Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложен способ разрушения льда, при реализации которого под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью. В процессе буксировки телу сообщают зигзагообразное движение в горизонтальной плоскости. Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова. 1 ил.

 

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (1. В.М. Козин. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания. 2007. 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. с.5-9).

Известно (2. В.М. Козин, В.Л. Земляк. Физические основы разрушения ледяного покрова резонансным методом. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема: 2013, 257 с. ISBN 978-5-85094-519-0 (см. с. 48), что при зигзагообразном движении судна на воздушной подушке по ледяному покрову (при воздействии на лед нагрузки, приложенной ко льду сверху) интенсивность его разрушения возбуждаемыми ИГВ возрастает. Очевидно, что к аналогичному результату приведет и воздействие на лед ИГВ, возбуждаемых от движения нагрузки, приложенной снизу (от ИГВ, возбуждаемых при движении подо льдом тела с положительной плавучестью).

Также известно техническое решение (3. RU 2149795 - принято за прототип), в котором предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ, т.е. резонансным методом. При его осуществлении одновременно с движением судна под первым гребнем волны, возникающей за кормой судна, размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью.

Недостатком решения является ограниченная возможность увеличения амплитуды ИГВ, т.е. его ледоразрушающей способности.

Задача изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды возбуждаемых ИГВ.

Технический результат заключается в увеличении амплитуды возбуждаемых ИГВ, что увеличит толщину разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ, при этом под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью,

Отличительные: в процессе буксировки телу в горизонтальной плоскости сообщают зигзагообразное движение.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом ИГВ оказывается недостаточной для разрушения ледяного покрова, то в процессе движения судна под ледяным покровом размещают и буксируют тело с положительной плавучестью (например, эластичную емкость, заполненную воздухом). При помощи буксира его располагают под первым за кормой судна гребнем волны, высота которого максимальна по сравнению с другими гребнями (4. В.М. Козин и др. Экспериментально-теоретические исследования зависимости параметров распространяющихся в плавающей пластине изгибно-гравитационных волн от условий их возбуждения. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2016, 222 с. ISBN 978-5-7962-1504-9). Сила выталкивания воды (архимедова сила), действующая на тело, будет увеличивать высоту гребня, т. е. амплитуду ИГВ, за кормой судна. В зависимости от толщины льда объем тела увеличивают путем подкачки в него сжатого воздуха до тех пор, пока высота гребня не достигнет предельного значения. Если этого окажется не достаточно для разрушения льда, то в процессе буксировки телу, например, при помощи рулевого устройства (на рис. не показан) сообщают боковые смещения, т.е. перемещения в горизонтальной плоскости, что обеспечит ему зигзагообразное движение, например, в виде синусоидальной траектории (на фиг. не показано). Это вызовет дополнительное увеличение амплитуды возбуждаемых ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности [2], и позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически.

Под ледяным покровом 1 на заданном заглублении H начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью vp. Если амплитуда возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то в процессе движения судна под ледяным покровом размещают и буксируют тело с положительной плавучестью 4 (эластичную емкость, заполненную воздухом). При помощи буксира 5 тело 4 располагают под первым за кормой судна гребнем волны. Для этого при помощи эхолотов 6, размещенных по длине судна, определяют профиль волны и соответствующую длину буксира 5. Сила выталкивания F, действующая на тело 4, будет увеличивать высоту гребня, т.е. амплитуду ИГВ, за кормой судна. В зависимости от толщины льда объем тела 4 увеличивают путем подкачки в него сжатого воздуха через шланг, закрепленный на буксире 5 (на фиг. не показан). Если и этого окажется не достаточно для разрушения льда, то в процессе буксировки телу 4, например, при помощи рулевого устройства (на фиг. не показан) сообщают зигзагообразное движение (на фиг. не показано). В результате амплитуда ИГВ 3 возрастет до амплитуды ИГВ 7.

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью, отличающийся тем, что в процессе буксировки телу в горизонтальной плоскости сообщают зигзагообразное движение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала - в кормовой оконечности.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна ширину попутного потока вначале уменьшают, а затем увеличивают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение направлено на борьбу с торосистыми ледовыми образованиями. Предложен способ разрушения торосов ледяного покрова, основанный на расположении на ледоколе лазерных установок, нагружении ледоколом, фокусировке лазерного излучения на ледяном покрове, при этом фокусируют излучение на частях тороса: парусе и консолидированном слое тороса ледяного поля, фокусирующим излучением нагревают на спектральных линиях поглощения газы, заключенные внутри пузырьков и полостей кристаллической структуры льда тороса, в частотно-импульсном режиме излучения нагрев газов производят в локальных участках-парусах, а в непрерывном режиме - консолидированный слой до возникновения разрушения кристаллической структуры льда тороса на фракции, производят нагружением ледоколом фракций разрушенной кристаллической структуры льда полное разрушение торосов.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к средствам для разрушения ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое монтируется на носовой части атомного ледокола и определяет способ разрушения участка ледового покрова океана перед ледоколом паром высокого давления и высокой температуры от парогенератора атомного ледокола, подаваемого через калиброванные зубцы, расположенные на ребрах поддона без дна, расположенного на шарнирно закрепленной раме.

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него.
Наверх