности за счет исключения влияния компонентов других функциональных присадок в топливе и улучшение условий проведения испытаний за счет исключения токсичных веществ.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения количества моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине, включающий отбор пробы, аккумулирование присадки в пробе, доведение до метки растворителем в мерной колбе объемом 5 мл, снятие ИК-спектра пропускания раствора при индивидуальном значении волнового числа, построение градуировочного графика в координатах «величина пропускания - концентрация присадки» и нахождение по нему количества моющей присадки «Keropur», согласно изобретению аккумулирование присадки осуществляют вакуумированием пробы при температуре бани 165°С и вакууме 140 мбар, доведение до метки осуществляют н-гептаном, величину пропускания раствора находят при значении волнового числа 1110,985 см-1, а градуировочный график строят по обратной зависимости значения величины пропускания раствора от концентрации моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине.

На фиг. 1 представлены ИК-спектры поглощения (взятые с прибора ИК-Фурье спектрометре Nicolet 6700):

а - после аккумулирования присадок из образцов бензина, в растворителе метиленхлорид;

б - ИК-спектр присадки МТБЭ;

в - ИК-спектр присадки МТАЭ;

г - ИК-спектр присадки Агидол.

Выделенная область в виде прямоугольника в координатах 1192-1051 см-1 - область определения моющей присадки по прототипу, а серая область с волновым числом 1110,985 см-1 - область определения моющей присадки по заявленному способу;

фиг. 2 ИК-спектры пропускания (взятые с прибора ИК-Фурье спектрометре Nicolet 6700):

д - остаток после аккумулированния присадки, растворенный в н-гептане, содержащий различное количество присадки «Keropur 3458N»;

е - н-гептан;

ж - изооктан;

з - толуол;

фиг. 3 ИК-спектры пропускания градуировочных растворов (взятые с прибора ИК-Фурье спектрометре Nicolet 6700);

фиг. 4 Калибровочный график зависимости содержания присадки «Keropur» от величины пропускания раствора.

Выбор области пропускания в заявляемом способе обусловлен результатами испытаний автомобильного бензина с различными присадками (фиг.1), исключение влияния топлива на результаты определения моющей присадки «Keropur» достигается при значении волнового числа 1110,985 см-1.

Использование н-гептана в качестве растворителя для приготовления растворов обусловлено так же результатами исследований (табл. 1). Установлено, более эффективным является н-гептан, пропускание которого при значении волнового числа 1110,985 см-1 является максимальным, а при увеличении концентрации присадки поглощение растворителя снижается. Имеет место обратная зависимость - минимальное пропускание наблюдается при максимальной концентрации присадки (фигура 2), тогда как для других растворителей (фигура 2) максимум пропускания (изооктан, толуол) не совпадает с волновым числом 1 110,985 см-1.

Для обоснования условий аккумулирования присадки «Keropur» в пробе автомобильного бензина были приготовлены модельные смеси, содержащие моющую присадку «Keropur» (табл. 2).

Аккумулирование моющей присадки «Keropur» в пробе автомобильного бензина проводили при температуре бани 165°С и вакууме 140 мбар. При значении температуры ниже выбранной, объем остатка после аккумулирования был более 5 мл, что не удовлетворяло условиям эксперимента. При более высокой температуре остаток - изменял цвет, становился темнее. При большем значении вакуума аккумулирование пробы было затруднено, длительность увеличилась. Меньшее значение вакуума существенного влияния на процесс не оказало.

Для достижения технического результата были приготовлены градуировочные растворы, представляющие собой композиции автомобильного бензина (не содержащего присадки), с различными концентрациями моющей присадки «Keropur» (табл.3). Выбор концентрации присадки «Keropur» обоснован требованиями, нормативных документов по компонентному составу автомобильного бензина.

После этого, каждый образец помещают в ротационный испаритель при температуре бани 165°С, создают вакуум 140 мбар. Остаток после аккумулирования переносят в мерную колбу на 5 мл, доводят до метки н-гептаном.

