Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке и устройство для его осуществления

Использование: для проворачивания дефектоскопа вдоль его продольной оси при проведении работ по его обслуживанию, подготовке к пуску и осмотру после прохождения по трубопроводу. Сущность изобретения заключается в том, что за счет применения устройства для фиксации шарнирных соединений секций дефектоскопа, содержащих два упора, выполненных в виде пластины с выступающими элементами и отверстием с возможностью закрепления с двух сторон на вилке шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка, и два прижима, выполненных в виде накладок с опорными элементами и приливами с двумя отверстиями с возможностью закрепления сверху и снизу на вилке шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка, осуществляют проворачивание дефектоскопа в лотке грузоподъемными средствами, исключая повреждения элементов конструкции дефектоскопа и лотка. Технический результат: обеспечение возможности проворачивания дефектоскопа, а также упрощение процесса технического обслуживания и осмотра дефектоскопа за счет исключения подвижности шарнирных соединений его секций. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Заявляемая группа изобретений относится к области технического обслуживания внутритрубных дефектоскопов (преимущественно к обслуживанию дефектоскопов большой массы, предназначенных для диагностики магистральных трубопроводов диаметром 1020 мм и более) и может быть использована для проворачивания дефектоскопа вдоль его продольной оси при проведении работ по его обслуживанию, подготовке к пуску и осмотру после прохождения по трубопроводу.

Внутритрубные дефектоскопы как правило состоят из двух и более секций, соединенных между собой шарнирными элементами. Для проведения технического обслуживания дефектоскоп размещают на специальном вспомогательном оборудовании, так называемом лотке, на котором необходимо производить его проворачивание вдоль продольной оси. Шарнирные соединения, когда они не зафиксированы, начинают складываться, оси смежных секций расходятся, а сами секции сдвигаются друг к другу, что приводит к невозможности дальнейшего проворачивания и повышению риска повреждения элементов конструкции дефектоскопа и лотка.

Известен способ использования саморазрушающегося устройства при запасовке внутритрубного дефектоскопа [см. патент на изобретение №RU 2637325]. В данном способе описана конструкция саморазрушающихся устройств, которыми фиксируют шарнирные соединения секций многосекционного внутритрубного дефектоскопа. Данные саморазрушающиеся устройства имеют произвольную форму, например, форму штифтов, которые располагают в шарнирном соединении секций многосекционного внутритрубного дефектоскопа. Эти устройства работают «на срез», фиксируют шарнирное соединение в требуемом направлении и исключают движение шарнирного соединения. Материал и форма саморазрушающихся устройств выдерживают нагрузки, возникающие при запасовке дефектоскопа в трубопровод. Данный способ принят за прототип.

Технические решения, принятые за прототип, направлены на исключение «складывания» многосекционного внутритрубного дефектоскопа в местах шарнирных соединений секций, исключение повреждений многосекционного внутритрубного дефектоскопа из-за застопоривания, перекоса и заклинивания при подготовке дефектоскопа к пуску на трубопроводе, а также на снижение себестоимости работ по проведению обслуживания многосекционного внутритрубного дефектоскопа за счет использования меньшего количества оборудования и обслуживающего персонала.

Прототип обладает следующими недостатками: саморазрушающиеся устройства при запасовке внутритрубного дефектоскопа не предназначены для проведения подготовительных работ перед пуском дефектоскопа в трубопровод, после пуска они разрушаются и перестают фиксировать шарнирные соединения и уже не выполняют свою функцию по фиксации при выемке дефектоскопа из трубопровода.

Задачей группы изобретений является создание способа и устройства для осуществления проворачивания многосекционного дефектоскопа в лотке на этапе подготовительных работ перед пуском дефектоскопа и этапе его осмотра после выемки из трубопровода.

Технический результат группы изобретений заключается в осуществлении возможности проворачивания и упрощении процесса технического обслуживания и осмотра дефектоскопа за счет исключения подвижности шарнирных соединений его секций.

