Портальный трактор с изменяемой колеей

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскит

Социалисткческив

Республик

Зависимое от авт. свидетельства № . Заявлено 08.1Х.1970 (№ 1476254/30-15) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11 1Ч.1972. Бюллетень ¹ 13

Дата опубликования описания 29.VI.1972

М. Кл. В 62d 55/08

Ковтитет аа аелвтв изобретений и- открытий лри Совете Яинистров

СССР

УДК 631.3.076(088.8) .Ъ

Н. А. Остапенко, А. Н. Олексюк, В. Г. Дочкин, Г. И,. ДеунеУа:,, и Н. М. Чаплыгин Cp

- .- . т

Авторы изобретения

Заявитель

ПОРТАЛЬНЫЙ ТРАКТОР С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к портальным тракторам, предназначенным для обработки рядовых посадок с узкими интервалами между рядами, например виноградников.

Виноградниковые насаждения имеют различные размеры междурядий, поэтому для обеспечения возможности прохождения движителей (в соответствии с агротехннческими требованиями) посредине междурядпй портальные трактора выполняются с изменяемой колеей.

Известен портальный трактор с изменяемой колеей, содержащий две гусеничные тележки с индивидуальным приводом, соединенные между собой телескопической портальной балкой, прикрепленной горизонтальными фланцами стоек к рамам движителей.

Для изменения колеи у этого трактора используется привод движителей тележек. С этой целью на рамах тележек при помощи вертикальных шарниров установлены два рычага, на свободных концах которых имеются отверстия для шарнирного соединения одного рычага с другим и с внешней опорой при помощи пальца.

Внешняя опора соединяется с пальцем тросом, через который при движении трактора реакция сопротивления опоры передается на рычаги, Поперечные составляющие усилий, передаваемых вдоль рычагов при опущенной клемме телескопической балки, обеспечивают поперечное перемещение одной гусеничной тележки относительно другой и, следовательно, 5 изменение колеи. При этом происходит поперечное перемещение гусениц относительно грунта, равное по величине изменению колеи, в результате чего на каждую гусеничную тележку действует поперечная спла, вызывае10 мая поперечным смещением грунта, Недостатком такого портального трактора является то, что у него в процессе изменения колеи на гусеницы действуют поперечные силы, вызываемые поперечным смещением грун15 та. Эти силы затрудняют изменение колеи, в особенности, на рыхлом грунте, создают дополнительную нагрузку на элементы движителейй, приводят к соскакпванию гусениц.

20 К недостаткам этого трактора следует отнести также наличие специального устройства, включающего рычаги и трос и используемого только для изменения колеи, а также обязательное наличие внешней опоры (вкопанпого

25 в землю столба или заглубленпого плуга).

Цель изобретения — устранение указанных недостатков и создание портального трактора, позволяющего уменьшить воздействие на движитель поперечных усилий, возникающих прп

30 изменении колеи.

335144

Достигается это тем, что одна из стоек балки соединена с рамой тележки портальной балки вертикальным шарниром, размещенным внутри фланцевого крепления, а поворот стоек ограничен упорами на раме тележки.

Сочетание вертикального шарнира и поперечного телескопа в соединении тележек, снабженных индивидуальными приводами движителей, позволяет осуществить поворот одной тележки относительно другой из рабочего параллельного положения в непараллельное и последующее передвижение их по непараллельным прямым, при котором стойки портальной балки, движущиеся продольно вместе с тележками в направлениях их передвижения, перемещаются также одна относительно другой в поперечном направлении, обеспечивая изменение колеи трактора.

Изменение колеи у предлагаемого трактора осуществляется только . за счет продольного передвижения тележек, без поперечного перемещения гусениц относительно грунта.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый портальный трактор с изменяемой колеей, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — соединение портальной балки с рамой тележки, разрез; на фиг. 4 — то же, разрез по А — А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез по Б — Б на фиг. 3.

Портальный трактор состоит из двух гусеничных тележек, содержащих автономные силовые установки 1 и 2, расположенные над движителями 8 и 4, рамы которых жестко соединены одна с другой портальной балкой 5, навесные системы б и 7 и сиденье 8 водителя.

Гусеницы трактора приводятся силовыми установками, каждая из которых содержит двигатель, муфту сцепления, коробку перемены передач, главную передачу и двухступенчатый бортовой редуктор.

Ведущая звездочка каждого бортового редуктора установлена на валу, жестко соединенном с ведомой шестерней главной передачи.

Муфты поворота в задних мостах силовых установок отсутствуют, управление поворотом осуществляется без них путем уменьшения оборотов двигателя отстающей гусеницы, отключения привода этой гусеницы или включения различных скоростей на силовых установках.

Портальная балка 5, жестко соединяющая одну с другой рамы 9 и 20 тележек, состоит из двух стоек 11 и 12, имеющих в нижней части фланцы 18 и 14, закрепленные на верхних горизонтальных листах рам движителей болтами 15. Стойка 11 выполнена в виде угольника, портальная поперечина 1б которого охватывается клеммой 17 стойки 12. Для предотвращения поворота одной стойки относительно другой установлена шпонка 18. Телескопическое соединение стоек фиксируется болтами, сжимающими клемму. На поперечине 1б установлены регулировочные упоры 19 и 20, огра5

Зо

45 ничивающие ход клеммы 17 по поперечине в одну или другую сторону.

На фланце 13 портальной балки имеются отверстия для болтов 15 крепления фланца к раме, отверстие, в которое запрессовывается до упора в головку 21 ось 22, и два отверстия для болтов 28 крепления головки 21 к фланцу.

Ось 22, проходящая через сквозное отверстие в раме тележки, образует шарнир, благодаря которому одну тележку можно поворачивать относительно другой в горизонтальной плоскости. На нижнем конце оси имеется резьбовой участок 24, на котором установлена шайба 25 и гайка 2б. Длина гладкой части подобрана таким образом, чтобы обеспечить зазор, гарантирующий возможность затяжки резьбового соединения для использования оси в качестве крепежного элемента.

На лонжероне рамы закреплены два упора

27 и 28. Передний упор 27 служит для ограничения угла поворота фланца при повороте тележек в непараллельное положение. Задний упор 28 предназначен для установки фланца в положение, обеспечивающее параллельную установку тележек. Для увеличения площади соприкосновения фланца и упора 27 служит скос 28, соприкасающийся с плоскостью 29 упора.

При рабочей параллельной установке тележек фланец соприкасается с упором 28 и затянут болтами 15 и осью 22, клемма 17 телескопического соединения зажата на поперечине 1б.

Изменение колеи осуществляется следующим образом.

На первой стадии производится поворот одной тележки относительно другой из рабочего параллельного положения в непараллельное.

Сняв болты 15 крепления портальной балки к раме движителя и отпустив гайку 2б оси 22, связь одной тележки с другой превращают в шарнирную. После этого движитель 8 затормаживают, а 4 перемещают назад на пониженной передаче. Тележка 1 поворачивается вокруг оси 22 до соприкосновения скоса 28 фланца с плоскостью 29 переднего упора 27.

На второй стадии, опустив болты клеммы 17 и установив упор 19 на требуемый размер колеи, включают одинаковые пониженные передние передачи на приводах обоих движителей;

Тележки перемещаются вперед и удаляются одна относительно другой до тех пор, пока клемма 17, передвигаясь по поперечине IG, не достигнет упора 19.

На третьей стадии производится поворот одной тележки относительно другой из непараллельного положения в рабочее параллельное. Для этого, затянув клемму 17 болтами, включают пониженную передачу переднего хода в приводе движителя 4. Тележка 2 поворачивается вокруг оси 22 до упора фланца в задний упор 28, после чего отверстия на фланце совпадают с резьбовыми отверстиями в р а ме движителя.

335144

Производится крепление фланца портальной балки к раме болтами 15 и гайкой 2б, затягивающей ось 22, которая после установки тележек в рабочее параллельное положение используется в качестве крепежного элемента.

Уменьшение колеи производится аналогично, но во второй стадии в приводах движителей включаются скорости заданного хода.

Предмет .изобретения

Портальный трактор с изменяемой колеей, содержащий две гусеничные тележки с индивидуальными силовыми агрегатами и приводом, используемым для изменения колеи, соединенные телескопической портальной балкой, фланцы нижних концов стоек которой закреп5 лены на верхних горизонтальных плоскостях рам тележек, отличающийся тем, что, с целью у.меньшения воздействия на движитель поперечных усилий, возникающих при изменении колеи, одна из стоек балки соединена с

10 рамой тележки вертикальным шарниром, размещенным внутри фланцевого крепления, а поворот стоек ограничен упорами на раме тележки.

335144

Составитель Л. Возилов

Редактор Н, Спиридонова Техред Т. Ускова

Корректор Е. Михеева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1818 11 Изд. № 818 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Портальный трактор с изменяемой колеей Портальный трактор с изменяемой колеей Портальный трактор с изменяемой колеей Портальный трактор с изменяемой колеей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стреловым самоходным кранам на гусеничном ходу

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному средству на гусеничном ходу с изменяемой колеей

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх