Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации

 

J4 38457

Вльбб 74 с, 18,, АВТОРСИОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA

ОПИСАНИЕ устройства одношлейфной тревожной

К авторскому свидетельству Я. А. Плинк,. заявленному

17 ноября 1931 года (снр. о перв. № 97778).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1934 года. (197) Изобретение относи ся к устройствам для тревожндй сигнализации.

11редметом настоящего изобретения является одношлейфная тревожная сигнализация, предназначенная для пожарной и военизиров4нной охраны фабрично-заводских территорий, аэродромов, полигонов и пр., где посты охраны раслоло>кены на значительной территории и подвод к каждому навещателю тревоги отдельного провода затрудни елен.

Предлагаемое устройство удовлетворяя всем требованиям пожарной и военизированной охраны предусматривает: а) воспроизведение импульсных сигналов, подаваемых с помощью типового колеса в извещателе, в оптические в удобном для приема виде — осьешение номера или адреса сигиализирующего поста; 6) возможность одновременного приема двух сигналоз тревоги с разных извещателей; в) избежани каких бы то ни было искажений, если одновременно будет подано сколько угодно сигналов (в этом случае два сигнала принимаются, а остальные приняты не будут и не внесут никаких искажений в принимаемые); г) безотказность работы устройства в случае неисправностей в линии шлейфа, как-то обрыв, заземление поодиночке и в комбинациях, причем упомянутые неисправности автоматически контролируются оптически и акустически; д) возможность телефонного сообщения центрального поста с и;стами охраны; е) возможность применения обратного сигнала по обшевзвестныи. схемам; ж) двойную надежность работы, так как каждый сигнал принимается двумя комплектами приборов.

Ниже приводится описание работы схемы -н токопрохождения в различие моменты работы.

На чертеже фиг. 1 представляетпринцилиальную схему устройства; фиг. 2 и 3 — типовое колесо в извещателе.

Работа схемы.

1. И с х о д и о е п о л о ж е н и е. Якоря линейных реле ЛР-„и ЛР» включенных в цепь шлейфа и находящихся лод током линейной батареи Л Б, притянуты.

Яко я медленно действующих реле МРЗ и

МР4 притянуты, и козтакты 5 и 05 разомкнуты.

Якоря всех остальных реле отпущены. и контакты находятся в указанном на чертеже положении.

Кнопочные переключатели КО» КОз, КЗ и КВ нз нажаты; щетки искателей на холостых контактах.

2. Сигнал тревоги. При приведении в нзвещателе типово о колеса во вращение сначала, когда пружина находится на длинном выеме, на= ступает длительное размыкание цепи шлейфа.

Медленно действующие реле МР1 и МРз,, полу-! чая плюс, первое от контакта 2, второе — от контакта 02, притянут якоря, которы останутся притянутыми до наступ1ения длительного замыкания цепи шлейфа, т. е. до длительного размыкания контактов 2 и 02.

Длительное замыкание цепи шлейфов наступает тогда, когда пружина в извещателе, проходя все зубцы типового колеса, поступает на ровную поверхность к леса.

Импульсы тока передаются в электромагниты. искател и посредством контактов линейных реле для наоора поданного сигнала, по цепям 1 и 1а.

Цель 1: (+ ), контакт 2, п, ужины 4 — 5 кнопки

КО» контакты 4. 9, эчектромагнит искателя И» (— ).

Цель 1-а: (+ ), контакт 02, пружины 4 — 5 кнопки КО, контакты 04, 09, электромагнит искателя И, 1 — )

Искатели И1 и Из работают, отыскивая соответствующую сигнальную лампу СЛ.

С выходом щеток искателей с нулевых контактов, реле БР, и БР. получают минус,. первое через щетки Ща искат. ля Ин а второе — через, щетки Ща реле МР> и МРэ.

После набора сигнала, когда наступает длительное замыкание цепи шлейфа, а следовательно, и длительное размыкание местных цепей 1 и l-а, медленно действующее реле МР> и МРэ отпустят якоря, и контакты 6 и 06, замыкаясь, подают плюс — первый к реле БР>, а второй — к реле БРгь которы, обеспеченные минусом от щеток искателей Щ,„сработают по цепям 2 и 2-а.

Цепь 2-а-. (+), контакт 06, ЬР., щетки Щ; искателя И., (— ).

Цепь 2: (+ ), контакт 6, реле БРь щетки Щ, искателя И1, (— ).

Реле БР1 и ьРя заблокируются: первое — через контакт 12, второе — через контакт 012. Загорается соответствующая нумерная сигнальная лампа СЛ по цепи 3, получая минус замыканием контактов

10 и 010.