Технический результат достигается применением устройства для проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке, содержащего два упора 12, выполненные в виде пластины с выступающими элементами и по меньшей мере одним отверстием с возможностью закрепления с двух сторон на вилке 5 шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка (14, 16, 18), и два прижима 13, выполненные в виде накладок с опорными элементами и приливами с по меньшей мере одним отверстием с возможностью закрепления сверху и снизу на вилке 5 шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка (15, 17, 19).

Технический результат достигается в способе проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке, согласно которому выполняют проворачивание внутритрубного дефектоскопа в лотке с использованием устройства, описанного выше.

Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке осуществляют следующим образом: дефектоскоп размещают в лотке и закрепляют к опорной балке 7 лотка, осуществляют фиксирование шарнирных соединений секций дефектоскопа, при котором в вилку 5 с двух сторон заводят упоры 12, которые затягивают соединением болт-гайка, далее сверху и снизу к вилке 5 крепят прижимы 13, которые затягивают соединением болт-гайка, далее в отверстия элементов конструкции секций дефектоскопа устанавливают такелажные винтовые скобы 23, в которые заводят крюки грузоподъемных средств 21 и 22, далее осуществляют проворачивание дефектоскопа вокруг его продольной оси при ослабленных гайках опорной балки 7 лотка с помощью грузоподъемных средств.

В частном случае, связанном с использованием грузоподъемных средств, способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке осуществляют с помощью грузоподъемных средств, например, автомобильного крана или кран-балки, крюки которых заводят в такелажные винтовые скобы 23.

В другом частном случае, связанном с использованием грузоподъемных средств, способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке осуществляют с помощью грузоподъемных средств, например, с помощью цепных рычажных талей 22, крюки которых заводят в такелажные винтовые скобы 23, при этом на лоток устанавливают кронштейны с роликовыми блоками 20, которые выполняют функцию направляющих для цепных рычажных талей 22.

Сущность группы изобретений поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведен пример конструкции внутритрубного многосекционного дефектоскопа.

На фиг. 2 показан крупный план шарнирного соединения.

На фиг. 3 приведен пример конструкции лотка.

На фиг. 4 показано размещение дефектоскопа в лотке.

На фиг. 5 показано «складывание» секций внутритрубного дефектоскопа в местах шарнирных соединений.

На фиг. 6 показан дефектоскоп в лотке с устройствами для фиксации шарнирного соединения в собранном и разнесенном положениях.

На фиг. 7 показан крупный план устройства для фиксации шарнирного соединения в собранном и разнесенном положениях.

На фиг. 8 показан способ крепления крюков грузоподъемных средств для проворачивания дефектоскопа в лотке.

На фиг. 9 показан разрез «А-А» при использовании разных грузоподъемных средств.

Сущность группы изобретений заключается в следующем.

Внутритрубный многосекционный дефектоскоп представлен секциями 1, 2 и 3 (фиг. 1), соединенными между собой шарнирными элементами, подвижными частями которых являются вилка 5 и блоки 6 (фиг. 2). Как правило секция 1 содержит бампер 4 с проушиной, предназначенной для фиксации дефектоскопа к опорной балке 7 лотка (фиг. 3). Когда дефектоскоп находится в лотке (фиг. 4), необходимо произвести его проворачивание вдоль его продольной оси 9 при ослабленных гайках 8 фиксирующей балки 7 (на фиг. 4 направление проворачивания условно показано стрелкой). Не зафиксированные шарнирные соединения при проворачивании дефектоскопа начинают складываться (фиг. 5), при этом оси 10 и 11 смежных секций дефектоскопа расходятся, а сами секции сдвигаются друг к другу, что приводит к невозможности дальнейшего проворачивания и повышается риск повреждения элементов конструкции дефектоскопа и лотка.

Для осуществления проворачивания дефектоскопа необходимо в шарнирных соединениях всех секций зафиксировать вращение блоков 6 в вилке 5 (фиг. 6). Для этого используют заявляемое устройство (фиг. 7), содержащее два упора 12, выполненные в виде пластины с выступающими элементами и отверстием, которые закрепляют с двух сторон на вилке 5 шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка (14, 16, 18), и два прижима 13, выполненные в виде накладок с опорными элементами и приливами с двумя отверстиями, которые закрепляют сверху и снизу на вилке 5 шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка (15, 17, 19). Соединение болт-гайка предполагает использование шайб 18 и 19.

Данное устройство отличается простотой конструкции, т.к. содержит всего две детали и крепежные элементы, и удобством обслуживания, т.к. монтаж и демонтаж устройства на шарнирных соединениях может быть выполнен одним человеком при свободном доступе к ним.

Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке осуществляют с использованием вышеупомянутого устройства, согласно которому проворачивание дефектоскопа можно проводить как с помощью грузоподъемных средств 21 (автомобильный кран, кран-балка и т.п.), так и «ручным» способом с применением цепных рычажных талей 22 (фиг. 8, фиг. 9). Для этого в отверстия элементов конструкции секций дефектоскопа устанавливаются такелажные винтовые скобы 23, в которые заводятся крюки грузоподъемных средств 21 или 22. При использовании талей 22 на лоток устанавливаются кронштейны с роликовыми блоками 20 (фиг. 6), при этом за один раз дефектоскоп можно провернуть вдоль его оси на угол 70°…90°, для продолжения проворачивания потребуется перестановка скоб 23.

Изобретение позволяет осуществлять проворачивание дефектоскопа в лотке, производить доступ ко всем элементам конструкции дефектоскопа в процессе подготовки его к пуску и проведении осмотра дефектоскопа после его приемки.

1. Устройство для проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке, содержащее два упора, выполненные в виде пластины с выступающими элементами и по меньшей мере одним отверстием с возможностью закрепления с двух сторон на вилке шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка, и два прижима, выполненные в виде накладок с опорными элементами и приливами с по меньшей мере одним отверстием с возможностью закрепления сверху и снизу на вилке шарнирного соединения секции дефектоскопа соединением болт-гайка.

2. Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке, характеризующийся тем, что выполняют проворачивание внутритрубного дефектоскопа в лотке с использованием устройства по п. 1.

3. Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке по п. 2, согласно которому дефектоскоп размещают в лотке и закрепляют к опорной балке лотка, осуществляют фиксирование шарнирных соединений секций дефектоскопа, при котором в вилку шарнирного соединения с двух сторон заводят упоры, которые затягивают соединением болт-гайка, далее сверху и снизу к вилке крепят прижимы, которые затягивают соединением болт-гайка, далее в отверстия элементов конструкции секций дефектоскопа устанавливают такелажные винтовые скобы, в которые заводят крюки грузоподъемных средств, далее осуществляют проворачивание дефектоскопа вокруг его продольной оси при ослабленных гайках опорной балки лотка с помощью грузоподъемных средств.

4. Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке по п. 3, согласно которому проворачивание дефектоскопа вокруг его продольной оси осуществляют с помощью грузоподъемных средств, например автомобильного крана или кран-балки, крюки которых заводят в такелажные винтовые скобы.

5. Способ проворачивания внутритрубного дефектоскопа в лотке по п. 3, согласно которому проворачивание дефектоскопа вокруг его продольной оси осуществляют с помощью грузоподъемных средств, например с помощью цепных рычажных талей, крюки которых заводят в такелажные винтовые скобы, при этом на лоток устанавливают кронштейны с роликовыми блоками, которые выполняют функцию направляющих для цепных рычажных талей.



 

Похожие патенты:

Арретир // 2010364
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в оптических приборах. .

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано при разработке устройств высокоточной фиксации исполнительных элементов различных приборов. .

Фиксатор // 553686

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при бестраншейной замене старых подземных трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены подземных трубопроводов содержит механизм ударного воздействия на разрушаемую трубу, труборазрушающий орган, расширитель для увеличения скважины, вдавливания осколков разрушенной трубы в окружающий грунт и затягивания новой трубы, соединительный элемент с труборазрушающим органом.
Наверх