Цилиндрическая зубчатая передача внутреннего зацепления с опорой вращающегося колеса по наружному диаметру обода
Владельцы патента RU 2787798:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромская государственная сельскохозяйственная академия (RU)
Изобретение относится к области машиностроения. Цилиндрическая зубчатая передача внутреннего зацепления, смонтированная в корпусе, включает валы с колесами с наружными зубьями, которые входят в зацепление с колесом с внутренними зубьями. Валы колес с наружными зубьями зафиксированы относительно корпуса. У колеса с внутренними зубьями исключен вал с диском или спицами от ступицы к цилиндрическому ободу и последний опирается на корпус с фиксацией в осевом направлении через радиальный подшипник качения или скольжения, что обеспечивает сохранение геометрической оси вращения колеса с внутренними зубьями, которое является передаточным звеном между ведущим колесом с наружным расположением зубьев и другими колесами с наружным расположением зубьев, варьированием числа которых обеспечивается получение определенного передаточного отношения и частоты вращения. Обеспечивается выход зафиксированных относительно корпуса в осевом направлении валов колес с наружными зубьями в обе стороны от плоскости вращения. 2 ил.
Изобретение относится к механическим устройствам для передачи движения с применением зубчатых колес.
Известны конструкции цилиндрических зубчатых передач внутреннего зацепления, включающие колесо с наружным расположением зубьев и колесо с внутренними зубьями, что позволяет сохранить одинаковое направление вращения колес. Также эта передача обладает повышенной нагрузочной способностью за счет более благоприятного сочетания профилей зубьев контактирующих поверхностей. [1…9] Однако классическая конструкция передачи внутреннего зацепления с расположением зубчатых колес на валах для обеспечения геометрических осей вращения (фиг. 1) не позволяет расположить, при необходимости, выходной конец вала колеса с наружными зубьями со стороны диска или спиц, связывающего(щих) ступицу вала колеса с внутренними зубьями с ободом венца; также межосевое расстояние намного меньше габаритов колеса с внутренними зубьями.
Изменение конструкции передачи с обеспечением геометрической оси вращения колеса с внутренними зубьями исключением его вала и выполнением опоры обода колеса непосредственно в корпусе на радиальном подшипнике качения или скольжения, с размещением внутри еще одного колеса с наружным расположением зубьев (или нескольких колес), входящего(щих) в зацепление с внутренними зубьями, позволяет выводить выходные концы валов в обе стороны (фиг. 2). При таком решении колесо с внутренними зубьями служит передаточным звеном между ведущим колесом с наружным расположением зубьев и другими колесами с наружным расположением зубьев, варьированием числа которых обеспечивается получение определенного передаточного отношения и частоты вращения. От смещения в осевом направлении колесо с внутренними зубьями удерживается, например, установленным на его ободе подшипником качения, закрепленным в корпусе передачи, а при подшипнике скольжения -упорами с двух сторон обода.
На фиг. 2 представлен вид конструкции передачи с обеспечением геометрической оси вращения колеса с внутренними зубьями исключением его вала и выполнением опоры обода колеса непосредственно в корпусе на радиальном подшипнике скольжения, с размещением внутри на зафиксированных в осевом направлении валах двух колес с наружным расположением зубьев, входящих в зацепление с внутренними зубьями, что позволяет выводить выходные концы валов в обе стороны. Передача включает корпус 1 с опорами зафиксированных в осевом направлении вала колеса 3 с наружными зубьями (ведущее) и вала колеса 4 с наружными зубьями (ведомое) и опорой обода вращающегося колеса 2 с внутренними зубьями, опорную втулку 5 (запрессована в расточенное цилиндрическое отверстие корпуса 1) подшипника скольжения обода колеса 2 с внутренними зубьями и ограничители 6 осевого сдвига колеса 2 с внутренними зубьями в виде зафиксированных в корпусе плоских шайб. В нижней части корпуса размещается масло для смазки зацепления и подшипника скольжения.
При вращении ведущего колеса 3 с наружными зубьями приводится в движение колесо 2 с внутренними зубьями, которое передает движение ведомому колесу 4 с наружными зубьями. Геометрическая ось вращения колеса 2 с внутренними зубьями обеспечивается установкой его обода в корпусе 1 на опорной втулке 5 подшипника скольжения, а исключение диска и вала (фиг. 1, поз. 4 и поз. 5) обеспечивает возможность размещения выходных концов валов ведущего колеса 3 с наружными зубьями и ведомого колеса 4 с наружными зубьями с обеих сторон корпуса 1. Проход обода колеса 2 с внутренними зубьями через масляную ванну обеспечивает непрерывное поступление жидкой смазки как к парам зацепления, так и к подшипнику скольжения по всей сопрягаемой площади, что обеспечивает гарантированное разделение маслом контактирующих поверхностей и снижение потерь на трение. [10]
Конструкции цилиндрической передачи внутреннего зацепления с обеспечением геометрической оси вращения колеса с внутренними зубьями исключением его вала и выполнением опоры обода колеса непосредственно в корпусе на радиальном подшипнике качения или скольжения, с размещением внутри на зафиксированных в осевом направлении колес с наружным расположением зубьев, входящих в зацепление с внутренними зубьями, позволяет выводить выходные концы валов в обе стороны от плоскости вращения.
Источники информации
1. Атлас деталей машин. Передачи. Под ред. проф. Б.П. Дашкевича. - Киев: Госуд. изд. технической лит. УССР, 1958. - 232 с., ил.
2. М.И. Анфимов Редукторы. Конструкции и расчет. Альбом. - М: Машиностроение, 1965. - 288 с., ил.
3. ГОСТ 19274-73 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внутреннего зацепления. Расчет геометрии.
4. Детали машин: Атлас конструкций. Под ред. д-ра техн. наук, проф. Д.Н. Решетова. - М.: Машиностроение, 1979. - 367 с., ил.
5. Иванов М.Н. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1984. - 335 с., ил.
6. Цехнович Л.И., Петриченко И.П. Атлас конструкций редукторов. - Киев, Выща школа, 1990. - 151 с., ил.
7. Детали машин: Атлас конструкций. В 2-х частях. Ч. 1. Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Д.Н. Решетова. - М.: Машиностроение, 1992. - 352 с., ил.
8. Мороз С.Ф., Перемыщев Д.А. Зубчатые и червячные передачи. Атлас конструкций. - М.: изд. МЭИ, 2000. - 114 с., ил.
9. К.П. Жуков, Ю.Е. Гуревич Атлас конструкций механизмов, узлов, и деталей машин. Часть 1. - М.: Министерство образования РФ, МГТУ «Станкин», 2000. - 143 с., ил.
10. Воскресенский В.А., Дьяков В.И. Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник. - М.: Машиностроение, 1980. - 224 с., ил. (Б-ка конструктора).
Цилиндрическая зубчатая передача внутреннего зацепления, смонтированная в корпусе, включающая валы с колесами с наружными зубьями, которые входят в зацепление с колесом с внутренними зубьями, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения выхода зафиксированных относительно корпуса в осевом направлении валов колес с наружными зубьями в обе стороны от плоскости вращения, исключен у колеса с внутренними зубьями вал с диском или спицами от ступицы к цилиндрическому ободу и последний опирается на корпус с фиксацией в осевом направлении через радиальный подшипник качения или скольжения, что обеспечивает сохранение геометрической оси вращения колеса с внутренними зубьями, которое является передаточным звеном между ведущим колесом с наружным расположением зубьев и другими колесами с наружным расположением зубьев, варьированием числа которых обеспечивается получение определенного передаточного отношения и частоты вращения.