Все образцы исследуют на ИК-Фурье спектрометре. Для каждого полученного ИК-спектра определяют величину пропускания при значении волнового числа 1110,985 см-1 (фиг. 3).

С помощью компьютерной программы TQ Analyst (или аналогичных программ) устанавливают количественную линейную зависимость содержания моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине от величины пропускания раствора при значении волнового числа 1110,985 см-1 (фиг. 4), коэффициент корреляции которой составляет не менее 0,999. Калибровочная кривая определяется для каждого образца, в каждом конкретном топливе. Концентрацию присадки в бензине рассчитывают по формуле:

С=К1⋅Х+К2

Где С - концентрация моющей присадки «Keropur»;

X - величина пропускания раствора;

К1=-102,99 К2=1856,2 эмпирические коэффициенты, полученный экспериментальным путем.

Как видно из результатов искусственно приготовленных образцов (табл. 4) точность предлагаемого способа соответствует допустимой точности. Были так же проведены исследования образцов бензина с содержанием присадок МТБЭ, МТАЭ (табл. 5). Результаты подтвердили отсутствие влияния наличия других присадок кроме «Keropur» на точность заявленного метода.

Проведение анализа бензинов в процессе заправки техники, градуировочные растворы готовят в день проведения испытаний. Определение моющей присадки «Keropur» проводят непосредственно после изготовления партии бензина, содержащего моющую присадку «Keropur».

Таким образом, заявленный способ определения количества моющей присадки «Keropur» в автомобильных бензинах расширяет номенклатуру способов определения моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине не только качественно, но и количественно, с допустимым требованием по точности, а использование н-гептана в качестве растворителя исключает токсичность условий проведения испытаний.

Способ определения количества моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине, включающий отбор пробы, аккумулирование присадки в пробе, доведение до метки растворителем в мерной колбе объемом 5 мл, снятие ИК-спектра пропускания раствора при индивидуальном значении волнового числа, построение градуировочного графика в координатах «величина пропускания - концентрация присадки» и нахождение по нему количества моющей присадки «Keropur», отличающийся тем, что аккумулирование присадки осуществляют вакуумированием пробы при температуре бани 165°С и вакууме 140 мбар, доведение до метки осуществляют н-гептаном, снятие ИК-спектра пропускания раствора осуществляют при значении волнового числа 1110,985 см-1, а градуировочный график строят по обратной зависимости значения величины пропускания раствора от концентрации присадки «Keropur» в автомобильном бензине.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лабораторному оборудованию, используемому при изучении курсов теории взрывчатых веществ, действия взрыва, экспериментальных методов анализа свойств взрывоопасных веществ, в частности концентрационных пределов распространения пламени по газовоздушным смесям. Учебный лабораторный стенд для экспериментального определения концентрационных пределов распространения пламени по различным газовоздушным смесям в различных пропорциональных соотношениях содержит последовательно соединенные герметичные емкости с испытуемыми газами, бюретку для создания газовой смеси различных составов в различных пропорциональных соотношениях, бюретку для создания газовоздушной смеси, резиновую камеру для смешения газов, поступающих из бюретки, взрывную камеру с отверстием для сбрасывания избытка давления, встроенные во взрывную камеру электроды как источник электрического импульса, который подается при замыкания электрической цепи ключом.

Настоящее изобретение относится к лабораторному способу определения количественного содержания многофункциональной моющей присадки в автомобильном бензине. Способ определения концентрации моющей присадки на основе полиолефиналкилфенолалкиламина, представляющей собой HITEC 6473 в бензине посредством инфракрасной спектрометрии, включает: проведение предварительного концентрирования указанной присадки путем выпаривания пробы бензина, содержащей присадку, струей нагретого воздуха до полного удаления летучих фракций бензина с образованием сухого остатка; растворение указанного остатка в дихлорметане с разбавлением дихлорметаном до заданного объёма, в 10-20 раз меньшего, чем исходный объём, и проведение инфракрасной спектрометрии с определением концентрации присадки.

Изобретение относится к средствам контроля качества жидкого топлива и предназначено для определения содержания посторонних включений в топливе, в том числе, механических примесей, эмульсионной и растворенной воды. Шприц-дозатор состоит из цилиндрического корпуса, датчика, механизма открытия и закрытия, штока с поршнем.

Использование: для контроля бензина. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют отбор 30-50 см3 пробы бензина, выдерживают в герметично закрытом пробоотборнике в течение не менее 15 мин, инжектируют равновесную газовую фазу (РГФ) в ячейку детектирования, при этом РГФ инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пьезосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора дицик-логексана-18-краун-6 (18К6) в этаноле, второго - полиоксиэтилен-(21)-сорбитол-моноолеата (Tween-40) в ацетоне, третьего - октилполиэтокси-фенола Triton Х-100 (ТХ-100) в ацетоне и четвертого - триоктилфосфиноксида (ТОФО) в толуоле, одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах пробы бензина, на основании которого принимают решение о наличии или отсутствии фальсификации бензина.

Предложен способ уменьшения накопления парафинов в контуре пробоотбора для анализа углеводородного потока, в котором: углеводородный образец отбирают из углеводородного потока; углеводородный образец пропускают в аналитическое устройство при целевой температуре, составляющей более чем 120°C, при целевой скорости потока, составляющей более чем 20 литров в минуту, и при целевой скорости, составляющей более чем 0,5 м/с; и углеводородный образец возвращают в углеводородный поток.

Способ определения периода задержки воспламенения топливных композиций на основе жидких реактивных горючих относится к области исследования физико-химических свойств и характеристик горения топливных композиций на основе жидких реактивных горючих. Сущность способа заключается в том, что в камеру сгорания с заданной температурой внутри нее, имеющую обогрев, с датчиком динамического измерения давления внутри камеры сгорания, системой поджига смеси горючего и окислителя в камере сгорания подается смесь заданного стехиометрического соотношения горючего и окислителя, где происходит самовоспламенение или поджиг смеси горючего и окислителя, осуществляется процесс горения, в результате чего в камере сгорания растет давление, которое фиксируется датчиком давления в камере сгорания.

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Сущность способа заключается в определении периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который фиксируют в момент изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%, при этом построение развернутой индикаторной диаграммы осуществляется с дискретностью 40 мкс.

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Сущность способа заключается в определении периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который фиксируют в момент изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%, при этом построение развернутой индикаторной диаграммы осуществляется с дискретностью 40 мкс.

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к стандартным образцам для измерения коррозионной активности в динамических условиях топлив для реактивных двигателей. Стандартные образцы для метрологического обеспечения испытаний по измерению коррозионной активности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, содержащие химически чистые декалин и 1-метилфанталин, дополнительно содержат додекан, при следующем соотношении компонентов, мас.%: додекан 70,00-85,0, декалин 11,5-29,5, 1-метилнафталин - остальное.

Изобретение относится к области аналитической химии, а именно к определению содержания серы, хлора и фтора в нефтепродуктах, и может быть использовано для анализа сырой нефти, бензина, керосина, дизельного топлива, минеральных масел и других нефтепродуктов. Способ подготовки проб для количественного определения серы, хлора и фтора в нефтях и нефтепродуктах включает фотолиз проб в присутствии реагентов, перевод образующихся сульфат-, хлорид- и фторид-анионов в водную фазу для последующего анализа полученного раствора, причем фотохимическую обработку проб проводят водным раствором, содержащим сильные неорганические основания, спирты и кетоны при массовом соотношении основание:спирт:кетон:исследуемая проба, составляющем 1:5:3:1000, при нагревании до температуры 60-95 ºС в течение 30 или 40 минут в условиях воздействия ультрафиолетового излучения с длиной волны ≤ 254 нм и перемешивании с образованием эмульсии с последующим разделением водной и органической фаз для определения образовавшихся анионов в водной фазе известными аналитическими методами.

Изобретение относится к методам неинвазивных измерений биохимических составляющих человека и касается способа неинвазивного определения содержания липидов у человека. Способ осуществляется путём посылки излучения на мочку уха последовательно от трёх источников в спектральных интервалах 1750±90 нм, 1450±50 нм и 1300±50 нм.
Наверх