Шариковая обгонная муфта

 

382863

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 22 Ч11.1969 (№ 1352212/25-27) М. Кл. F 16d 41/2О с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

Совета е1инистров СССР но делам изобретений и OT!CpblTHil

Приоритет—

Опублик0вано 23.Ч.1973. Бюллетень № 23

Дата олубликования описания 14.Х1.1973

УДК 621.825.5(088.8) Автор изобретения

В. В. Воробьев

Заявитель

ШАРИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА

Известны шариковые обгонные муфты одностороннего действия, содержащие полумуфту с наклонным желобом,и полумуфту с продольными пазами, снабженными полукруглыми углублениями, между которыми помещены шарики; а также обгонные муфты двустороннего действия, имеющие, кроме того, поворотный сепаратор. Однако эти шариковые обгонные муфты характеризуются недостаточной надежностью точного сцепления полумуфт (в местах толчков и вибраций), а также необходимостью выдерживания высокой точности глубины продольных пазов.

Известны также шариковые обгонные муфты с наклонным желобом, снабженным подпружиненным эластичным кольцом на отдельных участках. Однако эти муфты недостаточно долговечны при использовании в высокоскоростных приводах при работе в режиме длительного обгона.

Предлагаемая муфта отличается тем, что пружинное кольцо выполнено плавающим, а углубления пазов выполнены в виде части поверхности цилиндра, диаметр которого равен диаметру шарика, и выбраны из условия обеспечения величины угла между касательнымзт, проведенными к цилиндрической поверхности углубления в точке соприкосновения заклиненного шарика с краем последнего,и к боковой поверхности наклонного желоба в пределах угла самозаклинивания.

Это повышает долговечность и точность сцепления полумуфт.

5 Кроме того, с целью передачи крутящего момента в обоих направлениях, пазы выполнены с двусторонними углублениями, одна сторона которых перекрыта сепаратором, установленным между полумуфтами.

1О На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта в разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг.

2> на фиг. 4 — разрез по  — В на фиг. 3; на фиг, 5 — схема муфты, поясняющая геометрию ее основных элементов; на фиг. 6 и 7 — схема сил, действующих в муфте.

На одной из полумуфт 1 выполнен наклонный желоб 2 с размещенными в нем шариками 8, взаимодействующими с другой полумуф20 той 4 через выполненные в ней сквозные пазы

5 с углублениями 6, каждое из которых образовано частью поверхности цилиндра, диаметр которого равен диаметру шарика. Оси образующих цилиндров расположены с постоян25 ным угловым шагом и лежат в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты, совпадающей с плоскостью симметрии наклонного желоба. Шарики 3 поджаты к желобу плавающим пружинным кольцом 7, выполненным в

З0 виде гладкой тонкостенной цилиндрической

382863 оболочки, причем ее поверхность, соприкасаю- щаяся с шариками, может быть либо цилиндрической, либо сферической.

При анализе работы муфты полагаем, что в период обгона полумуфта 4 является непод- 5 вижным звеном. Полумуфты 1 и 4 изготовлены так, что их относительное угловое положение в сцепленной муфте (см. фиг. 7), когда шарик заклинен между боковой поверхностью желоба полумуфты 1 (точка Е) и краем углуб- 10 ления (точка А) определяется совпадением . оси цилиндра, образующего углубление, с прямой, соединяющей точку дна желоба, лежащую в плоскости симметрии желоба, и ось вращения муфты. 15

В период обгона полумуфта 1 вращается по часовой стрелке (см. фиг. 1), прижимая шаоики 8 к ровным стенкам пазов 5. При этом шарики, зажатые между поверхностью пружинного кольца 7;и дном наклонного желоба 20

2, вращаются вокруг своих центров в сторону вращения полумуфты 1, заставляя кольцо 7 вращаться в противоположную сторону, колеблясь одновременно вдоль ровных стенок пазов 5. При обгоне кольцо принимает форму 2s . непрерывно деформирующегося эллиптического цилиндра, В период сцепления полумуфта 1 начинает поворачиваться против часовой стрелки (см. фиг. 1). При этом кольцо 7 и шарики 8 ново- з0 рачиваются как одно целое с полумуфтой 1, так как суммарная сила трения между наклонным желобом и шариками, упирающимися в стенки пазов с углублениями (АН), меньше суммарной силы трения между наклонным же- з6 лобом и остальными шариками.

По мере поворота полумуфты. 1 вместе с шариками и кольцом один-из шариков касается края углубления. При этом (в общем случае) угол между касательными, проведенными 4О в точки соприкосновения шарика с краем углубления и боковой поверхностью желоба, будет больше угла самозаклинивания, вследствие чего шарик будет выдавлен возкикающимй при этом силами обратно в продольный 4> паз.

Если при соприкосновении шарика с краем углубления угол между касательными, проведенными в точки соприкосновения" шарика с краем углубления и боковой поверхностью же- ьО лоба, будет находиться в пределах угла самозаклинивания, шарик затягивается возникающими при этом силами обратно в продольный паз.

Если при соприкосновении шарика с краем углубления угол между касательными, проведенными в точки соприкосновения шарика с краем углубления и боковой поверхностью желоба, будет находиться в пределах угла самозаклинивания, шарик затягивается возникающими при этом силами в углубление, перекатываясь по краю углубления и по площадке заклинивания наклонного желоба (см. фиг. 6), и происходит сцепление полумуфт.

При заклинивании шарика полумуфты стремятся раздвинуться в разные стороны, в результате чего внутренняя полумуфта заклинивается между шариком и торцом половинки зубчатороликовой обгонной муфты.

Конструкция муфты двустороннего действия отличается от описанной тем, что половина всех углублений, выполненных по обеим сторонам сквозных пазов, перекрыта поворотным сепаратором, установленным между полумуфтами. Работа муфты двустороннего действия аналогична вышеописанной.

Предмет изобретения

1. Шариковая обгонная муфта, одна из полумуфт которой имеет наклонно расположенный желоб с размещенными в нем шариками, взаимодействующими с другой полумуфтой через выполненные в ней пазы с углублениями и поджимаемыми пружинным кольцом, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и точности сцепления полумуфт, пружинное кольцо выполнено плавающим, а углубления пазов выполнены в виде части поверхности цилиндра, диаметр которого равен диаметру шарика, и выбраны из условия обеспечения величины угла между касательными, проведенными к цилындрической поверхности углубления в точке соприкосновения заклиненного шарика с краем последнего и к боковой поверхности наклонного желоба в пределах угла самозаклинивания.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью передачи крутящего момента в обоих направлениях, пазы выполнены с двусторонними углублениями, одна сторона которых перекрыта сепаратором, установленным между полумуфтами.

382863

Составитель В. Мартер

Техред Л. Богданова

Редактор Л. Максименко

Корректор С. Сатагулова

Подписное

Тни. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 428/1267 Изд. № 585 Тираж 826 по делам изобретений и открытий

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Шариковая обгонная муфта Шариковая обгонная муфта Шариковая обгонная муфта Шариковая обгонная муфта Шариковая обгонная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к разъединяющему изолятору

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов и элементов механизмов для передачи крутящего момента в заданном направлении и разобщения валов при превышении скорости ведомого звена скорости ведущего звена

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращательного движения в одном направлении с одновременной компенсацией смещений валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для передачи вращения в одном направлении

Изобретение относится к изолирующему разъединителю

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в генераторах двигателя внутреннего сгорания. Разъединитель генератора содержит вал (100) генератора, обгонную муфту (70), находящуюся в зацеплении с валом генератора, первую охватывающую пружину (40), находящуюся в разъемном зацеплении с обгонной муфтой, и вторую охватывающую пружину (50), находящуюся в разъемном зацеплении с обгонной муфтой. Вторая охватывающая пружина расположена параллельно первой охватывающей пружине, обе охватывающие пружины находятся во вложенном отношении друг к другу, располагаясь между витками другой, каждая из охватывающих пружин имеет концевой элемент (41, 51), выполненный с возможностью разъемного зацепления с торцевой крышкой (90), а торцевая крышка фиксированно соединена с внешним корпусом (10). Каждая из охватывающих пружин последовательно соединена с торсионной пружиной (20), при этом торсионная пружина находится в зацеплении с внешним корпусом, а внешний корпус находится в зацеплении с ротором (110) генератора. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изолирующий разъединитель содержит вал (12), шкив (1), находящийся во вращательном зацеплении с валом, спиральную пружину (2), расположенную между шкивом и держателем (5) пружины, который приспособлен для перемещения относительно вала и шкива, одностороннюю муфту (8), установленную на валу, первую торсионную пружину (30) и вторую торсионную пружину (31), расположенные между держателем пружины и односторонней муфтой. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина находятся в разъемном фрикционном зацеплении с односторонней муфтой. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина содержат смежные параллельные звенья и имеют одинаковый диаметр. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина приспособлены для зацепления со шкивом. Первая торсионная пружина или вторая торсионная пружина выходят из фрикционного зацепления с односторонней муфтой при ее зацеплении со шкивом. Повышается надежность устройства. 2 н. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх