Способ переработки нефтяных остатков

Изобретение относится к нефтепереработке. Описан способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, причем вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, направляют на стадию гидрокрекинга на установке гидрокрекинга, а фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которых из продуктов выделяют углеводородный газ, бензин и дизельное топливо. Технический результат - оптимизация сырья для процессов гидрокрекинга, увеличение выхода светлых нефтепродуктов, таких как углеводородный газ, бензин и дизельное топливо и уменьшение потребления энергоносителей в процессе гидрокрекинга вакуумного дистиллята. 2 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении котельных и моторных топлив.

Известен способ переработки нефтяных остатков, который включает вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс. Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллятом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга, причем эти потоки разделяют в соотношении 35-80% мас. и 20-65% мас. (патент RU №2321613 от 04.10.2008 г.).

Недостатками способа являются:

1. Сложная технологическая схема, включающая набор технологических процессов (коксование гудрона, гидрокрекинг смеси прямогонного. вакуумного дистиллята и тяжелой фракции коксования, гидроочистка с последующим каталитическим крекингом тяжелой газойлевой фракции коксования).

2. Преимущественное получение дистиллятов моторных топлив при минимальной возможности производства тяжелых топлив: судовых, котельных и др.

3. Относительно высокое давление водорода на стадии гидрокрекинга (13-17 МПА), что делает указанный процесс недостаточно экономичным.

Наиболее близким является способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята, выкипающего в пределах 320-560°С и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на гидрокрекинг, при этом из продуктов гидрокрекинга выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрокрекинга, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрокрекинга в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией коксования. Соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрокрекинга составляет от 30-70% до 10-30% мас. (патент RU №2671640 от 6.11.2018 г.).

Недостатками способа являются:

1. Сложная технологическая схема, включающая набор технологических процессов (коксование гудрона, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллята и тяжелой фракции коксования, гидроочистка с последующим каталитическим крекингом тяжелой газойлевой фракции коксования).

2. Очень широкая фракция вакуумного дистиллята (320-560°С), которая содержит балластные фракции в сырье для процессов, протекающих на установках каталитического крекинга и гидрокрекинга, а концевые фракции содержат значительное количество полициклических ароматических, смолистых и коксовых соединений, а также тяжелых металлов, например, никеля и ванадия, которые отравляют катализатор гидрокрекинга.

Целью изобретения является оптимизация сырья для процессов гидрокрекинга путем удаления балластных фракций и фракций, содержащих коксующиеся и отравляющие катализатор вещества, увеличение выхода светлых нефтепродуктов, таких как углеводородный газ, бензин и дизельное топливо и уменьшение потребления энергоносителей в процессе гидрокрекинга вакуумного дистиллята.

Поставленная цель достигается использованием способа переработки тяжелых нефтяных остатков, включающего вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, при этом вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, направляют на стадию гидрокрекинга на установке гидрокрекинга, а фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которых из продуктов выделяют углеводородный газ, бензин и дизельное топливо.

Способ осуществляют следующим образом.

При вакуумной перегонке мазута вместо фракции вакуумного дистиллята получают три фракции, одна из которых выкипает в пределах 360-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, путем изменения конструкции колонны, которая заключается в устройстве дополнительных зон ректификации, глухих тарелок для вывода дополнительных фракций, трубопроводов для откачки фракций и подачи орошения в колонну для регулирования температуры на глухих тарелках. Фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 360-390°С, используют самостоятельно как разбавитель при получении котельного и моторного топлива.

Фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, направляют на стадию гидрокрекинга на установке гидрокрекинга, а фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которых из продуктов выделяют углеводородный газ, бензин и дизельное топливо. Физико-химические свойства выделенных фракций представлены в таблице 1. Примеры осуществления предлагаемого способа переработки нефтяных остатков представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, выделение из вакуумного дистиллята фракции вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 360-390°С и не претерпевает никаких физических изменений в процессах гидрокрекинга и каталитического крекинга, являясь балластной для них, приводит к повышению эффективности этих процессов, то есть повышению выхода светлых нефтепродуктов и уменьшению потребления энергоносителей в процессе гидрокрекинга вакуумного дистиллята.

Фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 360-390°С, используют как отличный разбавитель при получении котельного и моторного топлива.

Направление фракции вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С и содержит значительное количество смолистых, коксующихся соединений и тяжелых металлов, которые представляют наибольшую опасность для дезактивации катализаторов гидрокрекинга, на каталитический крекинг приводит к увеличению срока службы катализатора гидрокрекинга на 30% и увеличению выхода светлых нефтепродуктов, при этом в отличие от катализатора гидрокрекинга в процессе каталитического крекинга проводится непрерывная регенерация катализатора, поэтому количество смолистых, коксующихся соединений и тяжелых металлов, таких как ванадий и никель, не столь сильно влияет на процесс каталитического крекинга.

Способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, отличающийся тем, что вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380-540°С, направляют на стадию гидрокрекинга на установке гидрокрекинга, а фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которых из продуктов выделяют углеводородный газ, бензин и дизельное топливо.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении котельных и моторных топлив. Изобретение касается способа утилизации тяжелых нефтяных остатков, включающего вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона.

Изобретение относится к нефтехимической промышленности. Изобретение касается способа обработки и утилизации пиролизной смолы с получением органических растворителей, в котором пиролизную смолу подогревают путем рекуперации теплоты кубового остатка, подают на стадию разделения при атмосферном давлении с выделением легкой фракции с пределами температур кипения 40-125°С, нерастворимого полимера и средней углеводородной фракции, которую направляют на стадию вакуумного ректификационного разделения при давлении 25±10 мм рт.ст.

Заявленное изобретение относится к устройствам, обеспечивающим интенсивное испарение жидкостей без подвода тепла в вакууме. Это изобретение может быть применено в различных технологических процессах, предусматривающих испарение сложных и однородных по составу жидкостей.

Изобретение относится к способу обработки пиролизного масла для осуществления отделения коммерчески желательных фракций от фракций, подходящих для использования в качестве жидкого топлива. Предпочтительный исходный материал получают из автомобильных шин.

Изобретение относится к области переработки нефтепродуктов с целью улучшения их характеристики, может быть использовано для переработки всех марок мазутов как раздельно, так и в смешанном состоянии в любом процентном соотношении. Установка по глубокой переработке мазута включает емкость для хранения исходного сырья, накопительную емкость для конечного продукта, нижнюю вакуумную колонну, верхнюю вакуумную колонну, в нижней части нижней вакуумной колонны установлены распыляющие сопла для подачи сырья, направленные в зону вакуума, под распыляющими соплами установлена глухая тарелка для сбора тяжелой фракции и дополнительного испарения, имеются две системы орошения, выполненные в виде каскада, которые конструктивно расположены внутри аппарата, имеется блок теплообменников, куда выводится легкая фракция из верхней части верхней вакуумной колонны, причем распыляющие сопла расположены по направлению вверх и имеют угол рассеивания 90° для увеличения площади распыления и испарения при высокой температуре.
Предложен способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий глубокую вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, смешение бензиновой и тяжелой газойлевой фракций коксования с прямогонным вакуумным дистиллятом и последующим направлением полученной смеси на стадию гидрооблагораживания, где выделяют прямогонный вакуумный дистиллят с температурой конца кипения до 590°С, стадию гидрооблагораживания осуществляют последовательно в зонах: - гидродеметаллизации, которую осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 330-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 500-2000 нм3/м3 в присутствии сульфидного никельмолибденового катализатора с бимодальной мезомакропористой структурой алюмооксидного носителя; - гидрообессеривания, которое осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 340-410°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,5 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 400-1500 нм3/м3 в присутствии сульфидного никелькобальтмолибденового катализатора с бимодальной мезомакропористой структурой алюмооксидного носителя; - легкого гидрокрекинга, который осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 500-2000 нм3/м3 в присутствии никельмолибденового катализатора на основе алюмосиликатного носителя; из продуктов гидрооблагораживания выделяют углеводородный газ, бензиновую и дизельную фракции, а также остаточное малосернистое судовое топливо, с содержанием серы не более 0.1% масс.

Изобретение относится к переработке тяжелого углеводородного сырья путем замедленной термической конверсии и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предложена установка получения мазута замедленной термической конверсией с линией подачи тяжелой прямогонной углеводородной фракции в качестве сырья, которая включает также блок фракционирования, оснащенный линиями подачи тяжелой фракции и паров термической конверсии и линиями вывода газа, нафты, легкого газойля и полугудрона, а также линией вывода тяжелого газойля с примыкающими линиями подачи циркулирующего остатка и вывода нафты.

Изобретение относится к устройству для вакуумного фракционирования и может быть использовано в нефтепереработке для перегонки мазута с получением вакуумного газойля и гудрона. Изобретение касается устройства для вакуумного фракционирования, оснащенного линиями ввода нагретого мазута и вывода гудрона, включающего испаритель и конденсатор смешения с линиями ввода абсорбента и вывода абсорбата.

Изобретение может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Установка вакуумного фракционирования включает сепаратор 1 с редуцирующим устройством 2 и линией вывода паров 3, а также устройство 4, состоящее из рекуперационного теплообменника 5, сепаратора 6 и смесителя 7.

Изобретение относится к дегидратору масла, который используется для обезвоживания масел: трансмиссионных, смазочных, компрессорных или гидравлических, загрязненных водой. Дегидратор масла 1 содержит вакуумную камеру 2, вакуумный насос 3, расположенный в верхней концевой области 8 вакуумной камеры 2, для создания отрицательного давления внутри вакуумной камеры 2 и для транспортировки воды и воздуха из вакуумной камеры 2 через выпускное отверстие 10, и трубу 4 для транспортировки масла в вакуумную камеру 2 и/или из нее, причем труба 4 соединена с нижней концевой областью 9 вакуумной камеры 2, при этом вакуумная камера 2 в нижней концевой области 9 имеет по меньшей мере один проточный канал 5, соединенный по текучей среде с вакуумной камерой 2 и трубой 4, между вакуумной камерой 2 и трубой 4 расположен обратный клапан 7 с отверстием для регулирования потока масла в вакуумную камеру 2 и из нее через по меньшей мере один проточный канал 5, причем обратный клапан 7 с отверстием выполнен с возможностью переключения рабочего состояния между открытым режимом, позволяющим маслу вытекать из вакуумной камеры 2, и закрытым режимом, причем обратный клапан 7 с отверстием регулирует поток масла через, по меньшей мере, один проточный канал 5 в вакуумную камеру 2, так что проходное сечение в закрытом режиме меньше, чем проходное сечение в открытом режиме.

Изобретение относится к каталитическому крекингу. Описан способ каталитического крекинга, содержащий: i) распыление тяжелой сырьевой нефти в лифт-реакторе посредством первой форсунки и подвергания ее там действию реакции каталитического крекинга с получением продукта реакции каталитического крекинга; ii) разделение продукта реакции каталитического крекинга с получением бензина каталитического крекинга и легкого рециклового газойля каталитического крекинга; iii) деление бензина каталитического крекинга, полученного на стадии ii), и необязательно бензина каталитического крекинга из внешнего источника с получением фракции легкого бензина, фракции среднего бензина и фракции тяжелого бензина; iv) подвергание легкого рециклового газойля каталитического крекинга, полученного на стадии ii), и необязательно легкого рециклового газойля каталитического крекинга из внешнего источника действию гидроочистки с получением гидрированного легкого рециклового газойля; v) смешивание части фракции легкого бензина, полученной на стадии iii), по меньшей мере с частью гидрированного легкого рециклового газойля, полученного на стадии iv), с получением смешанной фракции; vi) распыление смешанной фракции, полученной на стадии v), в лифт-реакторе посредством второй форсунки и подвергания ее там действию реакции каталитического крекинга; vii) распыление части фракции среднего бензина, полученной на стадии iii), в лифт-реакторе посредством третьей форсунки и подвергания ее там действию реакции каталитического крекинга; причем граница разделения фракций между фракцией легкого бензина и фракцией среднего бензина составляет от 60 до 80°C, а граница разделения фракций между фракцией среднего бензина и фракцией тяжелого бензина составляет от 120 до 130°C.
Наверх