Способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана путем циклопропанирования мирцена

Предлагаемое изобретение относится к органической химии, конкретно к способу получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана, представляющего интерес в качестве высокоэнергетического соединения, перспективного синтетического углеводородного горючего. Способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1) осуществляют путем циклопропанирования мирцена и характеризуется тем, что мирцен подвергают взаимодействию с диазометаном (CH2N2) в присутствии Et2AlCl при мольном соотношении мирцен : CH2N2 : Et2AlCl = 1:(3-5):(3-5), в среде хлористого метилена, в атмосфере аргона при 20-23°С и атмосферном давлении в течение 6 ч. Выход полициклического углеводорода (1) составляет 85-93%. 1 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области органической химии, в частности, к способу получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1):

Полициклопропановый углеводород 1 является перспективным синтетическим высокоимпульсным топливом [Liu Y. et al. Synthesis of strained high-energy rocket bio-kerosene via cyclopropanation of myrcene //Fuel Processing Technology. - 2020. - T. 201. - C. 106339; Tricyclopropyl compound and preparation method and application thereof in aerospace fuel. Патент CN 109970505 А.]. В настоящее время в ракетно-космической и военно-ракетной технике стоит важная и актуальная проблема в получении синтетического высокоимпульсного топлива с большой плотностью и высокой удельной теплотой сгорания. Одно из наиболее перспективных направлений связано с получением полициклопропановых углеводородов путем циклопропанирования биовозобновляемого сырья, в качестве которого часто рассматривают мирцен. Последний может быть легко получен при термическом разложении β-пинена [М.В. Kolicheski, L.C. Соссо, D.A. Mitchell, М. Kaminski, Synthesis of myrcene by pyrolysis of β-pinene: analysis of decomposition reactions, J. Anal. Appl. Pyrolysis 80 (2007) 92-100], являющегося основным компонентом скипидара, в настоящее время производимым в объеме около 330000 тонн в год [G. Nie, J.-J. Zou, R. Feng, X. Zhang, L. Wang, HPW/MCM-41 catalyzed isomerization and dimerization of pure pinene and crude turpentine, Catal. Today 234 (2014) 271-277.].

Известен единственный способ [Tricyclopropyl compound and preparation method and application thereof in aerospace fuel. Патент CN 109970505 A; Liu Y. et al. Synthesis of strained high-energy rocket bio-kerosene via cyclopropanation of myrcene // Fuel Processing Technology. - 2020. - T. 201. - C. 106339.] получения полициклопропанового углеводорода 1 взаимодействием мирцена с дииодметаном в присутствии Et2Zn и CF3COOH:

Недостатками способа являются низкий выход целевого продукта, вследствие образования побочных трудноотделимых продуктов моно- и дициклопропанирования мирцена в количестве 31.2%, использование дорогостоящего дииодметана и агрессивной трифторуксусной кислоты.

Цель изобретения - увеличение выхода целевого продукта (1) за счет более селективного прохождения процесса полного циклопропанирования мирцена с использованием более дешевого метиленирующего агента.

Предлагается новый способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1).

Сущность способа заключается во взаимодействии мирцена с CH2N2 в присутствии Et2AlCl, взятыми в мольном соотношении мирцен: CH2N2 : Et2AlCl=1: (3-5): (3-5), в среде хлористого метилена, в атмосфере аргона при температуре 20-23°С и атмосферном давлении в течение 6 ч. Изолированный выход 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1) составляет 85-93%. Селективность реакции по соединению (1) составляет более 95%. Реакция протекает по схеме:

Изменение соотношения исходных реагентов CH2N2 и Et2AlCl в сторону увеличения их содержания по отношению к мирцену не приводит к существенному повышению выхода целевого продукта (1). Снижение количества CH2N2 и Et2AlCl по отношению к мирцену (соотношение мирцен: CH2N2 : Et2AlCl = 1:2:2) приводит к смеси продуктов моно-, ди- и трициклопропанирования. Реакции проводили при температуре 20-23°С. При более высокой температуре (например, 40°С) увеличиваются энергозатраты на проведение процесса, при меньшей температуре (например, 0°С) значительно снижается скорость реакции.