Цепь 3: (+),.сигнальная лампа СЛ, щетки Щ, искателя И» контакт 10, (— ) или Ия, контакт 010, (— ).

Загорается лампа тревоги ЛТр,освещая надпись

„тревога" и срабатывает акустический сигнал (гудок) по цепи 4.

Цепь 4: (+), лампа ЛТР, щетки Щз искателя H„(— ) или (+ ), гудок ГТ, щетки Щ,; искателя Йэ, (— ).

3. Два сигнала одновременно. Если одновременно будут поданы два сигнала трево.и с разных извещателей, то искатель Й, набирает один сигнал, а искатель Иэ — другой. Если же второй си пал подается тогда, когда первый уже успел передать некоторое количество импульсов тока, а следовательно, и оба искателя выведены из исходного положения, то последующий сигнал сперва сбрасывает набранные импульсы с одного искателя (в зависимости от того, с какой стороны

„пересекает импульсы первого сигнала) и последний, приходя в исходное положение, приступит к набору ново.о сигнала, а другой искатель продолжаег набор первого сигнала.

Осуществляется это следующим образом. Предположим, что сперва сработает извешатель ИТ>, а потом извешатель ИТв, когда извещате ь ИТ1 уже успел передать некоторое количество импульсов тока, которые выводили щетки обоих искателей из исходного положения.

При пуске извещателя ИТв цепь шлейфа разде. яется на две самостоятельные цепи 5 и 5-а.

Цепь 5: (+), лин. бат. ЛБ, реле ЛР перво о шлейфа, извешатель ИГь земля у извещателя, земля на станции, пружины 2 — 3 кнопки КЗ, контакт 18 р.ле БРв, середина лин. бат. ЛБ.

Цепь 5-а: середина лии. бат. ЛБ, контакт 18, пружины 2 — 3 кнопки КЗ, земля на станции. земля у идвешателя. пр>вод шлейфа, линейное реле ЛРя (— ), лин. бат. ЛБ.

РелегБРв заблокируется при первом импульсе тока и заземлит середину линейной батареи (см. цепь 15). (; выходом в извещателе ИТ >ипового колеса из исходного положения цепь 5-а длительно (размыкается.

Медленно действующее реле МР отпустит якорь, контакт 05, замыкаясь, подает плюс реле БР4, которое, обеспеченное минусом от щеток IUS искателя И, притянет якорь по цепи 6 и заблокируется через контакт 07.

Цепь 6: (+), контакт 05 реле БР4, щетки Щз искателя Из, электромагнит искателя, (†).

Цепь 7: (+), пульс-реле ПР, контакты 03> 08 щетки Щ искателя И, электромагнит иакателя, (— ).

Пульс-реле ПР сработает и приведет щетки искателя Ия в исходное и >ложение, после чего БР4, лишаясь минуса, деблокируется, и реле ПР

„успокоится".

Искатель И приступает к набору сигнала от извещателя ИТ в обычном порядке.

Если до подачи .второго си нала первый сигнал уже набран полностью обоими искателями Ит и Иэ, тогда искатель И> сбросит набранный сигнал и приступит к набору нового сигнала указанным выше образом, а искатель Иэ сохранит набранный сигнал. В результате оба сигнала будут освещены на оптическом табло, независимо от того, поданы они одновременно или последовательно.

Сбрасывание искателем И> набранного сигнала последующим осуществляется заблокировкой реле БРв, во время длительного размыкания цепи шлейфа перед импульсами второго сигнала.

Реле БРа, сработая по цепи 5-а, заблокируется через контакт 7.

Цепь 6-а: (+), контакт о> реле БРгь щетки Щв искателя Иь (— ). Замыкается цепь 7-а, по которой сработа.т пульс-реле ПР.

Цепь 7-а. (+ ) пульс-реле ПР, контакт 3, пру>кипы 7 — S кнопки КО> (реле БР> заблокировано и контакт 8 разомкнут), щетки Щ, искателя Иь (— ).

Искатель Йь приходя в исходное положение, т. е. сбрасывая наоранный сигнал, приступит к набору нового сигнала.

Сохранение искателем Иэ набранного си> нала осуществляется - размыканием контакта 08 при заблокировании реле БРэ.

Контакт 08- разорвет цепь 7, вследствие чего импульсы тока от пульс-реле ПР в электромагнит искателя Ия не посгупают.

Контакт 8 реле БР> шунгируется пружинами 7 — 8 кнопки КО> и поэтому цепь 7-а при заблокировке реле БР1 не разомкнется, вслед.ствие чего заблокировкой реле БРв импульсы тока от пульс-реле ПР поступают в электромагнит искателя И> и приводят щетки в исходное положение.

