Патент ссср 402902

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

402902

Союз Соеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 22,Х.1971 (№ 1707303/18-24) М. 1,л. 6 091> 7/02 с присоединением заявки №

Приоритет

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

> ДК 081.3.371.69 (088.8) Опубликовано 19.X.1973. Бюллетень № 42

Дата о1г> бли::.OBa .tèÿ описания 7.111.1974

Авторы изобретения В. Я. Ожогин, A. Е. Денисов, H. М. Черносвитов, Г. Д. Соболевский и А. И. Сосновский

Заявитель Киевский инженерно-строительный институт

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Предлагаемое устройство относится к техническим средствам, применяемым в учебном процессе для проведения систематического контроля и обучения учащихся.

Известны устройства, используемые в учебном процессе при контроле знаний и обучении учащихся.

Устройства для контроля знаний учащихся с выборочным вводом ответа обеспечивают контроль знаний учащихся по нескольким билетам с простановкой суммарной оценки за ответы на все билеты.

Однако эти устройства не позволяют производить обучение по разветвленным программам и не рассчитаны на ввод ответа в форме многоразрядного числа.

Устройства для группового обучения, состоящие из центрального блока, пультов учащихся и приставок «Табло — Класс», «Диапроектор», «Магнитофон», обеспечивают работу в режиме «Контроль», а также реализацию обучающих программ с широким разветвлением, При этом ввод ответов осуществлен с пультов учащихся телефонным номеронабирателем и выражен в форме трехзначных чи"ел в десятичной системе счисления, наиболее удобной и привычной для любого контингента учащихся.

Считывание с кинопленки закодированной информации производится фотодиодами в момент прохождения света через отверстия в пленке. Каждый разряд записанного чис,ча занимает свое место на пленке, считывание одного разряда числа производится в неподвижном состоянии, но лишь после того как специальным лентопротя>кным механизмом необходимый участок пленки установлен между осветителем и системой фотодподов.

Данные устройства имеют следующие нсдо10 статки: — исключена возможность одновременного обслуживания центральным блоком работы с нескольких пу IbTOB, что вызывает непроизводительные затраты времени на ожидание

15 очереди при вводе ответов; — велики затраты времени на ввод ответов, расходуемого на реверсивный поиск участка пленки с кодами верных ответов по каждому номеру билета н остановку ее в нужном

20 положении для считывания каждый трех знаков, содержащихся в ответе; — сложность конструкции лентопротяжного механизма нз-за необходимости обеспечить пленке реверсивное движение в процсссс

25 поиска на ней нужного участка с кодами ответов вызванного номера билета; снижается механическая прочность пленки после нанесения на нее отверстий, соответствующих кодам верных ответов, а ревер30 сивное движение способствует быстрому ее износу и выходу из строя при появлении незначительных дефектов; — ограничено количество возможных вопросов в билете (не более четырех), что сужает возможности использования устройства в учебном процессе; — система строгой последовательности ввода ответов, начиная с первого (а не любого из четырех), вносит дополнительные неудобства для учащихся; — постоянство формы ответов, выражаемых только трехзначным числом, ограничивает выбор задач и вопросов, пригодных для реализации с использованием данного устройства.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей, повышение надежности и быстродействия устройства.

Поставленная цель достигается путем введения в устройство блоков непрерывного считывания номеров билетов и непрерывного считывания верных ответов, входы которых соединены с блоком носителя информации, а выходы подключены соответственно ко входам блоков сравнения номера билета и поразрядного сравнения ответа, соединенных между. собой, второй вход блока сравнения номера билета соединен с одним из выходов блока памяти номера билета, входы которого соединены с информационным табло преподавателя и рабочими пультами обучаемых, второй выход блока памяти номера билета соединен с информационным табло преподавателя, а третий — с блоком разрешения ввода номера вопроса, выход которого соединен с блоком памяти номера вопроса, первый выход которого соединен с блоком переключения режимов работы и блоком носителя информации, а второй выход подключен к блоку разрешения ввода ответа, выход которого соединен с блоком поразрядной памяти ответа, первый выход его подключен к блоку поразрядного сравнения ответа, а второй соединен с блоком переключения разрядов ответа, а выход его подключен к блоку поразрядного сравнения ответа, выход которого через блок несовпадения соединен с информационным табло обучаемых.