Существенные отличия предлагаемого способа:

В известном способе реакция проходит с образованием трудноразделимой смеси углеводородов, содержащей продукты моно-, ди- и трициклопропанирования. Известный способ характеризуется меньшим выходом целевого продукта - 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1). В известном способе используется дииодметан - более дорогой относительно диазометана реагент.

Предлагаемый способ обладает следующими преимуществами:

1. В предлагаемом способе изолированный выход 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1) составляет 85-93% при полном отсутствии (согласно ГХ-МС) продуктов моно- и дициклопропанирования мирцена. Селективность реакции по соединению (1) составляет более 95%.

2. Предлагаемый способ основан на применении промышленно доступных реагентов.

Способ поясняется следующим примером:

ПРИМЕР. В стеклянный реактор в атмосфере сухого аргона при 0°С и перемешивании на магнитной мешалке помещают 4 мл CH2Cl2, 0,43 мл (4 ммоль) Et2AlCl, перемешивают 15 минут при 0°С. Добавляют 0,14 г (1 ммоль) мирцена и 20 мл 0.2 М раствора диазометана (4 ммоль) в хлористом метилене. Температуру доводят до комнатной (20-23°С) и перемешивают 6 ч. Реакционную массу обрабатывают 7%-ным водным раствором НО, продукты реакции экстрагируют хлористым метиленом, выделяют 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропан с выходом 91%.

Диазометан в растворе хлористого метилена получают по модифицированной методике [Металлокомплексный катализ в органическом синтезе. Ациклические соединения. // У.М. Джемилев, Н.Р. Поподько, Е.В. Козлова.- М.: Химия, 1999.- 648 с. ].

Анализ реакционной массы и углеводорода (1) проводили на хроматографе Carlo Erba GC-6000 Vega Series 2, стальная насадочная колонка 2 м*3 мм, 15% поли- Chromaton N-AW 0.250-0.315 мм. Программирование температуры 50-180°С, скорость нагрева 8°С/мин, газ носитель - гелий (30 мл/мин). Детектор ПИД, температура испарителя, детектора - 200°С. Масс-спектры измерены с помощью прибора "Finnigan 4021" с энергией ионизирующих электронов 70 эВ и температурой камеры ионизации 200°С.Спектры ЯМР 1Н и 13С регистрировали на спектрометрах Bruker Avance-400 (400.13 и 100.62 МГц соответственно) в CDCl3.

Другие примеры, подтверждающие способ, приведены в таблице.

Все опыты проводили в среде дихлорметана при атмосферном давлении в атмосфере аргона в течение 6 ч.

Способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1)

путем циклопропанирования мирцена, отличающийся тем, что мирцен подвергают взаимодействию с диазометаном (CH2N2) в присутствии Et2AlCl при мольном соотношении мирцен : CH2N2 : Et2AlCl = 1:(3-5):(3-5), в среде хлористого метилена, в атмосфере аргона при 20-23°С и атмосферном давлении в течение 6 ч.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое изобретение относится к органической химии, конкретно, к способу получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана, представляющего интерес в качестве высокоэнергетического соединения, перспективного синтетического углеводородного горючего. Способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1) осуществляют взаимодействием мирцена с дииодметаном (CH2I2) в присутствии металлоорганического соединения.
Изобретение относится к судовым топливам. Предложено стабильное низкосернистое остаточное судовое топливо, включающее гудрон и остаток висбрекинга тяжелых нефтяных фракций, характеризующееся тем, что дополнительно содержит малосернистые компоненты, в качестве которых используют тяжелую смолу пиролиза газобензиновой смеси и гидроочищенную дизельную фракцию, при следующем соотношении компонентов, мас.%: тяжелая смола пиролиза газобензиновой смеси 25-70, гидроочищенная дизельная фракция 20-65, остаток висбрекинга тяжелых нефтяных фракций 3-5, гудрон - остальное.
Изобретение относится к нефтепереработке. Предложено топливо, включающее в себя продукт каталитического крекинга текучей среды, содержащей топливную смесь, состоящую из 93-99,95 мас.% материала нефтяной фракции и 0,05-7 мас.% материала необогащенного возобновляемого нефтяного топлива, состоящего из продукта измельчения и некаталитической термической обработки углеродсодержащей массы, содержащей целлюлозную биомассу, с превращением по меньшей мере 60 мас.% этой массы в необогащенное возобновляемое нефтяное топливо, имеющее углеродсодержание по меньшей мере 40 мас.% на сухую основу и содержание воды в интервале 10-40 мас.%, при этом необогащенное возобновляемое нефтяное топливо получено из углеродсодержащей массы, включающей 90-50 мас.% целлюлозной биомассы и 10-50 мас.% резиновой крошки и/или отходов полимеров.

Изобретение относится к способу получения топлива или его компонентов при переработке полимерных отходов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Способ включает предварительную сортировку полимерных отходов, их промывку, сушку и измельчение, направление подготовленного полимерного сырья в реактор термолиза, разделение полученных продуктов на легкое и тяжелое термолизное масло с последующим выделением фракций НК-180 °С, 180-360 °С, 360-КК °С, причем подготовленные полимерные отходы содержат не более 0,1 масс.

Изобретение относится к топливной композиции флотского мазута. Предложена топливная композиция флотского мазута, с содержанием не более 22% об.

Изобретение относится к области нефтепереработки. В частности, к способу переработки отработанного масла, включающему предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Предложено устройство для уменьшения загрязнения окружающей среды исходным сырьем тяжелого судового жидкого топлива, включающее первый резервуар, второй резервуар, гидравлически сообщающийся с первым резервуаром, и третий резервуар, гидравлически сообщающийся со вторым резервуаром и обеспечивающий возможность обработки жидких компонентов, поступивших в него из второго сосуда, отделение любых остаточных газообразных компонентов и любых побочных углеводородных компонентов от конечного продукта тяжелого судового жидкого топлива и выгрузки тяжелого судового жидкого топлива, и линию разгрузки из третьего резервуара для выгрузки продукта ТСЖТ.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способу получения депрессорной присадки к топливам. Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и топливу судовому маловязкому включает следующие стадии: проводят экстракцию легкой части из низкомолекулярного полиэтилена производства полиэтилена высокого давления с использованием легкокипящих индивидуальных углеводородов или углеводородных фракций, которые выкипают в интервале температур 25-100°С, с последующей отпаркой экстрагента и смешивают полученный продукт процесса экстракции с гидроочищенным дизельным топливом в соотношении 20:80% мас.

Изобретение относится к области авиационных бензинов. Композиция авиационного бензина содержит топливо на основе авиационного бензина, марганец противодетонационный компонент и компонент, представляющий собой поглотитель марганца, причем указанный компонент, представляющий собой поглотитель марганца, содержит молекулы, состоящие из центрального атома и фрагментов, присоединенных к центральному атому, где центральный атом представляет собой фосфор; фрагменты, присоединенные к центральному атому, представляют собой электроноакцепторные фрагменты, выбранные из группы, состоящей из электронодефицитных атомов и электронодефицитных функциональных групп, причем электроноакцепторный фрагмент включает замещенную арильную группу, которая непосредственно присоединена к центральному атому, и заместитель в арильной группе представляет собой фтор.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Предложен способ снижения выбросов в портах, включающий (a) технический анализ, проведенный из расчета в кВт/ч выбросов серы или металлов, возникающих в результате выработки электроэнергии на берегу системами, которые вырабатывают электроэнергию, обычно поставляемую электросети в порту или в месте, находящемся рядом, включая выбросы в атмосферу выхлопных газов такими системами, которые непосредственно связаны с использованием судном местного электроснабжения, когда судно находится в порту и подсоединено к электросети, поставляющей электричество, вырабатываемое на берегу; (b) технический анализ, проведенный из расчета в кВт/ч количества выбросов серы и металлов, возникающих в результате выработки на борту судна электроэнергии судном в порту в месте (a), затем сравнение (а) и (b), и если (b) выбросы, генерируемые судном для выработки электроэнергии, ниже, чем местные источники энергии (a), то судно передает всю или часть электроэнергии, выработанной на борту, в электросеть порта.

Предлагаемое изобретение относится к органической химии, конкретно, к способу получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана, представляющего интерес в качестве высокоэнергетического соединения, перспективного синтетического углеводородного горючего. Способ получения 1-[2-(2,2-диметилциклопропил)этил]-1,1'-бициклопропана (1) осуществляют взаимодействием мирцена с дииодметаном (CH2I2) в присутствии металлоорганического соединения.
Наверх