4. Приве де н и е у ст р ой ств а в исходи о е и о л о ж е н и е. После приема сигнала тревоги с включением акустического тревожного сигнала коротким нажатием кнопки КБ все устройство автоматически приводится в исходное поло женйе.

Осуществляется это следующим образом. при нажатии кнопки КВ сработает реле БР„-. по цепи 8, после чего оно заблокируется по цепи 9.

Цепь 8: (+ ), пружины 2 — 1 кнопки КВ, реле БР5, пружины 5 — 4 кнопки КБ, (— ).

Цепь 9: <+ ), контакт lб реле:bP„.-, контакт 14, щетки искателя Иг (— ) или контакт 15 щетки искателя Иэ, (— ).

Сраб>тает пульс-рел ПР по цепи 10 и приведет искатели в исходное положение.

Цепь 10: (+), пульс- еле ПР, контакт 18, щетки искателя Ии электромагниты искателя, (— ) или контакт 17, щетки искателя И, электромагниты, С возвращениеМ щеток искателей на нулевые контакты реле БР1 и БРз, лишаясь минуса, деблокиру«отся. Лаыпы СЛ и ЛТр потухнут, и акустический сигнал ГТ „успокоится".

5. Си гн ал обрыва. При обрыве линии шлейфа ток в цепи прекращается, и линейные реле ЛР, и ЛР-. отпустят якоря. Замыкается цепь 1, l-а,. 11 и ll-а.

Цепь 11: (+ ), контакт 2, лампа ЛО„пружины 3 — 2 кнопки КО«, акустический сигнал ЗП,, щетки Ш2 искателя И„(— ), батарея.

Цепь 11-а: (+), «онтакт 02«лампа ЛО«э пружины 3 — 2 кнопки КО«, акустический сигнал ЗПэ, щетки П4 искателя И, (— ) батарея.

Лампы обрыва ЛО, и ЛОэ горят, освещая надпись „обрыв", и акустические сигналы ЗП, и

ЗПэ работают. Электромагниты искателей получат ток.

Для выключения оптического и акустического сигнал: в нажимают кнопки КО, и КО«и для надежного заземления середины линейной батареи нажимают кнопку КЗ, несмотря нз то, что заземление середины лйнейной батареи ЛБ уже установлено блокировкой реле БР«.

После упомянутых переключений импульсы тока в электромагниты искателей будут направляться через контакты l и 01 линейных реле.

6. Сигнал восстановления. По исправлении упомянутого в предыдущем пункте апвреждения цепи тока восстановятся, и линейные реле JIP« и ЛР. снова притянут якорь, замыкая цепь 12 и 12-а.

Цепь 12: (+). контакт 1, лампа ЛИ1, пружины. 1 — 2 кнопки КОь акустический сигнал ЗП«, щетки Щэ искателя И„(— ).

Цепь 12-а: (+), контакт 01, лампа ЛИ, пружины 1 — 2 кнопки КО«ь акустический сигнал ЗП,, щетки Щ«искателя Иэ, (— ).

Лампы АИ, и ЛИэ горят, и акустические сигналы ЗП«и ЗПэ с работают, электромагниты искателей получат ток.

Получая сигнал восстановления, кнопки КО„

КОэ и КОз следует привести в исходное положение. Этим оптический и акустический сигналы включаются, и электромагниты искателей лишаются тока.

7. Обрыв и заземление. В случа одновременно. о обрыван заземления проводов шлейфа, т. е. когда один из оборванных концов висит в воздухе, а другой касается земли, загорается лампа обрыва ЛО«со стороны оборванного луча по цепи 12, 12-а и лампа заземления ЛЗ и сработает акустический сигнал ЗП, по цепи 13.

Цепь 13: (+), контакт 20, лампа ЛЗ, акустический сигнал ЗПп щетки Щ искателя Ия, (— )

8.Локализация обрыва и заземлен и е. Для локализации упомянутой неисправности нажимают кнопку обрыва КО«(КОэ) со стороны сигнала обрыва и кнопки заземления КЗ. Лампа

ЛО1 (ЛО ) и ЛЗ потухнут, и акустические сигналы ЗП, и ЗП успокоятся.

9. К о н т.р о л ь з а з е м л е н и я. В случае заземления провода шлейфа сработает реле земли Р3 по цепи 14.

Цепь 14: (+), линия батареи ЛБ, реле ЛРп провод шлейфа, земля на линии, земля на станции, пружины 2 — 3 кнопки КЗ. контакт 19 реле БР,. реле РЗ (— ) ЛБ, «Заблокируется реле БР«по цепи 15.

Цепь 15: (+). контакт 22 реле БР„, пружины

4 и 5 кнопки КЗ, пружины 4 — 5 кнопки, КП, (— ).

Загорится лампа земли:ЛЗ «r сработает акустический сигнал ЗПэ по цепи 13. Реле земли Р3 автоматически выключается (заземление линейной батареи с минуса переносится на середину).

10. Локализация заземления. Для более надежного заземления середины лин йной батареи и вынл«очения оптического и акустического сигналов нажимают кнопку К3. Цепь 15 разомкнется, и реле БРв деблокируется. Лампа ЛЗ потухнет, и акустический сигнал ЗЙ» „успокоится".

11. С.и г н а л т р е в о г и п р и о б р ы в е. При обрыве линии шлейфа линейная цепь разбивается на две отдельные цепи, работающие аналогично однопроводной системе ч рез заземление, заменяющее обратный провод.

Сигнал с левого луча шлейфа принимается искателем Нь а с правого луча — искателем Иэ-., первый — по цепям 5и 16, второй — по цепям 5-а и 16-а.

Цепь 16: (+), контакт 1, пружины 6 — 5 кнопки КО,, контакт 4, 9, электромагнит искателя И«(— ).

Цепь 16-а: (+), контакт О, 1, пружины 5 — 5 кнопки КО... контакт 04, 09, электромагнит искателя И,(— ).

12. Одновременно два сигнала при

3 аз е м лен и и. Одновременно два поданных си, нала тр.поги при заземлении линии шлейфа принимаются в том случае. если они подаются с разных лучей шлейфа. Если же два сигнала подаются с одного луча шлейфа, то сигнал с ближнего к станции извещателя принимается, а другой принят не будет и не r несет никаких искажений в принимаемый.

13. Сигнал тревоги при обрыве с з а з е м л е н и е м. При одновременном обрыве и заземлении сигнал со стороны об,азыза.принимается согласно пу.икту 8, 10, 11 по цепям 5 (5-а)

15-а, а со стороны заземленного луча — согласно пп. 8, Одновременный прием двух сигналов тревоги осуществляется по тем же цепям.

14. Т е ле фо нн а я с в я з ь. Телефонная связь центральной станции с постами охраны осуществляется по тем же проводам общеиз«естными способами.

Вызов к телефону центральной станции от поста охраны осуществляется следующим образом.

При введении штепселя карманного микротелефона в гнездо в извещателе производится одно размыкание и замыкание цепи шлейфа, вследствие чего щетки искателей переходят на второе положение, отыскивая лампу ЛТф. Гак как после размыкания цепи наступает длительное замыкание шлейфа, вследствие чего реле МР«и МР«отпускают якорь, реле БР> и

БР, получая минус от щеток Щэ искателей, заблокируются, то загорается лампа ЛТф по цепи 17, освещая надпись „телефон .

Цепь 17: (+). лампа ЛТф, щетки Щ«искателя Иэ, контакт 10, (— ), щетки Щ«искателя И контакт 010, (— ).

Сработают акустические сигналы ЗП1 и ЗПэ по цепям 18 и 18-а. ка

Гт

JlPr

/ ит; ! l

; =

HT) згмля имия ииия лрг

Цепь 18:,(—, ), контакт 11, акус,ический сигнал ЗПп щетки Щ искателя И„(— ).

Цель 18-а:. (+), контакт 011, акустический сипал ЗПэ, щетки Щэ, искателя Иэ (— ).

15. О" б р а т н ы и с и г н а л. Обратный сигнал может быть фонический или индукторный; фонический удобнее — он может слу.жить и для вызова часового с центрального поста, что особенно важно для проверки поста. Для этого следует для каждого поста установить условный сигнал, примерно, по азбуке Морзе.

Предмет изобретения.

Устройство одношлейфной т, евожной сипилизации, предназначенной для пожарной и воени1

Эксперт Н, А. Покровский

Редактор А. П. Селезнев! ! зированной охряны с применением В еэчсстве приемников импульсных сигналов импульсных ! электромагнитных механизмов, отличающееся тем, что вти механизмы включены таким образом, что при приеме одного сигнала тревоги срабатывают оба механизма И> и И, набирая один и тот же сигнал на общей таблице, а в случае одно вр.менного, приема двух сигналов тревоги один из помянутых механизмов набирает один сигнал, другой же механизм — другой сигнал, причем, если в орой си нал следует после начала приема первого сигнала, второй сигнал с помощью медленнодействующих реле МРя изи МР. и блокреле БР,> или БРч приводит один механизм в исходное положение, который после этого приступает к набору второго сигнала.

Тип. „Лромполиграф . Тамбовская. 12. Зак 1444

Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам электрической пожарной сигнализации и может быть использовано для обнаружения пожаров на ранней стадии их развития
Наверх