Машинно-вентильный каскад

 

ОЛИ -НИЕ

3I2 343

Союз Советских социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.VI I I.1967 (Эй 1179507/24-7) с присоединением заявки ¹ . П:риоритет

Опубликовано 19.ЧИ1.1971. Бюллетень № 25

МПК Н 02k 17/34

Комитет по делам иаобретений и открытий прн Сввете- й1иннстроп

CCCP

УДК 621.316.718.-84 (088.8) Дата опубликования описания 22.Х.1971

Авторы изобретения

А. К. Аракельян и Н. И. Кудрявцев

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова

Заявитель

МАШИННО-ВЕНТИЛЬНЫИ КАСКАД

Предложенный каскад относится к электроприводам, работающим в режиме с постоянной мощностью, используемым для быстроходных механизмов большой мощности.

Известный машинно-вентильный каскад с асинхронным и синхронным электродвигателями, валы которых жестко соединены между собой, а роторная обмотка асинхронного двигателя соединена со статорной обмоткой синхронного двигателя через последовательно включенные выпрямители, обладает ограниченными возможностями регулирования скорости и сравнительно плохими энергетическими показателями.

Предложенный каскад более совершенен, так. как дает. возможность увеличить диапазон регулирования и жесткость электромеханических характеристик, повысить устойчивость системы электропривода, уменьшить его габариты.

Это достигается тем,. что один из выпрямителей выполнен управляемым и работает в режиме инвертора, а обмотка возбуждения синхронной машины включена одним концом к выходу выпрямителя, а другим.— ко входу инвертора, ведомого синхронной машиной; на низких скоростях каскада обмотка статора асинхронного двигателя переключается с треугольника на звезду; синхронный двигатель снабжается дополонительной обмоткой независимого возбуждения, либо охватывается положительной обратной связью по току нагрузки.

На фиг. 1 показана схема предлагаемого

5 каскада; на фиг. 2, 3 — осциллограммы переходных процессов при различных способах пуска каскада, на фиг. 4 — электромеханические характеристики; на фиг. 5 дана, схема каскада с положительной обратной связью по

10 току нагрузки синхронного двигателя.

Машинно-вентильный. каскад содержит синхронный двигатель 1, роторная обмотка 2 которого включается на вход выпрямителя 3 со сглаживающим дросселем 4. К выходным за15 жимам выпрямителя 8 подключено пусковое сопротивление 5 и контакгор б, Последовательно с выпрямителем 8 и ведомым синхронной машиной инвертором 7 включена обмотка возбуждения 8 синхронного двигателя с шун.20 тирующей ветвью, состсящий из индуктивности 9 и регулирующего сопротивления 10; Инвертор 7 питает вспомогательный синхронный двигатель 11, вал которого жестко связан с валом асинхронного двигателя 1. Управление

25 вентилями инвертора 7 осуществляется с помощью системы управления, состоящей из блока 12 фазорегулирования, блокинг-генераторов 1З. Переключение вентилей в схеме инвертора происходит в такт с вращением вала зо каскада благодаря чодсоединению системы

312343

3 управления с обмоткой статора синхронного двигателя 11.

Пуск каскада может осуществляться таким способом. Посредством схемы управления инвертором первоначально обеспечивается одновременное отпирание вентилей по одному из анодной и катодной групп разных фаз. Таким образом в момент пуска в роторную цепь асинхронного двигателя вводится полное сопротивление обмотки возбуждения и фазных оомоток статора синхронного двигателя, ограничивающее пусковои ток (см. фиг. 2). После разворота вала в статорной обмотке синхронного двигателя наводится э.д.с. вращения, синхронизирующая управление инвертором.

Йнвертор автоматически вступает в трехфазныи режим работы.

Пуск каскада известным способом (см. фиг. 1) осуществляется включением посредством контактора 6 на вход выпрямителя д пускового сопротивления б, закорачивающего на время пуска каскада цепь ротора асинхронного двигателя (см. фиг. 3). При этом предварительно подается напряжение возбуждения синхронного двигателя и устанавливается заданный угол инвертирования. После включения асинхронного двигателя и разворота вала в статорной обмотке синхронного двигателя наводится э.д.с. вращения, обеспечивающая синхронизацию инвертора с вращающимся синхронным двигателем.

В режиме регулирования ниже синхронной скорости (см. фиг. l) в цепь выпрямленного тока 1н ротора асинхронного двигателя 1 вводится противо-э.д.с. инвертора 7, обусловленная возбужденным синхронным двигателем

11. Естественная коммутация тока в схеме инвертора осуществляется э.д.с. вращения синхронного двигателя, обеспечивающей опережающий по фазе ток нагрузки. Вентили инвертора попеременно замыкают цепь выпрямленного напряжения Uz ротора асинхронного двигателя 1 на ту фазу статорной обмотки синхронного двигателя, которая дает в данную часть периода наибольшую положительную (для анодной группы вентилей) и отрицательную (для катодной группы) э.д.с. В результате синхронный двигатель потребляет ток, направленный встречно э.д.с., и развивает двигательный момент. Автоматическое регулирование намагничивающей силы обмотки возбуждения синхронного двигателя, необходимое для компенсации размагничивающего действия тока нагрузки по продольной оси, достигается последовательно включенной обмоткой 8 возбуждения.

Электромагнитный момент, развиваемый каскадом, представляет сумму моментов, развиваемых двигателями 1 и 11. Этот момент пропорционален выпрямленному току I, регулирование которого осуществляется изменением величины вводимой в цепь его добавоччой э.д.с,, определяемой средним входным напряжением инвертора (противо-э.д.с. инвертора);

4

Действующее значение входного напряжения U„инвертора уравновешивается выпрямленным напряжением ротора асинхронного двигателя. С увеличением, либо уменьшением противо-э.д.с. инвертора соответствующим изменением тока возбуждения синхронного двигателя или угла инвертирования р уменьшается, либо увеличивается момент, развиваемый двигателем 1. При этом привод замедляется до меньшего значения скорости или ускоряется до большего ее значения, при которых происходит электромеханическое равновесие в каскаде. При полностью снятом входном напряжении инвертора (U,=О или

= 90 ) скорость каскада близка к номинальной скорости асинхронного двигателя, и электромагнитный момент развивается только этим двигателем. По мере увеличения входного напряжения инвертора скорость каскада снижается, и растет момент, развиваемый синхронным двигателем, вследствие чего асинхронный двигатель разгружается по моменту и развиваемой мощносги. При этом энергия скольжения его за вычетом потерь посредством инвертора и синхронного двигателя возвращается на вал каскада. Если входная э.д.с. инвертора будет равна выпрямленному напряжению ротора асинхронного двигателя, то ток в цепи его ротора и электромагнитный момент каскада будут равны нулю.

Полный диапазон регулировочной скорости каскада определяется тремя способами управления им (см. фиг. 4). Первый способ обеспечивает интервал регулирования между естественными характеристиками асинхронного двигателя и каскада. Он получается при переводе инвертора в выпрямительный режим и минимально л токе возбуждения синхронного двигателя. Второй способ охватывает интервал регулирования тока возбуждения синхронного двигателя от минимального значения до максимального при постоянном максимальном угле инвертирования или наоборот. Третий способ охватывает интервал регулирования угла инвертирования от максимального значения до минимального, допустимого при постоянном максимальном токе возбуждения синхронного двигателя или наоборот.

При .переключении статорной обмотки синхронного двигателя с треугольника на звезду диапазон регулирования скорости каскада при прочих равных условиях растет в 3 раз.

Схема каскада осуществляет динамическое торможение с самовозбуждением или с независимым возбуждением синхронного двигателя. При этом асинхронный двигатель отключается от сети, а инвертор переводится в выпрямительный режим. Ток в цепи выпрямителей ограничивается углом регулирования вентилей инверторной группы или током возбуждения синхронного двигателя.

На фиг. 5 питание независимой обмоткивозбуждения синхронного двигателя 11 идет от источника 14, управляемого сигналами: зада312343 ющим U, и положительной обратной связи по току 1 нагрузки, осуществляемой трансформатором 15 тока.

Принцип работы каскада фиг. 2 в режиме пуска, регулирования скорости и торможения аналогичен схеме фиг. 1.

Предмет изобретения

1. Машинно-вентильный каскад с асинхронным и синхронным двигателями, валы которых жестко соединены между собой, и статорная цепь синхронного двигателя соединена с роторной цепью асинхронного двигателя через два последовательно включенных выпрямителя, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости электромеханических характеристик и устойчивости, один из указанных выпрямителей выполнен управляемым и работает в режиме инвертора. тогда как обмотка возбуждения синхронной машины включена одним концом к выходу выпрямителя, а другим — ко входу инвертора.

2, Машинно-вентильный каскад по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габарита, на низких скоростях обмотка стато10 ра асинхронного двигателя переключается с треугольника на звезду.

3. Машинно-вентильный каскад по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью поддержания заданной жесткости электромеханических

15 характеристик, синхронный двигатель снабжается дополнительной обмоткой последовательного возбуждения.

312343

Риг. 5

Составитель Б. В. Минц

Редактор В. В, Фельдман Техред Т. П. Курилко Корректоры: E. Ласточкина и В. Петрова

Заказ 2936/17 Изд. Хо 1208 Тираж 473 Подписное

ЫНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Машинно-вентильный каскад Машинно-вентильный каскад Машинно-вентильный каскад Машинно-вентильный каскад Машинно-вентильный каскад Машинно-вентильный каскад 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области специальных электрических машин, а именно к конструкции электрических асинхронных герметизированных двигателей, используемых в промышленных установках для работы в химически агрессивных, радиационных и взрывоопасных газообразных и жидких средах, при высоких давлениях и температуре и содержащих герметизированные статоры

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с несколькими роторами и статорами и электроприводу, и может быть эффективно применено в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к специальным электрическим машинам, и касается конструкций асинхронных генераторов (АГ) с самовозбуждением, используемых в установках автономного электроснабжения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к каскадным электрическим приводам вращательного движения, и может быть использовано при создании безредукторных приводов с регулируемой частотой от 0 до двойной номинальной при постоянной номинальной скорости вращения, в том числе реверсивных и любых других типов приводов

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводам переменного тока, и может быть использовано в качестве электромеханического преобразователя для механизмов, имеющих упругую связь с неподвижной опорой

Изобретение относится к области электротехники, в частности к каскадным электрическим приводам вращательного движения, состоящим, например, из двух однотипных асинхронных двигателей, и может быть использовано при создании электрических приводов с регулируемой скоростью вращения от номинальной до двойной номинальной при постоянном моменте или приводов с удвоенным моментом при постоянной номинальной скорости вращения, а также при создании других типов электрических приводов

Изобретение относится к электроэнергетике и касается особенностей выполнения каскадных электрических приводов, в частности безредукторных, а также может быть использовано в любых других типах электрических двигателей

Изобретение относится к регулируемым асинхронным машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами, и может быть использовано в качестве регулируемого электропривода или генератора переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя

Изобретение относится к регулируемым асинхронным машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами, и может быть использовано в качестве регулируемого электропривода или генератора переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя
Наверх