Обучающая машина

 

сХЁ

СПИ

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства, №

Заявлено 16.11.1971 (№ 1631164/18-24) М. Кл. G 09b 7/02 с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22Х!.197I3. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 21.XI,1973

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам иоооретений и открытий

УДК 681.3.371.69 (088.8) Авторы изобретения

И, М. Данильчснко и В. И. Тихомиров

Заявитель

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИ ИА

Изобретение относится к обучающим машинам, применяемым в учебных заведениях.

Известен ряд обучающих и контролирующих машин для программированного метода обучения.

Известные обучающие и контролирующие машины используют как правило после самостоятельного изучения материала по учебнику или после ряда лекций, просмотра фильмов. Заложенные в них вопросы и ответы рассчитаны на дополнительный обзор пройденного материала и контроль его освоения, чем достигается автоматизация функций опроса или проверки знаний и одновременно обеспечивается необходимая активная реакция учащегося на данном этапе обучения, так как он немедленно получает сведения о степени правильности каждого своего ответа.

Однако такие обучающие и контролирующие машины не позволяют автоматизировать ту стадию учебного процесса, на которой учащийся получает новый учебный материал.

Цель изобретения — повысить степень автоматизации процесса обу tennn.

Цель достигается тем, что в предлагаемой обучающей машине выход программного блока соединен с блоком индикации, а входы с блоком управления и тактовым генератором.

Блок управления выполнен в виде фотореле.

В обучающей машине обыкновенная плакатная схема прибора пли какого-либо устройства, выполненная па бумаге или на другом светопроьпщаемом материале и закрепленная на щите, оборудована с обратной стороны электрической подсветкой. Подсветка схема разбита па небольшие участки. Подсветка отдельных участков производится путем наращивания схемы по заранее состав10 ленной программе. Каждое приращение подсвеченной части схемы прп работе машины сопровождается синхронным рассказом с помощью мапп1тофона. Учащпсся получают новую информацию учебного материала постепенно, небольшими дозами.

После каждой одной или нескольких доз новой информации учащимся в звукозаписи задаются контрольные вопросы. При помощи карт программированного опроса учащиеся

20 дают конструируемые или выборочные ответы, используя существующие контролирующие машины или друп1е средства безмашинного опроса (таблицы, перфокарты), чем обеспечивается обратная связь между уча25 щимися и преподавателями.

После фиксации каждого ответа учащихся воспроизводится в звукозаписи правильный ответ. Путем сравнения полученных ответов с правильным ответом обеспечивается пра30 вильная реакция учащихся на каждую дозу

388205

jl учебной программы. Затем продолжается выдача очередной дозы информации и т. д.

Такое выполнение обучающей машины позволяет автоматизировать не только функции опроса, но и функции выдачи информации и добиться нужной активной реакции одновременно целой группы учащихся.

Обучающая машина позволяет преподавателю записать на магнитной ленте рассказ об устройстве и работе прибора, любой необходимой глубины., которая зависит от требований программы подготовки.

Работа такой машины может сопровождаться без магнитофона рассказом преподавателя. Она позволяет фиксировать отдельные поло>кения на схеме, чтобы обратить особое внимание учащихся па главные моменты информации.

Обучающая машина может быть использована как автоматический консультант. Звукозапись информации для этих целей делают без контрольных вопросов и ответов на них.

Несколько установленных обучающих машин в одном учебном кабинете могут обслуживаться поочередно одним магнитофоном, для этого требуется лишь перестановка соединительного провода и кассеты с магнитной лентой.

Обучающая машина проста в устройстве и управлении, не дорога и не сложна в изготовлении, а в работе надежна и долговечна.

На чертеже приведена принципиальная схема электрической части машины.

Обучающая машина состоит из магнитофона и электрифицированного щита с плакатной схемой. Схема прибора илн какоголибо устройства, выполненная цветными красками на свстопроницасмом материале, закрепляется на раме щита, внутри которого устроены каналы и ячейки против деталей, прогодов пли ч".ñòåé схемы. В каналах и ячейках щита размещены низковольтные лампы накаливания для подсветки отдельных участков схсмь в нужные моменты.

Злсктричсская часть машины содер>кит блок управления, выполненный в виде фоторелс l; программный блок 2, состоящий из шагового искатсля 8 и ряда реле; блок 4 индикации, содср>кащнй лампы, и тактовый генератор 5.

Фоторслс, предназначенное для управления шаговым искателем, состоит из реле б, фотосопротивления 7, диода 8 и конденсатора 9. Фотореле монтируют в корпусе магнитофона. Световые сигналы на фотосопротивление поступают от лампы накаливания, специально размещенной в магнитофоне, через промытые на магнитной ленте окна.

Фоторслс работает следующим образом.

Если рабочая поверхность фотосопротивления не освещена, сопротивление последнего очень велико и через обмотку реле б протекает незначительный ток, не достаточный для срабатывания реле. При освещении фотосопротивления его электрическое сопротивление

65 резко уменьшается (в несколько десятков раз); во столько же раз увеличивается ток, протекающий по обмотке реле 6. Реле при этом срабатывает и контактами б включает обмотку электромагнита шагового искателя 8 в цепь, щетки последнего делают на поле 10 шагового искателя очередной шаг. Контакты б реле снабжены выводами для соединения магнитофона с электрифицированным щитом, в котором находится шаговый искатель. Конденсатор 9 служит для уменьшения пульсаций выпрямленного диодом 8 напряжения.

Тактовый генератор 5 предназначен для управления шаговым искателем при работе обучающей машины без магнитофона или прн поиске начального или какого-либо фиксируемого положения на изучаемой схеме.

Тактовый генератор представляет собой релаксационный генератор с ионной лампой и состоит из тиратрона 11, реле 12, диода 18, конденсатора 14 и резисторов 15, 1б и 17.

Тактовый генератор может быть смонтирован либо в корпусе электрифицированного щита, либо в корпусе магнитофона. Включастся тактовый генератор в электрическую цепь псрсключателем 18. При включении в цепь тактового генератора конденсатор 14 начинает заряжаться через диод 18 и резистор 15 или 1б и напряжение на нем увеличивается. Когда напря>кение на конденсаторе

14 достигает значения напря>кения зажигания тиратрона 11, последний зажигастся, напряжснис на нем резко снижается до напряжения горения и срабатывает реле 12. Конденсатор 14 быстро разряжается, с падением напря>кения тиратрон запирается и гаснет; рслс 12 отключается, и конденсатор 14 снова начинает заря>каться.,Л,алее процесс периодически повторяется.

При ка>кдом срабатывании реле 12 его контакты 12 включают в электрическую цепь обмотку электромагнита шагового искателя и щетки последнего делают на поле очередной шаг.

В 3а виси ости oz neличипы включенного сопротивления (резисторов 15 или 16) изменяется скорость работы тактового генератора.

Цепочка из конденсатора 19 и резистора

20, включенная параллельно контактам б и

12 реле, предохраняет последние от подгорания.

Шаговый искатель служит для подачи электросигналов на реле 21,— 21„+ в соответствии с программой, смонтированной на ламелях поля шагового искателя.

Реле 21,— 21„, количество которых зависит от программы работы электрифицированного щита, имеют по две пары н. р. контактов.

Контакты 21; — 21„ включают лампы 22 —

22„накаливания для подсветки изучаемой схемы, а контакты 21 — 21 реле удерживаются в замкнутом состоянии до определенного момента, зависящего от программы работы машины.

Реле 21+ имеет одну пару н, з. контактов 21„+ и служит для размыкния реле

211 — 21 в нужные моменты.

Шаговый искатель и реле 21,— 21П+ размещены обычно в корпусе электрифицированного щита.

Работает обучающая машина следующим образом.

1. Режим выдачи информации.

При нейтральном положении переключателя 18 включают магнитофон для воспроизведения рассказа. Одновременно с включением магнитофона зажигается лампа накаливания (не показана), расположенная вблизи от фотосопротивления 7 и разделенная с ним магнитной лентой.

При проходе прозрачного участка магнитной ленты между лампой и фотосопротивлением световой поток попадает на фотосопротивление, фотореле срабатывает, щитки шагового искателя делают шаг. С поля шагового искателя электросигнал поступает на реле

21ь которое своими контактами 21, включает в цепь лампу 22, накаливания. На схеме изучаемого прибора появляется небольшой подсвеченный участок, который ярко выделяется и сосредотачивает на себе внимание учащихся. Одновременно с этим продолжается воспроизведение рассказа с комментариями подсвеченного участка схемы.

При подходе другого прозрачного участка магнитной ленты к фотосопротивлению 7 снова срабатывает фотореле и щетки шагового искателя делают очередной шаг. С поля шагового искателя поступает электросигнал на реле 21 (не показано). На схеме изучаемого прибора возникает новый небольшой подсвеченный участок, рассказ в звукозаписи продолжается и так далее.

Подсвеченная часть схемы изучаемого прибора постепенно наращивается, и учащиеся небольшими дозами получают информацию учебного материала. Каждая доза информации подкрепляется программированным опросом учащихся, выдачей контрольных вопросов, получением ответов и сравнением последних с правильными ответами.

После полной выдачи информации по схеме изучаемого прибора шаговый искатель подает электросигнал на реле 21 +, контакты его 21 и+ размыкаются, вследствие чего реле

211 21„выключаются и подсветка схемы прекращается.

Цикл работы машины повторяется после перемотки магнитной ленты в начальное положение.

2. Режим работы машины в сопровождении рассказа преподавателя.

Магнитофон выключен или отсоединен полностью от электрифицированного щита. Переключатель 18 переводят в положение медленной скорости работы тактового генератора.

Через каждые 10 — 15 сек реле 12 тактового генератора срабатывает, щетки шагового искателя делают очередной шаг, подсвечен О ная часть схемы изучаемого прибора постепенно наращивается, В промежутках между срабатываниями реле 12 преподаватель комментирует устройство или работу изучаемого прибора.

2 3. Режим работы машины при п о и с к е начального или какого-либо фиксируемого положения на изучаемой схеме.

Переключатель 18 переводят в положение быстрой скорости работы тактового генератора. Реле 12 тактового генератора срабатывает через каждыс 0,5 — 1 сек. Подсвеченная часть схемы изучаемого прибора быстро нарастает. Фиксация начального или любого положения на схеме достигается переводом

35 переключателя 18 в нейтральное положение.

Предмет изобретения

Обучающая машина, содержащая про4О граммный блок, блок индикации, блок управления и тактовый генератор, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности учебного процесса, в ней выход программного блока соединен с блоком индикации, а

45 входы — с блоком управления и тактовым генератором, причем блок управления выполнен в виде фотореле.

388295

2 !!

ni !

1!

Составитель В. Гончаров

Техред А. Камышникова Корректор С. Сатагулова

Редактор И. Орлова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3025/9 Изд. № I757 Тираж 467 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх