Антифрикционное изделие

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (») 4012ОЭ,3

P . г

/ Д

4 (51) М. Кл. -

Р 16 С 33/20

F 16 С 33/26

Г 16 С 33/24 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.10,71 (21) 1710019/23-5 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.11.76Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования описания 27.04.77

Государствениый комитет

Совета Мииистрав СССР по делам иэооретеиий и открытий (53) УДК 678.027.94:

:621.893 (088.8) В. В. Коршак, И. A. Грибова, А. П. Краснов, Б. С. Лпознов, А. Н. Чумаевская, A. В. Виноградов, Г. B. Злердашвили и Ю. В. Воронцова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Институт элементоорганических соединений АН СССР (54) АНТИФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Изобретение касается способа получения самосмазывающихся армированных полимерных конструкционных материалов, способных обеспечить работу узлов сухого трения в отсутствии жидкой смазки.

Известен сборный вкладыш подшипника скольжения, представляющий собой чередующиеся пластины, которые выполнены из разнородной пластмассы или из металла и самосмазывающейся пластмассы.

В известном антифрикционном изделии в зоне трения при длительной работе накапливаются несмазывающие компоненты материала, кроме того для них характерны малая износостойкость и достаточно высокий коэф- т фициент трения.

Цель изобретения - достижение эффекта автостабилизации износа в широком диапазоне температур и нагрузок за счет стабилизации зазора между трущимися поверхностями, 2О что значительно увеличивает допустимые нагрузки и ресурс работы узла трения.

Достигается это тем, что чередующиеся элементы выполнены в виде брусков или пластин, монолитно соединенных между собой и расположенных перпендикулярно или касательно пути трения.

На чертеже изображены варианты выполнения антифрикционного изделия.

Оно представляет собой анизотропные слоистые монолитные материалы из чередующихся по пути трения слоев 1 и 2 самосмазывающихся полимерных и армирующих компонентов, при этом твердость армируюшего слоя должна превышать твердость самосмазывающегося. (СКАМ вЂ” самосмазывающийся комбинированный антифрикционный материал) .

В узле трения скольжения детали из СКАМа применяют в паре с контртелом, твердость которого выше, чем твердость армирующего компонента ÑÊÀÌà.

Зффект автостабилизации трения появляется при сочетании в материале СКАМ компонентов различной породы: в качестве армируюших компонентов — бронза, чугун, древесный шпон и так далее, а в качестве самосмазываюшихся компонентов — самосмазывающиеся пластмассы, полученные на основе полимеров различных классов.

401203

Необходимо, чтобы наиболее мягкий компонент СКАМа обладал свойствами самосмазываемости, а армирующий компонент имел твердость большую, чем самосмазывающийся компонент, но меньшую, чем контртело.

Материалы СКАМ изготавливают прессованием или литьем в виде заготовок определенных типоразмеров и макроструктуры, предназначенных для применения в различных конструкциях узлов трения. 10

Наилучшие заготовки из материалов СКАМэто слоистые листы, диски и блоки с толщиной слоев армирующего и самосмазывающего компонента 0,1-15 мм или заготовки, представляющие собой трубы, втулки, диски из аомирующего материала с глубокими внутПоликарбонат

"Дифлор"

Дисульфид молибдена марки МВЧ-1

Бронза

5-80

2 0-95

Полиарилат

Ф-1

Дисульфид молибдена марки МВЧ-1

2 0-95

5-80

Дисульфид молибдена

Графит

5-80 (бук) 1-2 0 Дисульфид молибдена 40-9 9

Графит 0-30

Полиэтилен

Бронза

Сталь 3

Полиамид

ПМ-67

Дюр аль

Дисульфид молибдена 50-80

3-25 Медный порошок 0-30

Эпоксидная смола ЭД-5

Испытания образцов СКАМ проводят при

В нагрузке 2 кг/см и скорости вращения

2 м/сек при торцовом трении. Состав СКАМ соответствует примерам 1-6 таблицы. Форма образца из материала СКАМ вЂ” втулки диа- ь метром 22х12 мм, контртело — ст. 3х3.

Физические свойства материала:

Коэффициент твения

0,9-0, 12

Температура, С 52-54

Износ за время испытания 50

3 час, мг 1-3

Износ материала на порядок ниже, чем иных материалов сухого трения.

Испытание образцов СКАМ по примерам 55

1, 2, 5 обеспечивает работоспособность узла трения в виде втулки диаметром 22х12 мм скольжения при скорости 2 м/сек, нагрузДерево плот- Олигомер ной древесины ФФ-40 ренними или наружными продольными пазами, либо полостями.

Технологический процесс изготовления заготовок из материалов СКАМ включает следующие стадии: прессование или литье наборного пакета из чередующихся слоев армирующего и самосмазывающего компонентов, заливка и запрессовка самосмазывающегося компонента в пазы и полости армирующего элемента, В этом случае применимы обычные методы изготовления слоистых и армированных изделий из пластмасс, например компрессионное и питьевое прессование.

В табл. 1 приведены примеры составов антифрикционных изделий из чередующихся слоев армирующего компонента и СКАМа.

Дисульфид молибдена 9 5-70 ке 20 кг/см в течение 1 час с износом

0,1 мг, в то время как параллельно испытывавшаяся антифрикционная самоемазываю» щаяся пластмасса за то же время износилась на 2, 1 мг.

Формула изобретения

Антифрикционное изделие, состоящее из чередующихся элементов, выполненных из самосмазывающегося и конструкционного материалов, отличающееся тем, что, с целью достижения эффекта автостабилизации износа в широком диапазоне температур и нагрузок, чередующиеся элементы выполнены в виде брусков или пластин, монолитно соединенных между собой и расположенных перпендикулярно или касательно пути трения.

401203

7 2

Составитель В. Чистякова

Редактор Е. Дайч Техред Н. Бабурка .Корректор Грипенко

Заказ 1046/77 Тираж 1 151 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Антифрикционное изделие Антифрикционное изделие Антифрикционное изделие 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения, работающих в сложных условиях, например в износостойких погружных насосах

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различных машин

Изобретение относится к способам получения износостойких поверхностей стальных деталей методом порошковой металлургии и может найти применение для получения износостойкого слоя на стальных деталях узлов трения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к технологии производства узлов и деталей машин и может быть использовано при изготовлении подшипника скольжения
Наверх