Центробежная пусковая муфта

 

473868 о п и с М" н- - и-" е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ QkQ3 СЮбЕТсйм1с

Социалистимеските

РфС1тУблИК

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свид-ва ¹ 418645 (22) Заявлено 12.02.73 (21) 1881108/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет

Опубликовано 14.06.75. Бюллетень ¹ 22 (5!) Ч. Кл. F 16d 43/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.9 (088.8) Дата опубликования описания 19.01.76 (72) Авторы изобретения

В. С. Поляков, В. Н. Коськин и Б. Г. Кобцев (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ПУСКОВАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в приводах текстильных машин для устранения пусковой обрывности нитей или в приводах транспортеров угольных комбайнов для увеличения срока службы прорезиненных лент.

По основному авт. св. № 418645 известна центробежная пусковая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с закрепленными иа иих фрикциоиными дисками и связанными с ними иажимным и упорным дисками, а также центробежный механизм включения, выполненный в виде шариков, помещенных в сепаратор, свободно установленный между иажимпым и упорным дисками, причем рабочие поверхности упомянутых дисков выполнены в виде эллипсоидов.

Муфта обеспечивает плавное включение в соответствии с оптимальным законом нарастания передаваемого момента, однако, ввиду того, что шарики могут перемещаться к периферии дисков беспрепятственно, она не может обеспечить безнагрузочного разгона приводного двигателя при одновременном ограничении величины пусковых перегрузок деталей рабочей машины.

В предлагаемой муфте для улучшения ее пусковых характеристик сепаратор снабжен инерционной массой, преимущественно ободом, а окнам, в которых размещены шарики, придана спиралевидная форма, На фиг. — представлена предлагаемая муфта, поперечный разрез, на фиг. 2 — раз5 рез ио Л вЂ” Л иа фиг. !.

Центробежная пусковая муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, соединенные фрикцио1гиыми дисками 3, и центробежный механизм включения, состоящий из упор-!

О ного диска 4, соедин. иного с ведущей полумуфтой, опирающегося через пружину 5 иа прижимной диск 6 фрикционного узла, шариков 7 и сепаратора 8. а также нажимной диск 9. С целью уменьшения износа в конструкцию может бь1ть введена пружина 10 и упорный подшипник !. При сборке окна сепаратора спиралевидной формы должны быть ориентированы относительно направления вращения, как указано на фиг. 2. Пружина 5

20 имеет большую жесткость и меньшую усадку по сравнению с пруж1гиой !О, поэтому в покое шарики 7 зажаты между дисками 4 и 9, а между прижимным 6 и фрикционным 3 дисками имеется зазор.

25 В момент пуска электродвигателя ведущая полумуфта совместно с дисками 4 и 6 приходит в движение с ускорением, полумуфта 2 с дисками 3 и 9 неподвижна из-за наличия зазора.

3О Шарики 7 вращаются с половинной скоз ростью (ускорением), так как образуют совместно с дисками 4 и 5 дифференциальный механизм, при этом они приводят в движение сепаратор 8 с названной скоростью (ускорением). Вследствие наличия ускорения на сепаратор действует момент от сил инерции, пропорциональный и направленный противоположно ускорению. Благодаря спиралевидной форме окон момент сил инерции, действующий на сепаратор, препятствует перемещению шариков от центра, т. е. включению муфты, до тех пор, пока ускорение не понизится до заданного значения. Это обеспечивает безнагрузочный разгон электродвигателя до значения скорости, близкого к номинальному.

После того, как момент, развиваемый муфтой, превысит момент трения покоя машины, ведомый вал начнет ускоренно вращаться. В этот период скорость и ускорение сепаратора будут определяться полусуммой скоростей или ускорений ведущей и ведомой полумуфты. При превышении значения ускорения сепаратор перемещает шарики к центру и выключает муфту.

С повышением угловой скорости возрастает значение центробежной силы, действующей на шарики, что приводит к повышению значений ускорений, действующих на ведомую часть муфты. Для предотвращения этого, а также для устранения влияния износов в фрикционном узле на параметры муфты и сохранения предохранительных свойств муфты на установившемся режиме давления один из дисков, например 5, подпружинен и имеет

473868 опорную поверхность в виде части эллипсоида.

Благодаря этому прн увеличении центробежной силы шарик 7, сжав пружину 5, перемещает диск 9 в положение, при котором угол заклинивания шарика 7 между дисками 4 и 9 больше, следовательно, сила; необходимая для его смещения вниз, меньше. Это позволяет снизить ускорения ведомой части до заданноiO го постоянного значения.

Параметры окна в сепараторе, жесткость пружины 5 и углы наклона опорной эллипсоидной поверхности дисков 4 и 9 могут быть определены расчетным путем после расчета фрикционного узла муфты. Ведущей может быть как полумуфта 1, так и полумуфта 2.

Таким образом, предлагаемая муфта позволяет получить разгон электродвигателя без нагрузки до скорости, близкой к номиналь2О ной, и разгон ведомой части машины с ускорениями, близкими к постоянным, за все, наперед заданное время разгона вне зависимости от вида нагрузки и условий эксплуатации.

Предмет изобретения

Центробежная пусковая муфта по авт. св.

ao № 418645, отличающаяся тем, что, с целью улучшения ее пусковых характеристик, сепаратор снабжен инерционной массой, преимущественно ободом, а окнам, в которых размещены шарики, придана спиралевидная фор35 ма.

473868

А-А

Составитель И. Антипова

Техред М. Семенов

Корректор Н. Лебедева

Редактор Л. Василькова

Заказ 6391 Изд. № 1517 Тираж 869 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

МОТ, Загорский филиал

Центробежная пусковая муфта Центробежная пусковая муфта Центробежная пусковая муфта 

 

Наверх