Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ пц 4 76368

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.08.72 (21) 1821176/24-6 (51) М. Кл. F Olp 11/04 с присоединением заявки №

1осударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

О л блнковано 05.07.75. Бюллетень ¹ 25 (53) УДК, 621.43-071 (088.8) Дата опубликования описа. .ия 10.12.75 (72) Авторы изобретения

В. И. Колотий и С. Г. Жалкин (71) Заявитель

Локомотивное депо им. С. М. Кирова станции Основа Южной железной дороги (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно, к устройствам для охлаждения двигателей с наддувом.

Известны системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, снабженного размещенным между ресивером и нагнетателем наддувочного воздуха теплообменником, у которого патрубок отвода охлаждающей жидкости соединен с патрубком подвода последней при помощи трубопроводов и установленных по- l0 следовательно маслоохладителя с впускным и выпускным окнами и радиатора с приемным и сборным коллекторами.

В известных системах не предусмотрена возможность повышения температуры надду- 15 вочного воздуха, что снижает экономичность двигателя на режимах работы с малой нагрузкой.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение возможности подогрева охлажда- 20 ющей жидкости на входе в теплообменник теплом охлаждаемого масла и повышения, вследствие этого, температуры наддувочного воздуха.

Для этого теплообменник при помощи об- 25 водных труб подключен патрубком подвода к выпускному окну маслоохладителя, а патрубком отвода — к приемному коллектору радиатора. Впускное окно и сборный коллектор последних сообщены между собой при помощи з0 перепускной магистрали.

На чертеже изображена схема предлагаемой системы.

Теплообмепник 1 размещен между ресивером 2 двигателя и нагнетателем наддувочного воздуха (не показан), Патрубок 3 отвода охлаждающей жидкости от теплообменника соединен с патрубком 4 подвода последней при помощи трубопроводов 5 — 7, уста повленных последовательно маслоохладнтеля 8, с впускным 9 и выпускным 10 окнамп, радиатора 11, с приемным 12 и сборным 13 коллекторами и циркуляционного насоса 14.

При помощи обводной трубы 15 теплообменник подключен патрубком подвода к выпускному окну маслоохладптеля и обводной трубы 16, а патрубком отвода — к приемному коллектору радиатора.

Перепускная магистраль 17 соединяет между собой сборный коллектор радиатора и впускное отверстие маслоохладителя.

Трубопроводы, обводные трубы и перепускная магистраль снабжены запорными органами, подключенными к пневмосистеме, управляемой по импульсу датчика 18 температуры помещенного в ресивер двигателя. Причем, в обводной трубе 15 запорный орган выполнен в виде нормально открытого клапана с управляющей подпружиненной подвижной стенкой.

Запорные органы трубопровода 5 и обводной трубы 16 снабжены общей управляющей подвижной стенкой и выполнены в виде соеди476368 ненного с ней трехходового клапана 19. Подобным же образом запорные органы магистрали

17 и трубопровода 7 объединены в трехходовой клапан 20 с подвижной стенкой 21.

Кроме управляемых запорных органов в магистрали 17 и в трубопроводе 6 предусмотрены обратные клапаны 22 и 23.

Пневмосистема управления запорными органами снабжена размещенным в воздухопроводе 24 дросселем 25, соединенным с датчиком температуры. Система работает следующим образом.

При температуре наддувочного воздуха более низкой, чем нижний предел заданного диапазона, давление воздуха в магистрали 24 недостаточно для сжатия пружин подвижных стенок управляемых запорных органов и последние смещены в крайнее верхнее положение. Охлаждающая жидкость из сборного коллектора 13 по перепускной магистрали 17 поступает к впускному окну 9 маслоохладителя 8 и после подогрева в нем теплом охлаждаемого масла через выпускное окно 10, поступает по обводной трубе 15 к патрубку 4 подвода жидкости к теплообменнику 1. Из патрубка 3 отвода жидкости насос подает последшою по трубопроводу 5 и обводной трубе 16 к приемному коллектору радиатора.

При этом, воздух в теплообменнике подогревается теплом охлаждаемого масла.

По мере прогрева наддувочного воздуха датчик температуры увеличивает сечения дросселя и давление в пневмосистеме управления запорными органами возрастает. Запорные органы занимают среднее положение и охлаждающая жидкость циркулирует частично через трубопроводы, по обводным трубам и перепускной магистрали, обеспечивая частичное использование тепла охлаждаемого масла.

Если температура наддувочного воздуха превышает нижний предел заданного диапазона, дроссель пневмосистемы открыт настолько, что давление в пневмосистеме перемещает запорные органы в крайнее нижнее положение.

В этом случае охлаждающая жидкость из

5 патрубка 3 нагнетается насосом по трубопроводу 5 в маслоохладитель, затем по трубопроводу 6 в радиатор, и после охлаждения в радиаторе, жидкость поступает по трубопроводу 7 к патрубку 4 теплообменника. При такой

1о последовательности циркуляции жидкости обеспечивается охлаждение наддувочного воздуха. Причем, интенсивность охлаждения можно регулировать известными средствами: регулированием производительности вентилятора обдува радиатора или прикрытием шторок жалюзи.

Предлагаемое выполнение системы позволяет не только охлаждать наддувочный воздух, но и, в случае необходимости, подогревать его

2о теплом охлаждающего масла.

Предмет изобретения

Система охлаждения двигателя внутренне 25 го сгорания, снабженного размещенным между ресивером и нагнетателем теплообменником, у которого патрубок отвода охлаждающей жидкости соединен с патрубком подвода последней при помощи трубопровода и устазо новленных последовательно маслоохладителя с впускным и выпускным окнами и радиатора с приемным и сборным коллекторами, о тл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности подогрева охлаждающей жидкоз5 сти на входе в теплообменник теплом охлаждаемого масла, теплообменник при помоши обводных труб подключен своим патрубком подгода к выпускному окну маслоохладителя и своим патрубком отвода к приемному кол о лектору радиатора, а впускное окно и сборный коллектор последних сообщены между собой при помощи перепускной магистрали.

476368

Составитель М. Файн

Koppe! Tîðû: Л. Николаева и Л. Корогод

Те.;ред М. Сегаенов

Редактор M. Васильева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3004/2 Изд. ¹ 981 Тираж 619 Поди ис нос

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мпнистрсг СССР по делам изобретений и открыпш

Москва. К-35, Раушская наб., д. 4, 5

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Вптб // 383164

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к компрессорным устройствам рельсового подвижного состава

Изобретение относится к системе охлаждения для автомобиля, содержащей контур охлаждения для обеспечения нагревающегося во время работы узла (10) автомобиля охлаждением посредством охлаждающей среды, текущей в контуре охлаждения, причем такая система охлаждения содержит средство (20) для обеспечения циркуляции охлаждающей среды в контуре охлаждения и средства для обработки циркулирующей охлаждающей среды, в которой модульная конструкция (40) содержит упомянутые средства (51, 51a, 51b, 52, 54, 56, 58) и выполнена с возможностью соединения с узлом у блока (60) сопряжения для обеспечения циркуляции охлаждающей среды между узлом (10) и модульной конструкцией (40)

Изобретение относится к конструкции поршневого ДВС с жидкостным охлаждением, модулю ДВС и корпусу модуля. ДВС содержит модуль (1), выполненный в виде отдельного сборочного узла, подсоединенного к блоку цилиндров (12). В модуле (1) функционально объединены водяной насос (4), масляный фильтр (5), маслорадиатор (3), термостаты, дифференциальный клапан и предохранительный клапана маслорадиатора. Литой корпус модуля имеет фланец с привалочной поверхностью для подсоединения к блоку цилиндров и содержит корпус маслорадиатора с полостью под теплопередающий элемент, выходящей на упомянутой привалочной поверхности. Спереди корпуса модуля расположена часть корпуса водяного насоса, содержащая часть спирального канала отвода охлаждающей жидкости. Корпус модуля содержит корпус термостатов с привалочной поверхностью для подсоединения трубопровода. В корпусе модуля выполнены канал подвода масла к полости маслорадиатора, канал отвода масла от полости маслорадиатора к масляному фильтру, канал отвода масла от масляного фильтра в блок двигателя с выходом на привалочной поверхности к блоку цилиндров. В корпусе модуля выполнены канал всасывания водяного насоса, канал подвода охлаждающей жидкости из блока цилиндров к полости термостатов и байпасный канал, соединяющий полость термостатов и полость всасывания водяного насоса. Корпус модуля имеет фланец для монтажа масляного фильтра. В корпусе модуля имеется выход для сброса масла из канала подвода масла к полости маслорадиатора. В корпусе модуля имеется гнездо для установки дифференциального клапана и канал для подвода управляющего масла к дифференциальному клапану. Каналы подвода масла к маслорадиатору и отвода масла из полости маслорадиатора имеют выходы на привалочной поверхности фланца для монтажа масляного фильтра. Канал подвода масла к маслорадиатору и канал отвода масла от масляного фильтра расположены в блоке цилиндров (12) и модуле (1) и пересекают поверхность соединения модуля с блоком. На боковой стенке блока цилиндров (12) выполнено гнездо (15). Гнездо (15) имеет отверстие для отвода охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения. Между дном гнезда (15) и теплопередающим элементом имеется ребро (23). Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей модуля ДВС при сохранении компактности конструкции, уменьшение количества и упрощение соединительных трубопроводов между двигателем и модулем, а также между функциональными единицами модуля. 3 н. и 23 з.п. ф-лы, 20 ил.
Наверх