Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями

 

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свнд-ву— (22) Заявлено 18.02.74 (21) 1997373/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.03.77. Бюллетень № 11 (4б) Дата опубликования описания 10.05.77

Союз Советских

Социалистимеских

Республик (11) 551204 (51) М. Кл. B 60 К 17/32

Государственный комитет

Совета Мнннстров СССР по делам нзаоретеннй н аткрытнй (5З) ДК 629.113.039 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Ф. Николаев и Г. П. Миронов (71) ЗаЯвитЕль Горьковский политехнический инсгитут им. А. А. Жданова (54) ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С КОЛЕСНЫМ И РОТОРНО—

ВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЯМИ

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности к ведущим мостам транспортных средств.

Известен ведущий мост транспортного средства с колесными и роторно — винтовыми движителями.

Однако известные устройства имеют значительные габариты по ширине, так как роторы расположены за пределами габаритов ведущего моста, а также большой вес, так как колесный и роторно— винтовой движители имеют каждьгй свои собственные подвески и привод.

Известен ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно — винтовым движителями, содержащий главную передачу, установленную в корпусе и состоящую из ведущего и ведомого зубчатых колес, муфту включения приводов к упомянутым движителям, связанную ведущей частью с ведомым зубчатым колесом главной передачи и избирательно подключаемую к двум ведомым частям, соединенным передачами с каждым из движителей транспортного средства, установленных на кронштейнах, закрепленных на корпусе транспортного средства.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемомуу результату.

Однако устройство имеет значительные габариты, так как роторы расположены за пределами габаритов моста; кроме того, отсутствует автоматическое переключение движителей.

Цель изобретения — уменьшение общего веса и габаритов моста по ширине и обеспечение автоматического переключения движителей при их смене.

Дпя этого механизм смены движителей снабжен парой шестерен, ведущая из которых связана передачей с ведомой шестерней главной передачи, а ведомая шестерня выполнена с эксцентричным

15 отверстием, установлена на корпусе главной передачи коаксиально с ведомой шестерней с возможностью вращения и стопорения и соединена с кронштейнами колесных и роторно-винтовых движителей; кроме того, на корпусе главной передачи закреплен осевой кулачок, а муфта включения приводов снабжена подпружиненным толкателем, установленным в эксцентричном отверстии ведомой шестерни механизма смены движителей, связанным с ведущей частью муфты включения приводов и взаимодействующим с осевым кулачком.

551204

На фиг. 1 изображен ведущий мост транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема ведущего моста транспортного средства.

Ведущий мост осуществляет привод к ведущим колесам 1 и роторам 2 правого борта и содержит главную передачу 3, установленную в корпусе 4 и состоящую из ведущей 5 и ведомых 6 шестерен, муфту 7 включения приводов к движителям 1 и 2, ведущая часть 8 которой связана полым валом 9 с ведомой шестерней 6 главной передачи 3 и избирательно соединена с двумя ведомыми частями 10 и 11, причем ведомая. часть 10 соединена цепной передачей 12 с ведущим колесом 1, а ведомая часть 11, выполненная в виде ведущего зубчатого колеса, — через ведомое колесо 13 и цепную передачу 14 соединена с ротором 2.

Колесо 1 установлено на кронштейне 15, закрепленном на корпусе 4 главной передачи 3, связанном с механизмом 16 смены движителей.

Ротор 2 установлен на кронштейне 17, также закрепленном на корпусе 4 главной передачи 3, связанном с механизмом 16 смены движителей.

Механизм 16 смены движителей содержит пару шестерен 18 и 19 внутреннего зацепления. Ведущая шестерня 18 установлена на валу 20 и связана с помощью муфты 21 зубчатой передачи, состоящей из колес 22 и 23, и полого вала 9 с ведомой шестерней 6 главной передачи 3.

Ведомая шестерня 19 механизма 16 установлена с возможностью вращения и стопорения на корпусе 4 главной передачи 3. Шестерня 19 соединена как с кронштейном 15 ведущего колеса 1, так и с кронштейном 17 ведущего ротора 2.

На корпусе 4 главной передачи 3 закреплен осевой кулачок 24, с которым взаимодействует толкатель 25, связанный подпружиненной тягой 26, проходящей через эксцентричное отверстие 27, с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов.

Привод к движителям левого борта осуществляется с помощью ведущей конической шестерни 28 главной передачи, связанной с ведущей шестерней 5 главной передачи 3 зубчатой передачей, состоящей из колес 29 — 32.

Ведомая шестерня 6 главной передачи связана с полым валом 9 с помощью кулачков ой муфты 33, а связь полого вала 9 с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов осуществляется фрикционом 34.

Для управления фрикционами 34 служат рычаги 35 и 36. Включение механизма смены движителей осуществляется муфтой 37.

Ведущий мост работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя передается на ведущую коническую шестерню 28 главной передачи привода левого борта, а также через зубчатые колеса 29 — 32 на ведущую шестерню 5 главной передачи 3 привода правого борта. Далее для правого борта крутящий момент поступает на ведомую шестерню6 главной передачи3, связанную с ней кулачковую муфту 33, полый вал 9, фрикцион 34, ведомые диски которого связаны валом с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов.

Если включен колесный движитель, то крутящий момент от ведущей части 8 муфты 7 поступает на ведомую часть 10 муфты 7 и через цепную передачу 12 — к ведущему колесу 1.

Если же включен роторно — винтовой движитель, то крутящий момент от ведущей части 8 муфты 7 поступает на ведомую часть и через зубчатое колесо 13 и цепную передачу 14 к ротору 2.

Аналогично осуществляется привод движителей левого борта от ведущей шестерни 28 главной передачи.

Смена движителей осуществляется следующим образом. С помощью рычагов 35 и 36 дистанционно включаются фрикционы 34 обоих бортов. Затем дистанционно включаются муфты 37 и выключается стопорение шестерни 19 механизма 16 смены движителей (устройство стопорения шестерни 19 на чертеже не показано) . Крутящий момент от шестерни 22 передается на шестерню 23 и через муфту 37 на вал 20 и далее — на ведущую шестерню18 и ведомую шестерню 19 механизма 16 смены движителей. При этом вместе с шестернеи 19 вокрут оси моста вращаются кронштейны 15 и 17, несущие соответствующие движители — колеса 1 и роторы 2. о

После поворота шестерни 19 на 180 она вновь стопорится, а фрикционы 34 включаются.

Переключение привода на тот или иной тип движителя осуществляет тяга 26, один конец которой связан с толкателями 25 (при вращении шестерни 19 толкатель 25 перемещается вдоль осевого кулачка 24). Тяга 26 связана с ведомой частью 8 муфты, осуществляющей включение нужного движителя (как указано выше) .

Формула изобретения

Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно-винтовым движителями, содержащий главную передачу, установленную в корпусе и состоящую из ведущего и ведомого зубчатых ко45 лес, муфту включения приводов к упомянутым дВижителям, связанную ведущей частью с ведомым зубчатым колесом главной передачи и избирательно подключаемую к двум ведомым частям, соединенным передачами с каждым из движителей транс50 портного средства, установленных на кронштейнах, закрепленных на корпусе главной передачи и связанных с механизмом смены движителей, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения общего веса и габаритов моста по ширине, механизм смены движителей снабжен парой шестерен, ведущая из которых связана передачей с ведомой шестерней главной передачи, а ведомая шестерня выполнена с эксцентричным отверстием, установлена на корпусе главной передачи коаксиально с ведомой шестерней

60 главной передачи с возможностью вращения и сто551204 порения, и соединена с кронштейнами колесных и роторно †винтов движителей.

2. Ведущий мост поп.1, о тлича ющийс я тем, что, с целью автоматического переключения приводов движителей при их смене, на корпусе главной передачи закреплен осевой кулачок, а муфта включения приводов снабжена подпружиненным толкателем, установленным в эксцентричном отверстии ведомой шестерни механизма смены движителей, связанным с ведущей частью муфты включения приводов и взаимодействующим с осевым кулачком.

551204

Составитель Г. Коршунов ГехРед Г. Родак Корректор C. Шекмар

Тираж 962 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Редактор Н. Козлова

Заказ 68/9

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно- винтовым движителями 

 

Похожие патенты:

Тека // 380493

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх