Устройство и способ крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к грузовым вагонам и платформам с конструкционной скоростью движения свыше 120 км/ч и специальному железнодорожному подвижному составу, и может быть использовано при оборудовании колодочных тормозов поворотными башмаками. В устройстве крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства, включающем тормозную колодку, установленную в поворотном башмаке и неподвижно зафиксированную чекой тормозной колодки с головкой, выполненной в виде замкнутой петли овальной формы, чеку устанавливают со стороны нижней части поворотного башмака по его направляющему пазу в отверстие ушка тормозной колодки. В нижней части боковых стенок поворотного башмака через выполненные верхнее и нижнее сквозные отверстия, соответственно, устанавливают валик предохранительный и шплинт страховочный, проходящие сквозь замкнутую петлю головки чеки тормозной колодки с целью её страховки от выпадения из поворотного башмака. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надёжности крепления тормозных колодок железнодорожного транспортного средства и снижение трудоёмкости при их замене в случае предельного износа или неисправности в эксплуатации за счёт установки и закрепления чеки тормозной колодки со стороны нижней части поворотного башмака. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к грузовым вагонам и платформам с конструкционной скоростью движения свыше 120 км/ч и специальному железнодорожному подвижному составу, и может быть использовано при оборудовании колодочных тормозов поворотными башмаками.

Известен тормоз железнодорожного транспортного средства, содержащий фрикционную пару, состоящую из колеса с продольным гребнем и соединённой с башмаком посредством чеки тормозной колодки, включающей спинку, скобу и тело с гребневой частью, в которой выполнен продольный ручей с чередующимися профильными и свободными участками в виде сквозных окон по ширине продольного ручья, по периметру продольного гребня колеса в зоне профильных участков гребневой части тела тормозной колодки предусмотрен равномерный начальный зазор, а между ответными поверхностями наклонной части продольного гребня колеса и продольного ручья по длине свободных участков гребневой части тела тормозной колодки предусмотрен переменный боковой зазор, спинка тормозной колодки выполнена с напуском на гребневую часть тела тормозной колодки с дополнительными захватами вдоль кромки и по торцам спинки, расположенной в гребневой части тела тормозной колодки, а скоба снабжена направляющими для захода чеки, при этом величина напуска спинки тормозной колодки определяется углом α между вертикальной осью, проходящей через центр окружности, описывающей гребневую часть спинки тормозной колодки, и прямой, соединяющей центр данной окружности с кромкой спинки тормозной колодки, при этом значения угла α заключены в пределах 60° ≤ α ≤ 90° /1/.

Недостатком указанного тормоза железнодорожного транспортного средства в части закрепления тормозной колодки является ненадёжная фиксация чеки тормозной колодки в тормозном башмаке, осуществлённая силами упругости чеки тормозной колодки, что может привести к выпадению чеки тормозной колодки и её утрате в процессе эксплуатации, что в целом приводит к снижению надёжности работы тормозов железнодорожного транспортного средства.

Отсюда следует, что применение данного технического решения возможно только для верхнего расположения головки чеки тормозной колодки в поворотном башмаке.

Известен тормоз железнодорожного транспортного средства, принятый за прототип, содержащий тормозную колодку для взаимодействия с колесом железнодорожного транспортного средства, установленную в тормозном башмаке и закреплённую с помощью фиксирующей чеки, пропущенной по направляющему пазу тормозного башмака и через крепёжную скобу тормозной колодки, между фиксирующей чекой и тормозным башмаком в пространстве направляющего паза размещена упругая скоба с гибкими ветвями, образующими V-образную форму, верхний конец одной из гибких ветвей отогнут в виде упора, которым упругая скоба зацеплена за верхнюю кромку направляющего паза тормозного башмака, вторая ветвь упругой скобы взаимодействует с фиксирующей чекой, дополнительно закрепляя её в направляющем пазу тормозного башмака, упругая скоба зафиксирована шплинтом, размещённым над местом изгиба V-образной упругой скобы между её гибкими ветвями, пропущенным через сквозные отверстия, выполненные в боковых стенках направляющего паза тормозного башмака /2/.

Способ сборки указанного тормоза заключается в том, что тормозную колодку устанавливают в тормозном башмаке и закрепляют чекой крепления тормозной колодки, пропущенной из верхней части тормозного башмака по его направляющему пазу через отверстие в ушке тормозной колодки. Между чекой крепления тормозной колодки и тормозным башмаком в пространстве направляющего паза размещают упругую скобу с гибкими ветвями V-образной формы таким образом, чтобы верхний конец одной из гибких ветвей отогнутый в виде упора, был зацеплен за верхнюю кромку направляющего паза тормозного башмака, при этом вторая ветвь упругой скобы взаимодействует с фиксирующей чекой, дополнительно закрепляя её в направляющем пазу тормозного башмака. Упругую скобу фиксируют шплинтом, размещая его над местом изгиба V-образной упругой скобы между её гибкими ветвями, пропуская через сквозные отверстия, выполненные в боковых стенках направляющего паза тормозного башмака /2/.

Недостатком указанного тормоза железнодорожного транспортного средства и способа его сборки является затруднённый доступ к узлу колодка-чека-башмак и, как следствие, сложность снятия/установки чеки при смене тормозных колодок в эксплуатации из-за необходимого демонтажа/монтажа упругой скобы, осложняющегося отсутствием смотровой канавы.

Кроме того, в пути следования на железнодорожном транспортном средстве в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) /3/ должен проводится визуальный контроль за наличием чек и шплинтов в башмаках, а в указанном тормозе требуется дополнительный визуальный контроль за наличием упругой скобы, что сложно осуществить в тормозных рычажных передачах трёхосных тележек грузовых вагонов-платформ с конструкционной скоростью движения свыше 120 км/ч.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надёжности крепления тормозных колодок железнодорожного транспортного средства и снижение трудоёмкости при их замене в случае предельного износа или неисправности в эксплуатации за счёт установки и закрепления чеки тормозной колодки со стороны нижней части поворотного башмака, что обеспечит беспрепятственный визуальный контроль за наличием чеки тормозной колодки в поворотном башмаке, облегчит доступность для обслуживания узла колодка-чека-башмак, снизит потери времени при смене тормозных колодок.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства, включающем тормозную колодку, установленную в поворотном башмаке, установленном на траверсе тормозной рычажной передачи, неподвижно зафиксированной в поворотном башмаке с помощью чеки крепления тормозной колодки, головка чеки тормозной колодки выполнена в виде замкнутой петли овальной формы с внутренними радиусами R скруглений от 12 до 38 мм и расстоянием L между центрами скруглений не менее 20 мм, а в нижней части боковых стенок поворотного башмака выполнены верхнее и нижнее сквозные отверстия, в которые, соответственно, установлены валик предохранительный и шплинт страховочный, проходящие сквозь замкнутую петлю головки чеки тормозной колодки с целью её страховки.

Также технический результат достигается тем, что в способе крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства, заключающемся в закреплении тормозной колодки чекой тормозной колодки на поворотном башмаке, установленном на траверсе тормозной рычажной передачи, чеку тормозной колодки устанавливают со стороны нижней части поворотного башмака по его направляющему пазу в отверстие ушка тормозной колодки, сопряжённой своей тыльной частью с поворотным башмаком, а в сквозные отверстия, выполненные в нижней части боковых стенок поворотного башмака устанавливают валик предохранительный и шплинт страховочный таким образом, чтобы они проходили сквозь замкнутую петлю головки чеки тормозной колодки и обеспечивали предохранение чеки тормозной колодки от выпадения из поворотного башмака.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

- на фиг. 1 изображена тормозная колодка с чекой, установленной со стороны нижней части поворотного башмака;

- на фиг. 2 изображена чека тормозной колодки с головкой в виде замкнутой петли овальной формы.

Устройство крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства включает тормозную колодку 1 (фиг. 1), установленную в поворотном башмаке 2, установленном на траверсе тормозной рычажной передачи (на фиг. не показаны), неподвижно зафиксированную в поворотном башмаке 2 с помощью чеки 3 тормозной колодки.

Головка 4 (фиг. 1, 2) чеки 3 тормозной колодки выполнена в виде замкнутой петли овальной формы с внутренними радиусами R скруглений от 12 до 38 мм и расстоянием L между центрами скруглений не менее 20 мм, а в нижней части боковых стенок поворотного башмака 2 выполнены верхнее и нижнее сквозные отверстия, в которые соответственно установлены валик 5 предохранительный и шплинт 6 страховочный, проходящие сквозь замкнутую петлю головки 4 чеки 3 тормозной колодки 1.

Устройство и способ крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства функционируют следующим образом.

Устанавливают тормозную колодку 1 тыльной стороной в поворотный башмак 2, который установлен на траверсе тормозной рычажной передачи, таким образом, чтобы её ушко и упорные приливы находились в соответствующих пазах, выполненных в конструктиве поворотного башмака 2 и закрепляют тормозную колодку 1 от выпадения из него с помощью чеки 3 тормозной колодки 1, причём чеку устанавливают со стороны нижней части поворотного башмака 2 по его направляющему пазу в отверстие ушка тормозной колодки 1.

В свою очередь чеку 3 тормозной колодки предохраняют от выпадения из поворотного башмака 2 постановкой в сквозные отверстия, выполненные в нижней части боковых стенок поворотного башмака 2, валика 5 предохранительного и шплинта 6 страховочного, таким образом, чтобы они проходили сквозь замкнутую петлю головки 4 чеки 3 тормозной колодки 1.

В результате обеспечивается установка и надёжное закрепление тормозной колодки 1 в поворотном башмаке 2 с помощью чеки 3 тормозной колодки, устанавливаемой со стороны нижней части поворотного башмака.

Преимущество установки чеки тормозной колодки со стороны нижней части поворотного башмака заключается в улучшении визуального контроля в эксплуатации за наличием чеки тормозной колодки в поворотном башмаке и в обеспечении беспрепятственного доступа к чеке тормозной колодки для её демонтажа при смене тормозных колодок в соответствии с положениями Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) /3/ в части визуального контроля и замены неисправных колодок в пути следования.

Предлагаемое устройство и способ крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства могут применяться на грузовых вагонах и платформах с конструкционной скоростью движения свыше 120 км/ч и на специальном железнодорожном подвижном составе.

Эффективность и целесообразность предлагаемого решения подтверждена при подконтрольной эксплуатации опытных образцов скоростных вагонов-платформ для контейнерных перевозок модели 13-6704.

Источники информации

1. RU, патент на изобретение № 2293676 С1 «Тормоз железнодорожного транспортного средства», МПК В61Н 1/00, В61Н 7/04, опубл. 20.02.2007 г.

2. RU, патент на полезную модель № 172302 U1 «Тормоз железнодорожного транспортного средства», МПК В61Н 1/00, В61Н 13/20, В61Н 13/34, опубл. 04.07.2017 г.

3. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), введена в действие распоряжением ОАО «РЖД» №1794р. от 31.08.2009 г.

1. Устройство крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства, включающее тормозную колодку, установленную в поворотном башмаке, установленном на траверсе тормозной рычажной передачи, неподвижно зафиксированную в поворотном башмаке с помощью чеки крепления тормозной колодки, отличающееся тем, что головка чеки тормозной колодки выполнена в виде замкнутой петли овальной формы с внутренними радиусами R скруглений от 12 до 38 мм и расстоянием L между центрами скруглений не менее 20 мм, а в нижней части боковых стенок поворотного башмака выполнены верхнее и нижнее сквозные отверстия, в которые, соответственно, установлены валик предохранительный и шплинт страховочный, проходящие сквозь замкнутую петлю головки чеки тормозной колодки с целью её страховки.

2. Способ крепления тормозной колодки железнодорожного транспортного средства, заключающийся в закреплении тормозной колодки чекой тормозной колодки на поворотном башмаке, установленном на траверсе тормозной рычажной передачи, отличающийся тем, что чеку тормозной колодки, выполненную по п. 1, устанавливают со стороны нижней части поворотного башмака по его направляющему пазу в отверстие ушка тормозной колодки, сопряжённой своей тыльной частью с поворотным башмаком, а в сквозные отверстия, выполненные в нижней части боковых стенок поворотного башмака устанавливают валик предохранительный и шплинт страховочный таким образом, чтобы они проходили сквозь замкнутую петлю головки чеки тормозной колодки и обеспечивали предохранение чеки тормозной колодки от выпадения из поворотного башмака.



 

Похожие патенты:

Настоящим изобретением предложена тормозная колодка плавающего типа, содержащая опорный диск (1) тормозной колодки со скрытой наружной поверхностью (2) и позиционирующим отверстием (3); фрикционный орган (4), содержащий фрикционную часть (5) и позиционирующую часть (6), вставленную в позиционирующее отверстие (3), причем первый зазор (7) предусмотрен между позиционирующей частью (6) и позиционирующим отверстием (3); соединительный элемент (8) для размещения фрикционного органа (4) на опорном диске (1) тормозной колодки с возможностью плавающего перемещения и эластичный несущий элемент (9), установленный в пределах скрытой наружной поверхности (2), соединенный с фрикционным органом (4) и содержащий направляющее отверстие, рассчитанное на введение позиционирующей части (6), причем внешний край контура эластичного несущего элемента (9) примыкает к внутренней боковой стенке скрытой наружной поверхности (2) или между внешним краем контура эластичного несущего элемента (9) и внутренней боковой стенкой скрытой наружной поверхности (2) предусмотрен второй зазор (10), величина которого меньше величины первого зазора (7).

Настоящее изобретение представляет собой электрический тормоз, который при отсутствии тока будет работать как аварийный тормоз, его также можно использовать в качестве стояночного тормоза, обеспечивающего остановку транспортного средства в течение всего времени отсутствия питания. Электрический тормоз содержит колодки и тормозной двигатель, по меньшей мере одну пружину, при этом накопленная энергия является механической энергией, приводной вал, закрепленный на оси тормозного двигателя, палец, соединенный с приводным валом, и рычаг, выполненный с возможностью свободного вращения вокруг приводного вала.

Изобретение относится к тормозной колодке для дискового тормоза с уменьшенными характеристиками износа. В тормозной колодке фрикционный материал распределен так, что его большая масса сосредоточена в радиально наружной области тормозной колодки, при этом боковые стороны материала колодки, в целом, сходятся по радиальным линиям, начинающимся от оси вращения тормозного диска.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при производстве фрикционных колодок дисковых тормозов автомобилей. При торможении к вращающемуся диску силовым гидроцилиндром, находящимся в плавающей скобе, прижимается фрикционная накладка колодки дискового тормоза, в которой выполнены канавки для отвода продуктов износа с кольцевой поверхности трения накладки и тормозного диска.

Предлагаемое изобретение относится к тормозным композиционным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка включает каркас-тыльник, изготовленный из металлической ленты с выполненными в нем отверстиями, и проволочный каркас, впрессованные в композиционный фрикционный элемент с бобышкой, при этом отверстия в каркасе-тыльнике выполнены рядами путем сквозных проколов круглой формы с образованием с обратной стороны прокола рваных краев, при этом проколы в ряду, по направлению рваных краев, выполнены чередующимися и направлены в противоположные стороны.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, выполненным из полимерных композиционных материалов. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из полимерного композита.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам вагонов, электропоездов и другого рельсового транспорта. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и плоскую боковую поверхность.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка включает композиционный фрикционный элемент, в тыльную часть которого впрессован проволочный каркас.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает композиционный фрикционный элемент, в тыльную часть которого впрессован проволочный каркас.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, выполненным из полимерных композиционных материалов. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из полимерного композита.

Композиционные колодки используются для получения эффекта торможения в тормозных устройствах железнодорожных грузовых и пассажирских вагонов и электропоездов. Колодка железнодорожного подвижного состава включает в себя фрикционный материал (элемент) и металлический каркас, который состоит из полимерного фрикционного материала (элемента) 1 и металлического каркаса.
Наверх