Блок-схема устройства приведена на чертеже.

Устройство для контроля знаний учащихся состоит из рабочих пультов обучаемых 1, каждый из которых содержит клавиши, используемые для подачи информации об ответе в форме цифр, индексов и символов, клавиши для служебных команд, диодный дешифратор, двоичный счетчик, логическую схему

«ИЛИ вЂ” НЕ» и транзисторный ключ, управляющий поступлением импульсов от генератора, общего для всех рабочих мест; блока 2 памяти номера билета, состоящего из двоичных счетчиков и транзисторных ключей; блока 3 памяти номера вопроса, представляющего собой двоичный счетчик; блока 4 поразрядной памяти ответа, содержащего двоичный

20 гз

65 счетчик; блока 5 разрешения ввода номера вопроса; блока 6 разрешения ввода ответа; блока 7 сравнения номера билета; блока 8 поразрядного сравнения ответа, состоящего из элементов сравнения и диодной матрицы; блока 9 переключения разрядов ответа, который содержит двоичный счетчик, элементы сравнения и логическую схему «ИЛИ вЂ” HE»; блока 10 фиксации несовпадения; блока 11 формирования итоговой команды, имеющего в своем составе триггеры и логические схемы; блока 12 непрерывного считывания номеров билетов, состоящего из фотодатчиков и усилителей-формирователей; блока 13 непрерывного считывания верных ответов; блока 14 носителя информации, представляющего собой полый тонкостенный барабан из прозрачного материала, на боковой поверхности которого укреплены сменные бумажные ленты с закодированной на них информацией о номере билета и ответы на билеты; блока 15 переключения режимов работы; информационного табло обучаемых 16 и информационного табло преподавателя 17.

В зависимости от надобности устройство может работать в следующих режимах.

«Самоконтроль» — позволяет осуществить самоконтроль знаний, а также при решении задач. Ответы на вопросы вводятся в любой последовательности. При вводе каждого верного ответа на информационном табло 16 включается сигнальная лампочка.

«Тренаж» вЂ” позволяет осуществить контроль знаний и решение задач, требующих определения логической последовательности действий и запрограммированной последовательности ввода ответов.

«Контроль» дает возможность осущест. вить контроль знаний обучаемых.

В этом режиме вводят ответы на поставленные в билете вопросы в любой последовательности, но информацию о том, какие ответы оказались верными и сколько верных ответов, узнает только после завершения работы над всеми вопросами своего билета.

Заняв рабочее место, обучаемый должен, используя свой пульт, набрать номер своего контрольного билета, а затем приступить к работе над вопросами (задачами), помещенными в контрольном билете. Номер контрольного билета закрепляют за данным рабочим пультом, что исключает возможность ввода в него верных ответов, относящихся к другому номеру контрольного билета. Номер билета вводится в машину только один раз в начал( работы и при последующих вводах ответа и вопросы билета не повторяется. Память о за крепленном за каждым рабочим пультом номере билета по окончании работы может быть сброшена только преподавателем.

Работает устройство следующим образом.

Набранная обучаемым информация о номере билета с рабочего пульта 1 поступает в блок 2 памяти номера билета, а затем в блок

7 сравнения номера билета. Одновременно в

402902 блок 7 поступают непрерывно сигналы о различных номерах билетов, предусмотренных для данного контроля по цепи: блок 14 носителя информации, блок 12 считывания номеров билетов.

Момент совпадения номера введенного билета с аналогичным из числа равных н непрерывно поступающих из блока 14 фиксируется, и в блок 8 поразрядного сравнения ответа поступают сигналы, разрешающие процесс сравнения поразрядного ответа по номеру вопроса, введенного обучаемым. Подаваемые сигналы обеспечивают поразрядное сравнение ответа на вопрос только по номеру билета, сообщенного с рабочего пульта 1 в начале работы.

Из блока 2 памяти номера билета в блок 5 разрешения ввода номера вопроса почается сигнал, который дает возможность сигналам о номере вопроса, поданным обучаемым со своего рабочего пульта, поступить в блок 3 памяти номеров вопроса.

В блоке 3 по окончании процесса запоминания номера вопроса формируются три сигнала. Один сигнал подается в блок 14 и обеспечивает получение всей информации, расположенной на ленте, соответствующей заявленному номеру вопроса.

Второй сигнал через блок 15 переключения режимов работы поступает на информационное табло 16 и подготавливает к включени1о сигнальную лампочку, соответствующу1о номеру вопроса и номеру рабочего пульта, с которого был введен сигнал о номере вопроса.

Сигнальная лампочка сможет загореться только по сигналу из блока 11 формирования итоговой команды, возникающему в случае, если введенный обучаемый ответ окажется верным.

Третий сигнал поступает в блок 6 разрешения ввода ответа. Последний обеспечивает пропуск сигналов о поразрядном содержании ответа, вводимого обучаемым с рабочего пульта 1 в адрес блока 4 поразрядной памяти ответа, в котором поразрядно запоминается содержание ответа и обеспечивается сброс памяти (для возможного запоминания очередного разряда) после сравнения в блоке 8 поразрядного сравнения ответа каждого очередного разряда.

В блоке 8 управление поразрядным сравнением введенного ответа с поразрядным содержанием верного ответа, поступающего через блок 13 считывания верных ответов с блока 14, осуществляется блоком 9 переключения разрядов ответа.

По окончании ввода всех разрядов, составляющих ответ по каждому вопросу, клавишем

«Итог», находящимся а рабочем пульте, подается сигнал, который аналогично сигналу о разряде ответа поступает через блок 6 разрешения ввода ответа, блок 4 поразрядной памяти ответа в блок 8 поразрядного сравнения ответа.

В последнем каждый разряд, составляющий содержание ответа и сигнал об окончании от5

65 вета, сравниваются с соответствующими сигналами, поступающими пз блока 14 по заявлс1шому номеру вопроса через блок 13.

В момент несовпадения какого-либо разряда, что расценивается как ввод неверного, неточного ответа, в том числе и несовпадения пода ш сигнала об окончании ответа, в блоке

10 несовпадения возникает сигнал запрета на выдачу из блока 11 формирования итоговой команды на включение сигнальной лампочки информационного табло 16.

Подготовленная сигнальная .чампочка, соответствующая номеру вопроса, по которому был введен ответ, в этом с,чучае не зажигается. Это значит, что ответ был неверен.

Если же в процессе сравнения сигналы несовпадения пе возникли, то сигнал запрета отсутствует и на информационном табло 16 зажигается сигнальная лампочка, соответствующая номеру вопроса, по которому был введен верный ответ. По сигналу «Итог», поступившему в блок 11, в последнем с незначительной задержкой по отношешно к сигналу на включение сигнальной лампочки возникает сигна,ч на сброс памяти введенного номера вопроса в блокс 3 памяти номера вопроса, что позволяет перейти к вводу ответа Ilo любому другому вопросу, включе1шому в заявленный в начале работы номер билета.

Наличие блока 15 перекл1оченпя режимов работы позволяет осуществить два положения по представлению световой информации о результатах работы каждого обучаемого.

В первом положении сигнал, поступивший из блока 11 формирования итоговой команды, в случае верного ответа подастся в информационное табло обучаемых 16 и обеспечивает включение сигнальной лампочки, соответствующей номеру вопроса, по которому был дан ответ (по закрепленному за рабочим пультом номеру билета). При вводе неверного ответа сигнальная лампочка не вкл1очается.

Незамедлительная выдача сигналов о том, верен или нет введенный ответ, нсобхоqII»a в режимах «Самоконтроль» и «Тренаж». Последовательное включение сип1альных лампочек на информационном табло 16 служит подтверждением того, что выбранная и реализованная обучаемым последовательность действий правильная.

Во втором положении сигнал, поступающий пз блока 11 формирования нтоговои команды в информационное табло обучаемых 16, лишь подготавливает сигнальную лампочку к вкл1оченшо по каждому верному ответу. Само включение пропсход,пт в конце работы всех обучаемых по сигна,чу, подаваемому преподавателем с блока 15 перек,чючения режимов работы. Рассмотренный порядок выдачи световой сигнализации об итогах работы обучаемых испо.чьзуется в режиме «Контро Ih».

Световая сигнализация о количестве верHbIx ответов, поданных с каждого из рабочих пультов ооучаемых 1 по закрепленным за ними номерам билетов, служит дчя преподава402902 теля основанием для выставления соответствующей оценки.

Информационное табло 17 позволяет преподавателю проверить в любой момент времени, по какому номеру билета обучаемый со своего рабочего пульта вводит ответы. Указанная проверка препятствует появлению у обучаемого желания использовать возмо>кность ввода верных ответов по заранее подготовленному номеру билета, а не по номеру билета, выданного ему преподавателем.

Информационное табло преподавателя 17 содержит: — индикатор номера билета на два десятичных разряда (например, на лампах цифровой индикации или люминесцентных индикаторах) — один на все рабочие места; — переключатель выбора режима работы информационного табло обучаемых 16, позволяющий выбрать режим немедленной либо задержанной выдачи информации о результатах ответов обучаемого; * — кнопки сброса номера билета, записанного в блоке 2 памяти номера билета, и перевода в исходное поло>кение лампочек информационного табло обучаемых 16 после фиксации ответов обучаемого.

Пред|мет изобретения

Устройство для контроля знаний, содержащее рабочие пульты обучаемых, два выхода которых соединены с блоком разрешения ввода номера вопроса и с блоком разрешения ввода ответа, информационное табло преподавателя, один из выходов которого соединен с информационным табло обучаемых, один из входов которого соединен с блоком переключения режимов работы, блок носителя инфор5

35 мации, блок формирования итоговой команды, блок несовпадения, блоки сравнения номера билета, поразрядного сравнения ответа, переключения разрядов ответа, поразрядной памяти ответа, памяти номера вопроса и памяти номера билета, от.>ича ощееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, повышения надежности и быстродействия устройства, в устройство введены блоки непрерывного считывания номеров билетов и непрерывного считывания верных ответов, входы которых соединены с блоком носителя информации, а выходы подключены соответственно ко входам блока сравнения номера билета и поразрядного сравнения ответа, соединенных между собой, второй вход блока сравнения номера билета соединен с одним из выходов блока памяти номера билета, входы которого соединены с информационным табло преподавателя и рабочими пультами обучаемых, второй выход блока памяти номера билета соединен с информационным табло преподавателя, а третий — с блоком разрешения ввода номера вопроса, выход которого соединен с блоком памяти номера вопроса, первый выход которого соединен с блоком переключения режимов работы и блоком носителя информации, а второй выход подключен к блоку разрешения ввода ответа, выход которого соединен с блоком поразрядной памяти ответа, первый выход его подключен к блоку поразрядного сравнения ответа, а второй соединен с блоком переключения разрядов ответа, а выход его подключен к блоку поразрядного сравнения ответа, выход которого через блок несовпадения и блок формирования итоговой команды соединен с информационным табло обучаемых.

402902

Составитель В. Гончаров

Редактор Н. Белявская Техред Т. Миронова корректор Е. Хмелева

Заказ 470/13 Изд. Ме 3001 Тираж 467 11одписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,5

Типография, пр. Сапунова, 2

Патент ссср 402902 Патент ссср 402902 Патент ссср 402902 Патент ссср 402902 Патент ссср 402902 

 

Похожие патенты:

Вптб // 390553

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх